Система образования в Республике Казахстан
p align="left">Проведенный сравнительный анализ состояния высшего образования Республики Казахстан с лидирующими странами мира в этой области, показывает, что страны с большим количеством государственных вузов, например, Великобритания - занимающаяся в рейтинге глобального индекса конкурентоспособности 10 место (имеющиеся 86 государственных вуза против 3 частных вузов), Швеция - 3 место (37 против 10), Финляндия - 2 место (20 против 0), Франция - 18 место (82 против 5), Германия - 8 место (338 против 7) и т.д., зарекомендовали себя как действующие лидеры мирового экономического развития. В достижение всех этих целей, в первую очередь, надо использовать свои собственные природные и трудовые ресурсы. Безусловно, полная интеграция в мировое образовательное пространство требует поднятия системы образования на новый международный уровень.

Республика Казахстан на данный момент испытывает трудности с перенасыщением рынка образовательными учреждениями (вузами) предоставляющими высшее образование. На население чуть больше 15 миллионов в Казахстане приходится 181 вуза, из которых только 51 являются государственными. В то время как в лидирующих странах мира в области образования, в Великобритании на число населения 60,4 миллионов приходится 89 вузов, в Финляндии на 5,2 миллиона приходится 20 вузов, в Чехии на 10,2 миллиона приходится 66 вуза и т.д. В среднем, в странах Восточной Азии, Европы, России и Запада на численность населения от 150 тыс. до 700 тыс. человек приходится один вуз. В среднем в мире соотношение этого показателя составляет 320 тыс. человек против 84 тыс. в Казахстане. К слову сказать, в 181 казахстанских вузах обучаются свыше 775 тыс. студентов, в то время как в 100 вузах Канады обучаются 1,5 миллионов студентов или в Великобритании в 89 вузах учатся 640 тыс. студентов. Это наглядный пример диспропорции в количестве охвата обучением населении в республике. Другой острой проблемой казахстанского высшего образования является дорогая стоимость образования, которая порой выходит за рамки возможности оплаты для гражданина со средними доходами. Расходы же на образование со стороны Правительство Казахстана в основном ограничиваются в пределах государственных вузов. Тогда как общие расходы на образование со стороны государства в 2007 году составили примерно 3,8 млн. долларов, то в западных странах эти цифры намного выше, в Швеции - 18,5 млн. долларов, в России - 45 млн. долларов, в США - 267 млн. долларов, в Австрии - свыше 15 млн. долларов США. В мировом рейтинге систем высшего образования Канада занимает второе место после США. Это неудивительно: Канада расходует на развитие системы образования больше средств, чем многие другие развитые страны (7,1% от ВВП против среднего показателя в 6,1%).

Расходы на образование у стран, ориентированных на лидерство, растут высокими темпами. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века подчеркивается, что без адекватного высшего образования и современных научно-исследовательских учреждений, создающих критическую массу квалифицированных и образованных людей, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого развития. Высшее образование приобретает массовый характер. В развитых странах уровень поступления выпускников школ в высшие учебные заведения в среднем составляет 68 процентов, а в Северной Америке -- 84. Стремительно растет число студентов. Если в 1960 году, по данным ЮНЕСКО, их насчитывалось в мире 13 миллионов, то в 1997-м количество возросло почти в семь раз и составило 88,2 миллиона. В настоящее время сто миллионов человек обучаются в более 14 тысячах вузах. Среди первых ста лучших -- 33 американских университета, 15 -- британских, по семь университетов Австралии и Новой Зеландии, по пять -- Швейцарии и Франции и по три -- Гонконга, Японии, Канады и Германии. Лидеры высших учебных заведений мира -- Гарвард, Кембридж и Оксфорд.

Одной из главных проблем высшего образования является его недоступность, а точнее дороговизна. Согласно статистическим данным из 16 миллионов населения только 15 процентов казахстанцев находятся в возрастной группе, вовлеченной в образовательный процесс. На самом деле реальное число желающих получить высшее образование в стране значительно выше. Например, в сельской местности, аулах много талантливой молодежи, которая в силу финансовых проблем не состоянии получить высшее образование.

Преемственность знаний и свободный доступ к образованию является условием развития любой цивилизации. Когда государство сознательно превращает образование в сферу извлечения прибыли, это не только пагубно сказывается на качестве образования, но неотвратимо ведет к деградации государства. Одним из важнейших направлений развития образования являются вопросы международного сотрудничества, главной задачей которого является интеграция системы образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Международное сотрудничество в области образования регулируется законодательством РК и осуществляется на основе международных договоров, соглашений и конвенций. Взяв за основу реформирования мировой стандарт образования, необходимо использовать опыт индустриально развитых стран, давно осознавших роль образования в развитии государства.

В области высшего образования немало проблемных ситуаций, в разрешении которых опыт зарубежных стран, можно смело применять на практике и у нас. Среди них - вездесущая проблема недофинансирования. Решив ее можно одним махом разрешить несколько, очень важных для развития высшего образования, проблем. Это вызванная низкой заработной платой так называемая «утечка мозгов», причем не столько за границу, сколько в различные коммерческие структуры. “Кадровый голод” касается не только профессорско-преподавательского состава, но и потенциальных преподавателей, ученых из числа студентов, предпочитающих зарабатывать деньги, а не развивать отечественную науку. Для сравнения в Южной Корее заработная плата молодого преподавателя составляет 2000-2500 долларов США, что в полтора раза выше средней по стране. Недостаток финансирования сказывается также на материально-технической оснащенности высших учебных заведений и, что сегодня наиболее актуально, на внедрении информационных технологий в сферу образования. Как известно, модернизация в современном мире в большей степени подразумевает собой информатизацию. А введение таких новшеств, как дистанционное обучение, вообще немыслимо без внедрения информационных технологий.

Сегодня, в период становления информационного общества, когда для успешного функционирования государства необходимо эффективное использование и дальнейшее развитие высоких технологий, нехватка специалистов технического профиля является для Казахстана серьезной проблемой.

Казахстан унаследовал в основном принципы и методику советского образования и педагогики. Что касается естественных, точных и технических наук, то здесь сохраняется относительно высокий уровень количественного и качественного состояния образования. Изменения здесь незначительны, за исключением невостребованности специалистов в области этих наук, что ведет к “утечке мозгов из республики.

Вместе с обновлением в Казахстане также наблюдается резкий спад образовательного уровня населения. Это связано с двумя факторами. Первое, это маргинализация постсоветского общества, которая не могла не затронуть учебные заведения. В результате этого процесса увеличивается число вузов с низким уровнем основного контингента преподавателей и выпускниками, далеко не все из которых умеют грамотно читать и писать. Второе -- материальное неблагополучие населения, что является основой полуграмотности и нового витка невежества в обществе.

В системе высшего профессионального образования увеличивается разрыв во взаимодействии вузов с сектором науки, производством и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса и практической подготовки будущих специалистов. Немало вопросов вызывает и методика определения рейтинга вузов Казахстана. В основном она базируется на количественных показателях. В методике определение рейтинга вузов не рассмотрено как базовая категория качество преподаваемых программ и знания студентов. Содержание рейтинга не интерпретировано отчетливо. В методике определение рейтинга вузов используется ограниченный набор показателей и численность методов сбора данных. Сравнительный анализ методики определение рейтинга вузов Казахстана с другими зарубежными методиками позволяет выявить различия в содержании показателей и критерий. В целом анализ критериев рейтинга позволяет констатировать то, что данная методика определения рейтинга вуза Казахстана требует существенных доработок и внесения изменений и дополнений в некоторые индикаторы, а также добавления новых показателей. Как сказал глава государства Н.А. Назарбаев на совещании о ходе реализации Госпрограмм в сфере здравоохранения и образования, необходимо внедрить в сфере высшего образования международную оценку качества отечественного высшего образования. Для этого казахстанским вузам необходимо участвовать в международных рейтингах высшего образования. В подготовке кадров с высшим образованием происходит «вымывание затратных специальностей», в частности, естественно-научного и технического направлений, без чего невозможно научно-техническое развитие общества. Абсолютная часть специалистов заканчивает образование после первой ступени высшего многоуровневого образования, что существенно снижает общий уровень высшего образования в республике. В системе профессионального образования не уделяется необходимое внимание обучению трудовым навыкам и их совершенствованию. Нет достаточных исследований этой проблемы, на основании которых следовало бы создать условия, обеспечивающие гибкость, обновление и продуктивность образовательного процесса, передачу необходимых умений и навыков, учитывающих требования изменяющегося рынка труда.

Министерству образования и науки необходимо признать, что нынешняя система высшего образования в Казахстане является неэффективной и дискриминационной. Она сформировала неравные условия для различных социальных слоев, снизила образовательный уровень населения и стала причиной беспрецедентной коррупции.

Государству в ближайшее время надо провести аттестацию вузов, посредством которого должны остаться на рынке образовательных услуг лишь конкурентоспособные. Ранее принятые Министерство образования и науки Республики Казахстан меры по сокращению количество вузов в Республике Казахстан на данный момент не дают никаких положительных результатов. До сих пор численность вузов не уменьшилась. Для того, чтобы поднять высшее образование в Казахстане на новый международный уровень, необходимы постоянные и стабильные инвестиции в сферу образования и науки, которые помогут максимально увеличить возможности по подготовке конкурентоспособных отечественных кадров. Это касается в первую очередь оплаты работы профессорско-преподавательского состава. Только путем увеличения заработной платы преподавателей и принятием жестких административных мер, коррупция в вузах может быть снижена. Должны быть приняты все необходимые меры по модернизации системы высшего образования в стране, в особенности стоит уделить внимание политике повышения качества образовательных услуг и их доступности всем слоям населения.

2. Реформирование системы образования в соответствие с мировыми стандартами

2.1 Международные критерии образования

Интеграционные явления, происходящие в современном мире, коснулись всех сторон жизнедеятельности общества. Государство, которое имеет намерение идти в ногу с международными процессами, уделяет пристальное внимание всем проявлениям глобализации, ставшим уже неизбежностью. В быстро меняющемся мире, возможно, не столь важно быть впереди по показателям социально-экономического развития, а важнее быть гармонизированным в общемировые тенденции.

Образовательные системы зарубежных государств за последние 10-15 лет совершили резкий скачок в своем развитии. Общество всегда заинтересовано в высокообразованных гражданах, ибо только такие люди способны развивать и обеспечивать общественный прогресс. Рынок и вся его инфраструктура всегда нуждается в квалифицированных специалистах, имеющих профессиональные навыки и знания. Только в этом случае конкуренция будет развивать как сами рыночные отношения, так и обеспечивать прогресс общественных отношений. Личность так же имеет потребности в своем развитии, которое реализуется благодаря образованию.

Однако система образования Казахстана не всегда отвечает соответствием индивидуальным, личным потребностям в образовании. Отечественная система образования базировалась на нормативном подходе, была жестко регламентированной, и обучающемуся сверху указывала «что учить» и «как учить». Содержание наших образовательных программ состояло из множества предметов и дисциплин, которые не всегда представляли интерес для обучающихся. И хотя законодательно был провозглашен демократический принцип управления системой образования, подразумевающий расширение академических свобод и полномочий организаций образования, но это так и осталось нормативной декларацией. Более того, в самом Законе Республике Казахстан «Об образовании» (1999 года) не определено понятие «академическая свобода».

Образование вошло в число основных государственных приоритетов многих стран мира Большинство из них сегодня приступили к радикальным изменениям, стремясь создать гибкую мобильную систему высшего образования, отвечающую новым требованиям в условиях глобальной конкуренции. При этом главную цель - повышение адаптационного потенциала вузов планируется достичь через обновление инфраструктуры, методов и технологии обучения, совершенствование педагогического процесса, улучшения качества преподавательского состава. Развитие отдельных отраслей и экономики в целом невозможно без совершенствования образовательной системы для подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям рынка.

Процесс интернационализации проявляется в разработке общих стратегий и принципов развития высшего образования. Такие тенденции отчетливо проявляются в образовательной политике ЮНЕСКО, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Европейского Союза, ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Подписание Казахстаном Лиссабонской Конвенции делает нашу страну участницей целого ряда международных соглашений, проектов и программ. Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года как основополагающий методологический документ процесса модернизации всей системы образования отражает современные тенденции ее развития.

Образование должно создавать условия и гарантии качества, что достигается путем сертификации систем менеджмента качества, преподавателей вузов и аккредитации образовательных программ. Аккредитация организаций образования является процедурой признания аккредитационным органом соответствия образовательных услуг установленным требованиям и стандартам с целью предоставления объективной информации об их качестве и подтверждения наличия эффективных механизмов их усовершенствования.

В Казахстане в 2001 году как один из видов государственного контроля впервые введена Государственная аккредитация вузов. Было аккредитовано 59 вузов РК. Аккредитация проводилась по количественным показателям. Но это оказалось дублированием процедуры государственной аттестации организаций образования, в связи с этим в 2001 году она приостановлена.

Внедрение международной модели аккредитации в Казахстане начинается с 2008 года. Планируется проведение специализированной аккредитации по 10 образовательным программам, институциональной аккредитации 5-ти ведущих вузов Республики Казахстан. На сегодняшний день выделены финансовые средства из республиканского бюджета объемом 35 млн. 803 тыс. тенге.

Внедрение международной модели аккредитации позволит:

- перейти от старой системы оценки качества образования к системе, признанной и широко практикуемой в США и развитых европейских странах;

- заимствовать передовую международную методологию и технологию, обеспечив академическую мобильность студентов и преподавателей вузов;

- предоставить объективную информацию обществу о соответствии качества подготовки специалистов в отечественных вузах современным требованиям.

В рамках проекта разработки системы обеспечения качества высшего образования в Республике Казахстан определены пилотные вузы:

1. Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина (г. Астана);

2. Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева (г. Алматы);

3. Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза (г. Караганда);

4. Инновационный Евразийский университет (г. Павлодар);

5. Академия бизнеса моды «Сымбат» (г. Алматы).

Основные цели внедрения аккредитации:

- внедрение международной модели аккредитации в контексте Болонского процесса (Стандарты и руководящие принципы);

- повышение конкурентоспособности национальной системы высшего образования;

- оказание помощи и поддержки вузам в разработке собственных систем обеспечения качества;

- содействие совершенствованию качества подготовки студентов;

- учет и защита интересов общества и прав потребителей, путем предоставления достоверной информации о качестве образовательных услуг;

- публичное распространение информации о высших учебных заведениях, прошедших независимую экспертизу - аккредитацию.

Принципы аккредитации: добровольность, независимость; объективность; гласность и прозрачность. Для коллегиального и гласного рассмотрения вопросов сертификации аккредитационного органа в области образования планируется создание Национального совета по аккредитации. В состав Национального совета по аккредитации будут входить представители МОН РК, аккредитационных агентств, вузов, неправительственных организаций, студенческих организаций. НАЦ разработал стандарты и критерии оценки деятельности организации образования, в которой принимали участие вузы Казахстана, студенты и другие заинтересованные лица. Проведена экспертиза стандартов и критериев международными экспертами проекта ТАСИС «Поддержка развития и мониторинга системы обеспечения качества в сфере высшего образования в Казахстане». Стандарты институциональной аккредитации разработаны в соответствии с международной моделью на основе стандартов и руководящих принципов ЕПВО и стандартов американских региональных агентств:

1. Общий стандарт - Основные положения по институциональной аккредитации.

2. Стандарт 1 - Миссия, цели и задачи.

3. Стандарт 2 - Планирование и эффективность.

4. Стандарт 3 - Руководство и менеджмент.

5. Стандарт 4 - Образовательные программы и их эффективность.

6. Стандарт 5 - Профессорско-преподавательский состав и эффективность преподавания.

7. Стандарт 6 - Студенты.

8. Стандарт 7 - Научно-исследовательская работа.

9. Стандарт 8 - Финансирование и финансовая устойчивость.

10. Стандарт 9 - Ресурсы: материально-технические, библиотечные и информационные.

Аккредитации вузов осуществляется по следующим этапам:

- подача заявления;

- заключение двухстороннего контракта;

- процедура самооценки организации образования с составлением отчета;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать