Технические средства образования в детском саду
p align="left">В старших классах звукозаписи можно использовать при инди-видуальном выполнении лабораторных работ, дифференцируя уро-вень самостоятельности - от передачи на головные телефоны уча-щегося полного пошагового алгоритма выполнения работы до об-щих или отдельных уточняющих указаний.

Звукозаписи для лингафонных устройств. Применение специаль-ных программ (звукозаписей) для лингафонных устройств и каби-нетов по иностранному и русскому языкам дает возможность уча-щимся с самого начала изучения языка упражняться в восприятии речи без зрительной опоры. Развитие такого умения - задача труд-ная, так как при этом отсутствуют вспомогательные факторы (же-сты и движения говорящего, мимика, артикуляция). Программу к уроку готовит учитель. Он выбирает готовые грамзаписи или магнитоальбомы или записывает подготовленный им самим текст на магнитную ленту. Правильно составленные программы и умелое использование возможностей лингафонного комплекса обеспечи-вают индивидуальный подход в обучении, активизируют работу над произношением и пониманием речи на слух, увеличивают речевую практику учащихся на уроке.

Этапы работы учителя на уроке с применением звукозаписей: подготовка к восприятию звукового материала, прослушивание звукозаписей, последующая работа.

Вопрос о месте звукозаписи на уроке решается в зависимости от цели, которую предполагается достигнуть на уроке, учитывая, что фонозапись не может заменить объяснения программного материа-ла, она лишь составная часть излагаемого учителем: введение в рас-сказ, иллюстрация, продолжение, завершение его.

Составляя план урока с использованием звукозаписей, учитель прослушивает их, отбирая те, которые прозвучат в классе; сопо-ставляет текст записей с хрестоматийным, так как нередко встреча-ются разночтения, требующие предварительного комментария; хро-нометрирует каждую отдельную запись; обдумывает вступительный или последующий комментарий (во время прослушивания записи комментирование или даже реплики недопустимы: они разрушают целостность восприятия художественного текста и не воспринима-ются учащимися); формулирует вопросы к учащимся.

При планировании намечается место звукозаписи в ходе уро-ка, которое определяется теме и, спецификой изучаемого матери-ала, характером записи и т.д., и прежде всего, на что уже обраща-лось внимание, - той целью, которую ставит перед собой препо-даватель.

Содержание, форма и количество используемых на уроке звуко-записей зависят от уровня подготовленности учащихся к восприя-тию фонозаписи. Обычно при укреплении и особенно повторении темы звукозаписи отводится больше места, чем при изложении но-вого материала, так как прослушиванием записи нельзя подменять слово преподавателя. Ни одне даже самая уникальная запись не может заменить живого слова учителя.

Перед прослушиванием звукозаписи (лучше перед повторным, что-бы не нарушать целостности восприятия и не снять эмоционально-го настроя) целесообразно поставить перед учащимися конкретные задачи. Задачи эти разнообразны, но они должны быть посильны-ми для них, учитывать их знания, развитие, возраст.

После прослушивания записи обязательно нужно дать учащимся некоторое время на осмысление услышанного, определение своего отношения к нему и только после этого проводить беседу.

Эффективность использования звуковых пособий зависит от того, как учитель подготовил учащихся к прослушиванию, наце-лил их на определенную деятельность, как организовал последую-щую работу на материале звукозаписи. На всех этапах работы со звукозаписью слово учителя занимает ведущее место.

Цель и характер применения звукозаписи на уроках по разным
предметам различны.

На уроках русского языка и литературы она зани-мает значительное место при анализе текста литературного произ-ведения, в процессе обучения навыкам выразительного чтения, в качестве иллюстрации при работе над звуковой формой речи.

Фонохрестоматия по русской литературе включает литератур-ные, документальные, музыкальные звукозаписи; художественное чтение, авторские исполнения, инсценировки литературных произ-ведений, фрагменты из спектаклей, опер, романсы.

Записи программных художественных произведений содержат лучшие образцы исполнения мастерами художественного слова ли-тературы; произведений, изучаемых в школе. Фонохрестоматия по русской литературе позволяет услышать на уроке В. И. Кача-лова. В. Н. Яхонтова, А. Н. Грибова, И. В. Ильинского, Ираклия Андроникова и др. Их выразительное чтение способствует глуби-не восприятия художественного произведения, усиливает эмоциональное готическое воздействие слова. Но нельзя чтение художественных текстов подменять прослушиванием грамзаписей, а само прослушивание проводить без соответствующей подготовки учащихся к его восприятию. Использование на уроках фонозаписей литературных произведений в исполнении мастеров художественного слова требует от учителя более строгого отношения и по-стоянного внимания к мастерству выразительного чтения, к куль-туре своей речи, более тщательной предварительной подготовки.

Постановка учебной цели включения звукозаписи в урок опре-деляет характер вопросов и заданий перед прослушиванием.

Так, грамзапись «Чичиков у Собакевича» к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» можно использовать в процессе работы над образами для того, чтобы показать, как характер действующего лица раскрывается через речь. Тогда перед прослушиванием записи учитель предлагает учащимся задание, свя-занное с анализом речи, например: сравните поведение Чичикова в разговоре с Собакевичем и Маниловым. Как изменились подбор слов и манера гово-рить, интонация его голоса? Какие черты характера персонажа раскрывают эти особенности речи? Что характерно для речи помещика Собакевича? Покажите, как в его речи проявляется страсть к наживе, стяжательству, хитрость, недружелюбие.

Такая постановка вопросов определенным образом направляет самостоятельную поисковую деятельность учащихся в процессе восприятия звукозаписи и влияет на содержание последующей ра-боты, связанной с составлением характеристики образов поэмы и анализом идейно-художественной ценности произведения. Рабо-та над образами литературных героев с привлечением звукозапи-сей способствует более глубокому проникновению в текст, позво-ляет почувствовать силу искусства слова.

Если цель прослушивания - обучение выразительному чтению, то часто прибегают к сопоставлению образцов исполнения одного произведения различными чтецами. Например, сопоставляют чтение басен И. А. Крылова в исполнении А. Н. Грибова и И. В. Ильинско-го, чтение стихотворения А.С.Пушкина «К Чаадаеву» В.Н.Яхон-товым и А. М. Шварцем.

Перед прослушиванием учащимся предлагают сопоставить исполнительскую манеру чтецов, установить различия в их испол-нении. При этом анализ приемов выразительного чтения тесно свя-зывают с работой над литературным текстом. Работу завершают чтением произведения учащимися. Их исполнение не должно сво-диться к слепому подражанию мастерам художественного слова, они могут дать свою интерпретацию произведения и обосновать ее. Чтение некоторых учащихся записывают на магнитофон и вос-производят здесь же, на уроке. Этот прием весьма эффективен: уча-щиеся, слушая собственное исполнение произведения и сравнивая его с образцами, легче находят ошибки и недостатки в своей речи, которые тут же исправляются.

По грамзаписям фонохрестоматии можно, как по обычным тек-стам, проводить обучающие изложения.

На уроках истории применяют как документальные запи-си, так и художественные отрывки, воспроизводящие на докумен-тальной основе исторические события. Они помогают учащимся глубже проникнуть в историческую действительность, конкретизи-руют ее и способствуют созданию ярких образов. В них звучат го-лоса очевидцев событий или записи с места события, которые не только имеют большое познавательное значение, но и вызывают у учащихся глубокий эмоциональный отклик.

На уроках иностранного языка звукозапись приме-няют для обучения восприятию иностранной речи на слух, для уп-ражнений в речевой практике учащихся. На материале звукозапи-сей проводят разнообразную работу: пересказ учащимися прослу-шанного текста, ответы на вопросы, связанные с содержанием звукозаписи, диалогическое воспроизведение текста и др.

На уроках физического воспитания звукозапись играет роль функциональной музыки, которая стимулирует и регу-лирует физиологические и психические процессы человека при выполнении им мышечной работы. Музыкальное сопровождение повышает эмоциональное состояние учеников, вызывает стремле-ние выполнять движения энергичнее, вырабатывает чувство рит-ма. Все это усиливает воздействие упражнений на организм, спо-собствует успешному их освоению. Музыку подбирают в соответ-ствии с ритмом и характером выполняемых упражнений. Основные условия применения функциональной музыки на учебных занятиях по физической культуре:

- дискретное (прерывающееся, дозированное) использование му-зыки в течение занятия на разных этапах и с разным подбором музы-кальных программ, служащих целям врабатывания, лидирования музыкального сопровождения и успокаивания в конце занятия;

- чередование музыкально озвученных и обычных уроков;

- использование музыки только при выполнении простых или хорошо отработанных упражнений.

Музыка должна звучать без сопровождения речи или других звуковых помех. Необходимые в это время команды следу-ет осуществлять с помощью показа или специально оговоренных сигналов.

Музыкальная программа занятия должна вызывать у учеников положительные эмоции.

На уроках математики, физики, химии звукозапись используют в основном для проведения диктантов, организации са-мостоятельной работы учащихся.

Для проведения диктанта учитель заранее составляет контрольный текст в виде вопросов и логически неоконченных фраз. Затем этот текст он записывает на магнитофон, повторяя каждый вопрос 2-3 раза с интервалом между ними, достаточным для обдумывания уче-никами очередного вопроса и записи ответа в тетради.

На уроках физики звукозапись может быть использована при постановке опытов но разделам «Звуковые колебания и вол-ны», «Электромагнитные колебания». По первому разделу большую помощь учителю окажет набор грампластинок «Акустика».

Очень часто используются фонозаписи в начальной школе.

В 70-80-е годы для младших школьников были созданы разно-образные звуковые пособия: «Песни для заучивания в начальной школе», «Музыкальные произведения для прослушивания в началь-ной школе», «Физкультура в 1, 2, 3 классах», «Утренняя гимнасти-ка для школьников 7-8-9 лет» и др. Вышло много пластинок с за-писью голосов птиц и зверей, детских радиопередач и радиоспек-таклей и специально созданных и записанных познавательных театрализации.

Слушая музыкальные записи, младшие школьники учатся опре-делять характер и средства музыкальной выразительности, разли-чать звучание отдельных инструментов и оркестра, сольного и хо-рового пения, певческих голосов, получают представление о мело-дии и аккомпанементе, разных музыкальных жанрах.

Познавательные аудиозаписи не только повышают интерес к уро-кам и закрепляют положительную школьную мотивацию, но и про-буждают интерес к тому, чтобы узнать что-то дополнительное са-мостоятельно.

Таковы разнообразные приемы применения звукозаписи в шко-ле. Эти приемы, однако, не исчерпывают всех возможностей, кото-рые расширяются, когда звукозапись выступает в сочетании с дру-гими средствами обучения в комплексе, если она сопровождается зрительными образами. Такая работа требует особенно тщатель-ной предварительной подготовки, чтобы зрительный и слуховой ряды полностью совпадали.

3. Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе

Учебный кино- или видеофильм характеризуется рядом особен-ностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экра-на, управление процессом восприятия, целостность и законченность.

Информационная насыщенность кинофильма заключается в том, что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передать такой объем информации, который нереаль-но представить при словесном изложении с использованием дру-гих средств обучения.

Эмоциональное воздействие проявляется в разнообразных вырази-тельных возможностях фильма (о которых уже шла речь в главе вто-рой), позволяющих воздействовать не только на сознание, но и на чув-ства зрителя, вовлекающих его в действие, происходящее на экране.

Темп предъявления информации с экрана задается его создате-лями, и зритель может только приспособиться к нему, или весь фильм надо разбить на фрагменты и показывать их с определен-ными паузами.

Управление процессом восприятия информации с экрана опреде-ляется не только темпом ее подачи, но и логикой изложения, ис-пользованными средствами съемки, выделением общего, среднего и крупного планов вплоть до их детального изображения, диктор-ским текстом, включенными кадрами анимации и др. Зритель ни-чего изменить не может.

Целостность и законченность экранно-звукового пособия со-стоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования как основной источник информации и поэтому содержит логичес-ки целостную информацию с определенной методикой ее подачи. Применение учебных фильмов целесообразно в таких учебных ситуациях, когда необходимо познакомить учащихся:

а) с объектами, процессами, явлениями, которые невозможно воспроизвести в условиях школы или пронаблюдать в реальных условиях;

б) с внутренними процессами и явлениями, недоступными непо-средственным наблюдениям;

в) с процессами и явлениями, характерной особенностью кото-рых является движение, развитие;

г) с очень медленно или очень быстро протекающими процесса-ми или явлениями;

д) с микро- и макрообъектами.

Напомним, что учебные фильмы могут быть в виде целостного фильма, курса, состоящего из нескольких частей; хрестоматии; фраг-ментов и кинокольцовок; видеофильмов.

Требования к учебному фильму:

1) четкое и продуманное дозирование информации, чтобы не допустить перегруженности фильма;

2) отсутствие многотемности;

3) простое композиционное построение кадра с четким выделе-нием главного;

4) дикторский текст должен быть предельно лаконичным, выразительным, доступным, не подменяющим изображение;

5) дикторский текст должен иметь паузы, для того чтобы не ме-шать восприятию зрительного ряда и дать учителю возможность вставить свои дополнения и пояснения;

6) занимательность фильма, использование разнообразных спо-собов и приемов съемки;

7) показ изучаемого объекта или явления во всех возможных вариантах;

8) создание проблемной ситуации;

9) включение в текст изложения вопросов, заданий, если необ-ходимо, инструкций;

10) короткие по времени или с четким разделением сюжеты или фрагменты внутри более продолжительной ленты.

Дидактические функции учебного фильма на уроке: источник но-вых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобще-ния и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для последующей самостоятельной работы учащихся, вспо-могательное средство при контроле знаний. Подавляющее большин-ство фильмов можно использовать в различных учебных ситуаци-ях в зависимости от целей и содержания урока. Так, видовые филь-мы о временах года («Весна», «Зима», «Осень», «Лето») на уроках природоведения сначала можно смотреть по частям: признаки вре-мени года, деятельность людей, а на обобщающем уроке - просмот-реть целостно. Но это не значит, что структура и содержание филь-ма строго предопределяют его дидактические функции на уроке. Часто один и тот же фильм в различных учебных ситуациях можно применять для решения разнообразных дидактических задач.

Широко используются фильмы для творческой работы на уро-ках русского языка. Если учитель ставит цель научить детей писать сочинения-описания, лучше обратиться к видовым фильмам. Для развития логического мышления, способностей рассуждать и дока-зывать целесообразнее использовать документальные, историче-ские фильмы, фильмы-экскурсии. Для формирования умений давать характеристики героям видеосюжетов, оценку разворачивающим-ся на экране событиям рекомендуется просмотр короткометражных художественных сюжетно-ролевых фильмов.

Перед использованием любого видеоматериала (кино- или видео-фильма) учителю необходимо очень внимательно изучить: в ка-кой мере его устраивают объем, качество содержания и характер его подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель (воспитатель); насколько удачен и целесообразен дикторский текст: каковы дидактические возможности фильма в срав-нении с другими имеющимися средствами наглядности (например, с помощью опыта в кабинете физики можно продемонстрировать более эффективно часть того, что пытаются показать в фильме); в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности. Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и за-дания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации - для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается ре-шение о пофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать работу до и после просмотра. Длительность фрагментов не должна превышать 4-6 мин, общее количество фрагментов на одном уроке - не более 5. Продолжительность фильма на одном уроке не более 20-30 мин. Прерывать показ фильма следует лишь в крайних случаях, когда изображенное на экране не будет воспринято учащимися без ком-ментария учителя.

Необходимо продумать время фильма в структуре занятия.

При отборе материала фильма целесообразно отметить то, что можно будет использовать на последующих занятиях или на дру-гих учебных предметах, или в других классах, фрагменты фильма, которые можно предназначить для самостоятельного просмотра учащимися.

Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его образовательную, но и на воспитательную ценность.

Важным моментом при подготовке к использованию экранно-звукового пособия является установление его связи с учебником и другими источниками, что определит характер домашнего за-дания и другой самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и вне его.

Независимо от дидактической цели использования фильма на уро-ке, перед его демонстрацией учитель произносит непродолжитель-ное вступительное слово, в котором стремится пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и изучаемой те-мой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не рас-крывая его содержания; пояснить наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места. Во время демонстрации надо воздержи-ваться от его комментария; он целесообразен только в случае исполь-зования фильма без дикторского текста. Но и этот комментарий дол-жен быть предельно лаконичным, четким, чтобы не отвлекать уча-щихся от фильма, не мешать восприятию экранного изображения.

Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо:

- пояснить непонятные места фильма;

- обратить внимание детей на главные моменты, которые необ-ходимо твердо запомнить;

- подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными;

- теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содер-жание;

- связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока.

Иногда целесообразно задать вопросы к фильму по мере его демонстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформу-лированный вопрос уложился в кадры, к которым он относится. Лучше все-таки задать вопросы по фильму до его демонстрации. Вопросов должно быть немного - два-три. Постановка вопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохране-нию кадров в памяти, более полному их воспроизведению после просмотра. С целью развития речи учащихся следует ставить воп-росы, направленные на описание картин, особенностей ландшафтов, природных явлений и т.п.

Перед просмотром фильма обязательно надо провести словар-ную работу: новые или малознакомые слова разобрать, написать на доске и записать в тетрадь.

Если фильм используется как источник знания и содержит но-вые для учащихся сведения, то для его качественного запомина-ния необходимо воспроизвести те изученные ранее понятия и зако-номерности, которые служат теоретической базой для восприятия экранного материала. Далее учитель мобилизует учащихся на ак-тивную целенаправленную работу в процессе просмотра фильма. Целевую установку можно дать в форме вопросов, на которые уче-ники должны самостоятельно найти ответ на основе фильма.

Например, к фрагменту «В тундре Северной Америки» можно предложить такие вопросы: почему в тундре распространена вечная мерзлота, много болот и озер? Как растения и животные тундры приспосабливаются к условиям кли-мата? Почему в тундре полоски леса встречаются только по берегам рек?

Иногда внимание учащихся к содержанию фильма можно привлечь, рассмотрев с ними план фильма, отражающий в нем главное. Пункты плана определенным образом ориентируют учеников в процессе про-смотра фильма, позволяют им отличить основное от второстепенно-го, выделить существенное, дают направление для восприятия.

Эффективной формой мобилизации внимания учащихся, повы-шения их ответственности при просмотре фильма, активизации вос-приятия являются задания, которые перед его демонстрацией фор-мулирует учитель.

Например, перед просмотром фильма по ботанике «Строение стебля, пере-движение веществ в растении» учащимся предлагается особое внимание обра-тить на строение стебля, название его частей, а по окончании по памяти зарисо-вать в тетради стебель, движение веществ в нем и сделать соответствующие над-писи к рисунку.

Ученикам можно дать домашнее задание: нарисовать иллюстра-ции к фильму и сделать к ним подписи. На занятиях по естественно-научным и техническим дисциплинам по теме фильма они могут повторить несложный эксперимент, сделать простые модели или макеты, а на уроках русского языка и литературы подготовить пе-ресказ по плану фильма, воспроизвести диалог действующих лиц, написать эссе, изложение, сочинение по мотивам увиденного.

Задания учащимся можно дополнить вопросами.

Например, перед демонстрацией кинофрагмента по природоведению «источник. Река» получают задание изобразить в тетрадях схему образования источника и ответить на вопросы: как образуется источник? Как образуется река? Чем горная река отличается от равнинной?

Учебный кинофильм - эффективное средство обучения, оказы-вающее большое влияние на учащихся. После его демонстрации
ученики еще некоторое время находятся под впечатлением просмотренных кадров и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности. Этот фактор следует учитывать при организации последующей работы над экранным материалом.

Важно учесть еще и то, что одного только просмотра фильма
для усвоения учащимися заложенной в нем учебной информации
недостаточно. Качество усвоения учащимися экранного матери-
ала определяется также правильной работой после просмотра
фильма)

После просмотра фильма следует выяснить у учащихся, что им
было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы обобщения, Направить мысль школьников на подтверждение теорети-ческих положений урока, на усвоение формулировок, правил, закономерностей.

Чаше всего эту работу проводят в форме беседы, в процессе ко-торой учитель не просто воспроизводит в памяти учащихся мате-риал фильма, а увиденное подвергается глубокой логической пере-работке: анализу, сопоставлениям, раскрытию причинно-следствен-ных связей и т. д.

Бывает необходимо посмотреть фильм повторно на этом или сле-дующем уроке. При вторичном показе учащиеся с помощью учите-ля замечают подробности, пропущенные при первом просмотре. По-вторный показ фильма можно использовать в целях обобщения и контроля.

Полезно использовать фильмы до выхода с детьми на экскур-сию. Это поможет обратить их внимание на цель экскурсии. Сня-тый на: видеокамеру ход экскурсии используется в послеэкскурсионной работе для более детального осмысления того, что на ней было увидено и услышано, для дополнения и расширения получен-ного материала, выявления уровня полученных знаний.

Удобны и эффективны для создания проблемных ситуаций ви-деофрагменты. Они могут быть использованы в качестве вводного материала, предшествующего формулированию проблемы. 15 дру-гом случае с помощью фрагмента сообщается опорный фактиче-ский материал, ведущий к появлению вопроса. Фрагмент может отражать историю возникновения проблемы в науке или жизни и пути се разрешения. Хорошо, когда он содержит факты, удивляющие учеников, вызывающие желание докопаться до истины.

Следует заметить, что производство учебных фильмов сейчас организовано гораздо хуже, чем раньше, а многие из старых филь-мов приходят в негодность. Однако в помощь учителю все же выпущены видеофильмы, и вместе с учениками он сам может подготовить видеозаписи.

Видеомагнитофоном пользоваться проще и удобнее, чем киноаппаратом, с его помощью (или используя видеокамеру) можно зафиксировать на пленку кинофрагменты или кинофильм, снять самостоятельный видеофильм, встречу с интересным человеком, оперативный репортаж о событиях, показать телепередачу, диакадры, изображение с кодотранспарантов, фонозаписи, карту, таблицы, схемы, любые объекты живой и неживой природы.

Подготовленный видеофильм учитель гложет продемонстрировать на уроке полностью или остановить просмотр, чтобы обратиться к ученикам, выполнить записи или какие-либо задания на
доске самому или вызвать учеников. В течение всего урока с использованием видеозаписей сохраняется обратная связь между учителем и классом.

Видеозаписи можно многократно повторять в классе для уточ-нения и обобщения знаний, формирования навыков доказатель-ства и аргументации, анализа ответов учащихся, контроля знаний. Учащиеся могут многократно просмотреть их индивидуально для самоанализа, самокорректировки, перезаписи ответа, выступления, сообщения и др. Простота управления процессом самозаписи и вос-произведения позволяют организовать разнообразные виды само-стоятельной работы учеников.

Дидактические возможности применения видеозаписей много-образны. Фрагмент видеозаписей легко сочетается с другими СО, которые группируются вокруг него. Он сравнительно просто ком-ментируется учителем или учащимися и может использоваться в любой части урока.

С помощью учебных видеозаписей учитель может создать в клас-се проблемную ситуацию, сообщить учащимся условия познаватель-ного задания.

Учебная видеозапись полезна и на этапе обобщения учебного материала. Учитель может подготовить запись, фиксирующую ос-новные моменты одной темы, группирующую материал по отдель-ным темам курса. Учащиеся просматривают запись с новых пози-ций, она становится предметом обсуждения, дополнения и крити-ки. Активное отношение учащихся к видеозаписи достигается не только за счет ее содержания, но и за счет своеобразия компози-ционного решения, монтажа материала. Два одинаковых фрагмен-та из разных постановок одного и того же спектакля направляют мысль школьника на сопоставления, сравнения. Показ незавершен-ного эксперимента вызовет необходимость самостоятельного про-должения работы, пропуск определенного этапа в изложении ма-териала потребует восстановления пропущенного с помощью тек-ста и т. л. Поскольку запись подготавливается учителем для класса, интересы которого ему известны, вопросы и задания закладыва-ются в сценарий таким образом, чтобы активизировать мысль определенной группы учащихся, к которым можно обратиться с эк-рана непосредственно, что позволяет дифференцировать и инди-видуализировать объяснение или повторение учебной темы. Зна-чительный эффект можно получить, применяя, на уроках с исполь-зованием видеозаписи специально подготовленный раздаточный материал в виде несложных заданий, выполняемых по указанию и инструктажу с экрана монитора. На видеопленку можно записать ответы учащихся.

Разработка и съемка учебного фильма может стать средством коллективной самостоятельной творческой работы учащихся. Это не только вызывает интерес всего класса, но и позволяет превра-тить ее в коллективное творческое дело, в котором будут учтены интересы и возможности отдельных групп учащихся и индивиду-альные потребности и интересы каждого воспитанника. Видеоза-писи раскрывают неограниченные возможности для творческой работы учителя или воспитателя.

Видеозаписи чаще воспроизводятся на экране телевизора. Он попадает в роле восприятия целиком, и зритель видит все развер-тывающееся действие, но с четким выделением главного. На теле-экране эффектнее воспринимаются детали, поэтому при съемках видеофильма надо чаще использовать крупный план, подетальное изображение. Большая интимность и личностная обращенность к зрителю здесь достигаются тем, что говорящий, как правило, на-ходится в самом кадре и как бы объясняет непосредственно смот-рящему фильм. На телеэкране хуже передается перспектива, теря-ется все масштабное, грандиозное.

Заключение

Каждое средство обучения, входящее в комплекс, должно выпол-нять определенные дидактические задачи, вытекающие из общих
задач урока, обеспечивать активную умственную деятельность учащихся, помогать в преодолении трудностей изложения и усвоения
учебного материала. Входящие в комплекс части должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При составлении и использовании комплекса СО следует избегать применения однотипных, близких по содержанию пособий (на-
пример, таблицы и аналогичного кадра диафильма, непосредствен-
ной демонстрации опыта и воспроизведения его на телеэкране),
а также дублирования в процессе изложения учебного материала
учителем и при демонстрации фильма (например, такие случаи,
когда учитель полностью объясняет какой-то вопрос темы, а затем
для большей убедительности демонстрирует соответствующий фрагмент кинофильма).

Структура занятий с комплексным использованием СО по возможности должна отвечать таким требованиям: смена видов восп-риятия и равномерное распределение нагрузки на различные анализаторы, постоянная активизация мыслительной и речевой деятельности обучаемых.

Большую помощь учителю в подготовке комплекса средств обучения может оказать картотека СО, имеющихся в кабинете, составленная для каждого учебного предмета по классам. Картотека может быть подобрана по темам программы - тематическая картотека и по урокам поурочная. В каждой карточке указываются тема программы и урока, методы и организационные формы обучения, перечень имеющихся по данному вопросу средств обучения с ука-занием места их хранения.

Список используемой литературы

1. Каджаспирова «Использование Технических средств в дошкольном образовании». - М.: «Просвещение», 2001 г.

2. Сыч В. Д. «Технические средства в детском саду». - М.: «Просвещение», 2000 г.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать