Система образования в Республике Казахстан
p align="left">- представление отчета о самооценке в аккредитационный орган;

- рассмотрение отчета о самооценке в аккредитационном центре;

- разработка рекомендаций аккредитационным центром по представленному отчету о самооценке;

- процедура внешней оценки - посещение вуза и отчет экспертов;

- рассмотрение аккредитационным центром отчета о внешней оценке, рекомендаций экспертов и подготовка материалов для рассмотрения вопроса об аккредитации вуза аккредитационным советом;

- рассмотрение вопроса об аккредитации вуза и принятие окончательного решения аккредитационным советом;

- публикация отчета;

- последующие процедуры для проверки устранения замечаний.

Срок рассмотрения аккредитационным центром отчета о самооценке, посещения вуза экспертами и принятия решений должен составлять не менее одного года. Срок действия аккредитации - 5 лет.

В РК внедрение институциональной аккредитации планируется проводить по следующим шагам:

1. Проведение семинаров для руководителей вузов.

2. Проведение семинаров для представителей вузов с целью подготовки отчетов самооценки в соответствии со стандартами институциональной аккредитации

Подготовка к институциональной аккредитации включает разработку:

- методических пособий к стандартам институциональной аккредитации.

- кодекса этики для эксперта при проведении внешней оценки.

В целом, при аккредитации вузов выполняются следующие задачи:

- проведение консультации признанными зарубежными аккредитационными агентствами для осуществления международной аккредитации ведущих вузов страны в 2008-2010 годах;

- создание научно-методических и правовых основ институциональной и специализированной аккредитации вузов и образовательных программ;

- совершенствование процедуры аккредитации и разработка новых критериев оценки деятельности вуза;

- проведение аккредитации вузов Национальным аккредитационным центром и другими аккредитационными агентствами.

Система обеспечения качества состоит из внутренней и внешней оценки качества. Внутренняя оценка качества основана на аудите, SWOT-анализе, самооценке, мониторинге.

Внешняя оценка качества основана на требованиях аккредитации (национальной и зарубежной), госаттестации, государственного образовательного стандарта РК и международных агентств по стандартизации. В целом, объектами качества выступают: студенты, преподаватели, учебные материалы. В этой связи повышению качества способствует:

- система по работе со студентами (система по изучению мнения студентов);

- работа с выпускниками (трудоустройство, обратная связь);

- работа с работодателями (выявление потребностей, запросов и требований к молодым специалистам).

В то же время связь с индустрией имеет определенные преимущества для вуза:

1. Совместная научная работа с предприятиями.

2. Доступ к современной технике и оборудованиям.

3. Профессиональная ориентированность программ.

4. Возможность трудоустройства выпускников.

5. Консультативная работа для ППС.

6. Возможность переподготовки и повышения квалификации специалистов предприятии в вузе.

7. Совместная работа в реальной научно-технологической среде.

Для индустрии также есть свои преимущества: привлечение консультантов из вузов, подготовка и переподготовка специалистов в вузе, совместная исследовательская работа по развитию бизнес-структуры, хорошо подготовленные выпускники вуза.

Таким образом, для Республики Казахстан развитие науки и образования становится неотъемлемым условиям повышения конкурентоспособности экономической системы, способом занять достойное место на региональном и мировом уровнях, укрепить государственность и развивать национальные интересы.

2.2 Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы

Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы разработана в соответствии с Посланием Президента от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации». Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на повышение качества образования, решение стратегических задач, стоящих перед казахстанской системой образования в новых экономических и социокультурных условиях.

Программа будет реализовываться в два этапа: первый этап - 2005-2007 годы, второй этап - 2008-2010 годы. Общая сумма расходов, необходимых для реализации Программы, составит 330 812,0 млн. тенге в базовых ценах 2004 года. Однако, самой проблематичной задачей в реализации национальной модели образования Казахстан станет изменение менталитета, сознания педагогов в воспитании индивидуальности личности.

Концепция предполагает переход на пятиступенчатую систему обучения: начальное образование - среднее образование - послесреднее образование - высшее образование - послевысшее образование.

Согласно проекту Концепции, обучаться казахстанские дети будут с шести лет, и при получении полного среднего образования продолжительность обучения составит 12 лет.

Дошкольной подготовкой будут охвачены пятилетние дети, для которых предусматриваются развивающие и игровые формы обучения. Изучение информатики и иностранных языков предлагается ввести со второго класса.

В Казахстане, по сравнению с 2000 годом, количество дошкольных организаций выросло на 12 единиц (1 %), в то время как контингент в них вырос на 25421 ребенка (18,7 %), что свидетельствует о дисбалансе между ростом востребованности в дошкольном воспитании и обучении и возможностями удовлетворить эту востребованность. В результате на 100 мест в дошкольной организации приходится от 105 до 130 детей. В целом по республике около 22 тыс. детей стоят в очереди на устройство в дошкольные организации, 127 тыс. пяти- шестилетних детей должны быть охвачены программами предшколы.

В системе дошкольного воспитания и обучения будут:

· разработаны нормативная правовая база и научно-методические основы по развитию организаций дошкольного образования как социального института, предоставляющего женщинам возможность;

· расширится сеть дошкольных организаций за счет строительства детских садов и создания дошкольных мини-центров на базе организаций образования.

Основная школа (5-10 классы) предполагает получение общеобразовательной подготовки, необходимой для продолжения образования. Развитие наклонностей и способностей школьников будет обеспечиваться через организацию курсов по выбору предпрофильной подготовки. В республике функционируют 3687 (44,6 %) общеобразовательных школ с казахским языком обучения, 2069 (26,1 %) школ с казахским и русским языками обучения. Ежегодно увеличивается контингент учащихся школ с государственным языком обучения. Если в 2000 году на государственном языке обучались 52,1 %, то в настоящее время - 54,8 % школьников. Действуют школы с родными языками обучения - узбекским, уйгурским, немецким, таджикским, украинским и другими. В общеобразовательных школах республики работает более 270 тысяч педагогов.

В среднем образовании будут:

· созданы нормативные правовые и организационные условия перехода на 12-летнее обучение;

· изменены принципы организации обучения и роли ученика в нем от пассивного «получателя» знаний, умений и навыков к активному субъекту образовательного процесса;

· внедрены новые педагогические, информационные и здоровьесберегающие технологии обучения;

· ежегодно будут проходить повышение квалификации 54 тысячи педагогов, в том числе 31 тысяча за счет средств государственного бюджета.

В профессиональном образовании:

· повысятся доступность и престиж профессионального образования;

· укрепятся связи системы технического и профессионального образования с работодателями и субъектами малого и среднего бизнеса;

· будут созданы новая учебная, учебно-методическая литература;

· будет внедрена кредитная система обучения;

· будет создана система содействия трудоустройству молодых специалистов, их переподготовки, формирования готовности к профессиональному самоопределению, в том числе к открытию собственного дела;

Система высшего образования Республики Казахстан представлена 180 высшими учебными заведениями и 86 филиалами вузов. 9 ведущих университетов имеют особый статус. На сегодняшний день из 41 тысячи человек профессорско-преподавательского состава вузов страны - 2520 имеют степень докторов и 11610 кандидатов наук. Численность студентов на 10000 человек населения увеличилась с 257 человек в 2000-2001 учебном году до 439 в 2003-2004 учебном году.

Послевузовское образование включает подготовку магистров на базе вузов и научно-исследовательских институтов по специальным программам для научной и производственной сфер деятельности.

Вторая ступень послевузовского образования, представленная в концепции - докторские программы, сочетающие оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью. Введение этих программ сократит сроки подготовки и присуждение высшей ученой степени, что повысит интерес молодежи к научной работе и кардинально решит проблему «старения» научных кадров.

В системе высшего и послевузовского образования:

· будут создаваться условия по присоединению Казахстана к Болонскому процессу;

· в результате повышения квалификационных требований к кадровому и материально-техническому обеспечению вузов будет упорядочена сеть гражданских высших учебных заведений и их филиалов;

· будет ежегодно разрабатываться до 100 наименований учебников, учебно-методических пособий и учебно-методических комплексов для вузов, приобретаться более 300 наименований зарубежной учебной литературы;

· будут осуществлены поэтапная трансформация аспирантуры, традиционной докторантуры в докторантуру Ph.D и полный переход на трехуровневую систему подготовки кадров (бакалавриат - магистратура-докторантура);

· ежегодный прием по новым программам по государственному заказу в магистратуру будет составлять более 2500 человек, в докторантуру Ph.D - 100 человек;

· на базе 5 вузов будут созданы центры по подготовке докторов Ph.D в партнерстве с ведущими зарубежными вузами, имеющими аккредитованные докторские программы;

· в лучшие вузы Восточной Европы, России ежегодно будут направляться 3 тысячи граждан Казахстана для обучения по программам высшего профессионального образования.

В результате реализации Концепции будет создана образовательная система, обеспечивающая опережающее развитие человеческих ресурсов и равностепенную интеграцию Казахстана в мировое образовательное пространство.

2.3 Опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в Казахстане

Развитие и применение дистанционных образовательных технологий приобретает все возрастающее значение. Прогресс в этой области является важным фактором реформирования и совершенствования отечественной системы образования, приведения ее в соответствие международным требованиям и интеграции в международное образовательное пространство. Его обеспечение следует рассматривать как насущную задачу и один из главных аспектов государственной политике в сфере образования, в полной мере соответствующие стратегической цели вхождения Казахстан в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, намеченной Главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

В Казахстане достаточно сил, ресурсов и высококвалифицированных специалистов, чтобы решить эти задачи. Необходима лишь тщательная и обстоятельная их проработка и корректировка по ходу реализации. Ж.К. Туймебаев В этом и состоит назначение семинаров, которые проводит Министерство образования и науки по данной проблематике. Мы должны сообща решать эту сложную проблему. Все присутствующие должны стать активными участниками созидательного процесса построения развитой и высокоэффективной системы дистанционного образования в стране, приложить все усилия для достижения этой цели во благо и процветание Казахстана.

Позвольте выразить уверенность, что результаты нашего семинара будут содержательными и плодотворными.

Для Казахстана широкомасштабное внедрение высокоэффективных технологий дистанционного образования представляет актуальную и назревшую задачу, к решению которой созданы реальные предпосылки. Об этом говорят следующие факты.

В настоящее время грамотное население Казахстана составляет 99,5 % . По этому показателю мы занимаем 14 место среди 177 стран мира. Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, в ходе международного мониторинга "Преодоление неравенства: важная роль управления" Казахстан занял 1-е место среди 129 стран по индексу развития образования для всех по таким показателям, как "Охват начальным образованием", "Уровень грамотности для взрослых", "Гендерный индекс", "Доля доучившихся до 5-го класса". По индексу человеческого развития (ИЧР) наша страна за 12 лет продвинулась с 93 на 73 место. Все это свидетельствует о том, что население республики в целом подготовлено для внедрения новых образовательных технологий, основанных на современных достижениях научно-технического прогресса, в первую очередь, информационных и телекоммуникационных технологиях.

Наряду с этим достаточно подготовлена сама система образования, на развитие которой государством выделяются средства в значительных и всевозрастающих объемах. Так, в прошлом 2008 году государственные расходы на образование возросли более чем в 2,8 раза по сравнению с 2004 годом. Их доля в общем объеме ВВП составила 3,7 %, что является высоким показателем.

В рамках реформирования системы образования создана обновленная нормативно-правовая база, основу которой составляют: новый Закон РК "Об образовании", принятый в июле 2007 года;

Государственная программа развития образования в РК на 2005-2010 годы;

Государственная программа развития технического и профессионального образования на 2008-2012 годы; Государственная программа "Комплексная информатизация системы образования РК на 2007-2010 годы".

Параллельно разработана нормативно-правовая база дистанционного обучения. В частности, приняты и уже применяются на практике Государственный стандарт РК "Технические и программные средства дистанционного обучения" СТРК 34.016-2004, Государственный стандарт образования РК "Информационная технология. Электронное издание" СТРК 34.017-2005, ГОСО РК 5.03.004-2006 "Организация дистанционного обучения. Основные положения". 19 вузам республики разрешена дистанционная форма подготовки в режиме эксперимента.

В стратегическом плане МОН РК на 2009-2011 годы запланировано создание единой информационной системы образования, которая предполагает комплексное решение проблемы подключения организаций образования и органов управления образованием в общую корпоративную компьютерную сеть с единым центром управления. Данная сеть станет основой общегосударственной телекоммуникационной инфраструктуры для внедрения и поддержки IT-технологий в системе образования.

В соответствии с поручением Главы государства с 2007-2008 учебного года в учебный процесс организаций образования внедряются системы обучения в режиме он-лайн.

В настоящее время разрабатывается долгосрочная программа развития образования до 2020 года, в которой вопросы информатизации образования, в том числе внедрение дистанционных образовательных технологий, рассматриваются в качестве приоритетных.

Современное образование на основе дистанционных IT-технологий выходит за пределы отдельных государств, трансформируясь в открытое, которое характеризуется как образование "без стен и границ". Это большой прорыв, обеспечивающий возможность получения высококачественного образования для любого человека по всему миру, вне зависимости от его местонахождения и проживания. Одновременно это дополнительная возможность для каждой страны заявить о себе в международной среде, распространить свое культурное и политическое влияние, повысить свою конкурентоспособность.

Для Казахстана внедрение высококачественных дистанционных образовательных технологий и открытое образование это еще и решение важной социальной проблемы. Наша республика имеет большую территорию, которая при относительно малой численности населения обуславливает его низкую плотность по стране. Значительная часть населения проживает в селах и населенных пунктах, удаленных от городов, областных и районных центров. Имеются поселения, в которых функционируют малокомплектные школы. Есть и такие, где имеются только начальные школы. С появлением мелких крестьянских хозяйств и животноводческих ферм на удаленных пастбищах образуются семейные группы, в которых дети не имеют возможности посещать школу. В таких случаях обеспечить население даже обязательным общим средним образованием становится сложной проблемой. К этому надо добавить инвалидов и людей с ограниченными физическими возможностями, также испытывающими затруднение в получении образования.

Похожие проблемы наблюдаются в профессиональном образовании. Организации технического профессионального образования (колледжи и вузы) сосредоточены преимущественно в больших городах, где имеются высококвалифицированные преподавательские кадры. Между тем на периферии ощутим дефицит специалистов всех категорий, который не может быть удовлетворен без решения вопроса о предоставлении возможности получить полноценное профессиональное образование населению на местах.

Это значимые социальные проблемы, в которых присутствует элемент нарушения конституционных прав отдельных категорий граждан и дискриминации их по признаку места проживания и физического здоровья. Понимая это, государство изыскивает возможности и предпринимает все меры для решения данных проблем. При этом в качестве приоритетного направления рассматривается внедрение дистанционных образовательных технологий.

Практика показывает, что лидирующее положение в этом вопросе занимают организации образования, реализующие программы высшего образования. На текущий момент в большинстве вузов, в той или иной мере, в той или иной мере, внедрены элементы дистанционного обучения на основе современных информационных технологий и телекоммуникационных систем. Создаются и внедряются электронные и образовательные ресурсы в виде электронных обучающих систем, виртуальных лабораторий и тренажеров, электронных учебников и др.

Сегодня практически каждый вуз имеет свое представительство в глобальной сети Интернет, что позволяет внедрять элементы дистанционного обучения. Остается проблемой лишь низкая активность отдельных вузов, что может быть объяснено отсутствием в их распоряжении достаточно развитой ресурсной базы и высококвалифицированных специалистов в области информационных технологий и дистанционного обучения.

Наиболее продвинутыми по части внедрения технологий дистанционного обучения можно считать такие вузы, как КазНТУ им. К. Сатпаева, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, Атырауский институт нефти и газа, Карагандинский государственный технический университет, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Южно-Казахстанский государственный университет им М. Ауезова.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать