K | F | H | |
Br | N | Mg | |
Ca | Cl | I |
Ответы учащихся: Выбирают выигрышный путь- линию, связывающий только галогены.
Учащиеся сами выбирают карточку по уровню сложности. Отводится определённое время 10-15 минут/
Карточка А
1. Найдите в Периодической системе химический элемент № 17. В каком периоде и какой группе находится данный элемент? Какие ещё элементы находятся в главной подгруппе этой группы? Выпишите знаки этих элементов в тетрадь. Сколько электронов на внешнем уровне атомов данных элементов?
2. 2. Физические свойства галогенов. Заполнить таблицу. Пользуясь учебником стр. 155-156.( рассмотрите имеющиеся образцы галогенов - демонстрационный стол)
Карточка В
1. Изобразите схемы строения атомов фтора и хлора, указав для каждого атома заряд ядра, число электронов, протонов и нейтронов, число электронных слоёв и количество электронов на них. Что общего в строении атомов элементов.
2. Назовите вид химической связи и тип кристаллической решётки в молекулах простых веществ галогенов.
3. Физические свойства галогенов. Заполнить таблицу. Пользуясь учебником стр. 155-156.
( рассмотрите имеющиеся образцы галогенов - демонстрационный стол)
Карточка С
1. Изобразите строение атомов химических элементов главной подгруппы 7 группы. Укажите сходства и различия в строении их атомов. Какие закономерности в строении и изменении свойств атомов в группе элементов галогенов вы можете выявить? Составьте схему, в которой стрелками обозначьте выявленные вами закономерности.
Какие степени окисления могут проявлять элементы- галогены?
2. Физические свойства галогенов. Заполнить таблицу. Пользуясь учебником стр. 155-156.
( рассмотрите имеющиеся образцы галогенов - демонстрационный стол)
По итогам работы с карточками проводится обсуждение.
Далее просматривается мультимедиа.
В конце урока небольшая самостоятельная работа на 8-10 минут.
Содержание:
1. В какой группе, подгруппе находятся галогены?
2. Сколько электронов находится на внешнем слое атомов галогенов?
3. Назовите тип кристаллической решётки и вид химической связи в молекулах простых веществ галогенов?
4. В молекулах галогенов закономерно возрастает атомная масса, температура плавления, кипения, плотность, но при этом разное агрегатное состояние ,с чем это связано?
5. Чем сходны по строению и чем различаются следующие частицы:
Использование проектов на уроках химии
(монопредметные проекты)
Цикл уроков по теме: « Минеральные удобрения»
Цели занятий:
1. Познакомить учащихся с содержанием темы « Минеральные удобрения»
2. Способствовать обретению умения учащимися использовать теоретические сведения и опытно-экспериментальные данные в проектировании практической деятельности.
3. Способствовать развитию культуры мышления.
Ход занятий
Микроцель | Содержания занятий | Форма организации урока | |
1-й урок | |||
Активизировать внимание учащихся на постановке проблемы Познокомить учащихся с общей информацией о минеральных удобрениях Способствовать умению работать с дополнительной литературой Способствовать развитию умения обобщать материал и делать выводы | Предпосылка появления минеральных удобрений. Возможности минеральных удобрений в повышении урожайности. Беседа: 1. Вы бываете в торговых цетрах. Какого качества сельскохозяйственная продукция там продаётся? (Например, цветы - розы.) 2. Какая продукция (какие розы) прежде всего привлекает внимание? Опишите их вид. 3. А выращивается ли продукция такого вида и качества на наших участках? Почему? 4. Какие условия произрастания есть у нас? Вывод: видимо, этого не достаточно. 5. Выделите характерные признаки розы, являющиеся основой её товарного вида. 6. Видимо нужны условия, которые воздействуют на рост отдельных её частей. 7. Как вырастить растение с необходимыми нам признаками? Рассмотрим возможности, которыми обладает человек для достижения такой цели. Дается классификация видов удобрений ( органические, минеральные - макро- и микроудобрения ) Задание: По литературным данным описать каждый из видов удобрений, его характеристику и предназначение. Сделать выводы о возможностях применения удобрений. Подведение итогов урока | Фронтальная, групповая. Фронтальная. Микрогрупповая Фронтальная | |
2 урок | |||
Активизировать внимание учащихся на взаимосвязях: свойства минеральных удобрений, их практическое использование | Практическая работа на тему «Возможность использования удобрений в связи с их особенностями» Заострить внимание учащихся на проблеме « Как использовать минеральные удобрения, не навредив почве, растению, человеку» | Микрогрупповая | |
Способствовать развитию умения безопасного использования химических веществ Способствовать обретению умений на практике: 1) определять свойства химических веществ; 2) проектировать их использование в зависимости от свойств; 3) делать выводы по использованию химических веществ Развитие умения самостоятельно работать с таблицами, схемами, сельскохозяйственной литературой. | Познокомить учащихся с правилами техники безопасности при работе с химическими веществами Задание микрогруппам: 1) определить свойства минеральных удобрений: · азотных · фосфорных · калийных · сложных (комплексных) · микроудобрений 2) определить возможность использования минеральных удобрений по времени, в зависимости от кислотности почвы, структуры почвы. Рассматриваемые вопросы: 1. Внешний вид (возможности транспортировки). 2. Растворимость в воде. 3. Кислотность. 4. Влияние на растение. Результаты оформить в виде таблицы с графами: · № п/п · Вид удобрения · Название удобрения. · Растворимость в воде. · Кислотность. · Влияние на растения. Общие выводы: 1. Сроки использования. 2. Использование в зависимости от типа почв. 3. Влияние на растение ( части растения) Домашнее задание: 1. Повторить содержание темы «Минеральные удобрения». 2. Познакомиться с особенностями развития и произрастания следующих растений, написать кнспект: · Томаты; · Огурцы; · Капуста; · Цветная капуста; · Баклажаны | Фронтальная Микрогрупповая | |
3 урок | |||
Активизировать внимание учащихся на вопросе применения минеральных удобрений. Способствовать развитию умения групповой самостоятельной деятельности по обозначенной проблеме. Способствовать развитию умения аргументировано отстаивать свою точку зрения | Самостоятельная работа: Составление проектов по применению ( использованию) минеральных удобрений. Задание: Разработать групповые творческие проекты по применению минеральных удобрений. Рзбить классы на микрогруппы. Выдать задания: 1. Разобрать систему применения удобрений для выращивания: · Томатов (РН почвы: кислая); · Огурцов (РН почвы: слабо кислая); · Капусты (цветной капусты) (РН почвы: нейтральная); · Баклажанов (РН почвы: щелочная). 2. Защитить творческие проекты Информация на классной доске Проект должен включать: 1. Название темы. 2. Цель работы. 3. Предмет рассмотрения. 4. Гипотезы по улучшению технологии возделывания 5. Задачи. Теоретическая часть: 1. Особенности развития растения. 2. Особенности произрастания в окружающей среде. 3. Обоснование применения удобрения с указанием причины и следствия: вид удобрения- почва ( РН почвы); вид удобрения - влияние на растение. Положения, представленные на защиту проекта. Общие выводы. | Микрогрупповая |
Урок с использованием компьютерных технологий по теме:
«Железо и его соединения»
Цель: Основываясь на знаниях учащихся о железе, полученных в курсе химии, физики, а также на известных учащимся данных о его свойствах, рассмотреть строение, нахождение в природе, получение, свойства, применение железа, используя современные технологии обучения.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Георг Агрикола в 1556 году сказал: «Человек не может обойтись без металлов…Если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей…»Сегодня изучая на уроке железо и его свойства, мы попытаемся ответить, прав ли автор данного высказывания.
2. Изучение нового материала.
Презентация группы1. Историческая справка о железе.
Задания учащимся класса: Прослушайте выступления группы 1 и запишите происхождения русского названия железа.
Презентация группы2. Положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома.
Задание учащимся класса: прослушав выступление группы 2 , запишите строение атома железа.
Презентация группы 3. Распространение в природе.
Задание учащимся класса: слушая сообщение учащихся группы 3, заполните таблицу « Важнейшие природные соединения железа».
Название минерала | ||||||
Химическая формула |
Презентация группы 4. Получение железа.
Задание учащимся класса: слушая выступление учащихся группы 4, запишите уравнения реакции получения железа. Первое уравнение ( восстановление оксидов железа водородом при высоких температурах) разберите с точки зрения окисления восстановления.
Презентация группы 5. Физические свойства железа.
Задания учащимся класса: посмотрите образец железа и запишите его физические свойства. Проверьте ваши предположения с ответом учащихся группы 5, подготовившими презентацию.
Презентация группы 6. Химические свойства железа.
Задания учащимся класса:
Прослушав выступление группы 6, запишите уравнения реакций в молекулярном виде; реакций с растворами кислот в молекулярном и ионном виде.
Проведите лабораторное исследование взаимодействия железа с растворами соляной и серной кислот. Совпадают ли ваши наблюдения, изложенными в отчёте группы 6? Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при выполнении данной работы?
Презентация группы 7. Применение железа.
Задания учащимся класса: Прослушав выступления учащихся группы 7, перечислите области применения железа.
Презентация группы 8. Биологическое значение железа.
Задания учащимся класса: прослушайте выступление учащихся группы 8 и запишите
а) какие продукты питания богаты железом;
б) биологическая роль железа;
в) к чему приводит избыток и недостаток железа в организме человека
Цель:
Образовательная - развитие интереса учащихся к химии и активизация их познавательной деятельности; формирование умений из накопленных знаний выделять главное, делать выводы, развитие творческого мышления.
Воспитательная - формирование чувств коллективизма и индивидуализма как свойств личности; развитие чувства прекрасного; воспитание умения отстаивать свои убеждения.
План проведения
I. Представление команды (название, эмблема, девиз)
II. Приветствие команды
1. соперникам
2. жюри
3. болельщикам
III. Разминка (по 3 вопроса)
IV. Домашнее задание (сочинить и инсценировать сказку о
веществах и их превращениях)
V. Конкурс капитанов
VI. Конкурс болельщиков
VII. Музыкальный конкурс (сочинить и исполнить песню на
химическую тему)
VIII. Подведение итогов
I. Представление команды 9 «А» класса
Команда «Галогены»
Девиз:
Мы команда «Галогены»
Мы ребята, высший класс!
В нас химические гены,
Обыграй попробуй нас!
Представление команды 9 «Б» класса
Команда «Молекулки»
Девиз:
Молекулки активные, весёлые, спортивные,
На суше, в воздухе, в воде,
Непобедимы мы нигде!
II. Приветствие команды «Галогены»
1. Соперникам:
Мы соперникам своим
Удачи пожелаем,
Трудно будет победить,
Мы им обещаем.
С «Галогенами» шутить
Мы вам не советуем,
Чтобы вам не насолить
Мирно побеседуем
В команде нашей собрались
Самые активные: F, Cl, Br, I, Al.
Разъедаем, разрушаем
Вот какие сильные.
2. Жюри:
А кто из нас сильнейший
Жюри определит,
Пусть царствует веселье,
Пусть сильный победит
Надеемся, вы сможете
Очков нам больше дать.
Да здравствует победа
Поблажек не давать.
3. Болельщикам:
Нынче грусти места нет
Все мы встрече рады
Зрителям большой привет
От всей команды
А болельщиков своих
Просим: «Помогите».
Доброй шуткой и улыбкой
Нас вы поддержите.
Приветствие команды «Молекулки».
1. Соперникам:
Когда мы вас не победим,
Когда провалимся мы с треском,
К вам чувство дружбы сохраним,
Вот не сойти нам с этого места.
А если вы на дно пойдёте,
Мы вас полюбим от души.
Надеемся, что вы поймёте
Все варианты хороши.
2. Жюри
Мы рады празднику такому:
Веселье, юмор, шутки, смех.
И пусть за труд вам всем наградой
Будет заслуженный успех.
Вы справедливо нас судите,
Не делайте суровый вид!
Вы вместе с нами отдыхайте-
Пусть наша дружба победит!
3. Болельщикам:
(под песню «Пусть бегут неуклюже»)
Эх, не сесть бы нам в лужу!
И болельщик нам нужен,
Чтоб он мог обеспечить успех,
Постарайтесь ребята,
Постарайтесь девчата,
Чтоб мы выступили лучше всех
Припев:
Вы болейте непременно,
У народа на виду,
Очень жаль, что КВНы,
Только раз в году.
III. Разминка:
вопросы команды «Галогены»
1. Горячая вода сгорает в струе этого галогена с образованием кислорода. В переводе с греческого его название означает «разрушающий». Недостаток этого элемента в организме человека приводит к гниению зубов.
2. Вопрос в стихах:
Металл амфотерный.
К столу подаётся.
А в мире ещё он крылатым зовётся.
Крылатым его вы не зря назовете
Металл неотъемлем в любом самолёте