Социализация детей с девиантным поведением
p align="left"> Преодоление в сознании молодых правонарушителей антиоб-щественных индивидуалистических взглядов, привычек и на-клонностей достигается последовательным и непрерывным вос-питательно-профилактическим воздействием. Разовое обсуж-дение на собрании, заседании актива, в беседе не дадут желае-мого эффекта без систематической работы с антиобщественны-ми привычками и наклонностями. Причем вся многогранная индивидуальная профилактика должна опираться на основные положения психологии, педагогики, криминологии и других наук, придающих ей методический характер. Практическая сторона этой деятельности состоит в оказании содействия таким подросткам в трудоустройстве, создании нормальных бытовых условий, нормализации отношений в семье и среди окружаю-щих, ограждении их от отрицательного влияния со стороны окружающих, зачастую старших по возрасту и допускающих аморальные поступки.

Вместе с тем, когда ребенок находится в сфере контроля и перевоспитания, обращаться с ним надо осторожно и тактично. Требуется глубоко знать внутренний мир молодого человека, учитывать его постоянное развитие, усложняющее-ся в соответствии с возрастом. Развитие юноши и девушки про-исходит в движении, в действии, поэтому целесообразно созда-вать им необходимые условия и обстановку для проявления способностей, интересов, устремлений, чтобы они как бы натал-кивались на то, что их могло бы наиболее сильно увлечь.

Управление индивидуальным профилактическим воздей-ствием должно быть нацелено на развитие общественно полез-ной активности, инициативы, самодеятельности личности, на осознание его необходимости, самосовершенствования, само-воспитания и осуществления практических действий в данном направлении. В этом случае управление содействует развитию подлинной свободы личности, ее относительной самостоятель-ности, способностей и дарований, повышению активности, обусловливающих ее позитивное отношение к учению, работе, коллективу, семье.

Воспитательно-профилактические мероприятия должны но-сить комплексный характер, так как только разносторонний под-ход к личности как единому целому, сочетание влияний на ее раз-личные стороны ведут к максимальным конечным результатам. Практика показывает, что профилактическое воздействие лишь на одну из сторон характера подростка при неучете или недооцен-ке других ведет к иллюзорному положительному эффекту, к тор-можению развития некоторых позитивных черт поведения лично-сти в целом. Так, односторонний подход часто проявляется в ув-лечении словесными методами воспитательно-профилактическо-го воздействия на сознание и в недооценке организации активной практической деятельности, вовлечения в интересные обществен-но полезные занятия, в забвении правильной организации обще-ния подростков в коллективах и т. п.

При комплексном характере воздействий внешние факторы наиболее эффективно находят преломление во внутренних из-менениях личности, способствуют позитивному ее развитию. В то же время надо четко представлять себе критерии эффектив-ности воспитательно-профилактического воздействия, которые позволяют объективно судить о результативности процесса пе-ревоспитания. Одним из наиболее мобильных параметров явля-ется разнообразная занятость подростка. Однако речь идет не просто о занятости времени, а о занятости, расширяющей и уг-лубляющей круг позитивных интересов и общения. Именно благодаря учебной, познавательной, общественной, трудовой, практической деятельности осуществляется взаимодействие личности со средой и членами коллектива. Поэтому в целях успешного перевоспитания молодого правонарушителя надо обеспечить расширение, обогащение связей его с коллективом, с обществом, развивать способность самостоятельно и правиль-но регулировать свои социальные связи и отношения. В этом плане неоценимую помощь оказывают молодежные програм-мы, подростковые и юношеские объединения, спортивные шко-лы, клубы и т. п. Именно в них молодой человек может про-явить себя по-новому, осмыслить свое поведение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в заключении следует отметить, что основные профилактические мероприятия с подростка-ми, совершившими правонарушения, проводятся, в основном, в открытом социуме (подросток совершил мелкие правонаруше-ния или осужден условно), и в специальных учебно-воспита-тельных заведениях, то в воспитательных колониях, в основ-ном, реализуются реабилитационные программы помощи несо-вершеннолетний осужденным.

Как отметил работник ОВД по делам несовершеннолетних …, процесс воспитания в колониях для несовершеннолетних существенно отличается от «взрослых» колоний прежде всего тем, что в них законодательство предоставляет для работы с осужденными большие возможности в применении позитивных мер воздействия, значительно увеличивая перечень льгот и уменьшая объ-ем карательных мер. Основной акцент в работе с подростками следует делаеть на учебно-воспитательную работу, вклю-чающую в себя общеобразовательное и профессиональное обу-чение.Здесь мы особо отмечаем, что изменение названия «воспитательная трудовая колония» на «воспитательная коло-ния» подчеркивает при всей важности трудовой деятельности приоритетность именно воспитательных мероприятий.

Совместная деятельность с социальными педагогами школы … позволила нам выявить, что необходимым условием для предотвращения отклоняющегося поведения всех воспитанников является -- получение ими специальности. При этом должен обеспечиваться как можно более широкий и добровольный выбор профессий, учитываться потребности региона и рынка труда (перспектива), воз-раст, физические, умственные и психические особенности. Нами выявлено, что по-вышение эффективности трудового воспитания - это наи-более важный фактор решения задачи социализации подро-стков, подготовки их к самостоятельной жизни. Однако в насто-ящее время это условие в полной мере не обеспечивается, о чем свидетельствуют данные опросов бывших осужденных, отбывавших срок наказания в воспитатель-ных колониях и вернувшихся к месту постоянного проживания в … более 60% которых в будущем не собираются работать по приобретенным в колонии профессиям.

Большинство осужденных, как подчеркивает работник ОВД по делам несовершеннолетних …, до колонии, обучаясь в школах и профессиональных училищах, характеризовалось как наруши-тели дисциплины, организаторы и участники конфликтных ситуаций, они сбегали с уроков, оскорбляли ровесников и пре-подавателей. Поэтому необходимо, по нашему убеждению, уделять серьезное внимание построению взаимоотношений учителей и мастеров производ-ственного обучения с учащимися-осужденными. Умение выз-вать интерес к своему предмету, увлечь полезными делами, быть терпеливым, но настойчивым в достижении поставленной цели являются, как мы считаем, критериями профессионального мастерства педагога, работающего с этим контингентом несовершеннолетних.

Нами было выявлено, что большое значение в изменении негативной позиции криминальных подростков к реальности имеет обеспечение воспитанников ра-ботой с высоким уровнем организации и культуры производ-ства, технологии. Социальным педагогам необходимо добиваться проведения оплаты выполненной работы, что обеспечит заинтересованность подро-стка в результатах его труда.

К числу основных средств, обеспечивающих процесс исправ-ления преступников, по нашему мнению, относится общеобразовательное обучение. Относительно несовершеннолетних осужденных необходимо отметить особую роль, которую приобретает данное средство воздействия. Ведь в воспитательной колонии практически каж-дый осужденный проходит через образовательную школу, яв-ляющуюся одним из главных структурных элементов учрежде-ния и фактически -- центром проводимой в колонии воспита-тельной работы. При поступлении в колонию все осужденные зачисляются в соответствующий класс общеобразовательной школы, распределение по отрядам производится исходя из имеющегося у них образовательного уровня по принципу «от-деление-класс» . Работа на производстве или обучение в профес-сиональном училище может производиться только в свободное от учебы в школе время. В отличие от исправительных колоний для взрослых, преподаватели школ в воспитательной колонии являются сотрудниками данного учреждения, что подчеркивает особую роль школы в воспитательном процессе. Очень важ-но четкое взаимодействие в воспитательном процессе учителей школы, воспитателей отрядов и отделений, преподавателей профессионального училища, мастеров производства, так как в работе с осужденными много дублирования, не всегда соблю-дается принцип единства педагогических требований.

Выход из этого положения мы видим в создании единого учеб-но-воспитательного процесса, охватывающего все службы ко-лонии. Для современных воспитательных колоний необходимы вы-сококвалифици-рованные специалисты, знающие возрастную специфику несовершеннолетних, и прежде всего социальные педагоги. Воспитательная работа должна проводиться диффе-ренцирование, с учетом степени нравственной деформации осужденных. Желательно, по нашему мнению, применение таких методов, как со-вет, напоминание, пожелание. Необходимо использовать актив-ность, эмоциональность и впечатлительность, одновременно преодолевая внутреннее сопротивление осужденных к воспита-тельным воздействиям (иногда открытое, но чаще скрытое).

К наиболее распространенным формам воспитательной рабо-ты мы отнесим беседы, лекции, диспуты, встречи с интерес-ными людьми, широкая практика встреч с бывшими воспитанниками колоний, ведущими чест-ный образ жизни, с родственниками осужденных, с представи-телями общественных и религиозных организаций -- так назы-ваемые меры общественного воздействия. Общественное воз-действие, мы считаем, одним из условий обеспечения процесса социализа-ции несовершеннолетних, отбывающих уголовное наказание, приобщения их к нормальной человеческой деятельности и участию в общественной жизни, и здесь открывается широчай-ший простор для деятельности социального педагога.

Правильная организация свободного от учебы и работы вре-мени способствует улучшению здоровья и физического разви-тия осужденных. В условиях лишения свободы это время, в основном, носит регламентированный характер. Поэтому необ-ходимо четко планировать досуговые мероприятия для осуж-денных, с одной стороны, чтобы они не носили формальный характер («ради галочки»), с другой-- обучали правильному планированию своего времени (отсутствие навыков в планиро-вании свободного времени и умения распоряжаться им -- одна из основных причин совершения правонарушений подростка-ми). Мероприятия должны пробуждать у подростков интерес к жизни, формировать волевые качества и черты характера, по-зволяющие им противостоять антисоциальным влияниям.

Физическое воспитание также способствует повышению авторите-та в глазах других воспитанников, что является прекрасным стимулом для привлечения осужденных к активным занятиям спортом, а также формированию не только физических, но и морально-волевых, нравственных качеств личности.

Большое значение в организации воспитательного процесса, как это было выявлено нами из бесед с бывшими осужденными имеет коллектив осужденных. Положительный эффект здесь достигается чаще при воздействии на осужденного через его первичный коллектив (отряд, бригаду, класс), члены которого находятся в постоянном общении и вза-имодействии друг с другом, повседневно связаны общими ин-тересами и делами, отношениями ответственной зависимости и находятся под постоянным контролем воспитателя, знающего о характере межгрупповых и межличностных отношений осуж-денных. Необходимо доверять подросткам роль активных орга-низаторов, а не только исполнителей воли воспитателей, ис-пользовать различные формы коллективной деятельности на основе самоуправления, творческого начала, самостоятельно-сти. Перестройка нравственного сознания осужденного осуще-ствляется в неразрывной связи с формированием позитивного опыта жизнедеятельности.

Большое значение имеет использование социально-полезных связей с родственниками осужденных, которое активизирует процесс воспитательной работы, позволяет разрушить создан-ный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и пове-дения.

Гуманизация и педагогизация воспитательного процесса дол-жна быть построена на здравом и реалистическом анализе об-становки -- «на разумном гуманизме», т. е. система наказания должна быть достаточно гибкой, обеспечивать избирательность в применении режимных ограничений, создавать предпосылки для реального установления в учреждениях атмосферы чело-вечности, уважительного отношения к закону и нравственным нормам. В настоящее время расширены права администрации и арсенал средств для дифференциации и индивидуализации воспитательных мер воздействия на осужденных в сторону ос-лабления репрессий и изоляции их от общества.

Исправительное воздействие на несовершеннолетних пре-ступников следует рассматривать как единый процесс, начиная с момента взятия его под стражу и заканчивая периодом реаби-литации и социальной адаптации после освобождения. На прак-тике этот процесс оказывается разорванным. Причина -- отсут-ствие должного взаимодействия между службами и учреждениями, обеспечивающими работу с несовершеннолетними право-нарушителями и профилактику преступности.

Один из возможных вариантов организации совместной ра-боты -- воспитательные центры для несовершеннолетних пре-ступников, в состав которых должны входить:

-- следственный изолятор для содержания подследственных несовершеннолетних (к сожалению, в некоторых изоляторах несовершеннолетние содержатся вместе со взрослыми и нео-днократно судимыми в условиях «субкультуры», позже пере-нося полученный опыт в воспитательную колонию);

-- служба, обеспечивающая исполнение наказания в виде краткосрочного ареста;

-- служба по исполнению наказания в виде лишения свобо-ды (воспитательная колония);

-- участок социальной адаптации для лиц, готовящихся к ос-вобождению от наказания;

-- временное общежитие для освобожденных, не имеющих постоянного места жительства;

-- служба социального контроля, обеспечивающая работу с осужденными по отбытии наказания.

Создание таких центров могло бы обеспечить необходимое комплексное воздействие на несовершеннолетних, привлекае-мых к уголовной ответственности, и преемственность в работе с ними, оградить их от негативного влияния взрослой преступ-ной среды.

Эффективность исправительного воздействия, оказываемого на осужденных несовершеннолетних, определяется по общим критериям, основывающимся на известных степенях исправле-ния: «встал на путь исправления», «твердо встал на путь ис-правления». К сожа-лению, эти критерии оценки являются единственными для всех исправительных учреждений и не отражают адекватно реаль-ные процессы. Следовательно, достоверным показателем, опре-деляющим эффективность исправительного воздействия, явля-ется рецидив преступного поведения после освобождения.

Неблагоприятные тенденции роста и ожесточения подростко-вой преступности, увеличение правонарушений в самих коло-ниях и следственных изоляторах, достаточно высокий уровень рецидива свидетельствуют о том, что эффективность исправи-тельного воздействия на данную категорию преступников пока низка. В этой связи представляется целесообразным расширять применение к несовершеннолетним иных, помимо лишения свободы, видов наказаний. Одним из таких альтернативных длительному лишению свободы видов наказаний может стать краткосрочный арест, который широко практикуется в евро-пейских странах. Что же касается условного осуждения, то к данному виду наказания необходимо подходить более взвешен-но и с установлением обязательного четкого контроля за лица-ми, к которым оно применено, так как подростки оказываются предоставленными самим себе, ощущая безнаказанность за со-вершенные преступные деяния. Необходимо также внедрять децентрализацию управления органами, исполняющими нака-зания, и предоставление большей самостоятельности местным органам власти. В таком случае вопросы исправительного воз-действия на несовершеннолетних преступников, применение к ним избирательного подхода при назначении и исполнении наказания могли бы решаться более оперативно и действенно.

Достижение желаемого эффекта в профилактике правонару-шений и рецидивной преступности несовершеннолетних воз-можно лишь при условии привлечения к воспитательной рабо-те с ними социальных педагогов-профессионалов. Плодотвор-но работать с трудными подростками, по нашему убеждению, могут только люди духов-но богатые, щедро отдающие это богатство своим подопечным. Еще В. С. Соловьев писал: «Первое и самое важное условие есть, конечно, то, чтобы во главе пенитенциарных учреждений сто-яли воспитатели, способные к такой высокой и трудной задаче, -- лучшие из юристов, психиатров и лиц с религиозным призва-нием» [см. 62 - с. 270].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. -- М., 1989.

2. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С. -Богдановой. -- М., 1979.

3. Алемаскин -- М. А. Воспитательная работа с подростками. -- М.,

1979.с

4. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершенно-летних. -- Свердловск, 1986.

5. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -- М., 1996. 6. Андреева Г. М. Социальная психология. -- М., 1996.

7. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства и наркомании среди моло-дежи.

-- М., 1989.

8. Антонян Ю. М., Самичев Е. Г. Неблагоприятные условия формиро-вания личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. -- М., 1983.

9. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. -- Киёв, 1986.

10. Башкатов И. П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных -- М., 1986.

11. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. -- М., 1993.

12. Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. -- Екатеринбург, 1993.

13. Бестужев-Лада И. В. Факторы риска. -- М., 1989.

14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -- М., 1968

15. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. -- М., 1994.

16. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. -- М., 1968.

17. Бушуева В. О. Формирование здорового образа жизни у старшекласников: автореферат. - Пятигорск, 2001.

18. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детско-го психиатра. -- М., 1988.

19. Ветров Н. М. Профилактика правонарушений среди молодежи. -- М., 1986.

20. Воспитание детей в неполной семье: Пер. с чеш. / Общ. ред. Н. Н. Ершовой.--М., 1980.

21. Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы: Новое пе-дагогическое мышление. -- М., 1989.

22. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. -- М., 1991.

23. Голев А. Г. Педагогические аспекты антинаркологического воспитания

учащихся. Учебное пособие. - Пятигорск, 2001.

24. Григорьев С. И., Демина Л. Д. Психолого-педагогические основы социальной педагогики. -- Барнаул, 1996.

25. Гурьева В. А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкого-лизм. -- М.,1980.

26. Гурски С. Внимание, родители: наркомания! 2-е изд. -- М., 1989.

27. Данилин Е.М. Использование системы А. С. Макаренко в деятель-ности ВТК: Учеб. пособие. -- М., 1991.

28. Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей. -- М., 1997.

29. ДоровскойА. И. Дидактические основы развития одаренности уча-щихся. -- М.,1998.

30. Емельянов В. П. Преступность несовершеннолетних с психически-ми аномалиями: Учеб. пособие. -- Саратов, 1980.

31. Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершенно-летних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие -- М., 1990.

32. Заиграев Г. Г. Борьба с алкоголизмом: Проблемы, пути решения. -- М.,-1986.

33. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе / Под ред. Г. К. Се левко. -- М., 1996.

34. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. -- М., 1986.

35. Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод. пособие. -- М., 1982.

36. Иващенко Г. М„ Кантонистова Н. С., Плотников -- М. М. и др. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в спе-циализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализиро-ванных учреждений. -- М., 1996.

37. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -- основа учебно-воспитательного процесса. -- М., 1993.

38. Карпец И. И. Преступное общество. -- М., 1983.

39. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. -- М., 1997.

40. Колесов Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании. -- М., 1987.

41. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие. -- М., 1998.

42. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. -- М., 1985.

43. Леви В. Л. Нестандартный ребенок. -- М., 1983.

44. Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркотики. -- М., 1991.

45. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детском возрасте. -- М., 1984.

46. Лиханов А. А. Дети без родителей: Кн. для учителя. -- М., 1987.

47. Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая Наркология. -- М., 1991.

48. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. В. С. Мухина. -- М., 1991.

48а. Макаренко А. С. Сочинения в 7 Т. Т 5.

49. Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. для учителя. -- М., 1987.

50. Меньковский Г. М., Тузова А. П. Профилактика правонарушений несовершеннолетних. -- Киев, 1987.

51. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. -- М., 1997.

52. Муратова И.Д., Сидоров П. И. Антиалкогольное воспитание в школе. -- Архангельск, 1997.

53. О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации // Вестник, образования - 2002, №13.

54. О положении детей в РФ. -- М., 1994.

55. Платонова Н. М. Основы социальной педагогики. -- СПб, 1997.

56. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. В. Я. Пилипов-ского"- М., 1992.

57. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возмож-ностями: Опыт и проблемы. -- М., 1997.

58. Рязанцев В. А. Как предупредить алкоголизм. -- Киев, 1984.

59. Смирнов В. Е. Наркомания: Знак беды. -- М., 1988.

60. Смирнова Е. Р., Ярская В. Н. Философия и методология социаль-ной работы: Учеб. пособие. -- М., 1997.

61. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заве-дений. -- М., 1997.

62. Соловьев В. С. Оправдание добра. -- М., 1996.

63. Социальная педагогика / Под ред. М. А. Галагузовой - М., 2001.

64. Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и под-ростков. -- М.,1996.

65. Социально-психологические, социально-педагогические и инди-видуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несо-вершеннолетних / Под ред. В. Ф. Пирожкова и др. -- М., 1980.

66. Суворов А. В. Школа взаимной человечности. -- М., 1995.

67. Тарухин С. А. Преступное поведение: Социальные и психологические черты. -- М., 1974.

68. Трудные судьбы подростков -- кто виноват? -- М., 1991.

69. Федеральный закон об утверждении Федеральной программы развития образования // Вестник образования - 2000 г., №6.

70. Фромм А. Азбука для родителей. -- М., 1994.

71. Уголовный кодекс РФ.

72. Шульгин В. Н. Основные вопросы социального воспитания. -- М., 1924.

73. Ягодинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. -- М., 1986.

74. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. -- Саратов, 1997.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать