Сущность и своеобразие педагогической профессии
p align="left">3. Использование творческих возможностей живого общения с учениками.

4. Использование готовых приёмов с привнесением личностного начала соответствующего творчества индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Итак, педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся в условии и того, что уже было накоплено. Это путь от приспособления к педагогической ситуации до её преобразования, что и составляет суть динамики творчества учителя [9, C. 17]. Часто творчество связывают только с передовым педагогическим опытом. Однако это не совсем верно. Под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Его опыт может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но служить образом для учителя, которые ещё не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом - мастером представляет собой передовой опыт, достойный рассмотрения. Это характерно для первого и второго уровней педагогического творчества. Третий и четвёртый уровни педагогического творчества содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности и обычно приводит к новаторству. Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимы следующие условия:

> Временная «спресованность» творчества, когда между задачами и способами разрешения нет больших промежутков времени;

> Сопряжённость творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

> Отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

> Атмосфера публичного выступления;

> Необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических предметов и нетипичных ситуаций.

Таким образом, каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую деятельность, но только педагог - творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Наиболее ярким примером проявления индивидуальных стилей педагогической деятельности можно наблюдать у учителей - новаторов, которые не идут традиционными путями, стремясь реализовать свою совокупность педагогических функций, а максимально используют лишь позволяющие им наиболее эффективно оказать своё личное воздействие.

В.Ф. Шаталов, отличающийся чёткой, математически точной направленностью мышления, создал достаточно жёсткую структуру организации учебного процесса, опирающуюся на схематическое изложение и обозначение материала.

Демократический, основанный на доверии, подход к учащимся позволяет С.Д. Шевченко эффективно использовать в обучении ученическое самоуправление, раскрывать творческие возможности школьников. Научно - исследовательский подход к учащимся Б.И. Дегтярёва, основанный на постоянном изучении их личности, показывает возможные пути обучения учащихся рациональным учебным умениям развития их самосознания. Направленность на формирование гуманных взаимоотношений учителя и учащихся легла в основу педагогической системы Ф.Г. Деака, которая была успешно реализована через принцип ролевого участия школьников в организации учебного процесса. Можно так же назвать отличающихся творчеством своеобразием Ш.А. Амонашвили, Г.Г. Кравцову, Е.П. Ильина, С.Н. Лысенкову, В.М. Шеймана и других [2, C. 6].

Таким образом, многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Школе необходимы педагоги - мастера. Педагогическое мастерство - это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности. Проблема формирования педагогического мастерства творчества. Проблема формирования педагогического мастерства широко разрабатывается в педагогике и психологии в трудах Ю.П. Азарова, Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, А.Н. Щербакова, В.А. Сластёнина.

5 Профессиональное развитие и самовоспитание педагога

Гуманизация, как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у неё стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления. Такая идеальная гуманистическая цель обрядовая, считал известный философ Э.В. Ильенко, позволит вывести каждого человека в его индивидуальном развитии на передний край человеческой культуры, на границу познанного и непознанного, сделанного и несделанного. Перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру, другим людям и к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия - основной результат гуманизации образования. Идея личного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных представлений о нём как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. При традиционном подходе педагог выступает лишь в качестве основы жёстко регламентированной педагогической деятельности. В рамках же гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога. В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирования у него личностной позиции. Причем это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Оно характеризуется и таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками. Вхождение в профессию, считают психологи, есть «врастание» в «супер роль», человек не может просто жить и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное он сам и его действия в профессии занимает определенное место. Следовательно, проблема выбора профессии и овладение деятельностью является частью проблемы смысла жизни. Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе врастания в профессию, выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего - «Я». Мотивы выбора педагогической профессии во многом предопределяют и мотивы учения студентов педагогического вуза. Если принять во внимание что мотив- это не что иное, как потребность, что будущих учителей такой потребностью может быть чистый познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения занять престижное положение в коллективе. Деятельность педагога представляет собой цепь различных ситуаций. Если ситуация и цель деятельности и мотив совпадают, то педагог работает с увлечением, вдохновенно, продуктивно. Педагогическая деятельность является весьма сложной и поэтому обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Важную роль играет социальные мотивы педагогической деятельности. К ним относятся чувства профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций, увлеченность предметом преподавания и удовлетворение от общения с детьми, чувство призвания [15, C. 17].

Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обуславливающей авторский педагогический стиль. Творческую индивидуальность учителя характеризует, прежде всего, потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору. Деятельность учителей - новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нём профессионализм и духовная культура. Творческая индивидуальность проявляется не только в освоении накопленной человеком культуры и развитии на этой основе индивидуальной духовной культуры. Она, прежде всего, выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора и личного вклада, полной отдачи себя [5, C. 111].

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живёт до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А. Дистерверг писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» [4, C. 11]. Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в соей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании. Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники выступают в качестве основных и определяют направление и глубину в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.д.) Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию. Для развёртывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приёма формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания не высоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Обязательным компонентом саморазвития должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение и др. [11, C. 47]. Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога. Надо так спланировать свою учебную и внеурочную работу, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха. Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения и т.д.

Таким образом, саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладеет ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия:

> Целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития;

> Планирование: выбирать средства и способы, действия и приёмы саморазвития;

> Самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результата саморазвития с тем, что намечалось;

> Коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работы над собой.

Овладение такими действиями требует времени и определённых умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.

На начальной стадии овладения профессиональным самовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержание не достаточно определено. На второй стадии овладения саморазвитием целепологание становиться более определённым и конкретным.

Рассудительность, самокритичность - существенные проявления саморазвития на этой стадии.

На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обосновано формирует его цели и задачи. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляется легко.

Все основные действия саморазвития - целепологание, планирование, самоконтроль, самокоррекция - осуществляются автоматически непринуждённо.

ГЛАВА II. Изучение особенности профессиональной направленности и пригодности к педагогической деятельности

1 Анализ опыта работы по проблеме самовоспитания учителей начальных классов школы

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 п. Новотерский Минераловодского района Ставропольского края была основана в 1928 году.

Учителей работающих в школе - 60.

Учителей начальных классов - 9.

Учителей - мастеров - 15.

Отличников народного просвещения - 1. Калантарова Лариса Борисовна.

Начинающих учителей - 5.

Нуждаются в помощи - 2-е, особенно Криворотько Оксана Сергеевна.

Директор школы - Николаев Алексей Владимирович, имеет высшее педагогическое образование (преподаёт физкультуру).

Завуч - Шляпцева Елена Николаевна - математик.

Главная педагогическая проблема школы - формирование педагогического общения и педагогического взаимодействия.

Директор школы Николаев Алексей Владимирович ведёт уроки физкультуры. Его мастерство управления познавательной деятельностью на уроке является его умение сделать свой предмет интересным для школьников, то интерес положительно влияет на все психические процессы и функции.

Тазуркаева Хавра Найбархаевна работает в СОШ № 11 с 1988 года. Учитель работает творчески, используя новейшую методическую литературу и достижения педагогической мысли. В своей работе Хавра Найбархаевна применяет методы педагогической диагностики, метод опережающего обучения и комментируемого управления.

Тетеревятникова Антонина Васильевна - опытный преподаватель, талантливый педагог, имеющий индивидуальный подход к детям, ищущий новые методы и методические приемы. Уроки Антонины Васильевны отличаются яркой наглядностью, музыкальным оформлением, артистизмом учителя и ее учеников. Учитель на своих уроках часто использует элементы театрализации, что создает условия для творческого развития личности.

Кукарекина Любовь Петровна второй год работает по эксперименту здоровьеразвивающих технологий. На каждом уроке применяет практические задания, необходимые для укрепления здоровья школьников, а именно: тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, проводит регулярно динамические паузы.

Орехова Виолетта Вячеславовна работает творчески, используя новейшую методическую литературу. С первых дней работы в школе Виолетта Вячеславовна показал себя как талантливый педагог, соблюдающий индивидуальный подход к детям, неустанно ищущий новые методы. Уроки её отличаются большой эмоциональной насыщенностью, разумным использованием технических средств обучения, наглядности, музыкальным оформлением. На уроках она часто использует инсценирование, что создает условия для творческого развития личности учащихся.

Хуцинашвили Наталья Александровна работает в СОШ №11 с 1984 года. Учитель работает творчески, используя новые технологии и новейшую методическую литературу. Два года учитель работает по учебно-методическому комплекту «Гармония». Уроки русского языка, проведенные Натальей Александровной имеют коммуникативную направленность, способствуют становлению у детей учебной самостоятельности, интереса к изучению русского языка, грамотности.

Шерстобитова О.В. применяет наглядность, использует специальные задания и игры на развитие памяти, мышления и воображения. Для автоматизации таблиц сложения и вычитания, умножения и деления разработала перфокарты, карточки программированного контроля на каждого ученика, использует алгоритмы решения примеров с переходом через десяток на «+» и «-«, а также для примеров внетабличного « х » и « : ». Задачи педагог учит решать с помощью графов и схем.

Применение на уроках разнообразных форм обратной связи дает включить в работу весь класс и наблюдать ход выполнения самостоятельных работ каждым учеником. На уроках русского языка Ольга Владимировна уделяет внимание культуре речи учащихся, работает над совершенствованием каллиграфических навыков, в игровой форме разработала «минутки чистописания», создала пропись для улучшения качества почерка в тетради в широкую линию; составила тематический словарь, с котором учащиеся работают на каждом уроке.

Чаликова Т.Н. второй год работает по УМК «Гармония». При разработке уроков по этой программе учитель использует разнообразные формы и методы, целенаправленно формирует приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, активно включает в познавательную деятельность приемы наблюдения, выбора, преобразования и конструирования. Соблюдает баланс между интуицией и знанием, опирается на опыт ребенка, использует различные модели (предметные, вербальные, графические, схематические и символические) и устанавливает соответствия между ними. На уроках учитель применяет здоровьесберегающие технологии.

Калантарова Елена Викторовна ведет интересную внеклассную работу: экскурсии, посещение театра, встречи с поэтами, дни именинников. Работает в тесной связи с родителями, выступает на заседаниях МО учителей начальных классов, на педагогических советах, участвует в научно-практических конференциях города и района. Её открытые уроки и мероприятия проходят на высоком методическом уровне, надолго запоминаются.

Ведётся большая работа с начинающими учителями оказывается действенная помощь; даются советы: осознавать роль свою доверенного лица общества, для успешного взаимодействия со школьниками следует прежде всего оценить адекватно собственную личность, управлять своим эмоциональным состоянием, показать ребятам силу своей личности, увлечения, смелость и т.п.; умение строить общение со школьниками общение на уроке и вне его; большую пользу приносят посещение открытых уроков, педагогических советов и др.

Много внимания в педагогическом коллективе уделяется самообразованию и самовоспитанию - это сложная деятельность, требующая и времени и затрат сил. Быть более живой и общительной, понимать и уважать чувства других, вырабатывать в себе сдержанность, бороться с резкостью и раздражительностью, усвоение управления коллективом учащихся, развивать для работы положительные качества и свойства. Учителя используют для самовоспитания художественную литературу, познавательную: используют методы работы над собой, такие как самоубеждение, самовнушение и самоупражнение. Таким образом, самовоспитание - есть работа над собой. Работая над самообразованием учителя школы, прежде всего, рассматривают ступени своего профессионального роста: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство. Педагогическая умелость - это основа профессионализма учителя. Учителя многие стараются правильно определить структуру и содержание, и методику проведения работы на различных этапах работы. Учителя обогащают свою работу методическим арсеналом, умеют замечать недочёты в работе, работая над усовершенствованием педагогического мастерства. Все учителя школы стараются добросовестно и творчески относятся к своему делу, осваивают передовой опыт, новые психолого-педагогические идеи и находятся постоянно в поиске. В этом учитель во многом совершенствуется сам по плану работы методического объединения учителей начальных классов МОУ СОШ № 11 п. Новотерский (см. Приложение 1).

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать