Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики
p align="left">Организация усвоения содержания программы студентами должна быть построена с учетом контекстного подхода, через включение их в академическую, квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность.

Реализация задач программы позволит обеспечить готовность студента к осуществлению педагогической деятельности в традиционном, проблемном, программированном и проектном видах обучения.

Содержательно курс ”Технология преподавания информатики” включает разделы: проектная деятельность учителя информатики, технологии обучения информатике и техника учителя информатики.

Раздел ”Проектная деятельность учителя информатики” включает темы: проектная культура учителя информатики; педагогический процесс как объект проектирования; технология педагогического проектирования; сущность педагогического проектирования; моделирование педагогического процесса; целеполагание в педагогическом проектировании; конструирование педагогического процесса; проектирование педагогических средств; проектирование средств диагностики и контроля; программирование педагогического процесса; проектирование инновационного процесса; проектирование внеурочной деятельности и проектирование воспитательного процесса.

Раздел ”Технологиа обучения информатике” включает темы: сущность технологии обучения; реализация как компонент технологии обучения; контроль как компонент технологии обучения; классификация технологий обучения; репродуктивные технологии обучения; продуктивные технологии обучения; суггестотехнологии обучения информатике; игровые технологии обучения информатике и авторские технологии обучения информатике.

Раздел ”Техники учителя информатики” включает темы: техника общения; композиция содержания речи учителя; техника речи учителя и техника перевоплощения.

Программа нацелена на обучение студентов основам проектирования и управления учебно-воспитательным процессом на всех ступенях общеобразовательной школы, формированию ключевых компетенций у будущего учителя информатики в области ИКТ, его готовности к профессиональной деятельности.

Содержание программы отражает особенности организации учебного процесса по информатике, предполагающего обучение содержательным линиям информатика и информационные процессы, представление информации, системы счисления и основ логики, архитектуры компьютера, основ алгоритмизации и программирования, моделирования и формализации, информационных и компьютерных технологий и т.д. Наибольшее внимание уделяется одному из наиболее важных и сложных вопросов - психолого-педагогическим основам использования ИКТ в обучении, возникающих при использовании ИКТ в профессиональной деятельности. Кроме того, программа учитывает специфику контроля достижений студентов, выполнение курсовых проектов, прохождение практикума и государственной аттестации.

Как уже было отмечено ранее, острая необходимость использования новых информационных технологий в учебном процессе обусловливает следующие частные положения:

1. Учитель информатики должен быть готов к эффективному использованию появляющихся в последнее время образовательных Web-сайтов (учебных, методических, справочных и т.д.) в учебном процессе;

2. Современные тенденции развития образования (непрерывное образование, открытое образование, дистанционное образование и т.д.) ставят вопрос о необходимости овладения учителем методами и средствами создания собственных образовательных Web-ресурсов;

Учитывая основные аспекты влияния Web-технологий на содержание деятельности учителя информатики, выделим три уровня освоения дидактических возможностей Web-технологий:

· уровень пользователя Web-ресурса;

· уровень разработчика Web-ресурса;

· уровень преподавателя Web-технологий.

Для рассмотренных уровней освоения дидактических возможностей Web-технологий содержание образования должно быть следующим:

I. Уровень пользователя Web-ресурса

1. Основы навигации в Web-пространстве, поисковые системы.

1.1 Поисковые системы Internet.

1.2 Организация и проведение поиска в Internet.

2. Многообразие учебных, методических, справочных Web-сайтов и области их применения.

3. Отбор и копирование необходимого Web-ресурса на “собственные” твердые носители.

4. Оценка и переконструирование Web-ресурса образовательного назначения для ”собственной” ситуации.

5. Дистанционное образование.

5.1 Средства и формы организации дистанционного образования.

5.2 Дистанционное образование в повышении квалификации педагогических кадров.

II. Уровень разработчика Web-ресурса

1. Введение в HTML и размещение информации на Web-сайтах.

2. Язык гипертекстовой разметки HTML, основы создания Web-страниц.

2.1 HTML-дескрипторы, гипертекстовые ссылки, понятие URL, списки.

2.2 Графика в Web-пространстве, таблицы, фреймы, листы стилей.

2.3 Настройка графических элементов на мультимедийных Web-страницах.

3. Приемы и методы быстрой загрузки Web-страниц путем блокирования загрузки объемных видеоизображений.

4. Динамический HTML, введение в XML.

5. Использование HTML-редакторов для создания Web-страниц.

6. Технология создания учебного Web-ресурса.

III. Уровень преподавателя Web-технологий

1. Методика преподавания раздела “Использование Web-ресурса (учебных, методических, справочных и др.) для поддержки и организации учебного процесса”.

2. Методика преподавания раздела “Основы Web-технологий, средства и методы создания образовательного Web-ресурса”.

3. Методика изучения Web-технологий в базовом и профильном курсе информатики в школе.

Следуя принципу последовательности и систематичности, курс ”Web-технологии в образовании”, рассчитанный на изучение Web-технологий, разобьем на три раздела. Каждый из разделов позволит достичь определенного уровня овладения средствами Web.

Первый раздел ”Использование Web-ресурсов (учебных, методических, справочных и др.) для поддержки и организации учебного процесса” позволит достичь уровня пользователя Web-ресурса и включает следующие темы: основы навигации в Web-пространстве, поисковые системы; поисковые системы Internet; организация и проведение поиска в Internet; многообразие учебных, методических, справочных Web-сайтов и области их применения; отбор и копирование необходимого Web-ресурса на ”собственные” твердые носители; оценка и переконструирование Web-ресурса образовательного назначения для ”собственной” ситуации; дистанционное образование; средства и формы организации дистанционного образования; дистанционное образование в повышении квалификации педагогических кадров.

Второй раздел ”Основы Web-технологий, средства и методы создания образовательного Web-ресурса” позволит достичь уровня разработчика Web-ресурса и включает следующие темы: введение в HTML и размещение информации на Web-сайтах; язык гипертекстовой разметки HTML, основы создания Web-страниц; HTML-дескрипторы, гипертекстовые ссылки, понятие URL, списки; графика в Web-пространстве, таблицы, фреймы, листы стилей; настройка графических элементов на мультимедийных Web-страницах; приемы и методы быстрой загрузки Web-страниц путем блокирования загрузки объемных видеоизображений; динамический HTML, введение в XML; использование HTML-редакторов для создания Web-страниц; технология создания учебного Web-ресурса.

Третий раздел ”Методическая подготовка в области преподавания Web-технологий” позволит достичь уровня преподавателя, который предполагает владение уровнем пользователя и разработчика Web-ресурса и включает следующие темы: методика преподавания раздела ”Использование Web-ресурсов (учебных, методических, справочных и др.) для поддержки и организации учебного процесса”; методика преподавания раздела ”Основы Web-технологий, средства и методы создания образовательного Web-ресурса”; методика изучения Web-технологий в базовом и профильном курсе информатики в школе.

Изучение курса методики обучения информатике включает в себя чтение лекций, проведение лабораторных и практических работ и педагогическую практику. Предлагаемая рабочая программа методики обучения информатике на факультете информатики, прошедшая апробацию в Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ), отводит на курс лекций 34 часа, из них 16 часов посвящены методике обучения информатике учащихся V-VII классов, 10 часов и 8 часов соответственно - методике преподавания информатики в VII-IX и X-XI классах.

На лабораторные работы отводится 44 часа, из которых 16 посвящены анализу программ информатики V-XI классов, уроков информатики и изучению организации и оборудования учебных кабинетов. 20 часов отведено планированию учебного материала по информатике и разработке дидактических средств обучения. 8 часов - на проведение пробных уроков по информатике.

Разработка студентами типов уроков по разделам программы информатики, а так же критериев оценки знаний, умений учащихся позволяет судить о сформированности проектировочных и контрольных умений будущих учителей. Однако недостаточная сформированность организаторских, коммуникативных, мобилизационных методических умений, определяющих профессиональную готовность учителя информатики, представляет для нашего исследования особый интерес, так как именно вышеперечисленные являются, с нашей точки зрения, основными умениями, характеризующими готовность к педагогической деятельности. Организаторские умения направлены на практическую реализацию поставленных целей и задач обучения информатике. Владение коммуникативными умениями позволяет наладить межличностные отношения, правильно вести дискуссию, понимать реакцию слушателей, устанавливать благоприятный психологический климат, используя вербальные и невербальные способы общения, привлекать внимание слушателей и т.д. Таким образом, коммуникативные умения являются важным элементом эффективности педагогического управления.

Исследование проблем совершенствования методической подготовки будущего учителя информатики привело к необходимости проведения сравнительного эксперимента с целью выявления степени готовности к профессиональной деятельности выпускников, обучающихся по традиционной и предложенной нами модели и содержания обучения.

Педагогический эксперимент проводился в 2000 - 2005 учебных годах на базе факультетов информатики Армавирского и Дагестанского государственных педагогических университетов, готовящих бакалавров образования по специальности - физико - математическое образование с последующим присвоением квалификации - учитель информатики и английского языка (третий уровень высшего профессионального образования).

Констатирующий эксперимент строился на сравнении результатов контрольной и экспериментальной групп, в которые вошли студенты III-IV курсов названных факультетов, закончившие изучение дисциплин методического цикла и прошедшие педагогическую практику в образовательных учреждениях.

В ходе эксперимента решались задачи: апробация методов и средств определения уровня методической подготовки; сравнительный анализ уровня подготовки контрольной и экспериментальной групп; проверка механизма формирования методических умений.

Распределение будущих учителей информатики по уровням методической подготовки осуществлялось с помощью: анкетирования, наблюдения за студентами в период педагогической практики, экспертных оценок, бесед, тестирования и т.д. Анкетирование студентов проводилось для определения мнения о сформированности у них методических умений, для чего был проведен опрос более 300 студентов очной и заочной форм обучения.

Контрольную группу составили 99 студентов III-IV курса очной формы обучения технического факультета Армавирского государственного педагогического института, экспериментальную 95 студентов той же формы обучения и факультета информатики Дагестанского государственного педагогического университета. В анкету включены вопросы, позволяющие выявить мнение студентов о сформированности у них аналитических, прогностических, проектировочных, организаторских, контрольных, коррекционных, коммуникативных умений, с нашей точки зрения, определяющих основу методической подготовки будущего учителя в области информатики и информационных технологий.

Анализ данных анкеты позволил нам определить с позиции студентов качественный уровень сформированности методических умений разных групп, которые необходимы для отбора и экспериментального исследования содержания подготовки.

Результаты педагогического эксперимента оценивались по предложенной А.Л.Денисовой методике и показателям готовности специалиста к эффективному использованию средств ИКТ (мотивационная, теоретическая, практическая, креативная готовность).

Мотивационная готовность оценивалась в результате наблюдений, бесед и анкетирования студентов. Теоретическая и практическая готовность по результатам обучения (экзаменационным оценкам) и выполнению лабораторно-практических работ. Креативная готовность оценивалась в результате анализа методических разработок студентов в рамках курсовых и дипломных работ.

Результаты сопоставительного анализа полученных данных во время эксперимента по выявлению качества готовности студентов в области ИКТ в контрольных и экспериментальных группах представлены на рис. 1.

Рис. 1.

Распределение студентов контрольной и экспериментальной группы по уровням теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности в условиях внедрения средств ИКТ в обучении информатике отражены на рис. 2.

Рис. 2.

Распределение студентов контрольной и экспериментальной группы по уровням креативной готовности к разработке и использованию средств ИКТ в учебном процессе.

Таким образом, данные эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанного содержания подготовки будущего учителя информатики. В условиях внедрения средств ИКТ в образовании.

Заключение

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. В развитии содержания методической подготовки учителя информатики определяющую роль играют два основных фактора: изменение представлений о целях и образовательных результатах, содержании школьного курса информатики и перестройка информационно-образовательной среды обучения этому предмету, связанная с внедрением в нее средств информационных и коммуникационных технологий.

2. Изменилось понимание роли и места информатики в образовании:

· от ”компьютерной грамотности” к общеобразовательному курсу информатики, занимающему ведущее место в формировании научного мировоззрения, социализации школьников, подготовке их к последующему профессиональному образованию, вносящему существенный вклад в развитие мышления и т.д.;

· сформировалось иное, чем прежде, представление о целях, задачах, структуре, содержании школьного курса информатики (многоэтапная система обучения информатике, включая ее пропедевтику в младших классах, создание профильных курсов на старшей ступени школы и т.п.);

· изучение информатики стало играть существенную роль в развитии познавательной деятельности обучаемых через освоение средств и методов применения НИТ в обучении; методы познания (моделирование, ”вычислительный” эксперимент и др.), мировоззрение, формируемые информатикой, приобрели общенаучное значение, а умения и навыки, способы деятельности, осваиваемые при ее изучении, имеют общеинтеллектуальный, общеучебный, надпредметный научный характер, входят в число важнейших компетенций современного человека.

3. В связи с постоянным нарастанием темпов информатизации образования изменился характер профессиональной деятельности учителя информатики и в связи с этим изменилсяь ”удельный вес” отдельных компонентов профессиональной подготовки учителя информатики в сторону усиления методической подготовки, отражающей ведущие компоненты деятельности учителя информатики - гностический, проектировочный и т.д. Модернизация программ методической подготовки учителя информатики должна осуществляться в соответствии с требованиями более адекватного отражения в их содержании современных тенденций развития методической системы обучения информатике в школе, ориентированная на создание научно обоснованной модели педагогической деятельности учителя информатики на базе компетентностного подхода..

4. Среди направлений развития содержания школьного образования информатике, наиболее существенно влияющих на методическую подготовку учителя, наиболее значимое место занимает дифференциация и индивидуализация обучения. Дифференциация обучения информатике становится в настоящее время одной из наиболее актуальных проблем методики. Однако она не получила должного отражения в содержании методической подготовки учителя информатики в педвузах. Необходимо раскрыть в курсе методики роль дифференциации обучения в обеспечении индивидуализации, развитии способностей, склонностей школьников, их познавательной активности, мотивации.

Реализация профильного обучения с разными ориентациями и содержанием для разных профилей обучения предполагает использование элективных курсов обучения, с чем на практике учитель сталкивается впервые и не готов к практической реализации учебного процесса на базе таких курсов. Эффективная реализация профильного обучения невозможна без внедрения в учебный процесс новых организационных форм и методов обучения (учебное проектирование, дистанционное обучение, учебно-модульная система и т.д.). Однако учитель во многом не готов к их широкому использованию.

5. Отсутствие у учителей информатики специальной и методической подготовки работы с учащимися начальной школы в области информатики и информационных технологий, реализующей специфические цели обучения на начальном звене преподавания информатики в школе.

6. Насыщение образовательного процесса средствами обучения на базе ИКТ фактически означает создание новой информационно-образовательной среды обучения, способной обеспечить достижение качественно новых образовательных результатов. Методическая подготовка учителя к профессиональной деятельности в новой среде предполагает:

· освоение им средств ИКТ в контексте содержания его будущей профессиональной деятельности и на основе использования типологии этих средств по методическим признакам;

· переход от существующего подхода к идеологии построения образовательной среды ”от дидактических возможностей средств ИКТ к поиску их места в образовательном процессе” к принципиально новому подходу - ”от потребностей развития образовательного процесса к выбору (или созданию) соответствующих средств ИКТ”.

7. В целях адекватного отражения названных выше факторов, влияющих на изменение профессиональной деятельности учителя информатики, в содержании его подготовки в педвузе обоснованы направления совершенствования действующих методических курсов и предложены программы и разработано учебно-методическое обеспечение преподавания новых курсов методической подготовки.

8. Становление непрерывной системы обучения специалиста предполагает повышение роли самообразования, что особенно актуально для учителя информатики в связи с большим динамизмом изменения методической системы обучения информатике в школе, постоянным расширением сферы применения компьютерных технологий в образовании. Повышение уровня самостоятельности и формирование навыков самообразования может осуществляться за счет разработанного модульно-интегративного подхода к проектированию учебного процесса методической подготовки будущего учителя.

Основное содержание исследования отражено в следующих публикациях автора:

I. Монографии:

Абдуразаков М.М. Совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования. -Махачкала: ДГПУ, 2006. -190 с. 12 п.л.

Гаджиев Г.М., Абдуразаков М.М. Технология преподавания информатики. -Махачкала: ДГПУ, 2005. -65 с. 4 п.л., (авт. вклад 50%)

Кадыров И.Я., Абдуразаков М.М. Устойчивое развитие и образование. Ижевск: Издательский дом ”Удмуртский университет”, 2000. -182 с. 11,4 п.л., (авт. вклад 70%)

II. Научные статьи в журналах, рекомендуемых ВАКом для публикации результатов исследования:

Абдуразаков М.М., Алискерова С.М. О возможности использования новых информационных технологий в обучении младших школьников. Наука и школа. 1998. №1. -С. 38-42. 0,31 п.л., (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. К вопросу о системе методической подготовки учителя информатики в педвузе. Наука и школа. 1999. №5. 19-24 с. 0,4 п.л., (авт. вклад 65%)

Гаджиев Г.М., Абдуразаков М.. Сущность проектно-преобразовательной деятельности учащихся. Наука и школа. 2003. №6. -С. 53-55. 0,19 п.л., (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Гаджиев Г.М. Системно-интегративные составляющие в информационной культуре будущего учителя в области информатики и информационных технологий. Стандарты и мониторинг в образовании. №1. 2004. -С.50-52. 0,19 п.л., (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Инякин Ю.С., Ниматулаев М.М. Новые информационные технологии как фактор качества профессиональной подготовки учителя. Дополнительное образование. №6. 2004. -С. 58-60. 0,19 п.л., (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Гаджиев Г.М. Направления совершенствования подготовки к профессиональной деятельности будущего учителя информатики. Информатика и образование. №2. 2006. -С. 98-102. 0,65 п.л. (авт. вклад 60%)

III. Научные статьи, тезисы выступлений и докладов:

Абдуразаков М.М. Организация экскурсионных занятий в КУВТ ”YAMAHA”. Сбор. тез. Научно-практ. конф. -Краснодар: КГУ, 1988. -С. 21-22 с. 0,12;

Абдуразаков М.М. Программное обеспечение курса ”Методика преподавания информатики. В сбор. ст. ”Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы”. -М., 1991. -С. 116. 0,06 п.л.

Абдуразаков М.М., Кузнецов Э.И. Возможности использования ППС для обучения студентов по методике преподавания информатики (МПИ). В сбор. Ст. ”Новые информационные технологии - теория и приложения. -Орехово-Зуево, 1992. -С. 4. 0,06 п.л.; (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М. Роль курса ”Методика преподавания информатики (МПИ) в системе подготовки учителя математики и информатики. Новы информационные технологии в учебном процессе. Сбор. Ст. IX Республиканской научно-практической конференции. -Омск, 1992. -С. 50. 0,06 п.л.

Зияудинов М.Д., Абдуразаков М.М. Комплексное применение средств ВТ в школьном курсе информатики. В сбор. Ст. ”Проблемы развития науки и высшего образования в Дагестане в условиях рыночной экономики”. -Махачкала, 1992. -С. 103-105. 0,2 п.л. (авт. вклад 60%)

Кузнецов Э.И., Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Учебный пакет программных средств по курсу ”Методика преподавания информатики” для педагогических институтов. Сбор. Ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. -М.: Прометей, 1992. -С. 45-47.; 0,12 п.л. (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Буняев М.М., Кузнецов Э.И., Матросов В.Л. Методическая система подготовки учителя информатики. Сбор. Ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки. -М.: Прометей, 1993. -С. 3-13.; 0,46 п.л. (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Зияудинов М.Д. Некоторые проблемы преподавания курса школьной информатики в младшем звене обучения. Актуальные проблемы современной начальной школы: тезисы докладов, прочитанных на научно-практической конференции, посвященной юбилею ФНК. -Махачкала: ДГПУ, 1995. -С. 9-11.; 0,2 п.л. (авт. вклад 65%)

Абдуразаков М.М., Шихиев Ш.Б. Новые информационные технологии в системе подготовки учителя математики и информатики. Новые информационные технологии в образовании: Материалы I-ой научной сессии Дагестанского отделения Международной Академии Информатизации.Ч.3. -Махачкала, 1995. -С. 3-6.; 0,2п.л. (авт. вклад 70%)

Абдуразаков М.М. Информационные технологии и проблемы их интеграции в учебный процесс. -Ставрополь: СГПУ, 1996. -С.17-19.; 0,2 п.л.

Абдуразаков М.М., Кузнецов Э.И. Педагогическая информатика как научная дисциплина в системе методической подготовки студентов педвуза. ; печат; Новые информационные технологии в образовании: Тезисы докладов III Всероссийской научно-практической конференции ”Черноземье-97”. 7-11 апрель, 1997г. -Воронеж: ВГПУ, ВОИПКРО, 1997. -С. 21-22.; 0,2 п.л. (авт. вклад 70%)

Абдуразаков М.М., Кузнецов Э.И., Матросов В.Л. Проектирование содержания педвузовского курса информатики в условиях многоуровневой подготовки учителя информатики на основе модульно-интегративного подхода ; печат; Сбор. ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки. -М.: Прометей, 1997. -С. 206-213.; 0,5 п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Кузнецов Э.И., Матросов В.Л. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс. Сбор. ст. “Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки. -М.: Прометей, 1998. -С. 17-24; 0,5 п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Кузнецов Э.И. Концептуальные основы информатизации образования в условиях телекоммуникации (дистанционное обучения). Тезисы докл. Всероссийской научно-практической конференции ”Внедрение информационных технологий в преподавании общетехнических и гуманитарных дисциплин”. 2-3 июль, 1998 г. -Махачкала, 1998. -С. 20-22.; 0,12 п.л. (авт. вклад 70%)

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Новые направления использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в обучении. Сбор. ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. -М.: Прометей, 1999. -С. 109-116.; 0,33 п.л. (авт. вклад 50%)

Крус В.П., Абдуразаков М.М. Требования к помещениям и оборудованию центра дистанционного обучения. Сбор. ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. -М.: Прометей, 1999. -С. 98-106.; 0,56 п.л. (авт. вклад 75%)

Абдуразаков М.М., Кузнецов Э.И. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в дистанционном обучении. Тезисы докладов Международной учебно-методической конференции ”Современный этап реформирования экономического образования в России” (25-27 марта 1998г.). Финансовая Академия при Правительстве Российской Федерации. -М., 1999. -С. 93-95.; 0,13 п.л. (авт. вклад 70%)

Абдуразаков М.М. Методологические основы использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в обучении (дистанционное обучение). Тезисы докладов научной сессии ДГПУ: ”Вузовская наука и образование на пороге XXI веке: проблемы и перспективы”. -Махачкала, 1999. Вып. IV. Ч. II. -С. 88-89; 0,13 п.л.

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. К вопросу о методологии дистанционного обучения. Сб. тезисов научно-практической конференции. ; печат.; -Барнаул, 1999. -С. 43-46.; 0,17 п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М. Информационные технологии дистанционного обучения. Тезисы докладов и выступлений на Международной научно-практической конференции ”Научные основы преподавания финансово-кредитных и учетных дисциплин” (22-24 марта 1999г.). Ч.IV. -М.: Финансовая академия, 1999. -С. 81-82.; 0,13 п.л.

Матросов В.Л., Абдуразаков М.М. Комплексный подход к вузовской подготовке учителя информатики как базисный компонент опережающего образования (философско-методологические аспекты). Сбор. ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. -М.: Прометей, 2000. -С. 131-143.; 0,54 п.л. (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М. Педагогическая информатика как составная часть системы профессионально-методической подготовки учителя информатики. Сбор. ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. -М.: Прометей, 2000. -С. 143-146.; 0,17 п.л.

Матросов В.Л., Абдуразаков М.М. Современное педагогическое образование в условиях информатизации и компьютеризации общества. Махачкала: ДГПУ, 2000. -С. 50-60.; 0,69 п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. К вопросу эффективности использования компьютерных технологий в учебном процессе. Новые информационные технологии в образовании: сборник статьей участников V Всероссийской научно-практической конференции ”Черноземье-2000”. -Воронеж: ВГПУ, 2000. -С. 8-13.; 0,38 п.л. (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Информатизация и компьютеризация образования. Материалы Международной научно-практической конференции: Ценностные приоритеты общего и профессионального образования (12-14 сентябрь, 2000). -М.: МПГУ, 2000. Ч.2. -С.52-53.; 0,13 п.л. (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. К вопросу о методологии дистанционного обучения. Махачкала: ДГПУ, 2000. -С. 54-59.; 0,21 п.л. (авт. вклад 70%)

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Роль компьютерных технологий в формировании информационно-образовательной среды обучения. Сбор. научно-методических статей ”Проблемы и перспективы развития начального обучения”. -Махачкала: ДГПУ, 2000. -С. 67-69.; 0,19 п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Гаджиев Т.С. Некоторые аспекты внедрения информационных технологий в учебный процесс. Сбор. научно-методических статей ”Проблемы и перспективы развития начального обучения”. -Махачкала: ДГПУ, 2000. -С. 11-13.; 0,13 п.л. (авт. вклад 70%)

Абдуразаков М.М. Проектирование содержания и структуры учебного процесса на основе модульно-интегративного подхода. Межвузовский сборник научно-методических трудов преподавателей: Гуманистические технологии в высшем профессиональном образовании. -Махачкала: ИПЦ ДГПУ, 2000. С. 27-28.; 0,13 п.л.

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Информатизация и компьютеризация образования (гуманитарный аспект проблемы). Материалы Международной научно-практической конференции: Ценностные приоритеты общего и профессионального образования (сентябрь 12-14). -М.: МПГУ, 2000. Ч.4. -С.32-33. 0,13 п.л. (авт. вклад 50%).

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Перспективные направления комплексного применения новых информационных технологий в образовании. Сбор. ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. -М.: Прометей, 2001. -С. 80-89.; 0,63 п.л. (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М.Основы формирования содержания и структуры подготовки учителя информатики в условиях непрерывного образования. Компьютеризация обучения и проблемы гуманизации образования в техническом вузе: Материалы международной научно-практической конференции (16-18 апреля 2003г.). -Пенза: ПГАСА, 2003. -С. 123-126.; 0,25 п.л. (авт. вклад 65%)

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Особенности использования современных технологий обучения в системе непрерывного образования. Наука и современное общество: Человек, социум, творчество. -Чита: ЧГУ, № 1. 2003. -С. 3-6.; 0,25 п.л. (авт. вклад 60%)

Матросова Л.Н., Матросов В.Л., Абдуразаков М.М. Основы личностно-ориентированной модели фундаментального обучения информатике студентов педвуза. Сбор. ст. ”Научные труды МПГУ”. Серия: Естественные науки”. -М.: Прометей, 2003. -С. 178-183.; 0,38 п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М. Internet как инновационная технология информационного обеспечения учебного процесса. Модернизация региональной системы начального образования на Северном Кавказе: Материалы научно-практической конференции. (23-25 сентября 2004 г.). -Краснодар: СПГИКГУ, 2004. -С. 232-235. 0,19 п.л. (авт. вклад 60%);

Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. О приоритетных составляющих подготовки учителя информатики в современных условия в области информационных технологий. Актуальные проблемы математики, информатики, физики и математического образования (юбилейный сборник 70 лет кафедре математического анализа МПГУ). -М.: МПГУ, 2004. -С. 377-384. 0,5 п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М. Современные компьютерные технологии обучения и их применение в учебном процессе. Насущные проблемы начального образования. Сборник трудов региональной научно-практической конференции посвященной 30-летию ФНК ДГПУ. -Махачкала: ДГПУ, 2004. -С. 118-120.; 0,19 п.л. (авт. вклад 65%)

Абдуразаков М.М. Технология проектирования компьютерных курсов информатики на основе модульно подхода к структурированию содержания обучения. Информационные средства и технологии подготовки студентов и учащихся: сборник статей. -Махачкала: ДГПУ, 2005. -С. 41-49. 0,6 п.л.

Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М. Сущностные и содержательные аспекты компьютеризации обучения. Информационные средства и технологии подготовки студентов и учащихся: сборник статей. -Махачкала: ДГПУ, 2005. -С. 69-72.; 0,25 п.л. (авт. вклад 60%)

Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М. Компьютерные технологии как средство формирования информационной культуры учителя. Наука и современное общество: Человек, социум, творчество. -Чита: ЧГУ, № 3. 2005. -С. 35-37.; 0,25 п.л. (авт. вклад 70%)

Абдуразаков М.М. Основы совершенствования содержания методической подготовки будущего учителя информатики. Некоторые вопросы математики, информатики и методики их преподавания -М.: МПГУ, 2006. -С. 186-195. 0,5 п.л.

Абдуразаков М.М. Система подготовки будущего учителя информатики к профессиональной деятельности. Вестник московского городского педагогического университета. -Москва-Самара, № 1(6). 2006. -С. 7-9.; 0,5 п.л.

Абдуразаков М.А, Абдуразаков М.М. Использование информационных технологий в учебном процессе. Сб. ст. ”Профессионально-педагогическое образование в современных условиях”. -Махачкала: ДГПУ, 2006.; 0,25 п.л. (авт. вклад 60%).

Абдуразаков М.М., Умаев А.У. Теория и практика реализации информационно-педагогических технологий будущего педагога к профессиональной деятельности. Актуальные проблемы преподавания математики и информатики в школе. Материалы регион. науч. конференции (27-28 октябрь 2006). -Карачаевск: КЧГУ, 2006. -С. 73-83.; 0,5п.л. (авт. вклад 50%)

Абдуразаков М.М., Ниматулаев М.М. Изменение содержания компонентов педагогической деятельности педагога в связи с использованием Web-технологий в образовании. Актуальные проблемы преподавания математики и информатики в школе. Материалы регион. науч. конференции (27-28 октябрь 2006). -Карачаевск: КЧГУ, 2006. -С. 167-173.; 0,5 п.л.; (авт. вклад 50%).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать