Специфика построения учебно-тренировочного процесса по баскетболу для детей среднего школьного возраста
p align="left">Основные направления интегральной подготовки:

1.сочетанное развитие базовых физических качеств;

2.комплексное совершенствование освоенных игровых приемов;

3.синтез технического и тактического потенциала;

4.сопряженное развитие физических качеств и совершенствование технико-тактических действий;

5.эффективное воспроизведение компонентов двигательного и интеллектуального потенциала в их взаимосвязи в целостной игровой деятельности.

Направления интегральной подготовки тесно связаны и взаимообусловлены, однако каждое из них представляет собой определенную ступень в структуре педагогического воздействия в процессе обучения игровой деятельности. На первичном, базовом, уровне интегральной подготовки решается задача формирования двухкомпонентных связей между результатами развития физических качеств и обучения технике и тактике игры посредствам упражнений:

На втором уровне формируются взаимосвязи более высокого порядка. При помощи специально созданных комплексных заданий игрового и соревновательного характера, подвижных и подготовительных игр занимающиеся становятся в условия, требующие выполнения конкретных технико-физических или технико-тактических компонентов подготовленности в изменяющихся ситуациях. Закрепление ранее образованных взаимосвязей и их дальнейшее совершенствование.

На высшем уровне интегральной подготовки применяются двусторонние учебные и контрольные игры с дальнейшим участием в соревнованиях [30, с. 225].

Психическая подготовка -- это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Принято выделять общую психическую подготовку и психическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями. Первый предполагает обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активации, концентрации и распределения внимания, способам самоорганизации и мобилизации на максимальные волевые и физические усилия. Второй путь предполагает обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности условий соревновательной борьбы посредством словесно-образных и натурных моделей. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию.

Специальная психическая подготовка проводится в период, непосредственно предшествующий ответственному соревнованию, на первый план выдвигается формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент. Отсюда - такие частные задачи, как ориентация на социальные ценности, формирование у спортсмена или команды психических "внутренних опор", преодоление "барьеров", психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация "сильных" сторон психической подготовленности спортсмена, установка и программа действий и так далее. На этом этапе особую психическую нагрузку несут также влияние окружения, состояние места занятий и восстановления, работа средств массовой информации, внимание и поведение любителей спорта [9, с. 129].

2.2 Многолетний процесс построения спортивной тренировки

Рациональное построение многолетней спортивной тренировки зависит от масштаба времени, в пределах которого протекает тренировочный процесс.

Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего с недельной или около недельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий.

Различают пять типов микроциклов:

1.ординарные, где общая подготовка преобладает над специальной, и объем нагрузок преобладает над интенсивностью;

2.ударный, где специальная подготовка превышает общую, а интенсивность превалирует над объёмом;

3.соревновательные, характеризующиеся определенной последовательностью соревновательных, восстановительных и подводящих фаз;

4.восстановительные (щадящая нагрузка, общая подготовка), используется всегда в конце мезоцикла;

5.модельные, где главная задача - смоделировать (отразить) содержание и структуру соревновательного микроцикла [16, с. 136].

Мезоцикл - это средний тренировочный цикл продолжительностью от двух до шести недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов.

Типы мезоциклов:

1.втягивающий;

2.базовый обще-подготовительный;

3.базовый специально-подготовительный;

4.предсоревновательный;

5.основной (соревновательный);

6.восстановительно-поддерживающий;

7.соревновательный [14, с. 418].

Макроцикл - это большой тренировочный цикл, связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающей законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

В зависимости от вида спорта и класса спортсмена макроцикл бывает:

1. годичный

2. полугодичный

3. и менее.

Правильность построения макроцикла связана с закономерностями спортивной формы (состояния оптимальной готовности для достижения высоких спортивных результатов, достигаемое в определенных условиях в каждом большом цикле подготовки).

Фазы спортивной формы:

1. Приобретение (адаптация);

2. Удержание (стабилизация);

3. Временная потеря (спад).

На структуру макроцикла влияет две причины:

1.внешняя (календарь соревнований);

2.внутренняя (физиология спортсмена, т.е. его резервные возможности) [27, с. 255].

Многолетний аспект построения тренировок

Выстраивается с учетом трех стадий многолетней подготовки спортсменов:

1 Стадия базовой подготовки (4-6 лет). Состоит из двух периодов: первый период - предварительная подготовка (2-3 года). Набор в вид спорта. Занятия строятся на основе общей физической подготовки. Второй период - начальная специализация (2-3 года).

Начало специализированных нагрузок в учебно-тренировочном процессе, но не максимальных. В этот период наблюдается самый большой прирост результатов.

2 Стадия реализации максимальных возможностей (8-10 лет - 2 олимпийских цикла); На этой стадии происходит апробация своих возможностей. Учебно-тренировочный процесс строится на основе соревновательных циклов.

3 Стадия спортивного долголетия.

Она состоит из двух периодов:

Первый период - сохранение достижений. Баскетбол, имеет большую сохранность достижений относительно других видов спорта, так как является технико-тактическим видом спорта.

Второй период - поддержание общей тренированности. Постепенный, плавный уход из спорта, возвращение к спокойному, умеренному образу жизни [28, с. 56].

В спорте очень важен научный подход, научная деятельность, то есть применение достижений различных научных дисциплин (психология, физиология, медицина и т.д.) в этой области для получения максимального результата [28, с. 221]. Также немаловажную роль для этого имеет индивидуализированный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена. Все это должно граничить не только с эмпирическим, но и с научным построением всего учебно-тренировочного процесса, начиная с самого начала карьеры в спорте, и от одного тренировочного занятия, до многолетней подготовки.

Большую роль играет и сам спортсмен, его желание в достижении максимального результата, его психологический фактор на фоне физической подготовленности, физических нагрузок, его потенциала в спорте. Тренер-преподаватель должен помочь спортсмену в этом, то есть не только в развитии физических качеств, но и психологических и др., важна их совместная деятельность на пути к совершенству [24, с. 312].

2.3 Характеристика современных тренировочных программ по увеличению уровня специальной тренированности в предсоревновательный период

В поурочной учебной программе для детско-юношеских спортивных школ по баскетболу предусмотрено распределение часовой нагрузки на все виды подготовки юных баскетболистов. Далее будет рассматриваться распределение учебных часов на учебно-тренировочную группу второго года обучения. Всего по плану предусмотрено 420 часов в год. Подготовка юных баскетболистов делится на теоретическую часть (10 часов) и практическую часть (410 часов). В свою очередь практическая часть подразделяется на ряд разделов: общая физическая подготовка (88 ч.), специальная физическая подготовка (92 ч.), технико-тактическая подготовка (146 ч.), интегральная подготовка (62 ч.), инструкторская и судейская практика (14 ч.) и также время отведено для сдачи контрольных испытаний (8 ч.). Затем эти часы из каждого раздела подготовки распределяются на все месяцы работы (учебный год - 10 месяцев).

К примеру, можно посмотреть ноябрь месяц: общая физическая - 7 ч., специальная физическая - 9 ч., технико-тактическая - 15 ч., интегральная - 7 ч., инструкторская и судейская практика - 2 ч., контрольные испытания - 2 ч. Каждая из этих подготовок содержит в себе еще ряд компонентов. В данный момент нас интересует специальная физическая подготовка. Она может содержать следующие разделы - это: развитие скоростных, скоростно-силовых, специальных качеств, развитие общей выносливости и так далее. Потом тренеры сами составляют рабочий план-график, в котором отражены все виды подготовки и расписано по минутам время, уделенное каждому виду специальной физической подготовки. В среднем специальной физической подготовке на одной тренировке уделяется 25 - 35 минут. Во время нашего педагогического эксперимента мы не изменяли объемы времени на развитие скоростно-силовых качеств по сравнению с содержанием традиционной программы [6, с. 65].

Таблица 1

Характеристика общей физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ и ДЮСШ в возрасте 12 - 13 лет.

Возраст

Прыжок в длину с места, см

Учащиеся общеобразовательной

Школы

Учащиеся ДЮСШ

3

4

5

3

4

5

12 лет

160

175

195

196-201

205-211

212

13 лет

170

185

200

200-209

210-219

220

Из таблицы 1 видно, что к учащимся в детско-юношеских спортивных школах предъявляют довольно высокие требования по развитию скоростно-силовых качеств (прыгучести). Значит, на тренировочных занятиях должно уделяться больше внимания развитию физических качеств по сравнению с уроком физкультуры.

Какими бы природными задатками человек не обладал, высокого уровня развития прыгучести можно достичь лишь при тщательно продуманной и систематической тренировке. Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго-специализированной подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).

Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счете, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специального двигательного навыка. Основным методом, воспитания прыгучести, являются метод повторного выполнения упражнения, характеризующийся выполнением упражнения (определенное количество повторений) через определенные интервалы отдыха (между подходами или сериями), в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности спортсмена. Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц человека [27, с. 98].

Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами:

1. Изменение возбудимости центральной нервной системы

2. Восстановление показателей вегетативной системы (пульс, давление), связанных с восстановлением дыхания, затратой кислородного долга.

Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снизиться, с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее восстановиться. При применении повторного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опорно-мышечный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При таком методе уровень прыгучести повышается на 19-30 % [15, с. 88]

- Интервальный метод. Этот метод внешне сходен с повторным методом. Но если, при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха

- Игровой метод воспитания прыгучести. Однако этот метод обладает существенным недостатком - ограничена дозировка нагрузки. То есть здесь получается, что спортсмен больше применяет это качество, чем его воспитывает. Конечно, есть определенная нагрузка и игрок ее получает, если он активно борется под щитом, выпрыгивая вертикально вверх за мячом, который отскочил после выполненного броска по кольцу противником. И если баскетболист чаще выполняет броски в прыжке, отталкиваясь двумя ногами, либо одной. Следовательно, этот метод зависит от самого же спортсмена - насколько он активен в игре.

- Метод круговой тренировки, который можно проводить по методу повторных упражнений. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения, энергообмена, но в отличие от повторного метода возможность локально направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена [26, с. 212].

Для развития прыгучести наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через предметы, выпрыгивания после прыжка в глубину с высоту 40-50 см, выпрыгивания из приседа и др.), выполняемые с небольшим отягощениями (гантелями, свинцовыми поясами, мешками с песком), которые надеваются на голень, бедро и руки. Эти упражнения в большей степени подходят для спортсменов старших возрастов. Прыгучесть спортсмена улучшается лишь тогда, когда на тренировке одновременно совершенствуется его сила и быстрота [21, с.75]. Поэтому необходимо развивать силу мышц разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимают непосредственное участие в выполнении прыжка. Силовые упражнения должны предшествовать скоростно-силовым. Прыжковые упражнения и особенно выпрыгивания после прыжков в глубину весьма эффективно улучшают скоростной бег [30, с. 64].

Также для развития скоростно-силовых способностей используют упражнения с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешним отягощением (например, метание набивного мяча).

Упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых качеств, условно можно разделить на два типа:

Упражнения преимущественного скоростного характера.

Упражнения преимущественного силового характера.

Упражнения с отягощениями могут быть либо постоянными, либо меняющимися. При целенаправленном развитии скоростно-силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения, независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе [23, с. 44].

Сила и высота прыжка во многом зависит от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов. Развивая прыгучесть, следует, прежде всего, укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. С этой целью нужно ежедневно утром уделять не мене 5 минут укреплению ахиллового сухожилия и голеностопных суставов. Рекомендуются простые, но эффективные упражнения.

С начало необходимо разогреть массажем мышцы голени. Затем приступить сгибанию и разгибанию голеностопных суставов двумя ногами одновременно. Потом вращать стопы 1,5-2 минуты. Затем проделать упражнения левой и правой ногами медленно по 100-150 раз (для удобства обопритесь о стену или стул под углом 70-75 градусов). Полезно сгибать стопы с амортизатором или с сопротивлением партнера. Хорошо использовать медицинболы - катать стопами. Можно ходить и прыгать на носках с отягощением в руках или на плачах. Эффективным для укрепления стопы и голени прыжки на песке, со скакалкой, прыжки через барьер на носках, на одной или двух ногах. Для коленного сустава полезны твистовые движения (ноги вместе) и вращение коленей по 30-40 раз в обе стороны. Кроме того, рекомендуется сгибание ног в коленном суставе с отягощением, ходьба на полусогнутых ногах со штангой - в приседе, полуприседе с поворотом на каждый шаг. Укрепив голеностопный и коленный суставы, можно наращивать интенсивность прыжковых упражнений [7, с. 66].

При составлении нашей программы для развития скоростно-силовых качеств юных баскетболистов 12 - 13 лет было просмотрено и изучено несколько программ различных авторов. В каждой из этих программ можно было увидеть положительные и отрицательные моменты. Например, такие авторы, как: Л.С. Дворкин, А.А. Хабаров, С.Ф. Евтушенко [16, с. 32] в большей степени на тренировочных занятиях предлагают использовать упражнения с отягощениями. А в качестве отягощений они рекомендуют штанги, гири, гантели и тому подобное. В их программе присутствуют такие упражнения, как приседания со штангой на плечах и другое. В этом и есть отрицательный компонент этой программы. Для того чтобы на тренировках по баскетболу использовать штанги, гири для этого нужен специальный зал, специальное оборудование. Также требуется время на то, чтобы с детьми посещать тренажерный зал, в котором нужна повышенная техника безопасности. Плюс у детей в этом возрасте еще полностью не сформировалась костная система, то есть в таких упражнениях большая нагрузка идет на позвоночник, следовательно, это травмоопасно. Нам кажется, что упражнения такого характера можно использовать в практике лишь с 15 - 16 лет. Рассматривая программу О.В. Жбанкова [30, с. 18], мы увидели несколько упражнений негативно влияющих на здоровье молодого баскетболиста. Одно из них: прыжки с ноги на ногу. Это задание требует от коленного сустава больших напряжений. После полета при приземлении на опорную ногу практически вся нагрузка идет на коленный сустав, а связочный аппарат суставной сумки в 12 - 13 лет еще довольно слаб, поэтому могут происходить микротравмы, которые, в последствии, перейдут в серьезную травму. Это отрицательный момент программы. В этой программе были описаны стандартные упражнения, применяемые в тренировочном процессе многими тренерами: прыжки через скамейку, прыжки на скакалке, прыжковые упражнения и так далее. Одно из эффективных упражнений у Жбанкова является запрыгивание на опору. Это задание способствует развитию прыгучести, так как оно является соревновательным, то есть применяется в игре. Запрыгивание на опору позволяет усваивать “зависание” игрока в воздухе при выполнении бросков по кольцу. Это упражнение было включено нами в экспериментальную программу для развития скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов. А.И. Пьязин [29, с. 45] предлагает использовать в практике многократные прыжки в длину с места, которое позволяет развивать прыжковую выносливость и мгновенную скорость отталкивания от пола (что немало важно в баскетболе).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать