Творчество военных ансамблей в военно-патриотическом воспитании подростков
p align="left">Будущий военный, умеющий плодотворно сочетать службу с серьезными творческими увлечениями, всегда интересен как неординарная личность. Такая личность не может не вызывать уважения, тем более когда достигнутое ими высоко оценивается талантливыми мастерами.

Искусство постигается и через людей, его создающих, через творческие личности. У каждого зрителя, слушателя - свои авторитеты, свои кумиры. Читая сегодняшнюю прессу мы внимательно следим за тем, что думают деятели искусства о современной армии, воинской службе, о проблемах, которые будоражат жизнь Вооруженных Сил. Радует, что в большинстве такого рода высказываний звучат доброжелательность в понимании и оценке нынешней далеко не простой обстановки в армии. Кирилл Юрьевич Лавров народный артист СССР, герой Социалистического Труда сказал: «Мы, люди творческих специальностей, обязаны в полной мере отражать на сцене, в кино, в других видах искусства героику мирного времени, в том числе каждодневную, весьма нелегкую службу воинов по обеспечению надлежащей боевой готовности. Надо не забывать: все, что мы сейчас имеем, воинским трудом обеспечено и гарантировано». Мы должны в наше перестроечное время не охаивать Армию, не искать пятна на мундире, а помогать ей воспитывать воинов-патриотов, воинов-интернационалистов, заботиться о своих надежных защитниках, гордиться ими».

...Когда она выходит на сцену, то кажется, что поет сама степь, поют снежные вершины гор, поют цветущие сады у их подножий. Песни в исполнении народной артистки СССР Розы Баглановой давно покорили слушателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Впервые она появилась на профессиональной сцене в 1941 году в Ташкенте. Потом была война. Роза Багланова выступала перед фронтовиками -- на передовой и в госпиталях. Случалось, выносила с поля боя раненых. Не зря 23 февраля 1945 года под Варшавой сам К. К. Рокоссовский вручил ей вторую медаль «За боевые заслуги». Первую она получила в 1943-м.

Это самые дорогие награды, добытые мужеством артистки. Песни казахских степей, советских композиторов, песни народов мира в исполнении Розы Баглановой открывают миру наше многонациональное, многоцветное музыкальное искусство, вдохновляют, заряжают людей оптимизмом.

Знаменитая певица возглавляла в Алма-Аты общество милосердия. Члены его -- студенты, рабочие, служащие -- держали шефство над инвалидами, ветеранами войны и труда, оказывая им посильную помощь.

Спросили как-то Розу Тажибаевну, в чем она видит причины негативных явлений в воинской среде, в частности пресловутой «дедовщины», и она, как нам представляется, по-философски, весьма мудро увидела связь между нравственностью, милосердием и названным явлением:

«Милосердие -- камертон нравственности, которая в наше время, к сожалению, стала дефицитом. И мне представляется, что октябренок или пионер, помогающий людям, утратившим здоровье, сам приобретает нравственное здоровье, из него обязательно выйдет настоящий защитник Родины, настоящий советский солдат. Тот самый, кто ценой своей жизни и пролитой крови добыл нам победу в сорок пятом. Уверена, что мальчишки, прошедшие нашу школу милосердия, встав в армейский строй, никогда не поддержат «дедовщину», наоборот, будут с ней бороться. В последнее время приходится часто и читать, и слышать обвинения в адрес нашей армии по поводу этого позорного явления. Люди, сваливающие все на армию, забывают о том, что именно многие из них поставляют армии уже готовых организаторов «дедовщины». С этим злом надо бороться всем миром».

Культура есть здравый смысл, ибо она -- психическое здоровье. Культура есть красота, ибо она -- физическое здоровье. Культура есть достоинство и совесть, ибо она -- нравственное здоровье. А еще культура -- это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которые всегда вместе.

При алматинском Доме офицеров существует вокально-инструментальный ансамбль «Каскад». Который сформировался в Афганистане, его участниками являются воины афганцы. Он пользуется успехом у солдат, но знает его и молодежь города. Военно-патриотические, солдатские и лирические песни, исполняемые ансамблем, завоевали сердца слушателей. Ансамбль дает благотворительные концерты, средства, от которых поступают на пополнение фонда центра реабилитации воинов-интернационалистов. Ансамбль выступает с концертами в разных гарнизонах округа, своими песнями пробуждая в сердцах слушателей любовь к родным краям, преданность Родине.

Сегодня в пропаганде воинского музыкального творчества активно участвует Центральное телевидение, что само по себе весьма похвально. Вспомним, с каким успехом проходили в недавнем прошлом телеконкурсы «Когда поют солдаты», какую огромную аудиторию зрителей они к себе приковывали.

Все очевиднее становится необходимость массовой песенной пропаганды. Песню в лучших ее образцах -- патриотическую, лирическую, эстрадную, строевую -- принято считать своеобразной формулой общественного настроения. Она воздействует на эмоциональное состояние человеческой души, формирует музыкальный вкус, общественную позицию. Справедливо утверждение, что любовь к Отечеству немыслима без любви к родной песне.

Когда мы говорим о музыкальном искусстве, то конечно же подразумеваем не только его сугубо утилитарную роль, но и как важное средство формирования здорового эстетического вкуса. При тотальном наступлении так называемой массовой культуры в самом беззащитном положении перед ней оказалась молодежь, разумеется, армейская в том числе. И с этим нельзя не считаться.

Сегодня забота об интеллектуальном и духовном возрождении страны является одной из важнейших политических и практических задач. Это должно найти конкретное выражение в преодолении монополии ведомств, организаций в области культуры при гарантии государством доступности культуры народу; совершенствовании государственно-общественной системы управления культурными процессами и обеспечении защищенности деятелей культуры на законодательной основе; в уважении самобытности и равноправия культур всех проживающих народов в бывшем Советском Союзе, расширении и совершенствовании их свободного взаимодействия и взаимообогащения, создании условий для формирования и развития культурно-национальных центров; в свободе творчества, поощрении таланта, беспрепятственном соревновательном развитии различных культурных направлений, стилей, школ; наконец, в открытости многонациональной советской культуры гуманным идеям и ценностям, обеспечивающим полноценное включение страны в духовную жизнь современного мира.

Культура-это верность отцу и матери, верность роду и Отечеству, это правдивость и нежность, доброта и бесстрашие, которые всегда вместе. Нурсултан Абишевич Назарбаев является не только президентом нашей Республики, но и главнокомандующим Вооруженных сил Казахстана. Он очень многое сделал и делает для процветания и надежности нашей армии. Сегодня воины армии получают колоссальный объем разнообразной информации - политической, исторической, экономической, художественной, социально-правовой, экологической и т.д. Они стали шире смотреть на окружающий мир, глубже всматриваться в себя. Несомненно, весомый вклад в этот процесс вносят учреждения культуры армии, роль которых как оперативных информационных центров за последнее время значительно возросла. Совершенствуется и система агитационно-пропагандисткой деятельности. Перестройка общественной жизни Казахстана вызвало радикальное переосмысление целых исторических пластов, высветила неизвестные страницы нашей истории, в том числе и касающиеся жизни наших Вооруженных сил. На данный момент происходят серьезные реформы в Вооруженных силах Республики Казахстан. Идет внедрение современных технологий, компьютеризация, обновление технической базы.

2.2 Творческая деятельность военного ансамбля как пропаганда культурных исторических и военно-патриотических аспектов в воспитании

Цель военных ансамблей - пропагандировать культурное, историческое и военно-патриотическое воспитание.

Концертный ансамбль Центрального Дома Офицеров, пожалуй, больше знают в войсках, чем в столице. Он постоянно гастролирует, несет свое искусство в массовую воинскую аудиторию. Руководит ансамблем подполковник Джумагалиев Ж.А. -- прекрасный музыкант. В свое время, после окончания Алматинской консерватории, он работал в театре оперы и балета им. Абая, а также играл в военном оркестре Национальной гвардии РК. Преданность армейской сцене, которая зародилась еще в годы срочной службы, так и приковала его к военному искусству.

Он сумел так поставить творческую деятельность коллектива, что весь его состав самозабвенно отдается своему делу. Кто бы то ни был: участник группы, артист балета, солист -- все добросовестно работают на зрителя.

Важно здесь отметить и такую деталь: куда бы ни выезжал ансамбль -- мы всюду помимо концертной деятельности стремится установить дружеские творческие связи с работниками местных Домов офицеров и клубов, с воинскими коллективами. Например, проводится в части вечер отдыха -- ансамбль предлагает свои услуги и личное участие. Предстоит концерт художественной самодеятельности -- помогают в подготовке вокально-инструментального ансамбля и солистов. Нужно всем армейским культурными работникам использовать такую систему работы. Ведь как подчас не хватает им живого общения с людьми...

Сегодня характерной чертой молодежного досуга стали гремящие на все лады вокально-инструментальные ансамбли, дискотеки. Так вот, на одной из дискотек, проводившейся в Доме офицеров, кто-то попросил исполнить давно забытый старый вальс. Ведущий объявил белый танец. И что же? Предложение это застало многих врасплох.

Приходится только сожалеть, что уходит от нас искусство танца -- настоящего, красивого, напоенного гармонией мелодии и движения. А ведь положение это легко исправить, было бы желание у культурных работников.

Можно проводить конкурсы на лучшее исполнение танца -- чарльстона, вальса, танго, желающие принять участие в таком увлекательном состязании всегда найдутся. При участии военного ансамбля можно провести вечер вальса. Да не просто путем чередования различных мелодий, а с интересным рассказом об истории этого замечательного танца, с вручением призов за лучшее его исполнение.

В Алматинском военно-командном училище решили провести танцевальный вечер под названием «Офицерский вальс». Командование училища обратилось в Центральный Ансамбль Министерства Обороны РК с просьбой помочь в организации и проведению вечера посвященному «Офицерскому вальсу». Балетная группа провела занятия по обучению вальса среди курсантов училища, а также офицеров и их семей. Поначалу кое-кто из его организаторов сомневался, придут ли люди. Сомнения не оправдались. Люди пришли. Да еще целыми семьями. Вальсы сменялись один за другим, в паузах демонстрировались короткометражные фильмы о искусстве народов нашей страны, в фойе работала тематическая выставка-продажа книг «Это все о вальсе!». Много добрых слов услышали мы от курсантов и офицеров за отличный отдых. Радовало, конечно, и то, что у молодых людей пробудился интерес к вальсу, так теснимому современными танцами. В школе № 51 нашим ансамблем был дан концерт приуроченный ко дню образования Вооруженных сил Республики Казахстан. Концерт нес воспитательный военно-патриотический характер, пропагандировал школьникам любовь к Родине, дружбу и защиту Отечества. В программе концерта исполнялись не только современные, солдатские, но и посвященные Великой Отечественной войне песни и танцы. Концерт прошел с большим успехом. Ученики старших классов интересовались деятельностью нашего ансамбля, о его роли в армии, гастролях, расспрашивали о службе и обстановке в войсках на сегодняшний день. Задавали вопросы, касающиеся военной формы в солдатских плясках, в чем ее отличие.

«Танец Казахстанских воинов»

Постановка - Вовчук Я.Р. в обработке заслуженного артиста Республики Казахстан Пожарникова А.А. Танец поставлен на казахскую национальную мелодию с элементами джаза, аранжировка Лисицы В.К.

Танец воинов джигитов, военная пляска с национальным колоритом. Каждый из воинов показывает свое мастерство, исполняя сложные трюковые движения.

Костюм: военная камуфляжная форма Национальной Гвардии РК (отличительная деталь Национальной Гвардии РК - красный берет).

«Друг гармонь»

Постановка - Джумалиев Н.А.

Подбор мелодий - Апасов Г.И.

Аранжировка - Журкина В.А.

В час досуга гармонь является другом солдат. Современная солдатская пляска, рассказывающая об умении солдат веселиться и отдыхать в свободное от службы время (перепляс). Костюм - современная парадная солдатская форма. Мальчики - белые рубашки, брюки цвета хаки, фуражки. Девочки - белые рубашки, юбки цвета хаки, пилотки.

«С победой в Казахстан»

Постановка - Джумалиев Н.А.

Подбор мелодий - Апасов Г.И.

Аранжировка - Журкина В.А.

После окончания войны с победой эшелоны солдат возвращаются в родные места. По дороге домой проезжая союзные республики на станциях прощаясь с однополчанами, они исполняют свои национальные танцы. Конечная станция эшелона - Казахстан. Костюм - форма времен Великой Отечественной войны. Мальчики - гимнастерки, брюки галифе, ремни, пилотки. Девочки - гимнастерки, юбки, ремни, пилотки.

«Солдатская полька»

Постановка - заслуженный артист КазССР Пожарников А.А.

Подбор мелодий - Апасов Г.И.

Аранжировка - Журкина В.А.

Живая, темпераментная, задорная военная пляска в стиле польки, рассказывающая о строевых буднях солдата. Костюм - современная солдатская форма. Мальчики - рубашки, брюки цвета хаки, фуражки. Девочки - рубашки, юбки цвета хаки, пилотки.

«Победная»

Постановка - заслуженный артист КазССР Пожарников А.А.

Подбор мелодий - Апасов Г.И.

Аранжировка - Журкина В.А.

Ликование и радость победы над фашизмом. Веселая, задорная пляска, где солдаты-мужчины дарят солдатам-женщинам туфельки в замен солдатским сапогам, напоминая о наступлении весны, любви и мирной жизни. Пляска заканчивается общей фотографией на память. Костюм - форма времен Великой Отечественной войны. Мальчики - гимнастерки, брюки галифе, ремни, пилотки. Девочки - гимнастерки, юбки, ремни, пилотки.

Заключение

То, что было истинно великим останется великим навсегда. Нельзя выпускать из памяти времен связующую нить. Заботясь о культурном и нравственном воспитании наших подростков, молодежи и воинов, мы обязаны делать ставку на нетленные духовные ценности своего народа, его армии, его родного Отечества. Сегодня, как никогда прежде, мы осознали необходимость исторического, философского, нравственного, эстетического анализа состояния, уровня армейской культуры и ее материальной основы. Прежде всего, важно раскрыть действительно обоснованную точку зрения на самую суть понятий - культуры и образованности, дать их теоретическое обоснование. И тут нелишним будет обратиться к нашей отечественной истории, к классике. Вспомним, например, высказывание на этот счет Н.Г. Чернышевского: «Образованным человеком называется тот, кто.; приобрел много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, что справедливо и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление... Все эти три качества - обширности знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. У кого мало познаний, тот невежда, тот груб и тупоумен; у кого нет благородных чувств, тот человек дурной».

Вооруженные силы и культурные учреждения армии, как никакая другая сфера, имеют, как говорится прямой выход на человека - его чувства, разум. На сегодняшний день нежелание молодежи не служить в Вооруженных силах является основной проблемой. Культурная же работа располагает весьма мощным механизмом духовного и эмоционального воздействия на личность будущего воина, на выработку у него высочайшей гражданственности и ответственности за судьбу Отчизны. И очень важно, чтобы этот арсенал действовал с максимальной отдачей. Когда-то великий философ Флоренский писал: «Культура есть среда, растящая и питающая личность». Об этом мы не должны забывать. Военно-патриотическое воспитание - актуальная тема на сегодняшний день. В то время как наше телевидение показывает фильмы ужасов, боевики и другие аморальные, антиобщественные фильмы, которые негативно действуют на молодые души, мы удивляемся: откуда у молодежи, особенно у подростков, склонность к правонарушениям, агрессивность, переходящая в дикую жестокость, не уважение к старшим. Именно от этих фильмов, от этого киноценизма.

Цель моей работы - застраховать подростков от вредного влияния так называемых ущербных произведений современного искусства (кино, литературы, музыки), доказать что Вооруженные силы - это самая сплоченная, мобильная, организованная государственная структура, несущая в массы не только культуру, но и искусство наших предков и современников.

Об армии сегодня много пишут и говорят. Честная справедливая критика просто необходима. Армия - часть народа, и было бы противоестественно, если бы народ и правительство проявляли равнодушие к своей армии, не стремились ей помочь в решении задач оборонного строительства, осуществления военной реформы. Деятельность культурных учреждений армии широка и многопланова. Все, что позитивно влияет на культуру, воспитание, - всегда в цене и, как говорится, имеет право на жизнь. Взять ту же работу с учениками. Разве могут работники очага культуры усомниться в ее важности? Конечно же, нет. И весьма похвально, что культурные учреждения армии в большинстве своем находят неординарные пути выхода на мир их увлечений и интересов, на проблемы которые наша непростая жизнь выдвигает перед ними. Далеко на все понимают, насколько важны военные ансамбли в воспитательном, культурном, патриотическом плане. Воспитывать здоровые культурно-эстетические вкусы у подростков, молодежи и военнослужащих нужно через музыку, танцы, песни.

Песни военных лет по-прежнему популярны в народе, в армейской среде. Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет. В них и сейчас звучат удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, любовь в те идеалы, за которые люди шли в бой, совершали подвиги.

За годы Великой Отечественной войны для воинов армии и флота силами творческих бригад было проведено свыше 1-ого миллиона 300 тысяч выступлений. Традиция культурного шефства над Вооруженными силами продолжается и сегодня. Нельзя не учитывать и того, что современный молодой воин живет как бы в некой душевной броне, что само по себе это естественно. На него сегодня обрушивается мощный поток различной информации, физической нагрузки. Вместить все это, пропустить через себя, пережить - ему трудно. В процессе исследования было выявлено что, военные музыка, песни и танцы чрезвычайно важны в культурно-идеологическом воспитании молодежи и воинов, они вносят в жизнь особую торжественность, создают приподнятое, праздничное настроение, вдохновляют, воодушевляют и сплачивают своим оптимизмом. Музыка, песни и танцы способны выполнять организующую и дисциплинирующую роль, помогают вырабатывать у подростков, молодежи и военнослужащих положительные эмоции. После концерта военного ансамбля зритель получает положительный заряд энергетики. Эмоциональные настроения, которые зритель впитывает в себя во время концерта, очень радуют. Значит ансамбль добился поставленной перед ним задачи - достойно представлять Вооруженные силы Казахстана, показывать свой профессиональный уровень, слаженность, дисциплинированность. Пропагандировать лучшие образцы мировой и национальной культуры, отображающие многовековые нравственные устои Казахстана и военные традиции. Содействовать военно-патриотическому воспитанию у подростков, молодежи и воинов, верности их гражданскому и воинскому долгу, любви к своей Родине, чувства гордости за то, что они носят почетное звание - гражданин республики Казахстан.

О чем приходится сожалеть сегодня, о том, что подростки, молодежь редко посещают такие культурные заведения как театры, музеи, выставки, предпочитая им ночные клубы, дискотеки, кинотеатры.

Что ожидает искусство в будущем. Трудно гадать, какие формы примет эта неизвестная жизнь будущего и еще труднее сказать, какое место займет в этой будущей жизни искусство. Ясно только одно: возникая из реальности и направляясь на нее же, искусство будет определяться самым тесным образом, тем основным строем, который примет жизнь.

Список литературы

1. Андреев Т.М. «Добрый помощник врача». Педагогика здоровья. «Педагогика». 1990г.

2. Золотарев О.В. «К чувствам и разуму воина». Военное издательство 1991г. Москва

3. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Утлик Э.П., Феденко Н.Ф. «Военная педагогика и психология». Военное издательство 1986г.

4. Савин Н.В. «Педагогика» Просвещение 1972г.

5. Ткаченко Т. «Народные танцы» Искусство. 1981г.

6. Ткаченко Т. «Работа с танцевальными коллективами» Просвещение. 1958г.

7. Сухомлинский В.А. «Избранные педагогические сочинения» В трех томах. Т.1.М. Педагогика 1979г.

8. Ю.Слонимский «В честь танца», М., 1988.

9. Стрелкова И. Валиханов. «Жизнь замечательных людей» Москва. Молодая гвардия, 2004г.

10. Кон И.С. «Открытие Я»/ Москва. 1978г.

11. Ансамбль песни и пляски им. Александрова «Музыка». Москва 1981г.

Приложения

АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ ДВАЖДЫ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ ИМ. АЛЕКСАНДРОВА

АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать