Сущность и своеобразие педагогической профессии

Сущность и своеобразие педагогической профессии

Министерство образования Ставропольского края

Педагогический колледж г. Железноводск

ПЦК школьной педагогики и психологии

Выпускная квалификационная работа

Тема. Сущность и своеобразие педагогической профессии

Фамилия, имя, отчество студента:

Специальность: 0312 «Преподавание в начальных классах»

Руководитель (фамилия, имя, отчество; должность):

2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование сущности и своеобразия педагогической профессии

1. Сущность и особенности педагогической профессии, её развитие

2. Профессиональная педагогическая деятельность её виды и структура

3. Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально обусловленные требования к нему

4. Профессиональное творчество в педагогической деятельности педагога

5. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога

ГЛАВА II. Изучение особенностей профессиональной направленности и пригодности к педагогической деятельности.

1. Анализ опыта работы по проблеме самовоспитания учителей начальных классов школы

2. Исследование профессиональной направленности учителей начальных классов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в развитых странах учительство составляет наиболее многочисленную группу интеллигенции, она более чем в 2 раза превышает число инженеров и врачей. Что же заставляет современного учителя сохранить привязанность к своей профессии? Американский психолог Ф. Герсберг установил, что настоящими мотивами деятельности учителя является многообразие труда, самостоятельность, профессиональный рост, осознание важности дела и д.р. Важным преимуществом учительского труда и является богатство социальных связей - с коллегами, учениками, родителями. Вопросы определения профессионализма в деятельности учителя, оценки его профессиональной деятельности уже давно стали объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами - практиками и т.д. Психологи проявляли интерес с точки зрения выяснения внутренних механизмов успешности педагогической деятельности. Работы В.С. Мерлина, Е.И. Климова в своих исследованиях показали, что профессиональные параметры связаны с биологическими особенностями: их темпераментом, типом неравной системы. Исследование свидетельствуют от инварионитности биологических предпосылок педагогической профессии, т.е. биологический фундамент, на основе которого строится профессиональная личность. В то же время они не игнорируют индивидуальные особенности учителей, которые выступают существенным фактором, обуславливающим как выбор профессии, так и закрепление в ней определённых стереотипов и формирования индивидуального стиля деятельности. В исследованиях Т.В. Корневой и Е.Ф. Бажина были выявлены тактически достоверные связи между сензитивностью, лёгкой ранимостью, проницательностью по отношению к другим людям и способностью оценивать и понимать эмоциональное состояние других людей, что является профессионально важным для педагога. [15, С. 17].

Формирование общительности учителя, уравновешенность - неуравновешенность, как неотъемлемое свойство для организации и сохранение нормальных взаимоотношений учителя с учащимся в процессе общения, сила-слабость нервной системы, как свойство, необходимое для плодотворной и эффективной педагогической деятельности в течение всего рабочего дня, имеют положительное значение и влияют на выбор педагогической профессии - показано в исследованиях Н.А. Аминова и Я. Стреляц. Согласно разрабатываемой концепции профессионального развития личности, под профессионализмом следует понимать совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях [14, С. 6].

Таким образом, учитель не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой - сотворение личности, утверждение человека в человеке. Жизнь в педагогической профессии - это неустанный труд души.

Нелёгок хлеб добываемый, на учительской ниве, но по истине достоин всеобщей благодарности педагог, избравший свою профессию по призванию и высокому гражданскому долгу. Его труд, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков - это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

Отсюда и актуальность данного вопроса, отсюда и проблема становления педагогической профессии на этапе развития общества.

Цель Выпускной квалификационной работы по теме - изучить особенности педагогической профессии. Раскрыть влияние педагогической деятельности на воспитание и обучение учащихся.

Задачи

1. Раскрыть виды и структуру педагогической деятельности.

2. Показать сущность и особенности педагогической профессии.

3. Раскрыть значение профессиональных качеств педагога и требования к нему.

4. Выявить особенности профессиональной направленности и пригодности к педагогической деятельности.

Гипотеза Эффективность педагогической деятельности зависит от самообразования самовоспитания учителя.

Объект: Учитель.

Предмет: Изучение педагогической профессии и профессиональных качеств педагога.

Методы исследования

Беседа, наблюдение, Методика: «Оценка профессиональной направленности личности учителя» (Рогов Е.И.), Методика изучения самооценки профессиональной пригодности и особенности педагогической деятельности» (Роганова Т.А., Л.И. Золотарева. Н.Ф. Шляхта)

ГЛАВА I. Теоретическое обоснование сущности и своеобразия педагогической профессии

1 Сущность и особенности педагогической профессии, её развитие

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мышления её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное её отличие от других профессий типа «человек - человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирование её духовного мира. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с окружающими людьми, разрешение конфликтных ситуаций. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное её содержание составляют взаимоотношения с людьми. Если не складываются должные отношения с людьми, то нет самого важного в его деятельности.

С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков, в какой - либо области. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащегося, процессом развития, которых он руководит. [8, С.41]. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человеческой и специальной. Так, в профессии учителя умение общаться становится необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям выяснить и описать наиболее встречающиеся «барьеры» общения, затрудняющие решения педагогических задач: несовпадения установок, боязнь класса, отсутствие контакта, наличие конфликтов с учащимися, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начинающие учителя испытывают психологические «барьеры» по неопытности, то учителя со стажем - по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обеднёнными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, и одухотворенная положительными мотивами деятельности личности.[10, С.14]. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая («человека - образующая»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социальной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности. С одной стороны учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несёт в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развития личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее. В труде учитель всегда содержится гуманистическое, общественное начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времён. Так, известный педагог и деятель в области образования середины 19 в. Ф.А. Вильгельм Дистерверг, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым научительным примером для ученика. Его личность завоёвывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя. Великий Русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего гуманистическое начало, которое находит своё выражение в любви к детям. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель…». [Толстой Л.Н. Пед. Соч. - М. 1956г. - С. 362]. Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике. В 50 - 60 - е годы 20 века наиболее значительной в теорию и практику гуманистического воспитания внёс В.А. Сухомлинский - директор Павлыщской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребёнка - и таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А. Сухомлинского, а его практическая деятельность - убедительное доказательство тому, что без веры в ребёнке, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приёмы обучения и воспитания несостоятельны. [18, С. 23]. История педагогической профессии показывает, что борьба передовых учителей за освобождение её гуманистической, социальной миссии от давления классового господства, формализма и бюрократии, консервативного профессионального уклада придаёт драматизм судьбе педагога. Эта борьба становится всё напряженнее по мере усложнения социальной роли педагога в обществе. Воспитывая ученика, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создаёт трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности целенаправленного изменения, как самого себя, так и общества. Сугубо адаптированная направленность деятельности учителя крайне негативно сказывается на нём самом, так как он постепенно теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способности официальным и неофициальным предписаниям, теряя, в конечном счете, свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общества стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников. Вот почему И.Г. Песталоцци, отмечаю особую роль личности воспитателя, его любви к детям, провозглашал её в качестве основного средства воспитания.

В чём же заключается коллективный характер педагогической деятельности? Если в других профессиях группы «человек - человек» результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека - представителя профессии, то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника, с осознанием закономерного усилия коллективистических начал в педагогической профессии всё шире входит в обход понятия совокупного субъекта педагогической деятельности. Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком - тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. Большое значение формированию педагогического коллектива придавал А.С. Макаренко. Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, точного единого подхода к ребёнку, там не может быть ни какого воспитательного процесса». [10, С. 19]. Те или иные черты коллектива проявляются, прежде всего, в настроении его членов, их работоспособности, психическом физическом самочувствии. Такое явление получило название психологического климата коллектива. А.С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимости от качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в педагогическом коллективе. Неоценимый вклад в развитие теории и практики формирования педагогического коллектива внёс В.А. Сухомлинский. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришёл к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А. Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчётливее коллектив воспитанников выступает как активная, действительная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. На вопрос, как же и благодаря чему создаётся педагогический коллектив, В.А. Сухомлинский отвечал однозначно - его творят коллективная мысль, идея, творчество. [11, С. 41].

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только коллективную меру, но качественные характеристики. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей особенностью её. Творчески работающий педагог, а тем более педагог - новатор, создаёт свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых людей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных контингентов педагогической деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

Творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, что в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально - волевой и мотивационно - потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение специально подобранных задач, направленных на развитие каких - либо структурных компонентов творческого мышления, является главным фактором и важнейшим условием развития творческого потенциала личности учителя. Опыт творческой деятельности не вносит новых знаний и умений в содержание профессиональной подготовки учителя. Но это не означает, что научить творчеству нельзя. Можно, при обеспечении интеллектуальной постоянной активности будущих учителей и спецификой познавательной творческой мотивации, которая выступает регулирующим фактором процессов решения педагогических задач. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию, на выявление новых проблем в знакомых ситуациях, на выделение новых функций, методов и приёмов и др. этому же способствуют и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, выделении их составляющих, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций. Таким образом, творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. [Философский энциклопедический словарь - М. 1983г. - С. 670]. [14, С. 103]. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инновации: В отличие от творчества в других сферах, наука, техника, искусства, творчества педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие личности. Творчески работающий педагог, а тем более педагог - новатор, создаёт педагогическую технологию.

2 Профессиональная педагогическая деятельность её виды и структура

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют её представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта создание условий для их личного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе. Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а тек же в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - обще педагогическая, которую вольно или не вольно, но осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждений: дошкольных учреждениях, школах, профессионально - технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям. Цель педагогической деятельности - явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учётом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной личности. Большое внимание разработке проблемы целей воспитания уделял А.С. Макаренко. Он был сторонником педагогического проектирования личности, а цель педагогической деятельности видел в программе развития личности и её индивидуальных коррективов. [11, С. 24]. В качестве основных объектов цели педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально - педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. Цели педагогической деятельности - явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствии с потребностями общества, они складываются в развёрнутую программу поэтапного движения к высшей цели - развития личности в гармонии с самой собой и социумом. Функциональной основной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присущие всем формам педагогической деятельности (уроки, экскурсии, беседы и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и всё богатство отдельно. Педагогическое действие учителя сначала выступает в форме познавательной задачи. Познавательная задача, будучи решенной, психологически, затем переходит в форму практического преобразовательного акта. При этом обнаруживается несоответствие между средствами и объектами педагогического влияния, что сказывается на результатах действия учителя. В связи с этим из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными. Таким образом, деятельность учителя - воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов, уровней. Специфической особенностью педагогических задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Они нередко требуют напряжённой работы мысли, анализа множества факторов условий и обстоятельств. [17, С. 71].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать