Технология личностно ориентированного обучения на уроках химии
p align="left">После выступлений групп я предложила учащимся класса выбрать

оптимальный подход к решению проблемы и обосновать свой выбор, а также рекомендовать мероприятия, которые уже сегодня можно провести в районе их местожительства (посадка деревьев, особенно хвойных, вырубка старых насаждений, облагораживание улиц, дворов, ликвидация свалок). Школьники сделали правильный вывод о том, что при отсутствии интенсивного загрязнения атмосфера может самоочищаться. Проблемы же возникают, когда человек своим вмешательством нарушает природные системы. Опыт показывает, что, выдвигая и доказывая свои идеи, учащиеся в достаточной степени овладевают химическим материалом, приобретают способность применять знания, полученные при изучении одной темы, в конкретных ситуациях, возникающих при рассмотрении другой, а также умение обсуждать вопросы, вести грамотную, обоснованную дискуссию. Когда школьники сравнивают свой путь решения проблемы с другими возможными, у них развивается способности анализировать. Необходимость привлечение дополнительной информации способствует расширению кругозора учащихся, ненавязчиво заставляет их заинтересоваться не только проблемой, поставленной учителем, но и другими смежными вопросами.

При подготовке и проведении этой работы учащиеся, поначалу не проявившие интереса к данному заданию, в процессе его выполнения увлеклись предложенной им проблемой, с воодушевлением обсуждали ее с учителем и между собой, предлагали свои подходы к ее решению, придумывали опыты, наглядно подтверждающие их точку зрения. Подобные творческие задания можно предлагать учащимся и при изучении других тем курса неорганической химии. Интересно, что и сами учащиеся высказывались за проведение аналогичной работы, но предлагали рассматривать проблемы, которые имеют к ним непосредственное отношение и к решению которых они уже сейчас могут приступить, например вопросы здоровья. Конкретные направления подобных исследований мы выявили в результате анкетирования учащихся VIII--XI классов.

Это производство веществ, используемых в быту, их влияние на здоровье человека; загрязнение воды, воздуха, почвы и заболевания, возникающие в результате попадания загрязняющих веществ в организм; состав продуктов питания, влияние пищевых добавок на состояние здоровья; изготовление лекарств, их влияние на организм человека, состав и свойства наркотических веществ. При изучении темы: «Гетероциклические соединения» в 11 классе внимание учащихся привлекло строение и свойства природных алколоидов, к которым относятся многие наркотические вещества. Наркотические вещества и наркомания - это одна из проблем, нависших над современным обществом. Сведения о распространении наркотиков в учебных заведениях, в том числе и в обычных школах, устрашающие. Проблема антинаркотического воспитания на уроках химии, а также во внеурочной деятельности является очень актуальной.
Результаты анкетирования учащихся нашей школы подтверждают необходимость создания целостной методической системы направленной на формирование четко определенного неприятия наркотиков и других веществ подобного действия. Так, на вопрос: «Имеет ли смысл обсуждать проблемы наркомании на уроках химии и внеклассных мероприятиях?» - положительно ответили 95%  учащихся 8-10 классов. Анализ ответов учащихся на вопросы анкеты подтверждает, что школьников различных возрастных  групп интересуют вопросы потребления наркотических веществ, их воздействия на организм человека, а также способы борьбы с этим явлением.

Они не только с интересом обсуждают причины распространения наркомании, но и выражают готовность активно участвовать в мероприятиях, направленных на антинаркотическую пропаганду. Поэтому урок пресс-конференция «Наркомания - чума ХХ века» является актуальной и важной формой антинаркотического воспитания школьников. Такая форма проведения урока способствует мотивации, активизации учащихся, формированию социальной,

коммуникативной, информационной компетентностей участников образовательного процесса.

Пресс-конференция проводилась в форме деловой игры

Проведению деловой игры предшествовала активная работа учащихся в группах: учащиеся собирали, анализировали информацию и готовили материалы к конференции, с каждым выступавшим проводились индивидуальные собеседования, готовились слайды и плакаты, визитные карточки, эмблемы, таблички с указанием ролей.

В материалах конференции разбирается природное происхождение, химический состав наркотических веществ, раскрываются социальные причины распространения наркотиков, их действие на организм, страшные последствия наркомании, рассматриваются меры наказания к распространителям наркотиков, прослеживаются междпредметные связи курсов химии, биологии, истории, обществознания, литературы.

Разработка такой пресс-конференции может   использоваться учителями для проведения классных часов по антинаркотическому воспитанию, по пропаганде здорового образа жизни.

Рамки урока зачастую не позволяют в достаточной степени удовлетворить интерес учащихся к каким-то значимым и полезным для них вопросам. Поэтому эту работу мы продолжаем в рамках школьного научного общества «Химия и экология», которое существует в школе уже на протяжении 3 лет.
Хочу отметить, что на мой взгляд главная задача учителя при организации проектной деятельности учащихся заключается не столько в поиске теоретического и фактического материала и даже не в результатах этой работы, сколько в создании у учащихся положительной мотивации, побуждению их к поиску.

Игровые технологии

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. Функции игры Развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес)Коммуникативная Функция самореализации терапевтическая (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни)Диагностическая (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты)Коррекционная (изменить под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры и т.д.)

Структура игры как деятельности

1. Целеполагание

2. Планирование

3Реализация цели

4.Анализ результатов

Игра как метод обучения В качестве самостоятельной технологии Как элемент педагогической технологии В качестве формы урока (занятия) или его части В качестве внеклассной работы Целевые ориентации Дидактические - расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности

Воспитывающие - воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, мировоззренческих, эстетических установок Развивающие - развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить и т.д. Социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция и т.д. Примеры игр тренажеров «Логические цепочки» Учитель задает начало фразы: «Алюминий - металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры.

«Продолжи ряд»

Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:

а) Li, Al, As,….

б) F-, …, , Ar, ….

«Убери лишнее»

В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:

а) NaCl, AgNO3, KCl, KNO3;

б) H2S, CaSO4, HI, (NH4)2, S«Лото наоборот»

Играющим выдается карточка, на которой написаны формулы веществ:

CaO HNO3

MgOHCl    P2O5 SO3    CO2  NaOH  

Задача играющих состоит в том, чтобы на каждую клетку с формулой вещества наложить жетон с формулой вещества, имеющего противоположные химические свойства. Например, на формулу кислоты - формулу основания, на формулу основного оксида - формулу кислотного оксида и т.п.

«Третий лишний»

В каждой строчке по три формулы. Например:

BaO CO2  CaO

HNO3 HCl  H2O Na2SO4  H2SO4   BaCl2P2O5SO2   MgO

Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Задание выполняет один человек, но можно предложить его группе из пяти учащихся. Они работают по принципу эстафеты.Игра «Пирамида»

Учащиеся играют парами. К доске прикрепляем шесть карточек так, чтобы получилась пирамида.

рррр Каждая карточка имеет свой номер, на обратной стороне написано название тематического блока, например «учёные», «реакции» и.т.д.

Игроки выбирают номер карточки и должны за 30 с угдать семь слов по данной теме. Один учащийся отгадывает слова, второй подсказывает. Подсказывать можно жестами, синонимами, нельзя использовать однокоренные слова. Слова написаны на листочке, которые выдаёт второму игроку учитель. За каждое угаданное слово учащиеся получают 1 балл. Во втором туре участники меняются ролями.

Первый тур

«Ученые»: Менделеев, Ломоносов, Лавуазье, Марковников, Бутлеров, Пристли, Бертло.

«реакции» обратимые, необратимые, замещения, разложения, соединения, эндотермические, зкзотермические.

«Химические элементы»: кислород, водород, медь, железо, неон, алюминий, хлор.

«Периодическая система химических элементов»: электрон, период, группа, атом, нейтрон, порядковый номер, Менделеев.

«Органические вещества»: этан, полиэтилен, бензол, метановая кислота, изопрен, бутин.

Второй тур

«Правила безопасности»: не выливать в раковину, нюхать аккуратно, прогреть пробирку, не трогать руками, взрывоопасно, смыть водой, не входить.

«Химическая посуда»: колба, бюретка, пробирка, чашка для выпаривания, бюкс, стакан, мерный цилиндр.

«Горючие вещества и материалы»: спирт, бензин, нефть, газ, сера, ацетилен, метан.

«Металлы»: цинк, хром, никель, ртуть, золото, натрий, барий.

«Неметаллы»: фтор, бром, углерод, кремний, фосфор, гелий, азот.

«Лабораторное оборудование»: ложечка, спиртовка, держатель, эксикатор, штатив, воронка, шпатель.

После двух туров подсчитываем баллы. Победители выходят в финал.

Финал

К доске прикрепляем карточки с номерами на обороте которых написаны буквы. Задача игроков- угадать слово, значение которого сообщаем учащимся. Один из игроков читает по порядку предложенные учителем высказывания. Если высказывание подходит к указанному химическому элементу и веществу, то второй учащийся переворачивает карточку с номером высказывания и записывает букву. Если все номера определены правильно, то у игроков должно получиться загаданное слово.

Приведу пример высказываний по теме «Кислород».

1. В промышленности получают из воздуха.

2. Хорошо растворим в воде.

3.Взаимодействует с простыми и сложными веществами.

3. При обычных условиях бесцветный газ.

4. Собирают вытеснением воздуха.

5. В природе встречается только в связанном виде.

6. Собирают в перевёрнутый вверх дном сосуд.

7. Простое вещество.

8. В лаборатории получают из марганцовки.

9. Малорастворим в воде.

10. Газ, имеющий запах.

11. Разлагается при нагревании.

12. Применяют для сварки и резки металлов.

13. Необходим для дыхания.

Победителей, набравших максимальное количество баллов в финале, награждаем.

Заключение

На уроках химии я активно применяю технологии уровневой дифференциации, проектного метода, игровые, информационно- коммуникативные. Они относятся к личностно- образовательным технологиям легко адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, прививают культуру общения, воспитывают самостоятельность, ответственность, самокритичность. Результаты обучения развивают творческие исследовательские способности учащихся, повышают их активность, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогают развитию познавательной деятельности у учащихся и интереса к предмету. Все это подтверждают результаты итоговой и промежуточной аттестации обучающихся во всех параллелях, а также результаты уровня обучаемости и обученности.

Таким образом, использование технологий ЛОО на уроках химии и во внеурочной работе в течении полутора лет дает высокие и стабильные результаты: позволяет учащимся реально оценивать свои возможности;

повышается интерес к предмету; между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения; снижается психологическое напряжение учащихся на уроках; повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся; исчезает страх перед проверкой знаний.

Литература

1. В.Н. Булычова Универсальные дидактические карточки и методика их использования на уроках: личностно- ориентированное обучение / В.Н. Булычова, М.А. Ахметов // Химия. - 1999.- № 40. - с.14-16, № 41. - с.6-7.

2. Ю.М. Волкова. Из опыта минимизации химического образования в основной школе. / Ю.М. Волкова // Химия в школе.- 2007.- №1.- с.12-Деятельность учителя на уроке с личностно- ориентированной направленностью: памятка // Завуч. - 1999. № 2.- с.56

3. С.В.Дендебер. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / С.В. Дендебер, О.В. Ключникова. - 2-е изд.- М.: 5 за знания, 2008.- 112с.- (методическая литература)

4. В.В. Лаврентьев Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно- ориентированного обучения / В.В. Лаврентьев // Завуч. - 2005. - № 1.

5. В.А. Лунькина. Использование карточек с индивидуальными заданиями

/ В.А. Лунькина // Химия в школе.- 2007.- № 5.- с.53-54.

6. Личностно- ориентированное обучение: теории и технологии. Учебное пособие. / Под. Ред. Н.Н.Никитиной.- Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.- 104с.

7. А.Е. Маркачёв Применение метода проектов школьной практике./ А.Е. Маркачёв,Т.А. Боровских, профессор Г.М. Чернобельская.// Химия в школе.- 2007.- № 2.- с.34-36.

8. Т.Никитина. Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений в 8 классе в системе личностно - ориентированной технологии образования / Т. Никитина // Химия: методика преподавания в школе.- 2001.- № 2. -с.68.

9. Педагогические технологии в реализации государственного стандарта общего образования. Химия. Биология. География / М.А. Ахметов, Э.А. Мусенова, В.Д. Глебова, Е.В. Храмова; под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной.- Ульяновск : УИПКПРО, 2007. - 56 с.

10. Е.В.Тяглова. Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. пособие / Е.В. Тяглова.- М.: Глобус, 2007.- 224с.- (Уроки мастерства).

11. Д.Н.Осогосток Теория и практика развития творческой активности учащихся на уроках химии / Д.Н. Осогосток; Якут. Гос.ун-т им. М.К. Амосова. - М.: Асаdemia. 2001. - 127 с.

12. И.С. Якиманская Личностно- ориентированный урок: планирование и технология проведения / И.С. Якиманская, О. Якунина // Директор школы. - 1998. - № 3.- с.65.

13. И.С. Якиманская. Личностно - ориентированное обучение в современной школе.- М.: «Сентябрь», 2000.

Приложение

Дифференцированное обучение предполагает организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся. Наиболее слабым учащимся, не осваивающим понятия на достаточно высоком уровне, я предлагаю дидактические карточки А, обеспечивающие отработку доступных для них знаний, более сильным ученикам - задания карточек Ви С, в которых требуется объяснить суть явлений на основе изученных законов и теорий или использовать знания для решения качественных и количественных задач ( по известному алгоритму). Наиболее сильные ученики выполняют задания карточки D, предусматривающие предсказание свойств соединений, формулировку ведущих идей темы, решение нестандартных творческих задач.

Приведу пример использования дифференцированных дидактических карточек для самостоятельной работы учащихся на одном из уроков.

Тема: Галогены в периодической системе химических элементов. Строение их атомов. Физические свойства.

Цели урока: Организовать работу учащихся по изучению темы галогены положение в периодической системе химических элементов строение атомов, физические свойства, содействовать развитию познавательного интереса учащихся, предоставляя возможность выбора действия на уроке. Заинтересовать пассивную часть учащихся используя, игровую деятельность. На основе накопленного фактического материала способствовать формированию мировоззренческого характера.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование и реактивы: Образцы галогенов бром в ампуле), кристаллики йода.

Демонстрационные плакаты ( тип кристаллической решётки, виды химической связи).

Мультимедия ( Элементы 7 группы периодической системы).

План урока: Организационный момент.

1. Мотивация. Вопрос классу. Почему изучаем тему. Галогены в ПСХЭ. Физические свойства.

Ответы учащихся :

· Что вы знаете о галогенах?

· Опасные или полезные эти вещества для нас?

3. Вместе с учащимися формируем цель урока. Все высказывают своё мнение.

4. Актуализация знаний. Мозговой штурм по теме строение атома. Физический смысл (порядковый номера, номера группы, периода). Фронтальная работа.

5. Галогены. Положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение их атомов. Работа в микрогруппах ( карточки А, В, С - разноуровневые.)

6. Физические свойства галогенов. Самостоятельная работа с учебником заполняют таблицу. Свойства простых веществ галогенов в зависимости от химической связи и типа кристаллической решётки.

Название вещества

Атомная масса

Агрегатное состояние

Запах

Цвет

Температура

плавления

Температура

кипения

7. Закрепление и контроль знаний. Домашнее задание.

После того как провели актуализацию знаний я предлагаю найти в периодической системе химических элементов 7 группу главную подгруппу и назвать галогены. Далее я приглашаю сыграть в игру

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать