Формирование ценностного отношения старшеклассников к здоровью в процессе физического воспитания
p align="left">3. Приоритетными направлениями в физическом воспитании подрастающего поколения на современном этапе должны стать следующие

-гуманистическое, способствующее целостному гармоничному развитию личности школьника;

культурологическое, основанное на воспитании физической культуры личности ребенка;

-деятельностное, предполагающее превращение ученика в полноправного субъекта активной ценностно-ориентированной физкультурно-оздоровительной творческой деятельности, в процессе которой у него формируется ценностное отношение к своему здоровью, к средствам физической культуры.

Последнее положение, на наш взгляд, является ключевым в решении проблемы сохранения и умножения психофизического здоровья подрастающего поколения, приобщения его к здоровому стилю жизни.

Естественно, оно нуждается в дальнейшей разработке и конкретизации и, прежде всего, в уяснении содержания ценностного отношения к здоровью, а также методологии и механизма формирования этого отношения.

1.2 Сущность и содержание ценностного отношения к здоровью и концепция его формирования

Для определения сущности и содержания ценностного отношения к здоровью необходимо уяснить значение следующих категорий и понятий: «ценность», «ценностная ориентация», «отношение», «ценностное отношение», «здоровый образ» и «стиль жизни», а также характерные особенности их взаимосвязи.

Теория ценностей первоначально развивалась и разрабатывалась философией, точнее, одним из ее направлений - аксиологией - наукой о ценностях. Одним из родоначальников-теории о ценностях был Аристотель, создавший свою знаменитую этику ценностей. Впоследствии великий немецкий философ И.Кант противопоставил теории Аристотеля свою формальную этику ценностей. В ней он сделал важный вывод о том, что ценность, хотя и не является реальным образованием, все же представляет собой объективное и либеральное по своему содержанию образование. В силу своей материальной природы она обладает способностью определять содержание поведения (188, с.526).

Большой вклад в развитие аксиологии внес в конце XIX века Ф.Ницше. Он сделал очевидным то огромное значение, которое имеют ценности и ценностные оценки для мировоззрения. Ф.Ницше указывал, что из оценки впервые возникает ценность: «без оценки пуст был бы орех бытия... Жить не мог бы народ, не умей он оценивать» (188, с.368). Ф.Ницше трактовал бытие не как объективную реальность, а как ценность (93, с.5).

В первой половине XX века аксиология в основном развивалась в трудах зарубежных ученых: М. Вебера, Р. Перри, Э. Агацци, Г. Риккерта, А. Уайтхеда и других.

Начиная со второй половины XX века, теория о ценностях, наряду с теорией познания, завоевывает все большее признание в отечественной науке.

В нашей стране, так же как и за рубежом, аксиология развивалась в основном представителями трех наук: философии, психологии и социологии.

Как справедливо отмечал Т. Парсонс (147, с. 12), проблема человеческих ценностей (их природа, виды, взаимоотношения, наше знание о них) традиционно являются философской проблемой. Но она слишком важна, чтобы ее оставить только одним философам. Если человек должен совершенствовать себя, если он должен быть спасен от физической и психической деградации, то не только философы, но и ученые других наук, прежде всего педагогики и психологии, обязаны всерьез заботится о человеческих ценностях.

Отечественными философами ценности в основном рассматриваются с позиции диалектического материализма. Наибольший вклад в развитие теории ценностей внесли В.П. Тугаринов (178, 179), В. Брожик (50), М.С. Каган (92, 93), ЛЛ. Столович (169, 170), Н.З. Чавчавадзе (193, 194), Г.П. Выжлецов (71) и другие.

В области педагогики и психологии большой вклад в разработку проблемы аксиологии человека и его жизнедеятельности внесли: С.Л. Рубинштейн (157), Б.Г. Ананьев (12), А.Н. Леонтьев (117), Л.С. Выготский (69), К.Х. Абульханова-Славская (1, 2, 3), А.Г. Асмолов (17, 18, 19), Л.И. Божович (45, 46), Б.Ф.Ломов (122, 123), Д.И. Фельдштейн (186), И.С. Кон (102), Н.И. Шевандрин (201), Ю.А. Шерковин (202), А.Г. Здравомыслов (88), С.Д. Сайко (160) и многие другие.

В социологии проблему ценностей и ценностных ориентации активно разрабатывали профессор В.А. Ядов с сотрудниками (161, 205).

В сферу физической культуры и физического воспитания теория ценностей и ценностных ориентации стала внедряться только с начала 80-х годов. По мнению многих ведущих специалистов, именно с помощью разработанной в аксиологии методологии возможно эффективное решение многих проблем и противоречий, сложившихся к настоящему времени в теории и практике физического воспитания.

Следует отметить, что, несмотря на богатую историю развития аксиологии, до сих пор среди ученых нет единого мнения на природу, сущность, значение, условия реализации и классификацию ценностей. Представители вышеназванных наук трактуют понятие «ценность», как правило, исходя из методологии, принятой в данной науке, привнося в ее определение такие моменты, которые в дальнейшем помогут решению частных проблем и задач как теоретического, так и практического плана.

В Философском словаре под редакцией Е.Ф. Губского дано следующее определение ценности: «Ценность - то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта» (188).

С. Ангелов определяет ценность как феномен, обозначающий предметы, вещи, цели, идеалы, явления природы и общественные явления, которые служат осуществлению социального прогресса и развития человеческой личности (208, с. 156).

В этом определении существенно то, что в нем подчеркивается роль ценностей в формировании личности.

М.С. Каган (93) охарактеризовал ценность как силу, определяющую поведение любого человека. На ее основе люди строят свои отношения, определяют свои критерии и приоритеты, выдвигают цели своей деятельности.

Данное положение определяет сущность ценностей. Поскольку мы согласны с А. Уайтхедом, что сущностью ценностей является их «способность к реализации в мире Деятельности», что любой факт в «мире Деятельности» имеет позитивное отношение ко всей сфере «мира Ценностей» (183, с.48).

Психология же трактует ценности как элементы структуры сознания личности (потребности, мотивы, интересы, убеждения и т.п.).

Существует мнение, что своим возникновением любая ценность обязана потребностям человека (34, с.26). Справедливо, на наш взгляд, также утверждение, что все ценности реализуются в процессе удовлетворения наших потребностей (биологических, психологических, социальных и т.д.), при этом «зародышевым» центром ценностей человека являются биологические потребности (147, с.325).

С другой стороны, в процессе реализации ценностей личностью, у нее формируются новые потребности. В этом заключается диалектическое взаимодействие ценностей и потребностей.

Говоря о взаимосвязи ценностей и мотивов, необходимо отметить, что ценности мотивируют деятельность и поведение человека. Этот факт весьма важен для понимания значения ценностей при формировании мотивацион-ной сферы личности (74, с. 103).

Всякая ценность, познанная как таковая, направляет жизненную энергию человека на себя и требует от человека своего осуществления. Осуществление же ценностей состоит в том, чтобы следовать требованию, исходящему от ценности и подчинять этому требованию повседневную жизнь (188, с.527). В этом состоит значение ценностей в деле формирования норм, привычек, образа жизни, стиля поведения, необходимых для успешного функционирования определенного общества, государства, социума.

Динамизм

Информация - получение сведений о существовании ценности и условиях ее реализации.

Трансформация - «перевод» информации на собственный индивидуальный язык.

Активная деятельность - познанная ценность принимается или отвергается.

Инклюзия - инициирование, включение в лично признанную систему ценностей.

Динамизм - изменения личности, связанные с принятием или отрицанием ценностей.

Из сказанного выше о ценностях можно сделать следующие выводы: - ценности определяют центральную позицию личности, общий подход к миру и самому себе, в этом заключается их значение в формировании мировоззрения личности;

- ценности стимулируют поведение и поступки, действуя как важный фактор мотивации личности (74, с. 105).

В контексте вышеизложенного рассмотрим понятие «здоровье» с точки зрения аксиологии. Ценностью здоровье считали еще с древнейших времен. Прекрасно о ценности здоровья сказал Сократ: «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто!» (цит. по Филос. словарю, 188).

Позже другой знаменитый философ А.Шопенгауэр, также очень точно охарактеризовал здоровье как ценность: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий чувствует себя счастливее больного короля» (цит. по Филос. словарю, 188).

Аналогичные высказывания можно найти и у других философов, научных деятелей. Как видим, ценность здоровья практически ни у кого не вызывает сомнения. Вместе с тем, интересно было бы проанализировать понятие «здоровье» с точки зрения того, является ли оно «подлинной» и «высшей» ценностью человеческого бытия. Обратимся для этого к критериям, разработанным для таких ценностей Г. Парсонсом (147).

Такая ценность должна быть надежной. Непредсказуемо изменяющаяся и поэтому ненадежная ценность не может наилучшим образом удовлетворять потребности людей. Подлинная ценность никогда не подводит и действует постоянно длительное время. Здоровье, безусловно относится к такого рода ценностям, поскольку действует на всем протяжении филогенеза человечества и онтогенеза отдельных людей, удовлетворяя их биологические, психологические и социальные потребности.

Ценность должна быть источником и создателем других ценностей (благ), т.е. такой ценностью, без которой резко ослабеет, если вообще не прекратится процесс создания отдельных ценностей, их рост и изменение. Не подлежит сомнению, что здоровье представляет собой именно такую ценность, поскольку является необходимым условием реализации всех жизненных планов (ценностей) личности, без здоровья невозможна никакая эффективная деятельность человека, а, следовательно, и полноценное осуществление всех других ценностей.

Ценность должна быть полностью удовлетворяющей; самодостаточной в аристотелевом смысле, т.е. тем, что само по себе делает жизнь желанной. Она должна быть полностью удовлетворяющей не только отдельного индивида, но и всех, кто обладает ей. Очевидно, что здоровье является именно такой ценностью, поскольку делает жизнь желаемой и желанной, а также становится благом для всех и для каждого, кто им обладает.

Ценность должна быть целевой, в том смысле, что задает значение, роль, порядок и направление всем вещам и видам деятельности, которые соотнесены с ней. И этому условию «здоровье» соответствует, поскольку осуществление здорового стиля жизни подчиняет и определяет весь уклад жизни человека, налагая отпечаток на все, что бы он ни делал.

Ценность должна удовлетворять родовой человеческой потребности, т.е., как утверждают гедонисты, ценность должна быть такой, чтобы в том или ином смысле, в любое время и в любом месте быть в состоянии, в принципе удовлетворять всех людей. Очевидно, что и этому критерию, здоровье как ценность безусловно соответствует.

Таким образом, согласно данной классификации, «здоровье» по всем критериям подходит под определение «подлинной» и «высшей» ценности. Однако мы согласны с П.В. Бундзеном (51, с.8), что здоровье само по себе, вряд ли является терминальной (конечной) ценностью для человека, определяющей всю систему жизненных установок личности.

Здоровье, даже являясь высшей ценностью, не может быть главной целью жизни (самоцелью), но поскольку оно является необходимым условием достижения всех остальных значимых ценностей (без здоровья они не имеют смысла), то, даже не являясь целью жизни, оно может и должно быть высшей ценностью жизнедеятельности человека, особенно в молодом возрасте.

Будучи высшей ценностью здоровье в процессе своего формирования создает многочисленные и многообразные группы других ценностей: материальные (благосостояние, высокая заработная плата, льготы и т.п.), физические (работоспособность, бодрость, красота и т.п.), психические (хорошее настроение, уверенность в собственных силах, психологическая комфортность и др.), духовные (эстетические, нравственные, интеллектуальные), социальные (уважение окружающих, престиж и т.п.).

Таков краткий аксиологический анализ категории «здоровье».

Теперь остановимся кратко на анализе и взаимосвязи понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) и «здоровый стиль жизни» (ЗСЖ).

Анализ концепций здоровья, существующих в настоящее время, показывает, что ни одна из них не стала общепринятой (30, 52, 114, 203).

В Большой медицинской энциклопедии здоровье определяется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В этом определении здоровье понимается как состояние противоположное болезни. В.П. Казначеев (1992) определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических, а также психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (100).

В этом определении уже учитывается двойственная природа человека как биологического и социального существа, что обуславливает и двойственную природу его здоровья.

Всемирная организация здравоохранения (1968) определила здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов (30, с.36).

Недостатком этого определения, на наш взгляд, является недооценка динамического характера здоровья (212). Известный финский ученый М. Карвонен (1983) отмечает, что понятие здоровья должно включать в себя не только моментное состояние функций организма, но и их потенциальные возможности, резерв, который определяет направление изменений в состоянии здоровья. Такой подход позволяет оценить здоровье не только с качественной, но и с количественной стороны. Необходимость количественной оценки здоровья подчеркивает и академик Н.М.Амосов, который определяет здоровье как сумму «резервных мощностей» основных функциональных систем и органов. Такое понимание здоровья допускает его тесную связь со способностью организма противостоять воздействию неблагоприятных факторов.

На таком подходе основана концепция здоровья, предложенная А.Г. Щедриной (203). В разработке своей концепции она использовала системный подход, как один из ведущих методологических принципов научного исследования. А.Г. Щедрина исходила из того, что поскольку «здравый» (здоровый) и «здравствовать» трактуются в философии (104, с.44, 45) в смысле «разумный» и «жить», то, иными словами, здоровье можно представить как целесообразное (разумное) сочетание определенных качеств, позволяющих человеку жить (здравствовать). А поскольку сочетание этих качеств у всех людей разное, то правомерно говорить о различных уровнях здоровья и необходимости их измерения.

Таким образом, здоровье предстает как целостное многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции. Такой подход к оценке здоровья подразумевает возможность его формирования, сохранения и укрепления в процессе индивидуального развития человека.

Близко нашему пониманию и определение здоровья данное П.В. Бундзеном с сотрудниками: «здоровье - это психофизическое состояние человека, которое характеризуется отсутствием патологических изменений и функциональным резервом, достаточным для полноценной биосоциальной адаптации и сохранения физической и психической работоспособности в условиях естественной среды обитания» (58, с.9).

В этом определении для нас важным является факт единства физического и психического в процессе формирования здоровья.

В настоящее время установлены основные факторы, влияющие на здоровье: социально-экономические условия, состояние окружающей среды, генетические условия, состояние системы здравоохранения, образ и стиль жизни людей.

Проведенные многочисленные исследования представили множество доказательств того, что здоровье населения в основном зависит от образа и стиля его жизни. Действительно, все мы живем примерно в одинаковых экологических условиях, в одной системой здравоохранения, однако уровень здоровья у всех у нас значительно отличается. Незамечено также, чтобы уровень материального благосостояния положительно влиял на динамику здоровья (среди «богатых» больных не меньше, чем среди малообеспеченных).

Таким образом можно считать, что важнейшим фактором сохранения, укрепления и совершенствования здоровья является образ и стиль жизни, которого придерживается данный субъект.

Теперь внесем ясность в значение терминов «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) и «здоровый стиль жизни» (ЗСЖ), поскольку в научно-методической литературе последних лет употребляются оба этих термина и подразумевается под ними, подчас одно и то же. Примерно до середины 90-х годов в отечественной науке использовался только один термин «ЗОЖ» и понимался он не только как определенное мироощущение и миропонимание, но и как определенное осознанное поведение, основанное на гармонии человека и природы.

Так, Н.В. Барышева (1996) дала следующее определение ЗОЖ: ЗОЖ - совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека.

Позже из зарубежной научной литературы пришел термин ЗСЖ. Воз никла необходимость разграничить область применения и определить значение каждого из понятий - ЗОЖ и ЗСЖ. Поскольку понятие «образ», на наш взгляд, больше связано с духовной сферой личности, с такими ее свойствами, как чувствовать, представлять, осознавать, осмысливать, оценивать, вырабатывать отношение, то логичнее было бы понимать под термином ЗОЖ опре деленное мировоззрение. Понятие «стиль», по нашему мнению, больше связано с деятельностной стороной жизни человека, поэтому допустимо определение: ЗОЖ - это мировоззрение,' определяющее систему (стиль) поведения индивида, в данном случае - ЗСЖ. В свою очередь, ЗСЖ, став необходимым атрибутом поведения человека, несомненно, оказывает положительное влияние на дальнейшее формирование ЗОЖ.

Ранее нами было показано, что здоровые образ и стиль жизни являются важнейшими факторами сохранения и приумножения здоровья. Поэтому справедлива следующая схема:

Психофизическое здоровье личности

i

L

'

i

L

0/""»"*тл

гу*ч-\-гг

JU

УП.

SL

J1S.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать