Специфика деятельности социального педагога по развитию одаренности у детей в условиях образовательного учреждения
p align="left">Для многих ребят конкурс стал стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути. Можно сказать, что конкурсные состязания утвердили профессиональный выбор его участников и победителей.

В Тюменской области была разработана программа «Одаренность» для работы с одаренными детьми лицея «Школа Содружество» (2009 - 2013).

Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в условиях опережающего развития образования. Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений. Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей. Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно- практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Задачи программы:

1. Совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе преемственности в обучении и осуществления здоровьесберегающих подходов с 1 по 11 классы.

2. Создание условий, способствующих организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и

реализации образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным ресурсам обучающихся и педагогических работников образовательного учреждения.

3. Совершенствование научно- методического и психолого- педагогического сопровождения одаренных детей.

4. Укрепление механизма взаимодействия школы, родителей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и партнеров образовательной сети в работе по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды лицея.

Механизмы реализации программы:

1. Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.

2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.

3. Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

4. Реализация подпрограмм (стратегических направлений деятельности) «Лицей - центр Спартианской культуры», «Сетевой тематический проект», «Наша надежда» (работа с одаренными детьми в начальной школе и на этапе предшкольного образования), кафедральных образовательных программ в части работы с одаренными детьми.

В соответствии с заявленной целью были следующие результаты по итогам реализации программы:

1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей с раннего возраста и до выпуска из лицея.

2. Создание образовательной среды, способствующей успешности ученика через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.

3. Увеличение количества учащихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня.

4. Развитие потенциала учителя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей лицея.

Оценка эффективности реализации программы отслеживалась по следующим критериям:

1. Оценка динамики достижения учащихся лицея через создание и наполнение портфолио.

2. Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания учащихся в лицее, удовлетворенности учащихся, родителей, общественности образовательным процессом в лицее..

3. Рейтинги лицея в городе и области по итогам участия в олимпиадном движении и различных интеллектуальных и творческих конкурсах.

Реализация программы также способствовала:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- повышению качества образования и воспитания лицеистов в целом;

- формированию банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

ГЛАВА 2. Практика развития одаренности детей в образовательном учреждении

2.1 Проектирование структуры и содержания программы развития одаренности детей

Структура программы представлена по общей конструкции во многом аналогично структуре программы по развитию мышления. Базовый уровень (мотивация + интеллект + креативность = одаренность), естественно, остается без изменений. На уровне, условно названном «содержательным», представлены блоки, составляющие структуру программы развития психосоциальной сферы личности. В программе их выделено семь. Они, так же как и предыдущие, не являются рядоположенными с точки зрения формальной логики.

Рассмотрим более подробно каждый блок с точки зрения содержания. В собственной исследовательской работе при реализации такой программы мы проводили специальные занятия, направленные на диагностику и коррекцию:

ценностных ориентации;

межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;

наиболее типичных и индивидуальных эмоциональных проблем;

поведенческих особенностей;

стремления к самоактуализации.

Соответственно данным задачам были выделены основные блоки программы. Разрабатывая методическое обеспечение каждого блока этой программы, мы использовали в качестве основных методических средств различные задания тренингового типа. Каждое занятие в рамках программы проводилось по своему сценарию и обычно подразделялось на следующие разделы: введение, постановка задач, формирование общих представлений, организация действий и обсуждение.

Ценностные ориентации. Проблема формирования ценностных ориентации имеет много аспектов. Эта проблематика частично рассматривалась в третьем разделе при обсуждении проблем мотивации как составного элемента структуры одаренности. Сложность формирования данной составляющей частично компенсируется большим количеством средств, позволяющих решать эту проблему в нужном направлении. В данном описании мы ограничимся лишь одним из примеров такого рода - методикой «Сотворение глиняного мира» американского психотерапевта К. Рудестама.

Это упражнение, как все используемые в групповой арттерапии, наряду с психосоциальным развитием стимулирует развитие креативности. Но главное - это то, что оно позволяет исследовать ценностные ориентации, взаимоотношения сотрудничества и соперничества членов группы.

Для проведения занятия необходимы глина или пластилин. Группа делится на подгруппы по 5-8 человек. Каждый участник получает большой ком пластилина (глины). Занятие может сопровождаться мелодией.

Детям предлагается представить себя в роли «создателя мира»: закрыть глаза и вообразить, что пластилин (глина) - сырье, из которого можно делать все что захочешь. С закрытыми глазами надо работать с пластилином (глиной), чтобы дать пальцам свободно выразить мысли и чувства. Когда скульптура закончена, ее надо поместить рядом с другими скульптурами в подгруппе.

После этого, уже с открытыми глазами, совместно с другими членами подгруппы надо поработать над структурированием «целостного мира». Если в процессе работы у ребенка возникли какие-либо чувства по отношению к другим участникам работы предлагается высказать их либо выразить в пластилине (глине). К заключение необходимо поделиться своими впечатлениями с членами других подгрупп.

Межличностные отношения со сверстниками и взрослыми. Ни для кого не секрет, как бывают сложны отношения между одаренными детьми и их сверстниками. Правда, в большинстве источников они описываются в основном в одной плоскости: успехи одаренных детей - предмет зависти их сверстников и одновременно основание для высокомерного отношения и зазнайства со стороны этих детей. Считается, что отсюда и проистекают конфликты и проблемы. На деле все значительно сложнее, но

анализ этих проблем выходит за рамки рассмотрения содержания

описываемой программы. Приведем пример одного из многочисленных замечаний, направленных на диагностику, развитие, коррекцию и прогнозирование развития межличностных отношений детей.

Одно из заданий этого спектра - игра «Приветствие» (оно разработано по аналогии с методикой, предложенной В. В. Петрусинским).

Начинается занятие с беседы педагога-психолога об истории и назначении приветствия: оно относится к древнейшим правилами этикета; приветствуя друг друга, люди обмениваются добрыми по желаниями и чувствами, выражают собственное отношение друг к другу (конечно, если мы искренни в выражении своих чувств).

После краткой беседы детям предлагается попробовать разные формы приветствия и определить самые эффективные. Для этого группа делится на две команды, они встают в шеренги напротив друг друга и по сигналу ведущего приближаются и обмениваю разнообразными приветствиями (рукопожатия, реверансы, восторженные восклицания, объятия, тихие слова, многозначительные взгляды и др.).

Затем предлагается поменять партнеров и вновь обмениваются приветствиями, уже другими. Предлагается подумать, как можно приветствовать нового партнера. В заключение ведущий проводит конкурс на самое оригинальное приветствие.

Преодоление наиболее типичных индивидуальных и эмоциоиональных проблем. Способность адекватно воспринимать себя, сверстников и взрослых является одной из важных составляющих психосоциального развития ребенка. Особые сложности, как отмечают многие исследователи, часто имеют, с этой точки зрения, именно одаренные дети.

С целью тренировки этой способности можно использовать разные методы и приемы, например деловую игру «Самокритика».

Вначале педагог-психолог, беседуя с детьми, постепенно подводит их к мысли о том, что каждый человек имеет собственные представления о себе, о том, что делает его уникальным, непохожим на других. Затем также постепенно подводит детей к вопросам: Всегда другие люди разделяют мнение человека о самом себе? Видят ли другие человека таким, каким он сам себя представляет?

Детям предлагается подписать лист бумаги и разделить его на три равные части по вертикали. В первой предлагается написать десять слов-эпитетов, «отвечающих» на вопрос: «Кто я такой?» (Задание нужно выполнять быстро и записывать ответы в такой последовательности, в какой они приходят в голову.)

Во второй графе надо написать также десять слов-эпитетов, «отвечающих» на вопрос: «Как о тебе отозвались бы твои родители или другие старшие родственники?» (Ребенок может выбрать кого-то одного из них.)

Затем каждый участник игры выбирает кого-нибудь из членов группы и передает ему листок. «Избранник» пишет десять слов эпитетов в третьей графе, «отвечающих» на вопрос: «Кто ты такой?»

Затем листки возвращаются к «автору», и он сравнивает все три варианта ответов: необходимо, прежде всего, выделить сходство всех трех списков, потому что доминирующая характеристика наверняка будет повторяться во всех ответах. Затем дети показывают (на пальцах) количество совпадений.

Поведенческие особенности. Одаренные дети, как мы уже отмечали, выделяются рядом особенностей поведения. Рассматривая эти особенности, мы указывали, что многие из них свойственны не только одаренным, но и их нормальным сверстникам, хотя степень их выраженности иная. Это сверхчувствительность к проблемам, социальная автономность, склонность к лидерству, соревновательность и др.

Есть и такие особенности, которые необходимо учитывать при разработке специальной программы (но развитие ребенка в этом направлении не должно осуществляться по принципу «чем больше, тем лучше»). К ним могут быть отнесены: особенности эмоционального развития, эгоцентризм и другие аналогичные личностные свойства (они попадают в сферу практической работы педагога-психолога в процессе реализации нашей программы).

В третьем разделе уже говорили о том, как эгоцентризм проявляется в различных сферах деятельности (познавательной, моральной, коммуникативной), а также описывали задания, направленные на его коррекцию. Здесь рассмотрим другой пример. Многие дети, как одаренные, так и «нормальные», нуждаются в коррекции умения управлять своими эмоциями и чувствами. Их развитие - важный аспект работы в рамках рассматриваемой программы в качестве примера опишем занятие на тему «Уверенный ответ».

Каждый ребенок-школьник знает, как высоко ценятся уверенные ответы. Но ребенку часто бывает не так легко понять, какой ответ можно считать уверенным. Описанная ниже методика внешне проста, но очень эффективна. Мы разработали ее по аналогии с заданием для групповой психотерапии, предложенным американским психотерапевтом К. Рудестамом.

Каждому ребенку в группе предлагается продемонстрировать -в гипотетической ситуации - три стиля ответов: неуверенный, агрессивный и уверенный. Используем простую ситуацию: предлагаем детям представить, что кто-то из одноклассников попросил взаймы ручку, учебник или тетрадь, но к оговоренному сроку не вернул.

Каждому из детей предлагается по очереди продемонстрировать различные варианты поведения. Вот наиболее типичные примеры ответов.

Агрессивный («Я знал, что тебе нельзя Доверять! Когда ты обещал, что все вернешь? Я хочу получить все немедленно!»)

Неуверенный («Извини, я знаю, что надоедаю тебе, но как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне учебник в ближайшее время?»)

Уверенный («Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне учебник сегодня. Буду признателен, если ты принесешь его в самое ближайшее время».)

Необходимо вовлечь в работу всех участников группы. Но как показывает практика, чтобы хоть частично застраховать себя и детей от стереотипных, однообразных ответов, надо каждому участнику предлагать разные ситуации, при этом тщательно следить за тем, чтобы тон голоса, выражение лица соответствовали словам.

В этом случае главное даже не оценка педагога («правильно-неправильно»), а реакция группы, которую можно выявить путем обсуждения.

Стремление к самоактуализации. Стремление реализовать себя, раскрыть свой творческий потенциал -- одна из важнейших характеристик, отличающая творчески одаренного человека. Это стремление, пусть в латентном состоянии, но живет в каждом, для творца это - необходимое условие реализации потенциальных способностей. Развитие этого стремления - неотъемлемая часть работы по нашей программе.

Рассмотрим пример игрового занятия. Эта игра, как и предыдущая, заимствована из практики К. Рудестама. Она называется «Кто я?»

Каждый ребенок в группе должен иметь лист бумаги, карандаш или ручку. Ему предлагается написать цифры от 1 до 10 и десять раз ответить на вопрос: «Кто я?» Каждое предложение начинается с местоимения «Я». То есть требуется вспомнить различные характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, своих личностных особенностей.

После того как ребенок закончит составлять этот перечень, он прикалывает этот листок на груди. Затем начинает медленно ходить по комнате, подходить к другим членам группы и внимательно читать то, что написано на их листках. Дается инструкция - не стесняться комментировать ответы других участников; прочитать свои эпитеты вслух всей группе.

Данное упражнение при всей его кажущейся внешней несерьезности дает хороший воспитательный эффект. Ребенок описывает себя, знакомится с аналогичными описаниями, составленными другими, невольно анализирует полученную информацию. В данном случае достаточно нескольких деликатных намеков со стороны педагога-психолога, чтобы коррекция представлений ребенка о самом себе пошла в нужном направлении.

Таким образом дети в процессе игры не только развлекаются но и развивают творческие способности много узнают о себе.

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер: ее можно проводить индивидуально и с небольшой группой детей. В ходе собственной исследовательской работы мы использовали эту технологию и в процессе основных учебных занятий.

Методическая сторона работы может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов.

Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования

От правильного выбора темы в значительной мере зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Темы, которые мы использовали в своей работе с детьми, можно объединить в три основные группы.

Фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (то, что можно спросить у других людей, то, что написано в книгах и др.).

Эмпирические - предполагающие проведение собственных исследований.

Правила выбора темы. В ходе проведения исследовательской работы было выделено несколько важных общих положений, - назовем их правилами выбора темы исследования.

Творческая работа должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное» мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.

Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу им, следует держаться ближе к той сфере, где сам педагог чувствуете себя уверенно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать