Учет особенностей подросткового возраста в работе классного руководителя
p align="left">Биографические данные должны обращаться в тесной связи с теми социально-бытовыми условиями, в которых проходила реальная жизнь подростка, с учетом состава, возраста, занятий членов семьи, материального старую и жилищно-бытовых условий.

Оценивается характер и материально культурный уровень родителей, взаимоотношения в семьи и особенно отношения к детям, взаимоотношения семьи и школы.

После ознакомления с прошлой жизнью подростка и особенностью его микро социальной среды определяются психические свойства и качества, за которыми можно составить представление о личности в целом. При выявлении состава направленности личности следует определить доминирующий вид потребностей; выяснить, в каких предметах и вещах он чувствует лишение; насколько органические, материальные потребности содействуют психическому и физическому развитию, формированию личности, удовлетворяются ли они неумно; определить проявление познавательных и эстетичных потребностей и формы их удовлетворения, потребности в коллективном общем труде и реальны проявления их. Оценивается направленность интересов и склонностей, их стойкость, глубина, идеал, к которому стремится подросток.

Ширина кругозора определяется в понимании сущности общественных отношений у наций стране и за рубежом, насколько подросток использует знание при объяснении классовых отношений, явлений природы, религии и т. д., на сколько осознает себя членом общества и своим поведением удовлетворяет его нормам, какая степень активности и жизненные позиции, целое направленность; ставит цель в меру своих сил или ставит ее выше (ниже) своих возможностей.

Во время беседы следует обратить внимание на внешний вид, общее физическое развитие, особенности одежды подростка, оценить, легко ли он вступает в общение и в каких случаях уклоняется от ответов на поставленный вопрос, выяснить особенности языка, мышления, памяти и внимания.

Последовательность сбора информации о подростке и четкая логическая структура логического материала должны позволить классному руководителю обнаружить “фонд личности” и на этой основе составить реальный план воспитания.

В общении, как известно, устанавливается психологический контакт и происходит обмен информацией, а также происходят взаимопереживання, взаимовлияние, взаимодействие. В зависимости от того, как учитель воспринимает и понимает подростка (соответственно и подросток - учителя) вообще и в данный момент - в частности, и возникает определенное отображение друг друга. Оно может быть преимущественно интуитивным, конкретно - чувственным и абстрактно - логическим. Восприятие и понимания, ориентированные на внешность, складываются в зависимости от эмоционального впечатления, благосклонности или по ассоциации с внешними признаками знакомых людей или литературных героев. Следует заметить, что внешние проявления образа, который воспринимают, не всегда отвечают его внутреннему психологическому составу. Сложность восприятия и особенно оценки воспринятого учителем заключается еще и в том, что процесс общения протекает, как правило, на глазах у других учеников. Потому суждение учителя об ученике, его действия должны быть осторожными, потому что ошибка становится видимой для всех и на основе полученной информации формируется отношение и обращение как к учителю, так и к конкретному ученику. Даже очевидное проявление внешних признаков поведения учеников не должно трактоваться прямолинейно, без понимания психологического содержания, иначе возможны большие ошибки.

Восприятие и понимание друг друга зависят от многих причин: возраста, индивидуальных особенностей, опыта, интересов, характера, профессий, психического состояния в момент общения. Младшие подростки преувеличивают значения внешних признаков и однозначно связывают их с особенностями личности, которую воспринимают, тогда когда старшие подростки в состоянии более дифференцировано и адекватно воспринимать внутренний мир окружающих.

Восприятие и понимание учителем учеников также могут быть неполными. Одни учителя осложняют, вторые упрощают всю информацию. Одни держат в памяти “все пустяки” об ученике, другие - только отдельные особенности его личности; одни педагоги владеют выраженной емпатичностью (пониманием состояния ученика, временным эмоциональным сравнением с ним) и находят эмоциональный отзыв для ученика, другие воспринимают учеников холодно и рассудительно.

Учитель должен тонко чувствовать отношения в группе, своевременно предупредить эмоциональную напряженность, переключить эмоциональный заряд на решение учебных, трудовых, общественных заданий. Вот почему необходимо установить доверчивые отношения с учениками и умело управлять своим общениям. Общение с подростком предусматривает хороший контакт с его семьей.

Важным фактором управления подростками является формирование коллективистских чувств. Насколько удается воспитать чувство взаимной ответственности, когда твой класс становится референтной группой, настолько можно рассчитывать на эффективность воспитание каждого подростка. следует отметить, что коллективистские отношения могут сформироваться только в тому выпаду, когда интересы и цели деятельности каждого подростка, который входит в разные группы, не считая школьного класса (кружки спортивны, художественной самодеятельности, технического творчества и т.д.), выходят из рамки этих групп и сливаются с интересами, целями общества в целом. Если же интересы и цели замкнутся в одной группе, то даже при хорошей результативности (учебной, трудовой, спортивной и другой деятельности) возможно формирование группового эгоизма, который может негативно отразиться на формировании личности.

Общение должно строиться с учетом того, какой психологический климат в группе и в каких отношениях подросток находится с ровесниками, в какой мере он включен в коллектив класса и доволен учебной деятельностью, которую роль играет в классе, какая его активность как организатора (дезорганизатора ли), отчужден ли он совсем. Если находятся нежелательные межличностные отношения в классе, учитель должен обнаружить причину конфликтов и исправить положение.

Программа воспитания должна учитывать не только состояние подростка в коллективе класса, но и то, какая группа для него является референтной. Важным также есть знание неофициального лидера (вожака) микрогруппы (в классе, вне школы), в которую входит подросток. Необходимо знать, какая направленность группы: социально позитивная, социально негативная или неопределенная, совпадают ли цели неофициальных лидеров с целями официальных организаторов (старосты, заместителя), так как в одном и том же лице не всегда совпадают неофициальный лидер и организатор. Если есть разноголосица между целями организаторов и неофициальных лидеров микрогрупп класса, то ученический коллектив не будет тесным. Также следует учитывать, что постоянное назначение и выбор официальных организаторов на более длинное время могут способствовать формированию отрицательных черт характера (избыточность и т.д.)

Очень важным моментом является выявление неофициального лидера с антисоциальной направленностью. В таких случаях он скрывает свое лидерство и внешнюю роль лидера играет подставное лицо. Следовательно, необходимо обнаружить скрытого лидера-дезорганизатора и взорвать его влияние на членов группы. Здесь нужно противопоставить его тем ценностям, которые осуждаются в данной группе, а не тем, которые приняты (курение, употребление спиртных напитков и т.д.). Нужно знать интересы, традиции группы, чтобы использовать социально психологические закономерности (механизмы сочувствия, сопереживания и т.д.) в достижении учебно-воспитательных целей.

Наиболее распространенными ошибками общения с подростками поучителен, унижающий тон, навязывание своих решений, которое вступает в противоречие с их высокими самооценками. Все это нередко приводит к возникновению психологических барьеров.

Особенная осторожность и продуманность в общении нуждается с учениками, которые переживают качество внутриличные конфликты и чувствуют объективные и субъективные трудности. В таких случаях необходимо помочь им найти психологический выход из составленной ситуации. Если ситуация окажется тупиковою, то нужно помочь ученику изменить к ней отношение. Потому отказы или невыполнение заданий учителя не должны всегда расцениваться как нежелание выполнять их; неповиновение может быть вызвано другими причинами.

Искусству общения необходимо постоянно учиться, производить индивидуальный стиль. С этой целью может быть использован социально психологический тренинг, который включает метод групповой дискуссии (метод группового обсуждения психолого-педагогических ситуаций или ненаправленных дискуссий) и игровые методы (участники выступают активными исполнителями социальных ролей).

Наибольшие сложности в общении учителя чувствуют с педагогически запущенными подростками. Рассмотрим некоторые вопросы коррекции личности этих подростков, а также несовершеннолетних правонарушителей, которые находятся в специальных школах.

Основным психологическим вопросом исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей является создание психологически основанной системы влияния на личность с целью изменения ее напрямлености, викоренення антиобщественных установок, плохих привычек, с целью приобретения новых знаний, навыков, привычек, мобилизации резервов в перспективном плане реальной жизнедеятельности. Эту систему целенаправленного психологического влияния условно мы разделяем на три типа: подготовительный, реконструктивный и поддерживающий (реконструктивный).

На первом, подготовительном этапе, который может охватывать период от нескольких дней до месяца, проводится изучение личности методом обобщения независимых характеристик, а также биографическим и экспериментально психологическим методами; определяются стадии педагогической запущенности; проясняется биологическая “почва”, особенности микросреды, в которой формировалась личность, реальны межличностные отношения, референтные группы. Определяются уровни составленных отношений в конкретного воспитанника и механизмы отклоненного поведения: по типу компенсации или гиперкомпенсации слабых функциональных систем личности, оппозиции, проявления эмансипации, соперничества, устремления к лидерству и т.д.; уточняется, какой отпечаток нашли в поведении подростка групповые интересы, традиции, уверенность и какую роль он играет в малой неформальной группе.

Второй этап, реконструктивный, занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Он включает систему психолого-психологического влияния, комплекс разнообразных приемов и методов: беседы, организация режима, формирования групп и коллективов, использования поощрений и наказаний, подача целенаправленной информации (примеры, письма и встречи с прежними воспитанниками, музыка, книги и т.д.)

Стратегическим заданием этого является перестройка неверной системы отношений личности правонарушителя и формирования общественной направленности, которая отвечает принципам педагогических приемов и методов строго индивидуализируемая и основанная на использовании в определенный момент личной активности воспитанника.

Начинается этот этап из объяснения воспитаннику особенностей его возраста, взаимоотношений с окружающими и психологической сущности его правонарушений. Общий анализ подражает цели осознания подростком своих сильных и слабых сторон, причин аномального поведения, привычек, его вину перед обществом. Это важен этап, так как отсутствие осознания своей вины в разных группах воспитанников спецшколы отмечается от 14 до 52% всех случаев.

Третий этап - поддерживающий (реабилитирующий). Основным заданием на данном этапе является закрепление все ценное, которое было достигнуто на реконструктивном этапе и последующее развитие позитивной социально трудовой направленности личности. Важное место отводится предупреждению рецидивов, негативных эмоциональных состояний, невротичных симптомов, коррекции отрицательных черт характера, выработки иммунитета к плохим действиям извне и ускорению реадаптации к условиям жизни после выхода из спецшколы.

Основным приемом самовоспитания остается саморегуляция, а также письменная связь с воспитателем. Значительную роль в реадаптации играет тот коллектив, в котором протекает деятельность воспитанников. Целеустремленная деятельность и коллективные отношения создают единственный субьективно-психологичний и социально психологический эффект, который успешно блокирует рецидивы.

Психологические сложности на заключительном этапе обусловленные рядом факторов: выходом воспитанников из-под привычного контроля; возвращением в прежнюю негативную среду; недоверием и подозрительностью окружающих к прежнему правонарушителю и т.д. Вот почему так важно предварительно произвести у воспитанника психологические меры защиты, чтобы реадаптация проходила более успешно и без срывов.

Проблема этики общения учителя с учениками.

Одна из важнейших гуманистических идей педагогического наследства

В. Сухомлинського - признание безусловной ценности человеческой личности, ее индивидуальности, неповторимости внутреннего мира. Как справедливо замечает педагог, нельзя познать ребенка, не любя, не уважая ее достоинству. Только та школа имеет будущее, которая уважает в ребенке Человека. Не случайно во многих трудах выдающийся педагог снова и опять возвращался к рассмотрению всегда актуального вопроса педагогической этики, этики общения учителя с учениками.

Рассуждая над сложным вопросом о том, что же значит хороший учитель, В. Сухомлинский писал: “Это в первую очередь человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать добрым человеком, умеет дружить с детьми, берет близко к сердцу детские радости и неприятности, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком” (Сухомлинский В.О. Вибр. произведения. В 5 Т. - К., 1977. - Т.4 - с.49). Другим важным отличием настоящего педагога, по мнению выдающегося учителя есть понимание и ощущение, что “без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно”.

Василий Александрович считал, что воспитание - это не викоренення недостатков, а укрепления в ребенке всего наилучшего. Воспитание осуществляется во взаимоотношениях, в основе которых должны быть не власть и подчинение, а только уважение и любовь. Воспитатель и воспитанник связаны между собой: воспитанник желаниям стать лучшим, а воспитатель - видеть воспитанника лучше, чем он есть теперь. Создавая радость для других, людная чувствует гордость за себя, что и является важнейшим стимулом воспитания. Чтобы воспитать гуманного человека, относиться к детям с любовью, воспитатель сам должен быть гуманным.

Доброта педагога - чувство большой ответственности за настоящее и будущее ребенка. Гуманизм Сухомлинский определял как справедливость, как сочетание уважения с ответственностью. Настоящая доброта не унижает достоинства, а утверждает стремление быть добрым.

Суть воспитания - умение вызывать у ребенка оценку своих поступков, в которых отображается отношение к другим, к себе. По мнению в. Сухомлинского, главное задание учителя - создать в классе атмосферу доброты и откровенности, общительности, взаимопонимания и взаимопомощи, чуткости.

Идея взаимодействия в педагогическом коллективе воплотилась в размышлениях ученого над содержанием, формами и средствами организации деятельности учителя и его взаимоотношений с детьми.

Выдающийся педагог считал педагогически целесообразным такие основные требования к организации взаимоотношений между учителем и его учениками, как духовность, духовная культура, взаимоуважение доброжелательность, взаимное доверие.

Доброжелательность - одно из составных взаимоотношений учителя с детьми, азбука педагогической культуры, подчеркивал Сухомлинский. Это взаимное желание добра, умная доброта. Доброжелательный учитель относится к ученику, как к собственному ребенку, его сердце всегда переполнено беспокойством о ребенке. Ведь ученик - не просто номер в классном журнале, не абстрактный объект воспитания, а неповторимая личность.

Взаимоуважение, за Сухомлинским, предусматривает: объективное отношение учителя к последствиям в работе ученика (его достижений или упущений), учета прав друг относительно друга, внимание к убеждениям и стремлениям, чувствительность, деликатность, объективность во время оценивания качеств друг друга и на этой основе - высокую требовательность.

В.Сухомлинский предложил учителям теоретически обоснованные, апробированные на практике методические рекомендации относительно учета индивидуальных и вековых особенностей школьников во время установления с ними эмоционально интеллектуальных взаимоотношений, нетрадиционных взаимоотношений через урок-мышление, урок-игру.

Повседневное общение учителя с учеником, их сотрудничество в учебно-воспитательной работе он в первую очередь ставил в зависимость от деловых качеств учителя, направленности его интересов, оценочных ориентаций, от его эмоционального и психического состояния. Во многих своих трудах В. Сухомлинский разрабатывал психологически обоснованные требования к коммуникативным навыкам и умениям школьного учителя, а именно: умение оперативно и правильно оценивать педагогическую ситуацию, проникать во внутренний мир детей и ориентироваться во внешних проявлениях их психического состояния, эффективно использовать слово как средство убеждения, умело руководить своими эмоциями.

Значительный интерес для современной педагогики, как в теоретическом, так и в практическом плане вызывает разработанная ученым в трудах “Средства воспитательного влияния учителя на учеников” и “Этюды о воспитании” психологически обоснована классификация средств воспитательного влияния. Им были выделены две группы средств влияния, которыми пользуется педагог: средства поддержки, защиты и стимулирования внутренних духовных сил ребенка и средства подчинения.

И сегодня, когда главной целью нашего общества, которое перестраивается, становится человек, развитие ее творчества, актуальными остаются слова В. Сухомлинського о том, что воспитание без наказаний - это не только узкошкольное дело, но и важна проблема перестройки общества особенно таких его сфер, как человеческое сознание, поведение, взаимоотношения.

В своем труде “Сто советов учителю” выдающийся педагог - гуманист утверждал: “Учительская профессия - это человековедение, постоянное проникновение в сложный духовный мир человека, которое никогда не прекращается. Прекрасная черта - постоянно открывать в человеке новое.” Эти проницательные слова - настоящее завещание Василия Александровича будущим педагогам на пути решения актуальных проблем воспитания школьников.

Психодиагностическое изучение учеников.

Оптимальное развитие личности каждого школьника нуждается в стратегическом целеустремленном подходе, как в педагогической, так и психодиагностической деятельности учителя, направленной на изучение индивидуальных особенностей детей. Такая работа предусматривает сочетание диагностики личности ученика и педагогическое руководство его последующим психическим развитием, что и обеспечивает реализацию педагогической цели. Психологическая диагностика - один из компонентов подхода к изучению подростков, предпосылка которого - всестороннее изучение и оценка особенностей развития школьника.

Психодиагностическое изучение учеников лишает учителей от стихийности в учебе и воспитании, дает возможность правильно руководить процессом учебы и воспитания, четко представлять его перспективы, вносить коррективы в свою работу.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать