Теоретические основы формирования экологической компетентности будущего инженера
p align="left">Формирование экологической компетентности успешно осуществляется в системном, динамически развивающемся и многоаспектном непрерывном учебном процессе при доминировании личностного аспекта. В нем должен поэтапно разворачиваться процесс обучения: от учебной деятельности осуществляться переход к квазипрофессиональной, далее - к учебно-профессиональной деятельности через соответствующие формы учебных занятий, в которых студент постепенно становится самостоятельным и равноправным участником учебного процесса. Учебный процесс должен моделировать стороны будущей профессиональной деятельности, а ос-новной единицей содержания долж-на выступать про-блемная ситуация, разрешаемая обучаемым.

На этапе учебной деятельности при формировании мотивации действия первостепенное значение играет актуализация профессиональных интересов будущего инженера и включение задач безопасности жизнедеятельности в контекст будущей профессиональной деятельности. Эффективным способом мотивации учебной деятельности является направленность обучения безопасности жизнедеятельности на отраслевые проблемы безопасности жизнедеятельности в регионе проживания обучающихся. Исключительно важной частью работы преподавателя становится содержательный анализ материала с выделением конкретных инвариант, которые позволяют сформировать оптимальный объем подлежащей усвоению информации. Традиционные методы должны сочетаться с активными методами обучения, но их доля должна быть выше, так как это связано с формированием общепрофессиональных компетентностей в сфере безопасности жизнедеятельности и экологии.

На этапах квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности студента необходимо в большей мере использовать систему методов и форм учебной работы, основанных на увеличении самостоятельности обучающегося. Результативным способом активизации познавательной деятельности студентов и формирования экологической компетентности на стадии учебно-профессиональной деятельности является творческая самостоятельная работа студента в виде профессиональных производственных практик и дипломного проектирования.

Экологическая компетентность проявляется как синтез интеллектуальных и навыковых составляющих (когнитивного и деятельностного, включая обобщенные знания, умения, навыки), личностных характеристик (ценностные ориентации, способности, черты характера, готовность к осуществлению деятельности и т.д.) и опыта, позволяющих человеку использовать свой потенциал, осуществлять сложные виды деятельности, оперативно и успешно адаптироваться в постоянно изменяющемся обществе и профессиональной деятельности. Поэтому комплексная оценка уровня сформированности взаимосвязанных структурных компонентов личности эффективно осуществляется по шкалам оценивания уровней развитости компонентов личности (мотивационно-ценностного, познавательного, операционально-деятельностного и социально-психологического).

Экспериментальное исследование показало положительную динамику формирования экологической компетентности студентов строительной специальности в экспериментальных группах, что позволяет сделать вывод об эффективности авторской концепции формирования экологической компетентности будущего инженера, и подтверждают выдвинутую гипотезу.

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:

Монографии, учебные пособия:

1. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.Л. Лапин, В.М. Попов, Ф.Н. Рыжков, В.И. Томаков. ? Курск, 1995. ? 238 с. (15,4 п.л. /8,7 п.л.).

2. Экологические проблемы устойчивого развития общества [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Ф.Н. Рыжков, В.И. Томаков, В.М. Попов, В.В. Юшин. ? Курск: КурскГТУ, 1999. ? 106 с. (6,3 п.л. / 3,5 п.л.).

3. Рыжков, Ф.Н. Надёжность технических систем и управление риском [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Ф.Н. Рыжков, В.И. Томаков. ? Курск: КурскГТУ, 2000. ? 346 с. (21,4 п.л./15,7 п.л.).

4. Акимов, В.А. Надёжность технических систем и техногенный риск [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Акимов, В.И. Томаков, М.И. Фалеев [и др.]. ? М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2002. ? 368 с. (23,0 п.л./ 9,0 п.л.).

5. Попов, В.М. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.М. Попов, В.И. Томаков, В.В. Юшин. ? Курск: КурскГТУ, 2004. ? 144 с. (8,4 п.л./5,1 п.л.).

6. Попов, В.М. Экология для экономистов [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.М. Попов, В.И. Томаков, В.В. Юшин. Курск: КурскГТУ, 2004. ? 128 с. (7,4 п.л./3,5 п.л.).

7. Попов, В.М. Экология для юристов [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / В.М. Попов, В.И. Томаков, В.В. Юшин. Курск: КурскГТУ, 2004. ? 64 с. (3,7 п.л/2,1 п.л.).

8. Томаков, В.И. Профессионально-личностная технология обучения безопасности жизнедеятельности в инженерном образовании [Текст]: монография / В.И. Томаков. ? Курск, 2006. ?180 с. (10,46 п.л.).

9. Томаков, В.И. Производственно-хозяйственная деятельность и безопасность труда в строительстве. Анализ и прогноз [Текст]: монография / В.И. Томаков. ? Курск, 2006. ?180 с. (10,5 п.л.).

10. Томаков, В.И. Теория и методика формирования компетентности будущего инженера [Текст]: монография: В 2 ч. Ч.1 / В.И. Томаков. ? Курск, 2007. ? 236 с. (13,72 п.л.).

11. Томаков, В.И. Теория и методика формирования компетентности будущего инженера [Текст]: монография: В 2 ч. Ч.2 / В.И. Томаков. ? Курск, 2007. ? 136 с. (7,9 п.л.).

Статьи, материалы конференций

12. Попов, В.М. Концепция непрерывного экологического образования [Текст] / В.М. Попов, В.И. Томаков // Труды юбилейной научной конференции, посвященной 30-летию Курского политехнического института. ? Ч.1. ? Курск, 1995. ? С. 123?125 (0,25 п.л./0,15 п.л.).

13. Попов, В.М. Формирование непрерывного экологического образования в высшей технической школе [Текст] / В.М. Попов, В.И. Томаков // Современные экологические проблемы провинции: сб. матер. Междунар. экологического форума. ? Курск, 1995. ? С. 189-190 (0,13 п.л./0,09 п.л.).

14. Томаков, В.И. Социально-экологическая направленность технического образования при подготовке инженеров-экологов [Текст] // В.И. Томаков, В.М. Попов / Непрерывное образование: теория и практика: сб. матер. Междунар. науч.-метод. конф. ? Красноярск: Изд-во ГАЦМиЗ, 1997. ? С.143-144 (0,2 п.л./0,1 п.л.).

15. Томаков, В.И. О безопасности труда в условиях рынка [Текст] / В.И. Томаков, В.В. Юшин // ХХIII Гагаринские чтения: сб. матер. Всерос. молодеж. науч. конф. ? М.: Изд-во МАТИ ? РГТУ им. К.Э. Циолковского, 1997. ? С.209-210 (0,17 п.л./0,1 п.л.).

16. Томаков, В.И. Гуманизация технического образования в технических вузах - реальная необходимость [Текст] / В.И. Томаков, В.М. Попов // Человек и общество: тенденции социальных изменений: сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. ? СПб.: НИКСИ, 1997. ? С.234-237 (0,3 п.л./0,2 п.л.).

17. Томаков, В.И. Актуальное направление реформирования содержания высшего технического образования [Текст] / В.И. Томаков // Экология Центрального Черноземья Российской Федерации: сб. науч. тр. Липецк: Изд-во ЛЭГИ, 1998. ? С.155-162 (0,4 п.л.).

18. Томаков, В.И. Человеческий потенциал - критерий управления риском социально-экономических систем [Текст] / В.И. Томаков // Экология Центрально-Черноземной области Российской Федерации. ? 1999. ? №1. ? С.70 -74 (0,35 п.л.).

19. Томаков, В.И. Отношение органов власти к проблемам экологической безопасности в глазах общественного мнения [Текст] / В.И. Томаков // Экология, техника, жизнь: принципы взаимовлияния и развития: сб. матер. Рос. науч. конф. ? Орел: ОГТУ, 1999. ? С. 27-29 (0,23 п.л.).

20. Томаков, В.И. Оценка профессиональными группами безопасности техники [Текст] / В.И. Томаков, М.В. Томаков, И.А. Никишина // Медико-экологические информационные технологии: сб. матер. IV-й междунар. науч.-техн. конф. ? Курск, КурскГТУ, 2001. ? С.300-302 (0,2 п.л./0,1 п.л.).

21. Томаков, В.И. Проблемы формирования культуры безопасности современного инженера [Текст] / В.И. Томаков // Современные проблемы профессиональной и деловой культуры: сб. ст. Всерос. науч.-метод. конф. ? Челябинск: Изд-во Южно-Уральск. гос. ун-та, 2001. ? С. 38-41 (0,3 п.л.).

22. Томаков, В.И. Социальное неравенство - значимый фактор производственного риска [Текст] / В.И. Томаков / Безопасность и экология технологических процессов и производств: матер. Всерос. науч.-практ. конф. ? п. Персиановский, Ростовская обл.: Донской гос. агр. ун-т, 2005. ? С. 162-167 (0,33 п.л.).

23. Попов, В.М. Исследование содержательного уровня технической литературы по проблемам техносферной безопасности [Текст] / В.М. Попов, В.И. Томаков // Известия Курского государственного технического университета. ? Курск: КурскГТУ, 2005. ? №1 (14). ? С. 214 - 218 (0,4 п.л./0,25 п.л.).

24. Попов, В.М. Экология для строителей [Текст] / В.М. Попов, С.И. Меркулов, В.И. Томаков // Известия Курского государственного технического университета. ? Курск: КурскГТУ, 2005. ? №2 (15). ? С. 70 - 72. - 0,33 п.л./0,15 п.л.

25. Томаков, В.И. Проблемы информационного обеспечения по охране и безопасности труда [Текст] / В.И. Томаков // Информационные системы и модели в научных исследованиях, промышленности и экологии: сб. матер. 3-й Всерос. науч.-техн. конф. ? Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. ? С. 10-15 (0,37 п.л.).

26. Томаков, В.И. Психология безопасности производственной деятельности в курсе БЖД [Текст] / В.И. Томаков // Экология Центрально-Черноземной области Российской Федерации. ? 2005. ? № 2 (15). ? С.227-229 (0,2 п.л.).

27. Томаков, В.И. Повышение качества усвоения материала курса «Безопасность жизнедеятельности» путем управления вниманием [Текст] / В.И. Томаков // Экология Центрально-Черноземной области Российской Федерации. ? 2005. ? № 2 (15). ? С. 229-230 (0,15 п.л.).

28. Томаков, В.И. Социальные проблемы охраны труда [Текст] / В.И. Томаков // Современные проблемы экологии и безопасности. Интернет-конференция: сб. матер. 1-й Всерос. на-уч.-техн. конф. ? Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. ? С. 11-13. (0,21 п.л.).

29. Томаков, В.И. Развитие компетентности руководителей и специалистов малых предприятий методом ориентированного образования [Текст] / В.И. Томаков // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: матер. 4-й Всерос. науч.-практ. конф. ? Ч.4 ? Челябинск: Южно-Уральский гос. ун-т, 2005. ? С. 76-79 (0,31 п.л.).

30. Томаков, В.И. Решение проблемы подготовки инженеров-экологов по методам исследования надежности технических систем [Текст] / В.И. Томаков // Экология, окружающая среда и здоровье населения Центрального Черноземья: матер. междунар. науч.-практ. конф. ? Ч.1. ? Курск: Изд-во КГМУ, 2005. ? С. 64-66. - 0,21 п.л.

31. Томаков, В.И. Безопасность труда в строительстве и проблемы сохранения качества трудовых ресурсов [Текст] / В.И. Томаков // Известия Курского государственного технического университета. ? Курск: КурскГТУ, 2006. ? №1 (16). ? С. 98-106 (0,53 п.л.).

32. Томаков, В.И. Концепция профессионально-личностной технологии обучения безопасности жизнедеятельности [Текст] / В.И. Томаков // Медико-экологические информационные технологии - 2006: сб. матер. IX-й Междунар. науч.-техн. конф. ? Курск: КурскГТУ, 2006. ? С. 171 - 174 (0,23 п.л.).

33. Томаков, В.И. Мониторинг качества когнитивных процессов в профессионально-личностной технологии обучения безопасности жизнедеятельности [Текст] / В.И. Томаков // Медико-экологические информационные технологии - 2006: сб. матер. IX-й Междунар. науч.-техн. конф. ? Курск: КурскГТУ, 2006. ? С. 174 - 178 (0,25 п.л.).

34. Томаков, В.И. Организационные модели профессионально-личностного обучения безопасности жизнедеятельности [Текст] / В.И. Томаков // Медико-экологические информационные технологии - 2006: сб. матер. IX-й Междунар. науч.-техн. конф. ? Курск: КурскГТУ, 2006. ? С. 178 - 183 (0,27 п.л.).

35. Томаков, В.И. Профессионально-личностная технология обучения безопасности жизнедеятельности // Известия Курского государственного технического университета. ? 2006. ? №2 (17). ? С. 229 - 234 (0,33 п.л.).

36. Томаков, В.И. Модель подготовки инженера, обеспечивающая формирование и развитие компетентностей и качеств личности для решения задач безопасности жизнедеятельности [Текст] / В.И. Томаков // Безопасность строительного фонда России. Проблемы и решения: матер. Междунар. академ. чтений. ? Курск: КурскГТУ, 2006. ? С.169 -174 (0,3 п.л.).

37. Томаков, В.И. Модель специалиста в контексте новой парадигмы инженерного образования [Текст] / В.И. Томаков // Безопасность строительного фонда России. Проблемы и решения: матер. Междунар. академ. чтений. ? Курск: КурскГТУ, 2006. ? С.174-181 (0,47 п.л.).

38. Томаков, В.И. Активизация познавательной деятельности при разработке вопросов безопасности жизнедеятельности в дипломных проектах [Текст] / В.И. Томаков, С.И. Меркулов // Безопасность строительного фонда России. Проблемы и решения: матер. Междунар. академ. чтений. ? Курск: КурскГТУ, 2006. ? С. 181 - 187 (0,42 п.л./0,32 п.л.).

39. Томаков, В.И. Компетентности ? результативно-целевая основа инженерного образования [Текст] / В.И. Томаков // Опыт, проблемы, перспективы и качество высшего инженерного образования: матер. Междунар. науч.-метод. конф. ? Белгород: Белгород. гос. техн. ун-т им. В.Г. Шухова, 2006. ? 5 с. (0,33 п.л.).

40. Томаков В.И. Элективные курсы цикла безопасность жизнедеятельности в техническом вузе как фактор развития компетентностей [Текст] / В.И. Томаков // Опыт, проблемы, перспективы и качество высшего инженерного образования: матер. Междунар. науч.-метод. конф. ? Белгород: Белгород. гос. техн. ун-т им. В.Г. Шухова, 2006. ? 5 с. (0,33 п.л.).

41. Томаков, В.И. Проблемы оценки профессиональных компетентностей [Текст] / В.И. Томаков // Опыт, проблемы, перспективы и качество высшего инженерного образования: матер. Междунар. науч.-метод. конф. ? Белгород: Белгород. гос. техн. ун-т им. В.Г. Шухова, 2006. ? 5 с. (0,33 п.л.).

42. Томаков, В.И. Проектирование элективных курсов в контексте профессионально-личностной технологии обучения безопасности жизнедеятельности в технических вузах [Текст] / В.И. Томаков // Современные наукоёмкие технологии. ? 2006. ? №8. ? С.31 - 36 (0,45 п.л.).

43. Томаков, В.И. Оценочные средства профессионально-личностной компетентности [Текст] / В.И. Томаков // Известия Курского государственного технического университета. ? Курск: КурскГТУ, 2007. ? №1 (18). ? С. 115-120 (0,9 п.л.).

44. Томаков, В.И. Компетентности - результативно-целевая основа обучения безопасности жизнедеятельности в контексте деятельностного подхода [Текст] / В.И. Томаков, М.В. Томаков // Успехи современного естествознания.? 2007. ? №2. ? С. 16-19 (0,47 п.л. /025 п.л.).

45. Томаков, В.И. Три компетентностные модели применительно к профессионально-личностной технологии обучения безопасности жизнедеятельности [Текст] / В.И. Томаков // Успехи современного естествознания. ? 2007. №2. ? С. 20-24 (0,49 п.л.).

46. Томаков В.И. Философское обоснование методологии формирования профессионально-личностной компетентности специалиста [Текст] / В.И. Томаков // Известия Курского государственного технического университета. ? Курск: КурскГТУ, 2007. ? №2 (19). ? С. 117-121 (0,9 п.л.).

Статьи из перечня рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК

47. Рыжков, Ф.Н. Новые тенденции в экологическом образовании [Текст]/ Ф.Н. Рыжков, В.И. Томаков, В.М. Попов, П.Ф. Кравчук // Высшее образование в России. ? 1998. ? №2. ? С. 65-67 (0,27 п.л./0,17 п.л.).

48. Рыжков, Ф.Н. Нуждается в реформах: о содержании образовательных моделей [Текст] / Ф.Н. Рыжков, В.И. Томаков // Высшее образование в России. ? 1999. ? №1. ? С.43-46 (0,35 п.л./0,25 п.л.).

49. Томаков, В.И. Социологические исследования роли средств коммуникации в процессе формирования культуры техносферной безопасности современного специалиста [Текст] / В.И. Томаков // Телекоммуникации. ? 2005. ? №2. ? С. 44-48 (0,47 п.л.).

50. Попов, В.М. Непрерывное экологическое образование [Текст] / В.М. Попов, В.И. Томаков // Высшее образование в России. ? 2005. ? №7. ? С.14-17 (0,37 п.л./0,25 п.л.).

51. Томаков, В.И. Информационные технологии и ресурсы по охране и безопасности труда в строительстве [Текст] / В.И. Томаков // Информационные ресурсы России. ? 2006. ? №4 (0,55 п.л.)

52. Томаков, В.И. Проблемы и принципы формирования информационной культуры по охране и безопасности труда [Текст] / В.И. Томаков // Телекоммуникации. ? 2006. ? №4. ? С. 40-46 (0,57 п.л.).

53. Томаков, В.И. Производственный травматизм в строительной отрасли [Текст] / В.И. Томаков, В.М. Попов // Безопасность жизнедеятельности. ? 2006. ? №3. ? С.13-22 (1,1 п.л./0,7 п.л.).

54. Попов, В.М. Опыт дидактики профессионально-личностного обучения экологической и производственной безопасности [Текст] / В.М. Попов, В.И. Томаков // Безопасность жизнедеятельности. ? 2006. ? №7. ? С. 40-44 (0,47 п.л./0,3 п.л.).

55. Томаков, В.И. Активизация самостоятельной работы студентов при разработке вопросов безопасности жизнедеятельности в дипломных проектах [Текст] / В.И. Томаков // Безопасность жизнедеятельности. ? 2006. ? №8. ? С. 52-54 (0,31 п.л.).

56. Томаков, В.И. Развитие информационной компетентности студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» [Текст] / В.И. Томаков, В.М. Попов, М.В. Соколова //Безопасность жизнедеятельности. ? 2006. ? №11. ? С.47-51 (0,51 п.л./0,27 п.л.).

57. Томаков, В.И. Модель специалиста в контексте профессиональных компетентностей и качеств личности [Текст] / В.И. Томаков // Вестник Воронежского государственного технического университета. ? 2006. ? №10. ? Т.2. ? С.98-103 (0,61 п.л.).

58. Паринова, Л.В. Организационная модель профессионально-лично-стного обучения безопасности жизнедеятельности в техническом вузе [Текст] / Л.В. Паринова, В.И. Томаков // Вестник Воронежского государственного технического университета. ? 2006. ? №10. ? Т.2. ? С.108-111 (0,41 п.л./0,25 п.л.).

59. Томаков, В.И. Инновационная технология обучения безопасности жизнедеятельности в инженерном образовании [Текст] / В.И. Томаков // Безопасность жизнедеятельности. ? 2007. ? №1. ? С. 34-41 (0,75 п.л.).

60. Томаков, В.И. Технология профессионально-личностного обучения студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» дисциплинам информационного цикла [Текст] / В.И. Томаков, В.М. Попов, М.В. Соколова // Телекоммуникации. ? 2007. ? №3. ? С. 41-48 (0,78 п.л./0,5 п.л.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать