Формирование чувства малой родины у школьников при изучении темы "География городов" (на примере Курской области)
p align="left">Некоторые курские здания 18 века уцелели до нашего времени и представляют большой исторический интерес.

В 1823 году, в связи с приездом Алексадра Первого были построены так называемые Московские ворота, замыкавшие с севера главную улицу города - Московскую.

Курск с середины 19 века становится провинциальным городом оскудевшей области.

РЫЛЬСК. Возможно предположить, что Рыльск возник одновременно с Курском, т.е. в конце 10 века, как пограничная крепость Киевского государства. Летопись впервые упоминает о нём под 1152 годом, когда Суздальский князь Юрий Долгорукий проходил через город, возвращаясь из неудачного похода под Чернигов. В 70 годах 12 века Рыльск сделался центром самостоятельного княжества, а в 1185 году рыльские дружины под предводительством Святослава участвовали в походе на половцев, описанном в «Слове о полку Игореве». В 1224 году рыляне сражались на реке Калке с татарами, впервыми появившимися из Азии. В 1240 году к Рыльску подошли татары хана Батыя, разгромившего за два года до того Курск, и, как выразился летописец, «всё пусто сотвориша».

В 14 веке Рыльск и его земли вошли в состав Литовского княжества, а 1454 году польско-литовский король Казимир Четвертый дал его бежавшему в Польшу из Московского государства князю Ивану Шемяке. Приемник Ивана Шемяки Василий Иванович Шемяка в 1500 году добровольно подчинился Москве. В 1502 году к Рыльску подходила Большая орда, но московское войско подоспело на помощь, и татары отступили. Скоро польско-литовское правительство признало Рыльское княжество владением Москвы. В 1517 году рыляне с Шемякой ходили к Путивлю, подвергшему нападению крымских татар, выгнали их из Путивльского края и нанесли татарам поражение за рекой Сулой. Эти заслуги не спасли Шемяку от подозрений московского князя. В 1523 году князь Василий Третий вызвал Шемяку в Москву, обвинил в измене и заточил в тюрьму, а княжество включил в состав Московского государства. Рыльск стал пограничной крепостью со стороны Польши и татарской степи.

Стремясь иметь в Рыльске значительную военную силу, основой которой было мелкое и среднее дворянство, правительство обеспечивало этим категориям экономическую базу: в 1637 году Рыльск был внесён в разряд так называемых «заказных» городов, в районах которых запрещалось крупным московским дворянам получать поместья и приобретать вотчины.

В 1703 году Пётр пожаловал вблизи Рыльска украинскому гетману Мазепе 1000 четверте земли ( около 600 га ) Мазепа построил несколько селений, давая им названия по своему имени, отчеству и фамилии ( Иван Степанович Мазепа - Ивановка, Степановка, Мазеповка), и населил их украинцами. В церковном отношении вся местность была подчинена не московскому, а киевскому митрополиту, что уменьшало зависимость её от Москвы.

Петровская эпоха внесла большие изменения в судьбу Рыльска и всего Курского края. Он перестал быть пограничным районом. Рыльск утратил значение пограничной крепости. Прочной экономической базы у него не было. Начался некоторый упадок города. Сказалось это и на административном прикреплении города: с 1708 года он вошёл в состав Киевской губернии, с 1719 года - Севской провинции киевской губернии, с 1732 года причислен к Белгородской губернии и только с 27 декабря 1779 года приобрёл более самостоятельное значение, сделавшись уездным городом сначала вновь образованного Курского наместничества, а с 1797 года - Курской губернии.

В 1747 году в Рыльске, в купеческой семье, родился будущий мореплаватель Григорий Иванович Шелехов. Он ставил себе целью удержать за Россией вновь открываемые острова и земли. Одно из своих путешествий он описал вы книге «Странствие российского купца Г.Шелехова в 1783 году из Охотска по Восточному океану к Американским берегам». Умер Шелехов в Иркутске в 1795 году.

В 1786 году прокурор Курского наместничества Ларионов составил подробное описание наместничества. Вот цифры которые он привёл по Рыльску. Житие: чиновников 89, воинской команды 34, духовных 138, купцов 412, мещан 860, однодворцев 557, крестьян 265, всего 2232 человека. Фабрик и заводов не было, а были лишь ремесленники, работавшие на местные потребности. Каменных зданий в городе имелось ничтожное количество, именно: 1 винный погреб, 1 трактир, 5 купеческих домов и 4 церкви. Питейных домов было 6, водяная мельница 1, харчевни 2, кузниц 26 и 40 лавок. Ко второй половине 18 века начала развиваться торговля Рыльска. Ей способствовало выгодное положение города на пути из Москвы на Украину и далее через Польшу в Европу. Рыльск стал передаточным местом по ввозу в Россию некоторых товаров: галантереи, сукна, шёлка. Эти товары продавались частью на двух рыльских ярмарках - в десятую пятницу после праздника пасхи и 8 июля, частью - на коренной ярмарке около Курска ( селение Свобода ).

С 70 годов торговые обороты города стали падать. Значительную роль в этом сыграли железные дороги: рыльские купцы, ухитрившиеся первыми доставлять на лошадях в центральную Россию сезонные южные товары, не могли конкурировать с железнодорожным транспортом. Ближайшая к Рыльску железная дорога Курск-Киев построена в 1869 году, а в 1894 году город соединён с ней веткой Коренево-Рыльск. Городские доходы в 1894 году равнялись 43657 рублей, а расходы - 43701. Главные виды расходов: на городское управление 7090 рублей, на полицию и пожарных 4912 рублей. А расход на народное образование населения равнялся 69 копейкам на человека.

ОБОЯНЬ. Летом 1638 года служилые военные люди, державшие разъезды между Курском и Белгородом обратились в Москву с просьбой построить на середине этого участка при устье речки Бояни, впадающей в Псёл, городок-крепость. 1 августа 1639 года 600 служилых с воеводой Колтовским были присланы сюда, чтобы поставить город и стать его первыми жителями. Уже 16 августа воевода донёс, что между речкой Обоянью и крутым оврагом устроен город с тремя воротами и шестью глухими башнями.

Новый город вошёл в систему пограничных крепостей, а именно в третью линию городов « в Черте» - Курск, Старый Оскол, Обоянь, Суджа.

В 1647 году Обоянь получила определённое количество земель, отмежеванных от соседних городов.

В 18 веке прекратилось значение Обояни как Крепости. Крепость над постройкой которой «изнемогали» первые обоянцы постепенно разрушилась.

В 1779 году Обоянь стала уездным городом Курского наместничества, а потом губернии, получив герб - изображение хорька в золотом поле под гербом Курска.

В 80 годах 18 века город занимал площадь в полтора километра длиной и один шириной. Каменных строений было только семь: две церкви и пять погребов. Все остальные были деревянные числом 413. В городе жило 2169 человек, из них 957 однодворцев. Фабрик и заводов в Обояни не было, имелось 24 ремесленника.

Город вёл торговлю хлебом, скотом, воском, щетиной. Кроме того, торговали сукном и шёлком, доставлявшимися с знаменитой коренной ярмарки. В Обояни ежегодно было пять ярмарок.

6 ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда, родился в семье крепостного будущий великий актёр и преобразователь русского театра Михаил Семёнович Щепкин.

Темпы дальнейшего развития города были медленные. В 1862 году население в нём было 4735 человек, из них: мещан 2508 человек, купцов с семьями 1888, крестьян 159, духовных 96, дворян 39, дворовых 45.

В городе была женская прогимназия, духовное и уездное училище. Городской доход в 1895 году равнялся 15982 рубля. Из них на городское управление, в основном на полицию, тюрьму расходовалось 3822 рубля, на народное образование 1611 рублей, на врачебную часть 315 рублей.

СУДЖА. Возникновение города Суджи следует отнести к 1664 году. В этом году царь Алексей Михайлович указал переименовать в город и обстроить городскими укреплениями слободу Суджу, стоявшую на месте нынешнего города. Сделано это было по челобитью суджанцев пострадавших в 1661 году от большого пожара.

Суджа имела важное оборонное значение: она стояла на татарской сакме.

Источником существования суджанцев с самого возникновения города было земледелие. Большое значение имело и рыбная ловля, а также собирание мёда диких пчёл в лесах окружавших город. Начинала прививаться и более рациональное дупляночное или пасечное пчеловодство.

Что касается административной принадлежности Суджи, то до 1780 года она зависела от белгородской губернской канцелярии, а с 1780 года от Курского наместнического правления.

В 18 веке Суджа, подобно другим городам-крепостям Курского края потеряла военное значение. Она сделалась маловажным придатком крупных административных единиц и с 1708 года вошла в состав Киевской губернии. С 1719 года Суджа была включена в состав Белгородской провинции и в ней была организована полковая ратуша для решения судебных дел горожан.

В 1784 году был утверждён новый план Суджи и город перестроен. Беспорядочные и кривые улицы были заменены прямыми, расходившимися на подобие радиуса от центральной площади.

Это планировка города сохранилась в основном до наших дней. При возведении в степень уездного города Суджа получила герб, имевший в верхней части герб Курска, а в нижней - сидящего в тростнике серого гуся в серебряном поле.

В середине 19 века Суджа представляла собой захолустный слабо растущий город. В 1886 году в Судже было население 4519 человек. По переписи 1897 года в городе было 12860 жителей. При переписи в эту цифру были включены жители пригородных слобод, слившихся с городом.

ЩИГРЫ. В 1779 году однодворческое село «Троицкое, что на Щиграх» было переимёновано в город, получило название Щигры и сделалось центром Щигровского уезда Курского наместничества, а с 1796 года - Курской губернии. Площадь нового города имела три километра в длину и один в ширину. Все его здания были деревянные: 1 церковь. 9 казённых домов, 9 дворянских, 3 духовных, 221 обывательский, а всего 243 здания.

В городе имелось 2 кузницы, 2 питейных дома, 1 водяная мельница. Население было 1537 человек, по переписи 1897 года жителей 3330 человек.

В 1932 году в Щиграх было население 8103 человека.

ЛЬГОВ. Существует предположение, что Льгов расположен на месте древнего города Ольгова, у которого собирались в 1152 году половцы для похода на Русь, и что город получил название по имени князя Олега Святославовича, княжевшего в Посемье. Татарское нашествие стёрло с лица земли этот город.

В 16 веке он был известен под именем городецкого городища, а в 17 веке здесь стояла передовая сторожа. Во второй половине 17 века на этом месте возник монастырь со слободой Подмонастырной и урочищем Льговом. Монастырь был упразднён в 1764 году, а слобода и урочище в 1779 году обращены в город, получивший название Льгова и ставший центром Льговского уезда Курского наместничества.

Городу был присвоен герб, представлявший в верхней части герб Курска, а нижней изображение птицы дрофы.

Длина территории нового города равнялась 1 километру при такой же ширине. В нём было только одно каменное здание - церковь, а остальные -деревянные. Население состояло из 138 крестьян,77 мещан, 11 купцов, 10 духовных, 66 чиновников и 34 человека воинской команды, всего1336 человек.

Перепись 1897 года показала количество жителей, доходившее до 5400 человек.

ДМИТРИЕВ. В 1779 году экономическое село ( так назывались те сёла, которые прежде принадлежали монастырям, но в 1764 году были отобраны в казну) Дмитриевское было обращено в город и сделалось центром Дмитриевского уезда Курского наместничества. В 1784 году новый город получил название «Дмитриев на Свапе». Он получил, как обычно, герб, состоящий из герба губернского города Курска, а под ним изображение 5 холмов в зелёном поле.

Размеры города были крайне незначительны: в длину 1 километр и столько же в ширину. На этом пространстве располагалось 52 здания. Все они, кроме одной каменной церкви, были из дерева.

К 1838 году город вырос. В нём насчитывалось 376 домов, а к 1862 году - 427.

Населения числилось 2236 человек. По переписи 1897 года жителей было 7300 человек.

Дмитриев расположен на территории старой Комарницкой волости.

ФАТЕЖ. В 1779 году однодворческое село Фатеж было переименовано в город и сделано центром Фатежского уезда во вновь образованном Курском наместничестве.

То обстоятельство, что жители Фатежа принадлежали к разряду однодворцев, а однодворцы потомки военных служилых людей 17 века, дало основание предполагать, что Фатеж был в прошлом крепостью.

Однако документальных данных подтверждающих такое предположение, нет.

Размеры Фатежа в то время были незначительны. Площадь его занимала в длину и ширину по 1 километру. На этой территории стояло 123 жилых дома. Улиц было только две. Каменных зданий не было совершенно. Здания распределялись так: 117 однодворческих, купеческих и мещанских, 2 дворянских, 2 духовенства, 12 казённых домов, 1 церковь. Имелось два постоялых двора, две харчевни, две кузницы, один питейный дом.

Никаких крупных событий в Фатеже за всё его существование не произошло. Количество населения вырастало медленно.

В 1892 году в нём было всего 5131 человек.

ТИМ. На месте города Тима находилось село Выгорное, возникшее во второй половине 17 века и бывшее слободой служилых сторожевых людей, сделавшихся впоследствии однодворцами.

В 1779 году оно было обращено в город, получило название Тим и стало центром Тимского уезда вновь образованного Курского наместничества.

3.2 Функции городов

КУРСК - областной центр, самый большой по численности населения город области.

Курск - экономическая, административная, культурная и научная столица области.

Это самый крупный транспортный центр области, расположенный в ее центре, преимущественно на правом высоком и крутом берегу р.Сейм, при впадении в него р.Тускарь с притоком р.Кур. Реки делят город почти на три равные части. Центральная, старейшая его часть находится на холмах. Курск является одним из древнейших городов не только Курской области, но и всего Центрально-Черноземного экономического района. В 1897 г. здесь проживало 75,5 тыс. человек. В 1939 г. население увеличилось до 120, а в 1959 г. 205 тыс. человек. Оно возросло до 284 тыс. чел. в 1970. г. В областном центре насчитывается более 440 тыс. чел., что составляет 55% от всего городского населения области.

На возвышенной правобережной стороне Сейма располагаются деловые кварталы города с административными, культурными и торговыми зданиями, банками, главпочтамтом и автостанцией.

Географические координаты центральной части города приблизительно равны 51° 45' с. ш. и Зб°151 в. д. В этом районе сосредоточено наибольшее количество памятников истории, культуры и архитектуры. От Знаменского собора начинается главная улица города с прилегающими к ней жилыми массивами. Здесь отмечается высокая плотность населения.

Значительная часть города расположена на низменном левом берегу р. Тускарь, где находится железнодорожный вокзал, аэропорт и жилые кварталы. Для этого района характерна большая доля частного сектора застройки и складских помещений.

На левобережном юго-западе областного центра располагаются крупные промышленные предприятия и жилые микрорайоны Рышково и Волокно.

В административно-территориальном отношении город делится на 3 округа: Сеймский (бывший Промышленный район), Железнодорожный (Кировский район). Центральный (Ленинский район).

В послевоенные годы город сильно расширился. Сегодня Курск - крупный индустриальный центр. На востоке выросли промышленные предприятия. На юге находится завод по производству машин для агропромышленного комплекса и деталей к ним - “Агромаш” (КЗТЗ).

Курский завод “Элеватормельмаш” производит: технологическое оборудование для мельниц, элеваторов, кормоцехов; мини-завод” переработке гречихи, проса, ячменя, производительностью от 100 до кг/час; мини-заводы для сортового помола пшеницы и ржи; для nepepaботки семян подсолнечника, льна, рапса и других масличных культур; разгрузочно-погрузочное оборудование для мельниц, элеваторов, комбикормовых предприятий.

За последние десятилетия экономика города стала многоотраслевой. На долю Курска приходится основная часть производимой в области промышленной продукции. К ведущим отраслям промышленности относятся машиностроение и металлообработка, химическая промышленность. В машиностроении главное место занимает электротехническая промышленность

(“Электроаппарат”, “Электроагрегат”) и приборостроение (“Счетмаш”), где производится различное оборудование, оргтехника и ЭВМ, запасные части и, передвижные агрегаты. Арендный подшипниковый завод № 20 выпускает различные виды подшипников. Один из крупнейших в стране заводов, расположенный в Курске” АОЗТ “Аккумулятор” производит более ^ 200 типов источников тока: аккумуляторы для автотракторной техники, ёмкостью,60-190 А/час/а также мотоциклов; аккумуляторы для напольного и рудничного электротранспорта, пассажирских железнодорожных и трамвайных вагонов, тепловозов; аккумуляторы для объектов энергетики и связи, систем автоматики и связи; агрегаты бесперебойного питания (АБП);

ёмкостные накопители энергии (суперконденсаторы). В Курске действуют ТЭЦ большой мощности.

Курск - важный центр химической промышленное™ Акционерное 'общество открытого типа (АООТ) “Курскхимволокно”, одно из крупнейших в россии производителей синтетических волокон и нитей для многих-отраслей промышленности, выпускает более 60 наименований продукции:

полиамидные, полиэфирные и полипропиленовые волокна, текстильные и технические ткани и мононити, смолы и др. Широк ассортимент товаров народного потребления. Кроме линолеума здесь производятся нетканые материалы, пластмассовые изделия.

Резинотехнические изделия и фармацевтическую продукцию производят “Курскрезинотехника”, “Химфармзавод”) Известностью пользуется Курский завод бытовой химии, производящий преимущественно лакокрасочную продукцию, товары бытовой химии.

Промышленность строительных материалов включает производство железобетонных конструкций и стеновых блоков из гипса и др.

Легкая промышленность представлена кожевенной, обувной, трикотажной, швейной отраслями, а крупная пищевая - мясной, молочной. хлебопекарной, макаронной и другими.

Своеобразие экономико-географического положения г. Курска обусловлено нахождением его в месте пересечения важнейших транспортных путей, связывающих между собой крупные и промышленно развитые районы Центральной России и северо-востока Украины.

Областной центр - крупный транспортный узел, где переплетаются железнодорожные магистрали, автомобильные и авиационные трассы, проходящие через область с севера на юг и с запада на восток. Через него проходит автомобильная дорога Москва-Симферополь. Он является важным транспортным узлом на пересечении железнодорожных магистралей Москва-Харьков и Воронеж-Киев. В соответствии с генеральным планом развития города продолжается реконструкция его центра. В центральной части находятся автостанция, гостиницы.

В северо-западной части построен автовокзал и новые жилые микрорайоны с многоэтажными домами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать