Способы формирования орфографической зоркости и создание системы орфографических упражнений для ее выработки
p align="left">Фонетический принцип заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции. Фонетический принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме фонетических чередований в одной и той же морфеме (по фонематическому принципу фонетические чередования на письме не передаются).

Так, в приставке раз- /рас- /роз- /рос- фонема /о/. Но под ударением, когда произносится [о], пишется о: розвальни, розыск, россыпь, а без ударения, когда произносится [а], пишется а; развал, разыскивать, рассыпать. Здесь фонетический принцип осложнен традиционным; ср.; развалить, рассыпать, где произносится [ъ].

У существительных 1-го склонения в формах дательного и предложного падежей единственного числа и у существительных 2-го склонения в форме предложного падежа единственного числа выступает окончание -/э/: к земле, о коне. на острие -- ив соответствии с фонематическим принципом орфографии без ударения пишется -е; на воле, о доме, о счастье Но в соответствии с фонетическим принципом в этом окончании без ударения после и пишется и, так как произносится [и] к армии, о санатории, о здании

В форме родительного падежа множественного числа существительных 1-го склонения, а также существительных среднего рода 2-го склонения может быть нулевое окончание, в основе при этом появляется «беглая» гласная /э/: семья /с'эм']-а/ -- семей /с'эм'Э]-о/. статья -- статей, свинья -- свиней В соответствии с фонематическим принципом орфографии при безударности этой «беглой» гласной надо писать е, как это и бывает в отдельных случаях: судей, ружей. Но обычно перед и в этом случае в соответствии со звуком [и] по фонетическому принципу пишется и:

оладий, шалуний, ожерелий, увечий

Замена звонкого согласного глухим перед глухим согласным в соответствии с фонематическим принципом орфографии на письме не передается, ср.: абсорбировать, абсорбент -- абсорбация Но в некоторых заимствованных словах такая замена передается согласно фонетическому принципу: абстрагировать -- абстракция, реагировать -- реакция, экстрагировать -- экстракт, транс-крибировать -- транскрипция.

По фонетическому принципу пишется ь/ после ц: цыган, огурцы, курицын, бледнолицый

Традиционный принцип в русском правописании - это такой, при котором фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одной из ряда букв, фонологически возможных для обозначения данной фонемы [4, с 116]. Фонологически же возможны буквы, адекватные фонемам, возглавляющим фонемные ряды морфологической системы языка, в которые могла бы входить та или иная подлежащая обозначению фонема слабой позиции. Традиционный принцип - это как бы намеченный к осуществлению морфологический принцип, однако не имеющий возможности в него перейти. Поскольку при обозначении фонем слабых позиций на основе традиционного принципа фонемные противопоставления в и.)словоформах не нарушены, то этот принцип можно было бы назвать фонвмно-традиционным, как считает В Ф Иванова [3 с 116]

Набор букв для обозначения фонем слабой позиции на основе традиционного принципа тот же самый, что в фонемных рядах, которые определяют выбор букв для обозначения гласных фонем на основе морфологического принципа. Но в отличие от выбора на основе морфологического принципа, где этот выбор однозначно опирается на произношение (по ударному гласному), здесь окончательный выбор буквы для каждого отдельного слова определяет не произношение, а традиция (на основе этимологии, транслитерации, транскрипции или просто условности) Но набор букв для выбора тоже ограничен и совершенно конкретен Здесь представлены такие фонемные ряды, которые можно назвать потенциальными Потенциальный фонемный ряд - это возможный, но нереализованный ряд, в нем присутствует фонема слабой позиции и лишь потенциально возможна возглавляющая фонемный ряд фонема Последняя адекватна фонеме, возглавляющей тот или иной конкретный фонемный ряд (собственно фонемный или нулевой) с аналогичной фонемой слабой позиции. Буквы, которыми могут быть обозначены фонемы слабых позиций, можно записать в виде дроби.

Традиционный принцип русской орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией. Традиционные написания надо запоминать

Традиционный принцип орфографии выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и тогда, когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы. Например, зарево -- зори -- в безударном положении здесь тоже гиперфонема: з/о\а/ря. Выбор а или о в словах заря, зоревать определяется традицией. Гласные в корне клон-/ клан- могут быть ударными: клонится, кланяться Выбор буквы о для безударных случаев основан на традиции: склонить, наклонение.

Традиционные написания могут соответствовать этимологии слова Так, в словах собака, товар, сапог сохраняется древнейшее, этимологически верное написание Слова завтрак, калач также пишутся в соответствии с традиционным принципом.

Орфография русского языка сложна. В своде "Правила русской - орфографии и пунктуации" свыше 420 правил, кроме того, правописание нескольких тысяч слов не подчиняется ни одному из них.

Реальная грамотность населения и культура речи в обществе в решающей степени зависят от того. как поставлено обучение русскому языку в общеобразовательных учреждениях всех типов и видов, начиная с начальной школы.

1.2.Понятие об орфограмме. Типы орфограмм.

Для удобства работы по правописанию необходимо выделить практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей служит орфограмма.

Основной орфографической единицей, принятой в современ-ной методике, является орфограмма.

Орфограмма -- это написание, которое не устанавливается на слух.

Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, выде-ляют следующие признаки орфограммы.

-- написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, мор-фема, позиция между словами, стык морфем, место разделения сло-ва при переносе);

-- наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.

Состав русских орфограмм следующий:

1) орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:

а) на месте слабых позиций звуков,

б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;

2) орфограммы, не связанные с обозначением звукового со-става морфем:

а) прописная буква,

б) слитно-раздельные написания,

в) перенос,

г) сокращения слов.

Следует различать теоретические и практические орфограм-мы. Теоретической считается такая орфограмма, которая может при-вести к ошибке, но на самом деле никогда не приводит к ней (бегут -- бегуд).

Для проверки каждой орфограммы пишущий обращается к пра-вилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом слу-чае говорят, что имеет место орфографическое действие. В орфог-рафическом действии выделяются две ступени:

1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);

2) решение орфографической задачи (выбор письменного зна-ка в соответствии с правилом).

При этом речь идет именно об орфографическом действии, на-правленном на достижение сознаваемой цели. Для совершения ор-фографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого простран-ства осуществляется орфографическое действие, т.е. проверка ор-фограммы. Например:

1) для проверки буквы у в слове чужой достаточно сочетания чу, т.е. минимальное орфографическое поле -- две буквы чу, кото-рые являются традиционным написанием;

2) при проверке безударного гласного в корне слова весна ми-нимальное пространство, необходимое для проверки (орфографи-ческое поле), -- это корень -весн- в слове весна и проверочном вёсны;

3) при проверке безударного гласного в личном окончании гла-гола тает в предложении Быстро тает снег необходимое поле для проверки -- словосочетание снег тает, которое позволяет опреде-лить лицо и число глагола и, опираясь на спряжение, установить окончание;

4) при проверке заглавной буквы в слове орёл необходимым орфографическим полем является все предложение Мы едем на эк-скурсию в Орёл, так как без этого непонятно, о чем идет речь.

При обучении правописанию большое значение имеют опозна-вательные признаки орфограмм, для каждого вида -- свои.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

1) расхождение между звуком и буквой, между произношени-ем и написанием;

2) «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета-ния), их запоминание и постоянное внимание к ним;

3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Обычно принято считать, что главный признак орфограммы -- это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слы-шат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного). В процессе письма под дик-товку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не может по всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.

Второй опознавательный признак орфограммы -- это сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, букны, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений, «опасные» звуки (буквы):

а) гласные о--а, и--е;

б) пары звонких и глухих согласных б--п, г--к, в--ф и т.д.;

в) сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;

г) сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);

д) сочетания нч, нщ;

е) согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];

ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.

В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосоче-таний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания за-поминаются учащимися уже в период обучения грамоте.

Третий опознавательный признак орфограмм -- это морфемы в словах, сочетания морфем. Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфог-раммы могут встретиться в приставке, какие -- в корне, какие -- в окончании или на стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, достаточно

только убедиться, что это приставка (например, в словах подставка, подвёз), так как приставки пад- или пот- в русском языке нет.

На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий. Работа над первой группой опознавательных признаков орфограмм-- это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха.

Работа над второй группой опознавательных признаков в большей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода бдительность в отноше-нии орфограмм.

Работая над третьей группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию граммати-ческой основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографи-ческих задач.

Описанные три группы опознавательных признаков можно счи-тать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опоз-навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част-ные признаки, присущие только одному типу, иногда -- группе сходных орфограмм.

Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.

№ п/п

Название орфограммы

Опознавательные признаки (общие и частные)

1

Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)

а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове

2

Звонкие и глухие согласные

а) парные согласные б--п, г--к, в--ф, д--т, з--с, ж--ш; б) место в слове (в корне, в абсолют-ном конце слова или перед согласным)

3

Непроизносимые со-гласные

а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове

4

Разделительный ь

наличие звука Ц] после мягкого со-гласного, наличие гласных я, е, ю, ё

5

Разделительный ъ

а) наличие звука Ц] после согласного, на-личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке при-ставки, оканчивающейся на согласный, и корня

6

Раздельное написание предлогов, слитное на-писание приставок

а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при-ставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению

7

Заглавная буква в именах собственных

а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя

8

Заглавная буква в на-чале предложения

а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово

9

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

наличие в слове сочетаний

10

ь на конце имен суще-ствительных после шипящих

а) наличие на конце слова всегда мяг-ких шипящих ч и щ или всегда твер-дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский

11

Безударные окончания имен существительных

а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е--и; в) часть речи: имя существительное

12

Правописание оконча-ний имен прилагатель-ных -ого, -его

а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное

13

Правописание безудар-ных личных оконча-ний глаголов

а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут -- ют, ат--ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду-щее

Для успешного освоения способа проверки орфограммы опре-деленного типа надо знать:

1) природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;

2) орфографическое поле, необходимое для проверки;

3) опознавательные признаки данной орфограммы;

4) умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.

Кроме написанных 13 опознавательных признаков наиболее употребительных орфограмм могут быть выделены следующие: двойные согласные; сочетания ЧК, ЧН; разрыв слова для переноса со строки на строку; проверка двух безударных гласных в одном корне; правописание гласных и согласных в предлогах и приставках; окончание имен прилагательных в винительном и творительном падежах женского рода -ую, -юю, ою, ею; не с глаголами; правописание местоимений с предлогом; правописание глаголов в прошедшем времени. Таким образом, для успешного освоения способа проверки орфограммы определенного типа надо знать: природу данного орфографического явления, его принцип и основу проверки; опознавательные признаки данной орфограммы и возможности учащихся каждого класса по использованию этих опознавательных признаков; умения, необходимые учащимся каждого класса для успешной проверки орфограмм данного типа.

В целом, система правильного письма в начальных классах характеризуется постоянным переходом от изображения звуков речи точно соответствующим им буквам - к соотнесению буквенного состава со звуковым составом и выявленного несоответствий - к нахождению орфограмм, определению их типов, к запоминанию слов, к простейшим способам проверки - к решению орфографических задач по грамматической и словообразовательной основе.

1.3.Психологические закономерности формирования орфографической грамотности у учащихся

Для успешного обучения мало вооружиться одной лингвисти-ческой теорией. Чтобы усвоить правила грамотного письма, ими надо владеть как инструментом, как способом действия.

В педагогической литературе устоявшимся является положение . о том, что «школьный учебный предмет не является сокращенной и упрощенной копией соответствующей науки или вузовского курса, а представляет собой дидактически переработанную и обоснован-ную, предназначенную для целей общего образования систему зна-ний... а также систему умений и навыков, необходимых для применения в типичных видах деятельности...».[16,25] Провозглашается, таким образом, принцип единства содержательной * и процессуальной сторон обучения. Оно будет успешным, если за-нятия ученика (его учебная деятельность) направлены на освоение не только знания (содержания предмета), но и способа получения этого знания. Применительно к орфографии это значит, что толь-ко знания правил правописания недостаточно для успешного форми-рования орфографических навыков: содержание правила, его тео-ретическая суть усваиваются в ходе учебной деятельности, в ре-зультате выполнения упражнений, которые формируют умения дейст-вовать согласно правилу. Эффективность упражнений (деятельности) зависит, таким образом, от качества теории и от согласован-ности учебных действий с этой теорией.

Так, когда правило правописания проверяемых безударных глас-ных корня ориентировано на подбор «проверочных слов» («Безудар-ные гласные в корне пишутся так же, как они пишутся под ударе-нием в словах с тем же корнем»), то от учащихся ускользает са-ма суть явления, а именно: безударные гласные обозначаются той же буквой, что и ударные в корнях с общим значением, т. е. в од-нокоренных словах.

Главное, что есть в правиле,-- это его ориентированность на семантику: корни одного значения (однокоренные слова) пишутся всегда одинаково как с проверяемыми гласными, так и с непроверяе-мыми. Чтобы не было ошибок типа «жилеть» («Потому что жила»), задающих ложный способ действия «на основе правила», содер-жанием деятельности должен стать научный способ подбора одно-коренных слов, объясняющий одно слово через другое, ближнеродственное: малыш -- это совсем еще маленький человек, ребенок. Объяс-няя значение корня через ближнеродственное слово, ученик овладе-вает способом действия, адекватным правилу (психологи Д. Н. Бо-гоявленский, С. Ф. Жуйков и другие называют его «правилосообразным способом действия»). Привыкая именно так определять напи-сание, учащиеся осваивают и правило, которое наполняется для них истинным содержанием, и прием, способ действия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать