Социальная работа с детьми группы риска в условиях современной школы
p align="left">· «подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска - те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел, имеет (машину, гараж и так далее); о реальных путях достижения таких « ценностей» подростки не задумываются;

· повышенный уровень тревожности и агрессивности;

· стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям;

· искажение направленности интересов - свободное времяпрепровождения в подъезде, на улице - только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска и т.д.) /25/.

Психологи (Л.С. Выготский и другие) выделили основные группы главных интересов подростков. К ним относятся:

- эгоцентрическая доминанта - интерес к собственной личности;

- доминанта усилия - тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и так далее;

- доминанта романтики - стремление к неизвестному, рискованному, приключениям, героизму /14/.

Продолжение этих изменений в подростковом возрасте мы находим в трудах Д.Б. Эльконина, который выделил симптомы развития. К ним относится возникновение трудностей в отношении с взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценки их успехов, уход из школы, уверенность в том, что все самое интересное происходит вне школы и т.д.). Подростки начинают вести дневники, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства. Появляются особые детские компании (поиски друга, кто может понять), что приводит к возникновению неформальных подростковых сообществ /27/.

По данным А.Л. Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представления детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков группы риска об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позиция «Я несчастлив». И только 17% таких подростков, обнаружены в нормальных семьях.

Опыт переживания одиночества подростками группы риска составляет 70%. Выхода из состояния из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавления от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять и т.д.) /19/.

Подросткам группы риска следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Понятие «беспомощности» рассматривается, как то состояние человека, когда он не может справиться с кем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельного решения или делать выбор и другими трудностями.

Изучение беспомощности у детей и подростков занимались И.С. Коростелева, В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский, а также зарубежные исследователи.

По мнению многих ученых, беспомощность подростков вызывается переживание неудач, травм, отказом от поиска или наличия неконструктивных способов решения проблем и т.д. Проявление беспомощности можно наблюдать при реагирование подростков на переживаемую значимую ситуацию или ее последствия, что выглядит следующим образом:

- как стереотипная деятельность неадекватная конкретной ситуации;

- как перебор стереотипных действий (неконструктивных способов поведения и деятельности, не приносящих результатов);

- как отказ от выполнения деятельности сопровождающийся апатией, депрессией;

- как состояние оцепенения, плач и т.д.;

- как перенос или смещение цели на другую.

В подростковом возрасте культурные ограничения касаются поисковой активности в социальной жизни. Реакция на ограничения поведения, деятельности (в том числе на наказания, например, по закону) может приводить к состоянию беспомощности у подростков, что выражается в апатии, депрессии и т.д. / 28/.

Переживания состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, потерю близкого человека, разлуку с ним и т.д. в данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем.

Дети старшего школьного возраста, относящиеся к группе риска, характеризуются особым процессом социализации. Они проживают, как правило, большую часть своей жизни в учреждениях социально-педагогической поддержки (детских домах, школах-интернатах, приютах, под опекой) или в неблагополучных семьях. Для большинства выпускников этих учреждений характерны следующие специфические обязанности:

· неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов с взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстранённость от них;

· нарушение в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;

· низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;

· слабо развито чувство ответственности за свои поступки, безразличие в судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;

· потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;

· неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;

· несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще своего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;

· несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);

· низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;

· склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты /10/.

Дети старшего школьного возраста стоят на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, с другой - бояться этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они засчитывать не могут. Эта двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Несколько лучше положение у тех, кто живет в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и учится в средних специальных или профессиональных учреждениях, так как они могут вернуться в привычное окружение попечительского учреждения, где о них заботятся.

Воспитание вне семьи является главной причиной неготовности этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию, так как постоянная окруженность большим количеством детей и взрослых, не дает возможности самоидентификации, осмысления себя и своих проблем, возможности продумать свою будущую жизнь. Ребенок не знает, как он будет жить один, где найти друзей, как проводить свободное время, как организовать свой быт.

Обедненность общения с взрослыми, его ограниченность (в основном это только сотрудники учреждения) приводят к тому, что дети не могут налаживать контакты с другими взрослыми, находить общее между требованиями значимых взрослых и своими желаниями и возможностями. Контакты с взрослыми поверхностны, малоэмоциональны, что приводит к отсутствию потребности искать близких отношений с людьми, доверять им, видеть уважение к себе с их стороны.

2. Социальная поддержка детей группы риска

2.1 Структура социальных служб и учреждений работающих с детьми группы риска

В настоящее время в России нет четко структурной системы социальных служб и учреждений, работающих с детьми группы риска. Социально-педагогичекой поддержкой и реабилитацией детей занимаются различные социальные учреждения.

Термин социально-педагогическая поддержка детства, был предложен Северным А.А., Альтшулер Б.Л. в ходе опытно-экспериментальной работы, проводившейся в Московской области (Люберецкий и Чеховский районы). Результатом эксперимента стало создание центра социально-трудовой адаптации детей. К основным функциям центра отнесли: реализацию обучения по престижным профессиям для школ; подготовку по избранной профессии для школ, которые открыли профильные классы; созданию групп учащихся (14-16 лет) отчисленных по разным причинам из школ, созданию им условий для профессиональной начальной подготовки, получению работы и заработка при неполном рабочем дне; воспитательно-профориентационную работу среди учащихся общеобразовательных школ района; созданию рабочих мест для детей и подростков, обучающихся в центре; созданию летних трудовых объединений по уборке урожая, сбору трав и так далее; информированию подростков об услугах, предоставляемых Центром занятости; осуществлению контроля за соблюдением прав подростков в сфере производства; осуществлению юридической защиты трудоустроенного подростка при нарушении условий договора работодателем.

Для решения поставленных задач в структуре Центра социально-трудовой адаптации предполагалось создание: учебно-производственного комбината с филиалом, службы профориентации, информационно-аналитической службы, детского ателье, академии домашних ремесел и др.

Для оказания помощи детям группы риска и их семьям, в 1994 г. был открыт Центр неотложной социально-педагогической помощи, как приют временного пребывания детей и подростков. В последствие, в связи с расширением его функций перерос в Центр неотложной социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам, в структуру которого входят приют временного пребывания, «телефон доверия», кабинет анонимного приема, выездные бригады скорой психолого-педагогической помощи /42/.

Главная задача Центра неотложной помощи - оказание практической помощи детям и подросткам, нуждающихся в социальной и психолого-педагогической поддержке: пострадавшим от жестокого обращения, физического, психологического, сексуального насилия; временно лишенным семейного попечения и средств к существованию, ограждение их от влияния асоциальной среды, обеспечение охраны и защиты их прав. Специалисты центра проводят диагностику причин трудностей детей и подростков, осуществляют меры по их устранению, оказывают краткосрочную и долговременную социальную, медицинскую, педагогическую и психологическую помощь, при необходимости проводят реабилитацию.

В Центр попадают, прежде всего, дети, изъятые из неблагополучных семей, брошенные, бродяжничающие, оставшиеся без жилья и так далее. Дети и подростки могут сами прийти в центр и остаться там, если у них для этого причины (родители выгнали из дома, сожители и собутыльники посягают на жизнь и здоровье детей, дети испытывают жестокое обращение в семье, насилие и т. п.).

«Телефон доверия» в Центре работает круглосуточно и обеспечивает контакт с детьми и подростками района по всем интересующим их вопросам. Профессионал-психолог может оказать психологическую поддержку, дать совет и проконсультировать. При этом ведется магнитофонная запись вопросов и ответов, что позволяет затем более тщательно проанализировать проблемы обратившихся за помощью детей и подростков, разработать на основе этого анализа рекомендации педагогам и родителям или лицам, их заменяющих.

В кабинете анонимного приема детям предоставляется возможность бесплатно получить консультацию юридического, медицинского, психологического порядка. К работе в кабинете на договорной основе привлекаются специалисты различных служб района, они же анализируют сложившуюся ситуацию, вносят конкретные предложения по улучшению работы тех или иных структур, обслуживающих детей. В случае необходимости принимаются другие меры:

- направление на лечение;

- оставление (по согласию ребенка и родителей) в приюте временного заболевания и т.п.

В Центре неотложной помощи применяется и такая форма оказания помощи, как выездные бригады в составе психологов, социологов, педагогов, юристов, психотерапевтов, врачей. Такие бригады создаются для оказания помощи разрешения конфликтов между детьми, подростками и взрослыми, в случае попытки суицида и т.п.

За время проведения эксперимента Центр оказал помощь более 200 детям и подросткам от 3-18 лет по разным направлениям. Это позволило вернуть многих детей к нормальной жизни, они учатся в школе, у них восстановлено жилье, пенсия и т.д. Более 30 детей вернулись в свои родные, обновленные семьи; многие дети отданы под опеку родственникам, часть детей были усыновлены гражданами России, а также ближнего и дальнего зарубежья, часть - остались жить в муниципальном детском доме.

В 1997 году при Центре неотложной помощи была также открыта социальная гостиница для подростков. Это социально-педагогическое учреждение было создано, в первую очередь для оказания помощи и поддержки воспитанникам, возвращающимся из школ-интернатов, детских домов, окончившим профессиональные технические училища, у которых потеряно или вовремя им не предоставлено жилье. Необходимость в таком учреждении обусловлено тем, что многие выпускники детских домов, приютов нуждаются в социальном патронаже, так как не умеют жить самостоятельно, слабо подготовлены к умению выживать в обществе, не обладают необходимыми навыками ведения домашнего хозяйства, бытового самообслуживания, не могут пользоваться социальными инфраструктурами. При невозможности устроится на работу, воспитанники социальной гостиницы могут получать продукты, одежду, обувь до тех пор, пока они не смогут получать заработную плату.

Кроме того, в социальной гостинице могут находиться дети, у которых есть юридически закрепленное за ними жилье, но в силу каких-либо обстоятельств жить там подростку не возможно или не безопасно. Например, родители, которые были лишены родительских прав, не пускают в дом детей, так как они им чужие. При этом в некоторых случаях, даже если ребенка пускают в квартиру, его пребывание там опасно или не желательно, поскольку в доме сохранятся тяжелая обстановка, которая может заставить ребенка идти по тому же асоциальному пути, по которому пошли родители.

В социальной гостинице могут находиться так же несовершеннолетние матери, у которых нет средств к существованию, отсутствует жилье.

Одной их форм работы с детьми группы риска является центр семейного воспитания, работающий в городе Москве.

Основная задача Центра семейного воспитания - работа с неблагополучными семьями, направленная на смягчение социальных, психологических, экономических факторов, негативно влияющих на развитие семьи и воспитание детей в ней. А также укрепление связи семьи с образовательными и другими учреждениями воспитания и развития детей, повышение педагогических, психологических, юридических знаний родителей, подготовка подрастающего поколения к браку, помощь семьям, попавшим в кризисную ситуацию, сохранение семьи, ее реабилитации и изменения в положительную сторону отношение родителей к детям.

Спецификой деятельности специалистов Центра является работа с самыми тяжелыми семьями имеющие детей. Специалисты Центра проводят консультации для родителей и детей по проблемам семейного воспитания, организуют родительский всеобуч, выявляют неблагополучные семьи и осуществляют защиту прав детей в этих семьях.

Уже сегодня на учете в Центре семейного воспитания состоит более 500 неблагополучных семей, в которых живет более 1000 детей и подростков. Под постоянным контролем социальных педагогов находятся более 50 семей тяжелой категории, в 70 семьях находящихся под эпизодическим контролем наметилось положительная тенденция улучшения положения с детьми. С течение 5 лет работа центра 16% неблагополучных семей в результате реабилитационной работы с ними восстанавливаются. В таких семьях детям созданы нормальные условия для жизни, их не пришлось устраивать в учреждения для сирот.

Опыт экспериментальной работы показывает, что очень важно раннее выявление семейного неблагополучия. Социальные педагоги Центра работают в тесном контакте с детскими поликлиниками и педиатрами, чтобы как можно раньше выявить детей, живущих в неблагополучных семьях и поместить их в специальные социальные группы дошкольного образовательного учреждения. Это позволяет сделать все необходимое для того, чтобы изменить, обновить семью. Дети находятся в таких группах в дошкольном образовательном учреждении на полном государственном обеспечении, они получают пищу, одежду, кров, с ними занимаются и так далее. В случае если в семье не наступает улучшений, родители лишают через суд родительских прав, а детей помещают в приют, детских дом и т.д.

В 1995 г. для оказания поддержки детям и подросткам, родителям, а также лицам, их заменяющих, была создана психолого-медико-педагогическая служба, которая в последствии преобразовалась в сеть социально-психолого-медико-педагогических центров по работе с подростками по всей стране.

К функциям данной службы относятся следующее: консультирование подростков, родителей, педагогов; методологическая помощь психологам, дефектологам, логопедам, педагогам школ и дошкольных учреждений, социальным педагогам.

Организация и внедрение профильных занятий и программ для детей группы риска и их семей, социально-педагогической поддержки, был создан Центр постинтернатной адаптации. Центр решает следующие задачи: создание необходимых материальных и психолого-педагогических условий для развития личности воспитанников социально-педагогических учреждений. А также создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих развитию личности и ее адаптации в обществе; оказание психолого-медико-педагогической и социальной помощи выпускникам учреждений социально-педагогической поддержки детства. Одной из главных задач - это защита прав и интересов воспитанников на всех уровнях социального обеспечения; выполнение законов, обеспечивающих государственную помощь и защиту выпускников социально-педагогических учреждений и передачу их для сопровождения в социальные сферы.

Открытие каждого из этих учреждений нового типа потребовало обоснования их внедрения в муниципальную систему образования, подготовки законодательной и правовой базы их деятельности, разработки уставов положений каждого типа социально-педагогического учреждения, решения множества организационных проблем, подготовки кадров. В результате была не только создана система социально-педагогической поддержки детства, но и удалось органично встроить ее в имеющуюся районную систему образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать