- Нетрадиционные методы ведения занятий - 5,4%
- Профессиональная компетентность - отметили 2,7% опрошенных. Учителя-логопеды выделяют такие профессиональные качества как знание языка жестов и дактилологии.
- 1,8% опрошенных считают, что положительно учащиеся оценивают доступность в изложении материала. Один из логопедов отмечает «желание дать им (детям) знания, доступно и наглядно донести до них знания об окружающем мире», другой отмечает «понятность объяснений».
- Ещё 3,6% учителей-логопедов считают, что учащиеся могут положительно оценить их коммуникативную культуру. Логопеды выделяют такие показатели как «умение общаться на равных» и «умение осуществлять индивидуальный подход».
- И один из опрошенных учителей-логопедов выделил такое профессиональное качество как «преданность делу».
Среди личностных профессиональных качеств положительно оцениваемых учащимися учителя-логопеды отмечают (см. Табл.3):
Гуманность, любовь к детям - 39,6% . В это понятие входит «доброжелательность, забота». 16,2% логопедов отметили общительность и открытость в отношениях. Каждый шестой опрошенный указывает, что необходимым в работе является чувство такта. 4 человека выделили толерантность, терпимость как личностное качество. Такое же количество респондентов отметили эмоциональность. По 1,8% получили такие качества как духовность и справедливость. Три учителя-логопеда, считают, что учащиеся положительно могут оценить такие качества как ответственность, пунктуальность и инициативность.
1,8% логопедов предполагают, что учащиеся могут объективно оценить их интеллект.
З,6% опрошенных логопедов считают, что учащиеся оценивают их по внешнему виду.
5,4% логопедов не ответили на поставленный вопрос, это указывает на не развитость рефлексии. Здесь прослеживается взаимосвязь не данных ответов на вопрос и стажем работы, который составил от 11до 27 лет.
При исследовании негативно оцениваемых учащимися качеств было выявлено, что 56% логопедов затруднились или не дали ответа на поставленный вопрос (см. Табл.4).
Среди негативно оцениваемых учащимися профессиональных качеств логопеды отметили требовательность - 11,4%, и не умение найти индивидуальный подход - 1,9%.
При оценивании личностных качеств опрошенные логопеды выделили:
- 13,3% - строгость;
- Повышенный тон голоса, «крикливость» - 5,7%;
Также были выделены такие негативные качества как «плохое настроение на занятиях», «невнимательность к детям», и «педантичность».
Таблица 3Представления учителей-логопедов об оцениваемых позитивных качествахКачества учителя-логопеда | Абсолютное значение | Процентное соотношение | ||
I. | Профессиональные качества:1. Нетрадиционные методы ведения занятия2. Профессиональная компетенция3. Доступность в изложении материала4. Коммуникативная культура:А) умение осуществлять индивидуальный подходб) общение на равных 5. Преданность делу | 63222 1 | 5.4%2.7%1.8%1.8%1.8% 0.9% | |
II. | Личностные качества:1. Гуманность, любовь к детям2. Общительность, открытость3. Тактичность4. Толерантность5. Эмоциональность6. Духовность7. Справедливость8. Ответственность9. Пунктуальность 10. Инициативность | 44187442211 1 | 39.6%16.2%6.3%3.6%3.6%1.8%1.8%0.9%0.9% 0.9% | |
III. | Интеллект | 2 | 1.8% | |
IV. | Внешний вид | 4 | 3.6% | |
V. | Нет ответа | 6 | 5.4% | |
Итого: | 112 | 100% |
Качества учителя-логопеда | Абсолютное значение | Процентное соотношение | ||
I. | Профессиональные качества:1. Требовательность 2. Не умение найти индивидуальный подход | 6 1 | 11.4% 1.9% | |
II. | Личностные качества:1. Строгость2. Повышенный тон голоса3. Принципиальность4. Плохое настроение5. Невнимательность к детям 6. Педантичность | 73111 1 | 13.3%5.7%1.9%1.9%1.9% 1.9% | |
III. | Затрудняюсь с ответом | 2 | 3.8% | |
IV. | Нет ответа | 29 | 52.2% | |
Итого: | 52 | 100% |
В целом специфика рефлексии, проявляющейся в процессах общения, в том числе педагогического, до сих пор была мало исследована. Экспериментальные исследования позволили выявить три основных вида педагогической рефлексии: социально-перцептивную, коммуникативную и личностную.
Социально-перцептивная рефлексия осуществляет функцию регуляции педагогического общения в условиях рассогласования стратегий и тактики педагогического воздействия.
Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его оценивают, воспринимают, относятся к нему другие.На основе теоретических данных было проведено исследование уровня сформированности рефлексии у учителей-логопедов на базе Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования.
Было выявлено, что уровень сформированности социально-перцептивной рефлексии у учителей-логопедов составляет 100%. Большинство опрошенных (87,5%) стремятся знать, что о них и их работе думают учащиеся.
Экспериментально установлено, что уровень коммуникативной рефлексии составляет 95%, из которых половина опрошенных считает, что их учащиеся оценивают скорее положительно, чем отрицательно и 45% считает, что их оценивают положительно.
Адекватность коммуникативной рефлексии влияет на регуляцию взаимоотношений с учащимися и стиль педагогической деятельности, а также на формирование личностной рефлексии, т.е. на осмысление собственного сознания и своих действий самопознания.
Результаты изучения всех видов педагогической рефлексии показывают, что в условиях реальной педагогической практики необходима работа по
формированию и коррекции рефлексивных представлений:
- разъяснение педагогам сущности рефлексивного управле-ния учебно-воспитательным процессом;
- постановка перед педагогами задачи самовоспитания ка-честв, способствующих формированию педагогической рефлексии;
- консультационная помощь педагогам в организации реф-лексивного управления отношениями с учащимися;
- специальный тренинг, способствующий выбору оптималь-ных вариантов поведения педагога в сложных педагогиче-ских ситуациях с учетом ожиданий учащихся;
- организация совместной деятельности педагогов и уча-щихся, способствующей лучшему знанию и пониманию ими друг друга;
- предоставление педагогам специальных методик развития и коррекции педагогической рефлексии.
Основным условием развития всех видов рефлексии является создание у педагогов установки наблюдать и анализировать собственное поведение и понимание этого поведения значимыми другими. Такой «разговор» учителя с самим собой о своём педагогическом общении, о понимании учащихся, коллег, администрации и самого себя является необходимым условием продуктивного руководства учебно-воспитательным процессом, конструирования взаимоотношений и взаимопонимания с учащимися. В этом случае он может адекватно оценивать растущие требования к нему со стороны учащихся, предупреждать возникновение психологического барьера, осуществлять коррекцию своего поведения и деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980 -Т. 1-2.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.
3. Блонский П. П. Педология. Серия: Педагогическое наследие. 2000.
4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.1982 .
5. Вопросы психологии способностей школьников. Крутецкий В.А./М.: 1964.
6. Гамезо М.В. Возрастная и пед. психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М., 2003.
7. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для системы дополнит. проф. образования и студентов вузов.- М.,2003 .
8. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала: Избранные психологические труды.2004.
9. Джемс У. Личность //Психология личности: Тексты/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982.
10. Детская и педагогическая психология/ Каптерев П.Ф. - М.: Изд. МПСИ, 1999.
11. Климов Е.А./Учебная литература для высшего профессионального образования, - С.-Питер., 2004.
12. Кон И.С. Категория «Я» в психологии //Психол. журнал. - 1981. - Т. 2.
13. Краткий психологический словарь/сост. Л.А. Карпенко; Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- М., 1985.
14. А. С. Макаренко. Педагогические сочинения в восьми томах. Том 8. Авторский сборник. 1986.
15. Мерлин В.С. Психология индивидуальности/Под. ред. Е.А. Климова. М., 1996.
16. Мясищев В. Н. Психология отношений. 2003.
17. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2ч. - М., 2003. - ч.2
18. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003.
19. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под. ред. В.А. Сластенина. М., 2002.
20. Психология труда и профессиональное развитие учителя: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений/Л.М. Митина., 2004.
21. Практическая психология. Гродненский университет им. Я. Купалы/ Под ред. С.В. Кондратьевой.- Гродно.- 1992 .
22. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. 2000.
23. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
24. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1976.
25. Словарь психолога-практика/сост. С.Ю.Головин. Мн., 2001.
26. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -- М., 1989.
27. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.И. Акинова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой.- М., 2002.
28. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.М., 1972.
29. Столин В.В.. Самосознание личности. М., 1983 г.
30. В. А. Сухомлинский о воспитании. Серия: Библиотека журнала "Воспитание школьников". 2003.
31. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. Серия: Человек и мир. Авторский сборник. 2004.
32. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М., 1977.
33. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Социально-психологическая помощь молодёжи в личностном самоопределении \\ Проблемы образования на рубеже XXI века: Международный диалог. Тезисы докладов . В 2-х частях. 4.2, М.,1996 .
ПриложениеАНКЕТА1. Стремитесь ли Вы понять своих учеников? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить2. Испытываете ли Вы потребность знать, что думают о Вас и Вашей работе учащиеся? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить3. Могут ли учащиеся правильно оценить:А) профессиональные качества учителя-логопеда? а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответитьБ) личностные качества учителя-логопеда? а) Да б) Нет в) Затрудняюсь ответить4. Знаете ли Вы об отношениях к Вам, Вашей деятельности учащихся? Как они Вас оценивают? А) положительно; Б) скорее положительно, чем отрицательно; В) нейтрально; Г) скорее отрицательно, чем положительно; Д) отрицательно5. Считаете ли Вы необходимым учитывать в своей работе мнение учащихся о Вас и их отношении к Вам?