Социализация детей с девиантным поведением
p align="left">-- агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбле-ния, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

-- корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымога-тельство, угоны автотранспорта и другие имущественные пося-гательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

-- распространение и продажа наркотиков.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентации, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуля-ции.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовно-го кодекса. Криминальному поведению, как правило, предше-ствуют различные формы девиантного и делинквентного пове-дения.

Негативные формы девиаций являются социальной патоло-гией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значи-тельный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

Необходимость в регулировании поведения людей всегда бу-дет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностя-ми их удовлетворения. Стремление к удовлетворению матери-альных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, который побуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям, не соответ-ствующим общепринятым нормам поведения. Также фактора-ми отклоняющегося поведения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленным обществом со-циальным нормам или генетическая предопределенность от-клонения.

В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам [ см. 63 - с. 217]:

- видам преступления (уголовные, административные) и амо-ральных поступков (пьянство, проституция);

- уровню или масштабности отклонения, когда принято го-ворить об индивидуальном или массовом отклонении;

- внутренней структуре отклонения, когда отклонение свя-зывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;

- ориентированности отклонения на внешнюю среду (семей-ные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др).

2.3. Преступность как форма проявления делинквентного

поведения детей и подростков

Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен для всех развитых стран мира. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи ученые отно-сят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых лю-дей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом.

Высказываются специалистами в области работы с несовершеннолетними преступниками и другие мнения о причинах роста преступности среди несовершеннолетних. Так, руководитель федерального бюро по правосудию для несовер-шеннолетних и профилактике правонарушений США А. Регнери основными причинами подростковой преступности считает распад семей, жестокое обращение с детьми, нарушение неотъем-лемых прав детей на получение воспитания и образования, про-живание в нормальных условиях и, как результат, уход детей из дома. Обследование несовершеннолетних в штате Коннектикут показало, что 75% преступников, совершивших наиболее серь-езные акты насилия, сами подвергались жестокому обращению со стороны родителей и других лиц. Их доля от общего числа лиц, совершивших насильственные преступления, составила 33% [ см. 39 - с. 34].

Своеобразно оценивают причины нынешней волны преступ-ности несовершеннолетних в своей стране и японские специалисты. Они считают, что этот рост преступности обусловлен ро-стом благосостояния и его последствиями -- стрессами, связан-ными с учебой, недостатками воспитания в семье, разрушени-ем традиционных ценностей семьи, проявлениями индивидуа-лизма.

Необходимо отметить, что проведенные в Японии исследова-ния также показывают, что среди несовершеннолетних право-нарушителей чаще оказываются те, кто вырос без родителей, а также выходцы из малообеспеченных семей.

Серьезной проблемой для японских школ признается отсут-ствие в них специалистов по психотерапии. С этим связывается рост актов насилия над родителями, учителями и одноклассни-ками.

За последние годы преступность несовершеннолетних в на-шей стране также существенно возросла. Так, в Екатеринбур-ге, как одном из наиболее сложных по состоянию преступности городов России, подростковая преступность составляет около 14 % [см. 23 - с. 52]. В настоящее время подростки являются самой кримино-генно пораженной частью населения. Увеличилось среди пре-ступников также число девочек-подростков.

Согласно ст. 87 Уголовного кодекса России, несовершенно-летними правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Несовершеннолетний воз-раст в разделе 5 Уголовного кодекса РФ [см.71-ст.87 - 96] рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Так, в отношении несовершеннолетних не предусмотрено примене-ние некоторых видов наказания, в частности -- исключитель-ной меры, а максимальный срок лишения свободы составляет 10 лет [см.71-ст. 88].

Следует также отметить широкое применение в судебной практике отсрочки исполнения приговора, которая в настоящее время реализуется в отношении примерно половины всех несо-вершеннолетних, осуждаемых к лишению свободы. Кроме того, определенная часть нарушителей (более 20%) освобождается от наказания или уголовной ответственности: материалы по ним либо передаются в комиссии по делам несовершеннолетних, либо к ним применяются принудительные меры воспитательно-го характера: 1) предупреждение, 2) передача под надзор роди-телей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, 3) возложение обязанности загладить причиненный вред, 4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. В случае систематического неисполнения мер воспитательного воздей-ствия суд может привлечь правонарушителя к уголовной ответ-ственности [см.71-ст. 90].

Таким образом, реальное уголовное наказание исполняется в отношении менее чем половины подростков, совершающих уголовно наказуемые деяния. Учитывая то, что в отношении совершеннолетних не предусмотрено ряда наказаний, а отдель-ные (например, штраф, исправительные работы) применяются весьма ограниченно, основным видом реального (исполняемо-го) наказания является лишение свободы, которое лица, осуж-даемые в несовершеннолетнем возрасте, отбывают в воспита-тельных колониях.

Если же подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, т.е. ему не исполнилось 14 лет, или применение к нему меры уголовного наказания признается нецелесообразным, но он тем не менее нуждается в особых условиях воспитания, то такой подросток направляется в специальное учебно-воспитательное учрежде-ние.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несо-вершеннолетних правонарушителей можно разделить на следу-ющие виды [см. 31 - с. 59]:

* специальные общеобразовательные школы;

* специальные профессиональные училища;

* специальные (коррекционные) общеобразовательные шко-лы и специальные (коррекционные) профессиональные учили-ща для детей и подростков с отклонениями в развитии (задер-жкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.

Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчи-ков и для девочек. Однако при наличии соответствующих усло-вий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.

Учреждения могут быть открытого и закрытого типа.

Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей явля-ется обеспечение их психологической, медицинской и социаль-ной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) обще-го и профессионального образования.

Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:

-- с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;

-- подвергшихся любым формам психологического насилия;

-- отказывающихся посещать общеобразовательные учреж-дения, испытывающих трудности в общении с родителями.

Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным.

Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолет-них с делинквентным поведением, т. е. совершивших обществен-но опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и тре-бующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

Использование специальных учебных заведений в профилак-тике правонарушений несовершеннолетних - одно из направ-лений деятельности органов внутренних дел.

Основной задачей указанных учреждений является коррек-ция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспи-танникам педагогических методов с обязательным охватом об-щеобразовательным и профессиональным обучением и привле-чением их к труду. При этом проведение воспитательной, куль-турно-массовой и спортивной работы сочетается с определен-ным режимом содержания.

Обязательным условием для направления несовершеннолет-них в специальные учебные заведения является постановка на учет и проведение профилактической работы по месту их жи-тельства со стороны сотрудников органов внутренних дел соот-ветствующего уровня (района, города и т. д.). Эти функции вы-полняют отделы по профилактике правонарушений несовер-шеннолетних (ОППН), которые есть в структуре Управлений внутренних дел всех уровней.

В том случае, если возникает необходимость направления несо-вершеннолетнего правонарушителя в специальное учебное заве-дение, сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путе-вки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по де-лам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующей Администрации (районной, городской и др.). Комиссия рассмат-ривает заявку, выносит постановление о направлении несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение (11-14 лет -- в специальные школы, 14-18 лет -- в специальные профессио-нальные училища) и выписывает ему путевку.

Направление подростков в специальные учебные заведения осуществляется через Центры временной изоляции для несо-вершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) после получения путевки. С целью предупреждения правонарушений со сторо-ны несовершеннолетних в период ожидания путевок использу-ется предусмотренная Положением о комиссии по делам несо-вершеннолетних и защите их прав возможность содержания их в Центрах временной изоляции для несовершеннолетних пра-вонарушителей до 60 суток. То есть несовершеннолетние поме-щаются в ЦВИНПы не после получения путевки, а с момента направления заявки, что, в свою очередь, позволяет освободить ОППНы от контроля за ребенком в этот период.

Сотрудник ОППН Управления внутренних дел, в чьи функ-циональные обязанности входит взаимодействие со специаль-ными учебными заведениями, изучает личные дела подростков, проводит беседы с ними в Центре временной изоляции, поддер-живает связь с родителями.

После получения путевки сотрудники ОППН доставляют ре-бенка в специальное учебное заведение, куда он направлен, а затем в течение всего периода его пребывания в этом учрежде-нии осуществляют непосредственное взаимодействие с педаго-гическим коллективом и воспитанником в ходе выездов в спе-циальное учебное заведение, контроль за оформлением лично-го дела на подростка, оказание практической помощи в его ро-зыске и возвращении, если он самовольно оставил учебное за-ведение, а также принимают участие в выпуске воспитанника, в том числе в реабилитационный отпуск.

Реабилитационный отпуск является одним из действенных и опробованных средств по подготовке воспитанника к жизни за пределами специального учебного заведения. Если воспитан-ник, находясь в специальном учебном заведении, не допускает нарушений дисциплины, выполняет требования педагогов, то, по согласованию с Управлением внутренних дел, он может быть направлен в реабилитационный отпуск сроком от 3 до 6 меся-цев. Все это время он находится под контролем сотрудника ОППН, который следит за его поведением, а по окончании обо-значенного срока готовит на данного подростка объективную характеристику, на основании которой администрация прини-мает окончательное решение о выпуске подростка из специаль-ного учебного заведения. Важной особенностью является то, что во время реабилитационного отпуска личное дело подростка остается в учебном заведении.

Благодаря введению такой формы работы с воспитанниками появилась реальная возможность сокращать сроки пребывания несовершеннолетних в специальных учебных заведениях. Это имеет очень большое значение, поскольку число таких учебных заведений ограниченно и они не могут сегодня принять на пе-ревоспитание всех правонарушителей, которые в этом нужда-ются.

Очевидно, что в современных условиях роста числа правона-рушений среди несовершеннолетних и возрастания необходи-мости совершенствования социально-педагогической работы с этим контингентом детей назрела и потребность в дальнейшем развитии системы специальных учебных заведений. Так, пред-ставляется целесообразным создание специализированных учебно-воспитательных заведений для различных категорий подростков-правонарушителей:

-- для несовершеннолетних, состоящих на профилактичес-ком учете за различные правонарушения и допускающих от-клонения в поведении;

-- для несовершеннолетних, состоящих на учете за противо-правные действия, по которым вынесены постановления об от-казе в возбуждении или о прекращении уголовного дела;

-- для несовершеннолетних, состоящих на учете за употреб-ление наркотических и токсичных веществ;

-- для несовершеннолетних, состоящих на учете за правона-рушения и имеющих отклонения в психическом развитии.

Кроме того, для более эффективного использования возмож-ностей по своевременной изоляции подростков-правонаруши-телей с помощью направления их в специальные учебно-воспи-тательные учреждения необходимо пересмотреть перечень ме-дицинских противопоказаний, который на сегодняшний день не позволяет изолировать значительное количество несовер-шеннолетних, в результате чего они очень скоро попадают на скамью подсудимых, а затем и в места лишения свободы.

Возрастные особенности несовершеннолетних осужденных,

находящихся в воспитательных колониях.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ, в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достиже-ния ими возраста 21 года.

Общеизвестно, что возраст в значительной мере определяет физическое состояние человека, его поведение, интересы, пер-спективы жизни. Большое значение имеет возраст и при отбы-вании наказания: он учитывается при организации различных направлений воспитательного процесса, реализации основных средств исправления, формировании коллективов осужденных и т. п.

Характеристика личности несовершеннолетнего осужденно-го во многом обусловлена особенностями подросткового возра-ста, который отличается бурным физическим развитием орга-низма, энергией, инициативностью, активностью личности. Повышенная возбудимость, неуравновешенность, преоблада-ние процессов возбуждения над торможением могут служить причиной нарушения дисциплины. Несовершеннолетние осуж-денные весьма восприимчивы к внешним воздействиям, причем как к положительным, так и к отрицательным. Восприимчи-вость и впечатлительность являются теми внутренними услови-ями, которые способствуют формированию основ мировоззре-ния, черт характера, свойств и качеств личности. Некритичес-кое отношение к себе, неадекватная оценка действительности приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетних осужденных, которая снижает эффективность социальной ре-гуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок, взглядов и убеждений. В то же время нрав-ственная неустойчивость, стремление к «легкой и красивой» жизни, повышенная чувствительность к ситуационным влия-ниям, низкий культурный уровень несовершеннолетних осуж-денных расшатывают моральную саморегуляцию настолько, что переход от безнравственных поступков к противоправным становится весьма легким и вероятным [см. 67 - с. 156].

Влияние на поведение и деятельность в таком возрасте, безус-ловно, оказывает самооценка, которая в большинстве своем является либо завышенной, либо заниженной. Это объясняется тем, что часто успех вызывает у подростков переоценку своих возможностей, а неудача порождает чувство неуверенности и даже неполноценности. При завышенной самооценке поведение воспитанника базируется на желании доказать свою исключи-тельность, выделиться среди других. Такие осужденные мало прислушиваются к советам сотрудников колонии, ироничны к попыткам воспитателей пробудить в них стремление к нрав-ственному самоусовершенствованию. Заниженная самооценка осужденного приводит к регуляции его поведения преимуще-ственно внешними влияниями, зачастую случайными и неже-лательными, чему способствует неуверенность в себе, боязнь выглядеть хуже других.

У несовершеннолетних осужденных идет процесс интенсив-ного формирования воли и волевых качеств. В этот период вос-питанники, начиная осознавать себя как личность, способны к самовоспитанию, беря за образец сильных и волевых людей. Однако внешняя форма часто заслоняет у них содержание по-ступков, их нравственную направленность. В результате таким нравственным образцом (идеалом) становятся приверженцы уголовной романтики.

Для многих несовершеннолетних осужденных характерна противоречивость мировоззрения, проявляющаяся в непосле-довательности их взглядов и убеждений. Если эта непоследова-тельность осознается осужденными как недостаток, его легче переубедить в противоположном. Более педагогически и соци-ально запущенные несовершеннолетние осужденные стремятся выработать логическую последовательность своих ошибочных представлений, стараются аргументировано защитить их. Ра-бота с такой категорией подростков гораздо сложнее.

Несовершеннолетние проявляют большую склонность к об-щению и практически все свободное время проводят в группах. Отсюда и преступность их, как правило, носит групповой харак-тер. Наблюдается закономерность: чем меньше возраст несовер-шеннолетних преступников, тем больше состав группы.По мере взросления количество членов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать