Формирование чувства малой родины у школьников при изучении темы "География городов" (на примере Курской области)
p align="left">Естественно образуется полосовидная структура, когда город вытягивается вдоль крупной реки или морского побережья, особенно когда береговые горные хребты препятствуют развитию города в глубь территории.

Многолучевая, звездчатая структура возникает в городах, располагающихся в узле дорог. Улицами-протуберанцами вдоль дорог город как бы врастает в окружающий район.

Городу, сформировавшемуся вокруг нескольких территориально сближенных крупных объектов, свойственна многоядерная структура.

Город в узле дорог, росший так, что ни одно из направлений не выделялось как приоритетное, приобретал кольцевую, или поясную, структуру.

По мере роста города происходила трансформация его планировочной структуры. Малый город обычно обладал компактной структурой. Ему не было необходимости разбрасываться по территории. Эта компактность у растущего города, переходившего в категорию больших, сохранялась до известного момента. Таков, например, Тамбов. Многое зависело здесь от характера местности. Появлялись новые промышленные и транспортно-складские зоны, росло число жилых районов. Город наталкивался на воздвигнутые природой препятствия, обходил их или “перепрыгивал” через них и в результате приобретал полурасчлененную структуру, а в дальнейшем и расчлененную. Расчлененная структура свойственна Перми, Новосибирску, Красноярску. В ряде случаев крупный город, стимулируя формирование агломерации, окружая себя поселениями-спутниками, сам превращался в агломерацию (Иркутск).

2.3 Типология городов

Типология -- метод познания сложных объектов, основанный на выявлении главных их свойств. Н.Н. Баранский считал вопрос о типологии городов одним из двух главных общих вопросов, которые возникают при изучении городов. В.В. Покшишевский назвал типологию могущественным инструментом обобщения. Типология городов нужна для того, чтобы определить место данного города в ряду других. Она позволяет найти в каждом из них наиболее существенное, созданное общими закономерностями развития. Тип города -- это краткая, предельно сжатая характеристика, своего рода его формула.

Любая типология городов из всех известных в геоурбанистике и в смежных с ней науках, представляя города в определенном порядке, углубляет знание о городах, но в то же время в чем-то обедняет их характеристики. Город -- объект, который сочетает типичное с индивидуальным13. Чем резче выражена индивидуальность, тем труднее относить город к определенному типу. Вот почему крупные города, у которых, как правило, рельефнее выражены индивидуальные особенности, больше подходят для монографического описания, а малые города, обладающие в основном типовыми чертами, должны изучаться типологически.

Преддверием типологии служит классификация -- распределение городов по какому-либо одному признаку -- величине, экономико-географическому положению, времени возникновения. Типология же -- распределение городов по типу -- основывается на сочетании признаков. Ее можно назвать классификацией по типу, т.е. высшей ступенью классификации. В геоурбанистике разработаны и нашли применение множество типологий городов. Обстоятельный их обзор дан О.А. Константиновьм.

Функциональная типология -- наиболее распространена. Ключевая роль в ней принадлежит градообразующим функциям. Но поскольку последние статистикой не выделяются, приходится использовать данные о распределении работающего населения по отраслям хозяйства без разделения их на градообразующие и градообслуживающие. В построении функциональных типологий приобретают значение следующие признаки: степень развитости функциональной структуры, территориальное содержание функций, экономико-географическое положение.

Степень развитости функциональной структуры, степень сложности функциональных сочетаний. По этому признаку выделяется категория однофункциональных городов. Их множество, несмотря на то, что подобная приверженность одной “профессии” противоречит сущности истинного города, которому предназначено быть многофункциональным. Причины того, что однофункциональные, узкоспециализированные города существуют в большом количестве, объясним позже. Однофункциональные города, в свою очередь, делятся на две больших группы: города, специализирующиеся на производственных функциях (в большинстве своем это промышленные, транспортные центры) и центры непроизводственных функций (центры науки, курорты).

За редким исключением однофункциональны малые города. Но среди малых городов есть весьма распространенная категория и многофункциональных центров. Это города -- местные центры, в том числе главы административных районов. Они находятся в тесном контакте с окружающим районом, сосредоточивают предприятия по переработке разнообразного местного сырья и обслуживают население и хозяйство своего окружения в транспортном, строительном, культурно-бытовом отношениях, что и определяет их многофункциональность.

Как правило, чем больше по величине город, тем сильнее у него выражена многофункциональность. Принято различать два ее уровня. На первом сочетаются производственные функции, чаще всего промышленность и транспорт, разные их отрасли. На втором уровне совмещаются производственные и непроизводственные функции. Характерным для эпохи НТР стало развитие центров науки, опытно-конструкторских разработок и опытных производств, научных центров фундаментальной науки с предприятиями научного приборостроения, центров прикладной науки, образования и промышленности и др.

Степень развитости функциональной структуры находится в прямом соответствии с величиной города, которую выражают в первую очередь с помощью показателя людности, т.е. численности населения. Кроме того, людность -- вообще интегральный показатель значимости города, и за ним стоит достаточно устойчивое сочетание градостроительных параметров и характеристик. В географии городов и градостроительстве принята следующая классификация городов по их величине: малые города -- дo 50 тыс. жителей, средние -- 50--100, большие -- 100--250, крупные -- 250--500, крупнейшие -- 500--1 млн. города-миллионеры -- свыше 1 млн.

Для географии важен не только набор функций, выполняемых городом, но и характер связи между ними, особенно наличие взаимообусловленности. Функции, виды деятельности, отдельные предприятия могут быть объединены только фактом своего размещения в одном городе, использованием общей инфраструктры, городской территории, трудовых ресурсов, географического положения.

Но и при мирном соседстве возникают противоречия вследствие конкуренции функций. Каждая из них стремится захватить больше территории, увеличить свою долю в водо- и энергоснабжении, в использовании трудоресурсного потенциала.

В интересах города и его жителей желателен гармоничный (набор функций, их закономерное сочетание вокруг главной, стержневой функции. Такие сочетания возникают в виде энергопроизводственных циклов Н.Н. Колосовского.

Территориальное содержание функций. Если функциональная типология основывается на статистических данных, характеризующих степень выраженности той или иной функции, соотношение функций, то это еще не делает типологию географической. Она остается экономико-статистической. Географической же она становится, если в нее включены такие критерии, как экономико-географическое положение города и территориальное содержание функций (термин И.М.Маергойза), т.е. территориальная сфера проявления той или иной функции, выполняемой городом, ориентация его связей.

Экономико-географическое положение как типологический признак. Развитие функций, выполняемых городом, формирование функциональной структуры, по сути дела, являются реализацией его экономико-географического положения (ЭГП). Это специфический ресурс развития города. Здесь же подчеркнем важность ЭГП как типологического признака в экономико-географической функциональной типологии. Соответствие функций города его ЭГП -- указание на то, что город развивается естественно. Соотнесение развитости и набора функций позволяет охарактеризовать степень использования ЭГП как ресурса, указывает на еще имеющиеся возможности. Тем самым его введение как типологического признака может придать типологии динамический характер, дать ей перспективу.

ЭГП -- очень сложная категория, а его видов существует множество. Для типологии наибольшее значение имеет транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортным путям. Здесь различают положение в узлах транспортных магистралей, в том числе на скрещивании разных видов транспорта, положение на магистральной линии, на тупиковой ветви, отходящей от магистрали, наконец, в стороне от основных путей сообщения (в глубинке).

Также существенно положение городов относительно районов разной специализации, особенно тех, которые играют роль основных баз производства важнейших видов продукции -- топлива и энергии, черных и цветных металлов, леса, хлеба. Здесь можно различать положение внутри таких районов и на выходе из них, в их окружении, которое нередко обладает более благоприятными условиями развития (по водоснабжению, наличию площадок для строительства предприятий, обеспеченности трудовыми ресурсами и т.д.), чем сами базовые районы. Наконец, для малых и средних городов важно положение по отношению к крупному центру-лидеру, а для крупных -- взаимоположение, т.е. отношения и условия связи с другими центрами такого же ранга.

Синтетическая (интегральная) функциональная типология городов. Очевидно, что такая типология может быть построена на сочетавши следующих основных признаков, каждый из которых характеризует сущность города с позиций экономической географии:

1) величина города, характеризуемая с помощью показателя людности;

2) сочетание функций, среди которых важно выделить ведущую, стержневую, и показать ее связи с другими;

3) территориальное содержание функций, т.е. территориальная сфера проявления деятельности города, ее пространственная ориентация;

4) экономико-географическое положение, указывающее и на реализацию этого специфического ресурса и на еще не использованные возможности развития города. Что касается социально-географической типологии городов, ТО ее еще предстоит создать. Для этого нужны основания в виде набора ведущих признаков и соответствующие статистические данные. Можно предложить следующие показатели, характеризующие наиболее существенные признаки города как социального организма и среды жизнедеятельности людей:

относящиеся к населению и раскрывающие особенности его структуры, динамики, территориального распределения, на пример качество населения (здоровье, образование, квалификация):

относящиеся к городской среде, оценивающие состояние природной среды, наличие и ценность историко-культурного наследия, развитость сферы обслуживания, само население, как компонент среды;

характеризующие город как своеобразную форму бытия и позволяющие представить особенности ритма городской жизни, мобильность жителей города, роль центра и особенности функционирования разных функциональных зон.

Типологию городов (страны или района) целесообразно завершить составлением карты типов, которая даст дополнительную информацию, географически очень важную, об особенностях распределения по территории городов разных типов, их территориальных группах.

Таким образом, типология -- это “более высокий уровень обобщения, позволяющий дать комплексную, синтетическую характеристику городов и их систем -- и на этой основе наметить обоснованную стратегию их развития”.

Глава 3 Размещение, развитие городов Курской области

3.1 История формирования городов

Города Курска возникали разновременно и по разным причинам.

Одни представляли собой пограничные укреплённые пункты, города-крепости. Это Курск, Рыльск, Обоянь, Суджа. Большинство этих городов было основано в конце 16 или в 17 веке. Только Курск и Рыльск основаны раньше. Городу Судже пришлось быть базой длительных военных операций в период борьбы Московского государства с Польшей в 70-х годах 17 века. Города - Щигры, Льгов, Дмитриев, Фатеж, Тим возникли в 1779 году при открытии Курского наместничества, как административные центры вновь образованных уездов.

КУРСК. Впервые Курск упоминается в письменных памятниках под 1032 годом в «Житии Феодосия Печёрского».

Летопись под 988 годом сообщает, что киевский князь Владимир построил для защиты от печенегов города-крепости по рекам Остру, Десне и помещал в них людей. «Житие» рассказывает, что Феодосий не был коренным курянином, а был перевезён сюда в детстве родителями, переселившимися в Курск из-под Киева по воле князя «князю так повелевшему». Сопоставление обоих сообщений даёт основание предположить, что Курск был в числе городов, основанных князем Владимиром для защиты от печенегов. Следовательно он возник в конце 10 века как пограничная крепость Киевского государства.

Само собой разумеется, что удобство, которое Курск представлял, как наблюдательный пункт и укрепление не были единственной причиной его основания. Местность обеспечивала ему другую, более важную выгоду. Древний путь «из варяг в греки» шедший с севера на юг по Днепру и другим рекам, соединял Балтийское море с Чёрным. От этого пути, вдоль которого были расположены крупнейшие города Киевского государства - Киев, Новгород отходил другой по направлению к северу-востоку. Он начинался при впадении Десны в Днепр, шёл вверх по Десне, поворачивал в её приток Сейм, из Сейма в Тускарь и по притоку последней снова попадал в район селения Поныри, на границе теперешних Орловской и Курской областей. Это местность является водоразделом бассейнов Днепра, Дона и Волги. Отсюда на юг вытекает речка Снова, на север - Ока. Пространство между верховьями этих рек занято обширным торфянником.

Кроме экономических причин, вызвавших рост Курска, были и другие, вытекающие из обострения классовых противоречий на Руси в 10-11 веках.

Эксплуатация князьями, боярами и купцами-ростовщиками сельской и городской бедноты в центральных районах Киевского государства вызывала стихийные восстания эксплуатируемых. Князья со своими дружинами подавляли эти неорганизованные выступления, сопровождая усмирения свирепыми жестокостями. Начавший понемногу возрождаться Курск был окончательно разрушен. Это ахматово разорение произошло в 1285 году.

Далее идёт малоизвестный период в истории Курска. В 14 веке край попал в зависимость от Литвы и лишь в 16 веке здесь установилась власть Московского государства. К концу века на месте города опять образовалось поселение, принявшее старое название «Курск». Книга «Большого чертежа» упоминала о Курске под 1571 годом, а в 1582 году Иван Грозный издал указ ссылать ябедников «в украинный город Курск» и там записывать их в казаки.

Скоро здесь образовалось сравнительно густое население из трудового крестьянства и городских ремесленников.

При царе Фёдоре Ивановиче был издан указ о возобновлении Курской крепости. В 1597 году повеление было осуществлено.

Главное значение Курской крепости заключалось в наблюдении за крымскими татарами, почти ежегодно нападавшими и грабившими южные пределы Московского государства. Курск стал важным центром пограничной сторожевой службы.

За пределами крепости располагались слободы: Стрелецкая, Казацкая и др.. Они находились на тех же местах где и сейчас, а названия получили соответственно занятиям жителей.

Населения города во второй половине 17 века было довольно значительным. Достаточно сказать, что одних только посадских и подъяческих дворов обложенных сбором на содержание стрельцов в городе считалось 599, а количество служилых военных людей, которых мог выставить Курск колебалось от 1300 до 1500 человек. Положение мелких служащих, например, пушкарей, стрельцов и других было сравнительно сносным. Они занимались в свободное от службы время ремеслом, мелкой торговлей и были свободны от того бремени податей и повинностей, которое давила остальных посадских людей.

В конце 17 века, именно в 1683 году, население Курска увеличилось. Московское правительство послало сюда много стрельцов, желая таким способом устранить из столицы ненадёжное войско. Стрельцам было объявлено, что они идут в Курск на время, для военной службы. Когда они отошли на достаточное расстояние от Москвы вслед за ними были отправлены их семьи. По прибытии в Курск, стрельцы получили неожиданный приказ обосноваться в городе навсегда, их обязали некуда невыезжать и ручаться в этом друг за друга, а на «дворовое строение» им выдавали по пяти рублей.

Производства в городе имелись, но все очень мелкие. Числилось заводов кожевенных 36, кирпичных 15, известковых 7, гончарный 1, воскобойный 1, салотопенный 1. большинство принадлежало купцам и мещанам. Среди ремесленников на первом месте стояли сапожники - 83 человека, потом плотники - 45 человек, кожевники - 33 человека, кузнецы - 23 человека, маслёнщики - 23 человека, а всего ремесленников считалось 415 человек.

В городе были многочисленные сады - разводились яблони, груши, вишни, смородина, а на огородах те же растения, что и в наши дни, за, исключением помидоров и кукурузы.

Общее количество населения к 1786 году равнялось 7590 человек, включая сюда 662 чиновника всех степеней 922 солдата гарнизонного батальона. Наиболее многочисленной группой были мещане - 2230 человек, купцы - 1883 человека и ямщики 1086 человек. Многочисленность последней группы понятно: в 17 веке всё движение и пассажирское и почтовое производилось на лошадях.

В городе имелось 2167 строений, из них 1936 жилых. Каменных зданий было только 56, из них 14 жилых. Самыми крупными владельцами были купцы. Им принадлежало 541 каменных и деревянных домов; далее шли мещане, владевшие 193 домами; духовные, имевшие 60 домов и дворяне - 58 домов. В городе было: 121 лавка, 15 харчевен и трактиров, 23 питейных дома и 8 кузниц.

Наряду с богатыми, прочными зданиями, вдоль кривых и узких курских улиц стояли лачуги городской бедноты, выстроенные на половину из глины. Их внешность напоминала 17 век. Многие из них имели так называемые «волоковые» окна, т.е. малые отверстия в стенах, затянутые пузырём и закрывавшиеся деревянными ставнями. Дома такого типа не только сохранились от прошлого, но и сооружались вновь. Это яркий показатель экономического положения курской бедноты в конце 18 века. В это время, в 1782 году, правительство решило перепланировать заново город, чтобы предать ему внешность, соответствующую центру наместничества. В том же году был утверждён план перестройки города. Кривые узкие улицы уничтожались. Вместо них прокладывались прямые и широкие, пересекавшиеся под прямыми углами. В основном эта планировка города сохранилась до наших дней. Главными улицами были сделаны Московская, т.е. старая Московская дорога, ныне улица Ленина, и Херсонская, ныне улица Дзержинского. Овраг вдоль улицы Луначарского, служивший естественным рвом к крепости 17 века, был засыпан. В районе нынешней Красной площади были выстроены дома губернских присутственных мест, дома генерал-губернатора, вице-губернатора и городничего (на месте сада 1 мая).

Во время перестройки города было запрещено вновь строить дома с «волоковыми» окнами. Это тяжёлым бременем легло на городскую бедноту. Ей не только приходилось переносить свои лачуги на новые места, но ещё и сооружать их по-новому, более дорогому типу - с застеклёнными окнами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать