Учет особенностей подросткового возраста в работе классного руководителя

Учет особенностей подросткового возраста в работе классного руководителя

Реферат на тему:

«Учет особенностей подросткового возраста в работе классного руководителя»

Объект нашего труда - ум

чувство, воля, убежденность

инструмент - слово и красота и

эмоциональный диапазон!

В. Сухомлинский

“Сто советов учителю”.

Проблемы молодежи всегда привлекали внимание воспитателей, но особенно актуальными они стали в последнее время. Повышение уровня образованности и материального состояния членов нашего общества расширило возможности развития и удовлетворения духовных и материальных потребностей подрастающего поколения, но сделало сложнее формирования умных желаний и устремлений.

С помощью средств массовой информации расширились границы восприятия и познания мира. В потоке современной информации подростку все тяжелее разобраться в чем-то самостоятельно и глубоко, потому часто он начинает воспринимать только развлекательное, что не нуждается в интеллектуальном напряжении. Такие подростки часами сидят перед телевизором или слушают заглушающие или притупляющие ритмы магнитофонных записей, просматривают ли иллюстрированные журналы, бездумно ли читают остросюжетные детективы. Это приводит к постепенной потере способности к самоорганизации и самоуправлению, решению трудных заданий учебной деятельности. Такие подростки идут по линии наименьшего сопротивления, удовлетворяются приятными скоропреходящими переживаниями, не прогнозируя свое будущее.

Развитие контактов с зарубежными, и в особенности с капиталистическими, странами, обмен кино продукцией и другими духовными и материальными продуктами культуры часто сопровождаются у подростков формированиям некритического к ним отношения.

Сложности подросткового возраста являются серьезной педагогической проблемой. Их первая объективная основа - в значительной разнице между требованиями общества к детям и взрослым, разницы в их обязанностях и правах. Известно, что “взрослая” жизнь сложнее, чем жизнь детей, и далеко не все взрослые люди могут поддерживать гармоничные отношения с окружающими. Подросткам же приходится в относительно короткий период освоить эту сферу во всей ее сложности.

Осложнение социального бытия подростков проходит в период скорой физиологичной перестройки организма. Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, бледность, похудение, ожирение и т. д.). Подростки становятся эмоционально неустойчивыми, впечатлительными.

При неблагоприятных обстоятельствах такого рода реакции легко фиксируют и даже приобретают патологическую форму.

Таким образом, второй объективной основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп изменений, которые происходят в этот период: в физическом и психическом состоянии подростка, в характере реакции на внешние раздражения и т.п. Можно сказать, что подростки и взрослые живут в разном масштабе времени, а отсюда возникают отличия в оценках одних и тех же событий, явлений. При этом в подростках для взрослого много чего является неожиданным, непонятным, тем более, что неожиданным и непонятным оно есть часто и для самого подростка. Действительно, с подростком начинают происходить изменения, смысл, а главное, необходимость которых для него не всегда понятные. Стараясь объективно глянуть на себя сбоку, он не может себя узнать; у некоторых подростков возникает ощущение, будто насилия изменений, которые происходят. Подростки, особенно склонные к самоанализу, не могут сразу принять себя в новом качестве, стесняются своего нового вида.

Подростки становятся очень чувствительными к заметкам относительно их внешности. Следует подчеркнуть также и значение больших отличий в индивидуальных темпах развития подростков: отличия в степени зрелости между отдельными школьниками, учениками одного и того же класса могут достигать 3-4 годов.

Третьей объективной основой сложности подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые раньше выразительно не проявлялись в результате недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы ее деятельности и общения. Ведь много с того, что делает ребенок, она делает по желанию взрослых; система внутренних пожеланий формируется в ней постепенно. Подросток же все в большей мере должен действовать, выходя из своих внутренних пожеланий, а деятельность его оценивается окружающими более строго, чем деятельность ребенка. Тут-то и оказываются разнообразные дефекты воспитания, дефекты развития личности.

В первую очередь это нарушение развития эмоциональной сферы. Например, это может быть недостаточная внутренняя связь между восприятием и оценкой какого-либо явления окружающего и способностью действовать в соответствии с этой оценкой, фактически это означает слабость механизмов воли. Дефектом развития эмоциональной сферы, которое четко проявляется в подростковом возрасте, является и поверхностность чувств, их быстрое угасание, а также бедность эмоциональной жизни: узость круга явлений, событий окружающего, которые могут вызывать эмоциональных отзыв.

Вторым дефектом воспитания является безответственность - это неумение или нежелание человека предусмотреть или учесть последствия своих поступков. Такой человек не может представить себя и окружающее в период времени, которое идет за совершением им данного действия, а отсюда он не может в определенной мере и учесть результаты этого действия, и оценить их значение. Все это порождает и нежелание сделать усилие для того, чтобы постараться представить в будущем результаты своей деятельности.

Следующий важный дефект воспитания, который четко проявляется в подростковом возрасте, - недостаточная уверенность в себе, повышена тревожность. В их основе лежит, прежде всего, узость социальных связей и недостаточное их познание. Недостаточность внимания, поддержки, поощрения окружающие ведет до формирования у ребенка таких черт личности, как неуверенность и тревожность, отсутствие ощущения безопасности, защищенности.

Особенности соматического и полового дозревания подростков имеют не только непосредственное отношение к здоровью и работоспособности в следующие годы, но и в значительной степени определяют полноценность социального развития. В подростковом возрасте во многом решаются вопросы, в какой степени человек сможет отвечать требованиям, которые общество будет подносить ей в течение всей жизни.

Половое дозревание - процесс, в результате которого человек достигает наивысшей степени выражения своей принадлежности к мужскому или женскому полу.

Половое дозревание ребенка неотделимое от ее общего развития и происходит непрерывно, начиная от роду. Все же на определенном этапе этого развития оно резко ускоряется, и в течение относительно короткого периода наступает полноценная половая зрелость.

Этот период получил название период полового дозревания. В соответствии с вековой периодизацией это и есть подростковый возраст.

Для того, чтобы по возможности не допускать ошибок в отношениях с подростками, взрослые, и в первую очередь учитель, повинны хорошо знать природу физиологичных процессов, которые происходят в этот период, возможности организма детей и обнаруживать посильные требования, избегая как перегрузки, так и недогрузки в учебных заданиях, обеспечить достаточную двигательную активность в распорядке дня, участие в общественно полезном труде, широко притягивать к массовым видам физической культуры во внеклассное время.

В настоящее время половую зрелость разделяют на 5 стадий в соответствии со степенью выразительности признаков половой зрелости.

И все же наиболее точным физиологически и удобным практически есть деление его на два этапа: первый этап с 8-9 до 12-13 годов, второй - с 12-13 до 17-18 годов. Следует учитывать, что половая зрелость девочек начинается в среднем на 1-1,5 г. быстрее, чем у мальчиков, а в рамках каждого пола сроки ее начала могут отличаться на два и больше лет.

На первом этапе полового развития выразительно проявляются противоречия состояния центральной нервной системы. С одной стороны, нарастают признаки большей ее зрелости по сравнению с предыдущим возрастом, так как школьники становятся старшими. Это проявляется в большей их возможности к самоконтролю, к критическому отношению к себе и окружающих. Вместе с тем нервные центры функционируют с преимуществом возбуждения над торможением, и потому подростки дают повышенную и не всегда адекватную реакцию на внешние влияния на обращение к ним взрослых и ровесников, на явления окружающего мира.

В нормальных условиях между силой раздражителя и реакцией на него нервной системы существует определенная зависимость, которая имеет вековые и индивидуальные особенности. В подростковом возрасте эти соотношения разрушаются, что связано с возбужденным состоянием центральной нервной системы. В результате этого, например, и сильные и слабые раздражители могут вызывать одинаковую по силе соответствующую реакцию. Может быть и по-другому: сильные раздражители вообще не вызывают ответа, а на слабых реакция есть. Дело в том, что центральная нервная система подростка становится на некоторое время неспособной на ответ, на сильный раздражитель, потому что он ее перевозбуждает и переводит в состояние торможение, и реакции нет. Слабый же раздражитель этот не вызывает и потому на него реакция сохраняется. В конечном итоге, может такое состояние центральной нервной системы, когда раздражитель вообще вызывает неожиданную, неадекватную реакцию.

Выражением всех этих состояний центр нервной с-ми являются такие особенности поведения подростков, как показное безразличие даже к важным событиям, которые происходят вокруг, будто безразличие к оценке - будь она хорошая или плохая. Особенно в таких случаях родители жалятся, что подросток стал “безразличным”, “не чувствительным” ко всему, что ничего его не волнует и не радует. В других случаях или в другое время подросток может почти не реагировать на какое-либо важное событие, на похвалу или, напротив, наказание, но давать бурную реакцию на какой-либо пустяк.

Характерно, что у девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана - повышена оскорбительность, плаксивость, беспричинное изменение настроения, у мальчиков - изменение поведения и двигательных реакций.

Язык подростков иногда делается медленным, замедляются и соответствующие реакции на язык взрослых, обращенный к ним. Не получив ответа на свой вопрос, обращенный к подростку или ожидая его очень долго, взрослые часто сердятся и начинают упрекать подростка: “Ты что - глухой?”

Ответы подростков на вопрос учителя становятся суше, однозначными, упрощенными, образуется впечатление, что подросток потерял половину своего словарного запаса. Все это создает впечатление недостаточное знание предмета, неуверенности в своих знаниях, и в соответствии с таким впечатлением педагоги оценивают ответы подростков.

В это же время наблюдается повышенная утомляемость подростков. Усталость обычно развивается в две фазы: на первой возникает беспокойность, на второй фазе появляется сонливость или, напротив, сильная возбужденность.

Со всеми этими особенностями состояния организма школьников связанных и особенности их успеваемости в 5-6 классах. Как подчеркивает Ю.К. Бабанский: “с одной стороны, здесь находится процесс непрерывного нарастания возможностей школьников в области учебно-познавательной деятельности, совершенствуется память, внимание, качественно превращается характер мышления, развиваются критические черты характера, растет самостоятельность и активность школьников, расширяется около них устремлений, интересов и т. д.” (Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Г., Просвещение, 2008 г.).

На втором этапе полового развития (7-8 классы) происходит стабилизация взаимосвязей между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. Это проявляется в растущем уровне в крови половых гормонов и более спокойным состоянием центральной нервной системы. В это время происходит не только интенсивное увеличение размеров и особенно массы тела, развитие половых органов и разнообразных признаков полового дозревания, но происходят также значительные изменения в общем состоянии школьника.

В подростковом возрасте отмечается четкое направление сознания на самого себя. Осознание себя личностью происходит у подростков в первую очередь в процессе общения с ровесниками. В этой связи ряд психологов считает общение в подростковом возрасте одним из ведущих типов деятельности. Самопознание себя, выделение и сопоставление своего “Я” со вторыми создают условия для самоусовершенствования. Подросток, оценивая способности, успехи, внешнюю привлекательность, моральное лицо, свою социальную роль в коллективе, свои недостатки, эмоционально переживает все это и стремится завоевать уважение и доверие окружающих. На основе отношений между уровнем требований и реальными успехами у него формируется соответственно высокое или низкое самоуважение. Она в меньшей мере зависит и от подростка окружающими. У подростков обычно отмечается повышенная самооценка и уровень требований, что при неудаче в учебной, спортивной и других видах деятельности часто приводит к аффектным реакциям. Потому учитель обязан своевременно регулировать адекватность самооценки подростка без вреда для формирования его личности.

Негативную роль может сыграть и переоценка себя подростком, так как способствует формированию важничанья, избыточности, самодовольства, стремления противопоставлять себя коллективу. Уровень самосознания у подростка колеблется в широком диапазоне и зависит от многих факторов (микросоциальная среда, возраст, уровень развития интеллекта и т.д.). Уровень самосознания у подростков, как правило, не достигает высших форм, когда человек осознает себя членом общества в целом и сознательно подчиняет свою направленность его целям. Высшие формы самосознания формируются позже.

Стремления - недостаточно осознаны потребности - рассматриваются в психологии не как врожденные факторы поведения, а как этап в формировании мотива. Позывы (пищевые, половые и т. д.) могут погасать или осознаваться и трансформироваться в желание, а желание, при активности воли, - в стремление как мотив деятельности.

Стремление может проявляться в намерении, мечте, идеале. Потому важнее знать, какой идеал формируется у подростка, к какому образцу он стремится - к образцу моральной воспитанности или к образу ведущего приспособленца. Идеал у подростка вызывает желание трудиться, приблизиться к нему, но может выражаться в пассивно наблюдательном отношении к образцу. В формировании идеала подростка много могут сделать учителе, который может предусмотреть последующий путь подростка.

Воспитание в широком плане можно рассматривать как формирование потребностей. Формы проявления потребностей могут быть представлены в мотивах интересов, идеала, мировосприятия, убежденности и др. Как известно, потребности у человека могут быть позывы к активности и т. д.; материальными, духовными и общественными. От того, какие потребности будут преобладать в жизнедеятельности подростка, будут зависеть и особенности формирования личности. Потому воспитание потребностей у подростка требует непрестанной заботы взрослых.

В учебной деятельности подростка большую роль играет мотивационный компонент. Мотивы учебы могут быть связаны с его результатами. В таком случае, от ученика требуется немалые волевые усилия, как при позитивной мотивации, так и при негативной. Чтобы достичь цели, подросток вынужден и в первом и во втором случаях заставлять себя учиться. Потому необходимо добиться того, чтобы подростки осознавали полезность знаний, а успехи в учебе соответственно поощрялись.

Мотивы учебной деятельности непостоянны и могут изменяться. Как и любая деятельность, учебная деятельность полимотивована и потому в ней могут переплетаться общие социальные, познавательные, а также узко личные мотивы. Следовательно, большую роль в формировании мотива играет оценка учебной деятельности учителем. К сожалению, это не всегда учитывается в педагогическом процессе. Следует заметить, что желание подростка приобрести знание может совпадать с негативными отношениям к учебе за причиной отсутствия у него позитивной мотивации, недостаточности умений, навыков, неразвитости волевых качеств. Это негативное отношение может быть связанным с разнообразными дефектами преподавания. Начальные признаки педагогической запущенности обычно проявляются в разнообразных изменениях эмоциональной сферы - неустойчивости эмоций, сниженном настроении, раздраженности, негативном отношении к предмету, в котором подросток не имеет успеха, к учителю - предметника и т.д. Хроническое эмоциональное напряжение в подобных случаях обычно находит выход в усиленном общении с ровесниками вне школы. Постепенно изменяется характер подростка, вырабатывается негативный опыт и личность может в целом измениться в негативном направлении.

Характер имеет большое значение, как для самого человека, так и для общества. Общеизвестно, которые сложности возникают на предприятии, в семье (конфликтность, дезорганизация), когда сбоку человек с “тяжелым” характером. Конечно, характер не есть что-то неизменное. Одни черты могут быть более стойкими, а другие более переменными, пластичными, гибкими.

Характер в подростковом возрасте проявляется достаточно разнообразно. У подростка могут быть выражены доброжелательность и жестокость, требовательность и покладистость, принципиальность и беспринципность, коллективизм и индивидуализм, ответственность и безответственность, скромность и самоуверенность и т. д., в сущности, все признаки, которые имеют место и у взрослых.

Своеобразие характера в подростковом возрасте обычно проявляется в его “заострении”, акцентуации, которая обусловлена социальными факторами - осложнением взаимоотношений с окружающими и биологическими сдвигами - нейроэндокринной перестройкой, которая лежит в основе полового дозревания. Недостаточный учет особенностей характера в пубертатном периоде способствует возникновению напряженных, конфликтных отношений в семье и школе. Есть такие типы акцентуации характера, обнаруженные А. Есть. Личиком:

1. конформный тип;

2. гипертимний тип;

3. эмоционально лабильный тип;

4. истерический тип;

5. “неустойчивый тип”;

6. торпидный (малоподвижный) тип.

Приблизительная схема изучения личности подростка

После общих данных о подростке оказываются короткие биографические сведения, в какой семье он родился и как проходило психическое и физическое развитие в дошкольном периоде. Оказываются особенности воспитания дома (строгость, защищенность), в детсаде, интернате, детском доме, особенности поведения в кругу ровесников, характер воспоминаний о дошкольном периоде.

наследственными, в виде органических позывов: голод, жажда, половые позывы. Выясняется, в каком возрасте пошел в школу, и как давалась учеба, какие предметы вызывали заинтересованность, из каких предметов не успевал и по какой причине, как и были увлечения, как строились отношения с ровесниками, родителями, учителями, выполнял ли общественные поручения. Оцениваются характерологичные особенности: отношение к себе, к другим людям (коллективист, эгоист, альтруист и т. п.), к труду (трудолюбивый, ленивый и др.), к школьным и личным вещам; инициативность, самокритичность, скромность, самостоятельность, самоуверенность, решительность и т.д.; способности и уровень их развития; привычки, в том числе и вредные; перенесены физические и психические травмы и другие повреждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать