- уровень квалифицированности собранного материала в соответствии с программой практики и индивидуальными заданиями;
- умение профессионально и грамотно отвечать на вопросы по исполнению должностных обязанностей и знанию нормативных актов, регламентирующих деятельность организации, где проходила практика;
- содержание характеристики-отзыва организации - места прохождения практики.
Зачет по практике приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из Института как имеющие академическую задолженность.
ЭТАП 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ преддипломной практики
3.1. ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ
Преддипломная практика является подготовительной стадией к разработке дипломного проекта.
Задача преддипломной практики - уточнение, дополнение и обобщение материалов, накопленных студентом ранее. Как правило, исходные данные по теме дипломного проекта студенты начинают собирать во время прохождения экономико-управленческой практики и завершают во время преддипломной практики.
Направление на преддипломную практику и задание с указанием места ее прохождения и примерного плана работы (см. Приложение В.1) выдаются студенту руководителем дипломного проекта.
3.2. РУКОВОДСТВО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКОЙ
Ответственный за организацию и проведение практики на кафедре:
* осуществляет организационное и методическое руководство преддипломной практикой студентов и контроль за ее проведением;
* обеспечивает выполнение подготовительной и текущей работы по организации и проведению практики;
* организует разработку и согласование программы преддипломной практики с предприятиями и учреждениями-базами;
* разрабатывает программу преддипломной практики, учебно-методической документации;
* назначает из числа опытных преподавателей кафедры руководителей практики и дипломных проектов студентов;
* распределяет студентов по местам практики, готовит и предоставляет в деканат вуза списки студентов, их закрепление за базами практики и необходимую документацию по направлению студентов на преддипломную практику;
* готовит и проводит совместно с деканатом организационные собрания студентов перед началом практики;
* принимает участие в разработке и корректировке перечня тем дипломных проектов студентов;
* организует консультации для студентов в период практики, составляет расписание консультаций;
* совместно с заведующим кафедрой (заместителем заведующего) формирует комиссию по приему защиты отчетов студентов о преддипломной практике, разрабатывает график ее работы (заседаний);
* в двухнедельный срок после окончания практики готовит отчет о ее итогах и представляет его в деканат вуза;
* организует в архиве или на кафедре хранение отчетов студентов о практике.
Руководитель дипломного проекта назначается заведующим кафедрой и является руководителем преддипломной практики и основным консультантом дипломника, назначаемым на весь период прохождения практики и дипломного проектирования.
Руководитель преддипломной практики от института:
* выдает задание на практику (см. Приложение В.1);
* выдает дневник (см. Приложение В.2), титульный лист отчета (см. Приложение В.3);
* оказывает научно-методическую помощь;
* рекомендует основную и дополнительную литературу;
* проводит индивидуальные консультации;
* ведет контроль за процессом прохождения практики;
* участвует в комиссии по приему зачета по практике.
Руководитель практики от предприятия, назначаемый приказом по организации, выдает студенту характеристику о приобретенных навыках, его дисциплине, исполнительности и инициативности в работе, об участии студента в общественной жизни организации.
По возвращении в вуз студент-дипломник докладывает руководителю об окончании практики и сдает на проверку дневник-отчет в указанные выпускающей кафедрой сроки.
3.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Наиболее общими задачами студентов при прохождении преддипломной практики являются:
* изучение структуры предприятия, организации и технологии производства, основных функций производственных, экономических и управленческих подразделений;
* изучение и анализ планирования производства и сбыта продукции;
* анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технической подготовки производства;
* изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства;
* оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции;
* изучение механизма формирования затрат, их эффективности и ценообразования;
* определение финансовых результатов деятельности предприятия;
* оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности;
* анализ информационного обеспечения управления предприятием;
* определение организационной культуры и стиля руководства;
* выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом;
* анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением;
* анализ управления с позиций эффективности производства.
Студент в период прохождения преддипломной практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме дипломного проекта, собрать и подготовить графический материал.
Дипломнику рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности фирм, организаций и предприятий.
Необходимо изучить инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий.
На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для разработки дипломного проекта, оформить отчет по практике.
3.4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Преддипломная практика проводится в конце пятого курса обучения (10 семестр) и составляет 8 недель. Организация и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляются выпускающей кафедрой. Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на специалистов в области управления производством, назначенных руководством предприятия.
Студенты направляются на места практики в соответствии с договорами, заключенными с базовыми предприятиями и организациями, или по запросу предприятий. Научно-методическое руководство практикой студентов на предприятии осуществляет преподаватель кафедры вуза.
Руководитель практики от вуза должен:
* вместе с руководителем практики, назначенным от предприятия, распределить студентов по рабочим местам;
* в соответствии с программой практики утвердить индивидуальный план работы каждого студента;
* консультировать студентов по вопросам практики и составления отчетов о проделанной работе;
* проверять качество работы студентов и контролировать выполнение ими индивидуальных планов;
* помогать в подборе и систематизации материала для разработки дипломного проекта;
* по окончании практики оценить работу практиканта и завизировать составленный им отчет.
Непосредственное руководство работой студентов осуществляет руководитель практики от предприятия. Он обеспечивает условия для выполнения студентами программы и индивидуального задания, консультирует по вопросам производственного менеджмента, ведения дневника, составления отчета. По окончании практики он проверяет дневник и отчет о практике и оценивает работу студента.
Отчет о преддипломной практике составляется по основным разделам программы с учетом индивидуального задания и должен содержать до 30 страниц рукописного текста (без приложений).
Студент, не выполнивший программу преддипломной практики и получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно или отчисляется из вуза.
3.5. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Данный план может состоять из следующих разделов:
1) общая характеристика предприятия, его рыночной среды и конкурентной позиции;
2) организационная структура управления предприятием,
3) управление производством и сбытом продукции;
4) управление персоналом;
5) информационная система управления предприятием;
6) экономические службы и финансовое состояние предприятия;
7) управление маркетингом.
По усмотрению руководителя практики от вуза вместо некоторых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой дипломного проекта.
Общая характеристика предприятия. Студент должен получить информацию и уточнить:
* цели и задачи предприятия, его стратегию;
* масштаб деятельности предприятия;
* миссию и имидж предприятия;
* характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта;
* характеристику деловой среды предприятия;
* географическое положение, климатические и природные условия предприятия;
* степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;
* уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;
* организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер орг-низационных отношений между ними);
* производственную структуру предприятия (технологический аспект);
* стратегию и тактику управления предприятием;
* уровень организационной культуры.
Организационная структура управления предприятием. Студент должен изучить:
* организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;
* характер организационных отношений между структурными подразделениями;
* компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;
* методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;
* структуру и функции аппарата управления предприятия;
* регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;
* эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования.
Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется дипломный проект. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.
Управление производством и сбытом продукции. Данный раздел предполагает изучение:
* производственной функции предприятия;
* структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;
* оперативного планирования выпуска продукции;
* нормирования труда и управления запасами;
* календарного планирования и диспетчеризации производства, логистики;
* мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;
* управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.
Студенту необходимо:
*ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;
* изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;
* проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
* изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;
* проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;
* ознакомиться с системой товародвижения, логистикой, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);
* дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия;
* изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.
Управление персоналом. Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:
* профессиональный и возрастной состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);
* планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);
* процесс подбора кадров руководителей и специалистов;
* систему материального и морального стимулирования;
* функции управленческого персонала;
* требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;
* систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);
* методы повышения эффективности управленческого труда. Информационная система управления. Студент должен изучить:
* массивы информации;
* коммуникационный процесс;
* коммуникации между уровнями управления и подразделениями;
* коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);
* характеристику общей схемы информационных потоков в организации;
* информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);
* средства передачи и преобразования информации;
* документооборот предприятия и его характеристику;
* организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;
* пути устранения недостатков коммуникационного процесса;
* совершенствование коммуникаций в организации.
Экономические службы и финансовый менеджмент. Студент должен:
* изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;
* ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;
* приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия;
* на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;
* изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;
* осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;
* внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю за выполнением принятых ре-шений.
Управление маркетингом. Студент должен отразить в отчете:
* задачи службы маркетинга;
* систему организации службы маркетинга;
* задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы;
* анализ маркетинговой среды фирмы;
* структуру и функции маркетинговой информационной системы, рекламная и коммуникационная политика;
* планирование продукции и товарную политику;
* управление качеством товара;
* стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;
* инновационную политику;
* ассортиментную политику предприятия и направления его ас-сортиментной стратегии;
* роль посредников в товародвижении;
* условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;
* требования к торговым посредникам;
* планирование продвижения товара на рынке;
* коммуникационную политику фирмы;
* основные методы реализации изделий (услуг);
* стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность;
* инструменты стимулирования сбыта;
*ценовую политику и конкуренцию;
* факторы, определяющие решения по ценам;
* ценовую рекламу;
* ценовые гарантии и особые соглашения;
* определение цен на новые изделия и их поведение на рынке;
* систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия;
*предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.