Специфика работы социального педагога с неполной материнской семьёй

Специфика работы социального педагога с неполной материнской семьёй

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования Вологодской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Тотемский педагогический колледж»

Курсовая работа по теме:

Специфика работы социального педагога с неполной материнской семьёй

специальность 050711 «Социальная педагогика

Тотьма

2010

ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного мира, в период разрушения существовавшей некогда системы воспитания детей, прежде всего семья как социальный институт является основным, начальным звеном формирования и развития личности, где человек получает минимальные социальные знания, умения, навыки, необходимые ему для успешной социализации. Но, прежде всего, речь идёт о полной семье. Один из признаков нашего времени - появление большого числа детей, растущих без отца. В современном обществе неполная материнская семья уже давно перестала считаться феноменом, чем-то отличающимся от нормы. Однако в настоящее время очень остро стоит вопрос и проблема неполной материнской семьи: как вырастить из ребёнка духовно-богатую и творчески-активную личность, затрачивая при этом усилия одного родителя.

Поэтому, в настоящее время как никогда важно выявить проблемы неполной материнской семьи, продумать пути их решения, определить основные направления и специфику работы с неполными материнскими семьями, для того чтобы оптимизировать внутрисемейные отношения между матерью и ребёнком и помочь детям из рассматриваемой категории семей успешно социализироваться в общество.

Данная тема актуальна, особенно в настоящее время, т.к. неполных материнских семей год от года не становится меньше.

Поэтому очень важно изучать подобные семьи, выявлять основные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются одинокие матери, воспитывающие детей.

Работой над данной проблемой занимались как российские, так и зарубежные учёные: Ю.П. Азаров, А.Г. Волков, Матейчек З., Э.Г. Эйдемиллер. Авторы статей в журналах не раз поднимали данную проблему: И. Дементьева, Н. Дружинина, Б. Нусхаева Также современные педагоги выпускают книги, посвящённые воспитанию детей в неполной материнской семье. Наиболее широкое распространение в современном обществе получили труды таких деятелей как Коляда М.Г., Л.В. Ковинько и многие другие.

Учёные в своих трудах рассматривают различные подходы к проблемам и особенностям неполных материнских семей.

Объект исследования: неполная материнская семья.

Предмет исследования: специфика работы социального педагога в неполной материнской семье.

Цель работы заключается в выявлении специфики работы социального педагога в неполной материнской семье для устранения недостатков в воспитании детей.

Задачи работы:

Изучить литературу и другие источники информации по проблеме исследования и дать их анализ;

Определить основные направления деятельности социального педагога с неполными материнскими семьями;

Показать значение семьи как социального института в воспитании и развитии детей;

Проанализировать взаимоотношения одиноких родителей и детей в неполной материнской семье;

Выявить специфику работы с неполными материнскими семьями на основе результатов проведённого исследования.

Гипотеза исследования: Если мы рассмотрим основные особенности и проблемы, возникающие в неполной материнской семье, то сможем на основе полученных результатов определить специфику работы социального педагога с данной категорией семей.

Методы исследования: наблюдение, письменный опрос (диагностический инструментарий).

Проблема исследования заключается в определении специфики работы социального педагога с неполной материнской семьёй.

База практики: МОУ «Калининская СОШ» Тотемского района.

Этапы исследования:

Подготовительный этап

Основной этап.

Итоговый этап.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы, приложения. Во введении показана актуальность исследования, определены цели и задачи, объект и предмет исследования. В первом разделе рассматриваются теоретические основы содержания работы социального педагога с данной категорией семей. Во втором разделе определена специфика работы социального педагога с неполными материнскими семьями, сделаны выводы по проблеме исследования. В заключении подведён итог работы. Список литературы составляет 26 источников.

1. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И СПЕЦИФИКИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В НЕПОЛНОЙ МАТЕРИНСКОЙ СЕМЬЕ

1.1 Проблемы организации социально-педагогической работы в неполной материнской семье

Неполные семьи существуют испокон века. Целое тысячелетие причиной их появления служила смерть одного из родителей. Были вдовцы, вдовы, сироты. Общество традиционно это учитывало и имело особые подходы к подобным проблемам. Защита вдов и сирот считалась признаком рыцарства, показателем набожности, гражданской добродетели. Существовали сиротские приюты и понятия (психологически и педагогически крайне сомнительные) мачехи и отчима. Разводы тоже не изобретение современности, и существуют они с давних времён. И всё же так массово они распространились только в последнее десятилетие. Со снижением смертности людей среднего возраста существенно снизилось число сирот и полусирот, зато относительно прибавилось число неполных материнских семей из-за развода и внутреннего распада [21, 59].

Что подразумевается под неполной семьёй? Если семья в основной форме состоит из двух родителей и ребёнка или нескольких детей, то в неполной семье с ребёнком или детьми остаётся только один родитель, причём второго нет, или, говоря официальным языком, он «не прописан в семье для постоянного проживания»[9, 59]. Из этого следует, что неполная семья - это семья, в которой есть только один родитель, заботящийся о детях [24, 199]. Так, оставшийся после распада осколок «мать = ребёнок» носит наименование материнская семья. Материнская семья является наиболее распространённым типом неполной семьи. Существует три типа неполных семей: когда один родитель ушёл, а оставшийся не вступил в повторный брак; одинокий человек официально усыновил (удочерил) ребёнка; незамужняя женщина одна воспитывает сына или дочь [7, 75].

Неполная материнская семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребёнка, смерти одного из родителей или их раздельного проживания. В связи с этим различают следующие основные типы неполных материнских семей: осиротевшая, внебрачная, разведённая, распавшаяся. Неполная материнская семья представляет собой пример семьи, в жизни которой заложен ряд специфических социальных и юридических проблем. С юридической точки зрения, под неполной семьёй подразумевается такая семья, в состав которой входит один из родителей и его дети. Неполная материнская семья может возникнуть по следующим проблемам:

женщина юридически брак не оформляла;

полная семья перестаёт частично или полностью существовать из-за того, что один из родителей постоянно живёт и трудится совсем в другом районе;

из-за кончины одного из родителей (отца);

один из родителей окончательно оставил семью и потребовал развода [8, 102].

Как и в любой другой семье, в неполной материнской семье существуют проблемы, связанные с организацией педагогической системы в неполной семье: проблемы воспитания, развития и социализации ребёнка. О сложности проблемы говорит уже одно перечисление основных факторов, психологически воздействующих на детей: кто отсутствует в семье, как долго, в каком возрасте был ребёнок, когда не стало отсутствующего члена семьи, и самое главное - какова личность ребёнка. Каков социальный контекст или социальный фон, на котором проходит жизнь неполной материнской семьи (оказывается ли помощь семье со стороны родственников, материальное обеспечение, культурные традиции семьи, какими ценностями она живёт и т.д.) [9, 59].

Положение женщины, оставшейся с детьми одной без мужа, в прошлом было очень тяжёлым. Остро вставал вопрос о материальном обеспечении. Супружество давало женщине экономическую основу. Если мать оставалась с детьми одна, то она оказывалась в безвыходном положении, т.к. подавляющее число женщин не имело никакой профессии. В результате продолжительной борьбы женщин за эмансипацию, за свои права и личную жизнь, образование, работу и экономическую независимость положение женщин резко изменилось [12, 63].

В настоящее время более важными, чем материальные условия, являются педагогические проблемы, которые должны решать родители. В неполной материнской семье их возникает значительно больше, и появляются такие, каких почти не бывает в полных семьях. Чаще всего эти проблемы касаются психического развития и жизни ребёнка. Однако от главной трудности - ответственности за воспитание детей трудолюбивыми, честными, волевыми, добросовестными людьми - никто не избавит ни одну мать. Эта обязанность и в настоящее время в первую очередь лежит на матери. Роль матери в воспитании детей всегда будет не заменимой [12, 63].

Известно, что даже в полной семье, в которой оба родителя, созданы условия для упорядоченного и размеренного образа жизни, где о детях заботятся, в процессе воспитания неизбежно возникают трудности, много различных проблем, разрешением которых заняты оба родителя. Если в семье один родитель, то он несёт бремя за двоих, вся тяжесть воспитания лежит на нём. Обычно мать является тем членом семьи, который заботится о физическом благе ребёнка, защищая его во время болезни. С матерью ребёнок более ласков и откровенен, с ней он чаще делится своими проблемами. Совсем иные отношения между отцом и ребёнком: отец проявляет больший интерес к развлечениям, спорту. Один воспитатель должен объединить в себе все эти интересы. Жизнь ребёнка только с матерью не развивает в нём какие-то новые специфические качества, которые нельзя найти у других детей. Жизнь с одним родителем вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства [4, 72].

Воспитание - это очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, чтобы один человек только давал, наставлял, действовал, а другой только пассивно всё принимал. Воспитание детей является важнейшей проблемой, которой заняты педагоги, психологи, юристы, врачи, экономисты, представители многих других наук. Учёные и практики изучают проблемы и трудности, возникающие в семьях различного состава, особенно остро стоит проблема неполной материнской семьи, являющейся в современное время достаточно распространённым явлением[4, 68].

В неполной материнской семье женщина часто невротизирована своим социальным положением разведённой женщины или матери-одиночки. Действительно, трудно сохранить душевное равновесие, когда подросший ребёнок начинает упорно интересоваться, где папа и кто папа. Даже приемлемо уравновешенная мать, сформировавшая с ребёнком хорошие эмоциональные отношения, начинает терять душевное равновесие при лобовых вопросах своего ребёнка. Она взваливает все проблемы на свои плечи. Ребёнок между тем нуждается в близком друге - мужчине (это может быть его родной дядя, дед, кто-то ещё из близких и даже далёких родственников). Важно, чтобы взрослый мужчина установил дружеские, доверительные отношения с ребёнком и не изменял этим отношениям, не путал их с отношениями к маме. Взрослый мужчина в качестве друга нужен и мальчику, и девочке - ведь правильная половая идентификация ребёнка будет осуществляться только в том случае, если он будет иметь возможность сравнивать роль мужчины и женщины [2, 259].

Успешность семейного воспитания во многом зависит от типа семьи, её социального статуса. Наиболее значимые различия в воспитании детей наблюдались между полной и неполной семьёй. Проявление позитивных качеств у подростков из неполных материнских семей ниже, чем у их сверстников из полных семей. Как известно, в полной семье традиционно мать выполняет функцию эмоционального фона семьи, создаёт тёплую семейную атмосферу, выполняет задачу близости, доверительности, а отец в большей мере представляет функцию нормативного контроля, создаёт систему оценок, осуществляет регуляцию поведения. В семье, где единственный воспитатель - мать, ей необходимо осуществлять обе эти функции. Вместе с тем следует помнить, что попытки одинокой матери компенсировать, заменить собой обоих родителей чаще всего оказываются безуспешной [15, 24].

Также отмечается недостаточная сформированность социально значимых качеств (ответственности, целеустремлённости, доброжелательности, общественной активности) у подростков из неполных материнских семей. Это часто обусловлено объективными обстоятельствами жизнедеятельности таких семей, неправильно организованной педагогической средой: низкая материальная обеспеченность, отсутствие отца как мужского эталона поведения и идентификации, повышенная тревожность членов семьи, психологически напряжённая атмосфера в семье, неустойчивость воспитательных воздействий и т.п. Под влиянием этих и других факторов перед подростками из неполных материнских семей встают специфические проблемы, препятствующие полноценному формированию позитивных личностных качеств. Бесспорно, что лучшие условия для процесса воспитания создаются там, где семья полная, и где все её члены взаимно связаны отношением глубокого понимания, доверия и симпатии. Но «полнота» семьи сама по себе не служит надёжной гарантией счастья и успеха воспитаниях [12, 64].

О детях, которых воспитывают одинокие матери, можно услышать удивительно противоположные мнения. Одни утверждают, что это всегда плохо, другие говорят, что это не имеет значения, третьи убеждают, что очень много выдающихся людей было воспитано одной матерью и, в сущности, это даже полезнее. По крайней мере, материнское воспитание ещё никому не навредило. Окружающая действительность показывает, что в некоторых случаях ребёнок, воспитанный одной матерью, быстрее созревает и более успешно участвует в общественной жизни. Но объяснить такое явление нелегко. Если три основных круга потребностей (стимуляция, учение, эмоциональная связь) и могут быть удовлетворены в неполной материнской семье, то удовлетворение четвёртого круга потребностей - область общественных связей - остаётся всё же под вопросом [9, 56].

Но вместе с тем психология учит, что умеренные трудности, умеренное напряжение при преодолении препятствий, умеренная тревога возбуждает стремление к деятельности. И тогда, ребёнок, у которого хорошая воспитательная основа, окажется в ситуации умеренного затруднения, то его стремление преодолеть препятствие повысится. И если человек в отношениях с матерью проявляет эмоциональную зрелость, тогда и его социальные усилия имеют положительную направленность и освобождённая энергия найдёт соответствующее приложение. И вполне вероятно, что такой ребёнок или подросток будет более инициативен, целеустремлён, уверен в своих действиях, поступках, чем тот, кто вырос в материальном и эмоциональном благополучии. Меньше всего воспитательных проблем бывает в неполных материнских семьях с несколькими детьми. Обычно мать распределяет работу между детьми, т.к. она не в силах ходить на работу и одна вести домашнее хозяйство [9, 61].

Развитие детей в неполных материнских семьях также носит кризисный характер. Наблюдения психологов свидетельствуют, что отсутствие интенсивных контактов с отцом наносит непоправимый вред детям, в равной мере мальчикам и девочкам. Степень выражения негативных последствий примерно одинакова. Однако дифференцируется характер их проявлений в зависимости от пола ребёнка. Для мальчиков отец - объект самоидентификации, мужской образец поведения. Отсутствие такого примера для подражания в материнской семье приводят к искажению половой идентичности мальчика [5, 67].

Для девочки отсутствие в семье отца - мужского символа - также чревато серьёзными последствиями, т.к. в её сознании не формируется реалистическое представление о мужской части общества. Интерес девочки к противоположному полу деформируется, особенно это заметно в переходном возрасте, либо она демонстрирует полное неприятие мужского общества (избегает контактов), либо её поведение приобретает излишне сексуализированные формы (отсутствие чувства меры). Такие поведенческие девиации объясняются недостатком навыков общения с взрослыми представителями противоположного пола и её пониманию об отце, которого она любила, и который оставил её, совершив этим акт предательства («я не заслуживаю мужской любви») [5, 67].

Часто в неполных материнских семьях возникает такое явление как феминизация (преобладание женского влияния). В материнских семьях, составляющих абсолютное большинство неполных семей, по отношению к детям имеет место двойная феминизация, вызванная преобладанием в сфере дошкольной и школьной педагогики женского влияния. По определённым стечениям обстоятельств, неполная материнская семья становится благоприятной почвой для формирования отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних, хотя сама по себе неполная материнская семья не является криминогенным фактором [18, 154].

Российские психологи обращают особое внимание на повышенную уязвимость мальчиков в неполных материнских семьях и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием в неполной материнской семье мужского эталона идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей родительской роли. Однако эта смена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую функцию любви, терпимости и доброты с отцовской, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. Мать-одиночка вынуждена принимать на себя функции, которые в семье обычно возлагаются на отца или делятся между ним и матерью. Кроме принятия самостоятельно всех важнейших решений, она вынуждена материально обеспечивать себя и детей, зарабатывать на жизнь. Роль кормильца в семье забирает у неё большую часть времени, которое в идеале должно отводиться для радостей и забот материнства [15, 24].

В результате мальчик лишается не только отца, но и матери. На основании результатов психологических тестов исследователи приходят к следующим неутешительным выводам: эмоциональное состояние мальчиков в неполной материнской семье хуже, чем у девочек. Это чаще всего связано с ощущением личностной изоляции, мальчики в неполной материнской семье чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении, чем девочки или дети из полных семей [18, 155].

Социализация - это процесс вхождения человека в общество. По мнению специалистов, адекватная социализация детей с одним родителем невозможна. «Для счастливого детства ребёнок нуждается в доме, где есть и отец, и мать»,- пишет известный социолог И.Кон. При этом статистические данные показывают, что в России каждый седьмой ребёнок, не достигший 18-летнего возраста, растёт в семье с одним родителем, чаще всего таким родителем является мать. Исследования последних лет показывают, что неполная материнская семья сталкивается с рядом трудностей при выполнении функции социализации детей. О наличии проблем свидетельствуют, в частности, рост числа несовершеннолетних правонарушителей из неполных материнских семей. Выполнение социализирующей функции в неполной материнской семье имеет особенности, которые определяются отличием её образа жизни. В частности, для семей одиноких матерей характерна более ограниченная социальная жизнь, а также в ряде случаев более демократический стиль семейной жизни [12, 63].

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать