Формы семейного устройства детей-сирот в Детских деревнях
p align="left">- SOS-Молодёжный дом 2 (2004 год);

- SOS-Социальный центр матери и ребёнка имени Германа Гмайнера (1996 год);

- SOS-Компьютерный класс (2002 год);

- SOS-проект «Раннее предотвращение социального сиротства» (2004 год).

Приняв за основу своей работы концепцию «SOS-Детских деревень», эта организация первой в Беларуси воплотила в жизнь долгосрочную опеку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. «SOS-Детские деревни» - это одна из альтернативных действенных форм защиты и охраны прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Хельмут Кутин, который с 1985 года возглавляет Международную SOS-организацию и является преемником Германа Гмайнера, говорил в отношении проекта Детских деревень SOS: «В мире нет ничего законченного: всё развивается. Но я лучших решений, воплощённых в жизнь, не видел» [].

Что же представляют собой отдельные SOS-детские учреждения?

SOS-детские сады строятся там, где имеется недостаток в государственных или общественных детских садах вблизи SOS-деревни. Их посещают дети в возрасте от полутора до трёх лет. При приёме в детские сады предпочтение отдаётся детям из малообеспеченных семей. Педагоги и воспитатели в игровой форме развивают способности детей в интеллектуальной, социальной и двигательной сферах. Их обеспечивают дополнительным высококачественным питанием.

SOS-школы имени Гмайнера строятся тогда, когда на большом расстоянии от SOS-детских деревень отсутствуют школы и другие общеобразовательные учреждения. В SOS-школах учатся дети и учащаяся молодёжь, проживающие в окрестностях детской деревни. Эти школы дают начальное и базовое образование. Они имеют необходимую материальную и учебно-методическую базу, высококвалифицированных учителей. Учащиеся из малообеспеченных семей получают стипендии.

SOS-молодёжные учреждения

Юношей и девушек из SOS-детской деревни переселяют в эти учреждения для оказания помощи на более высокой ступени обучения и начальной профессиональной подготовки. В SOS-молодёжных учреждениях разных видов у юношей и девушек воспитываются чувство ответственности и социальные качества, которые необходимы им в дальнейшей профессиональной деятельности, выращиваются моральные и социальные качества, необходимые для интеграции в общество; развиваются те способности, которые будут востребованы в работе, в команде для общения с друзьями и родственниками.

SOS-социальные центры представляют собой учреждения, в которых оказывается помощь людям, попавшим в сложные жизненные ситуации. В первую очередь, это поддержка детям, матерям и семьям. В дома переходного типа определяются маленькие дети, которые по разным причинам временно не могут жить в семьях. В дневные центры принимаются дети работающих матерей. Курсы кройки и шитья, кулинарии организуются для женщин, стремящихся улучшить благосостояние и благополучие своих мыслей. В специальных учреждениях налажены обучение, воспитание и терапия детей и молодёжи с отклонениями в физическом и умственном развитии.

SOS-медицинские центры создаются в тех местностях, где большое число населения не имеет возможности получить необходимую медицинскую помощь. Эта помощь предусматривает предотвращение инфекционных заболеваний посредством прививок; снижение уровня смертности детей младенческого возраста; оказание первой медицинской помощи и лечение в стационаре. В SOS-клиниках матери и ребёнка женщинам оказываются дородовая и природовая помощь, делаются прививки новорождённым.

Как считает В.В. Чечет, Гмайнер модель своего детского учреждения не ставил на первое место, когда речь шла о судьбе ребёнка. Предпочтение он отдавал прежде всего усыновлению детей-сирот, затем передаче их в патронатную (опекунскую) семью и только потом детей, которые не могут быть ни усыновлены, ни взяты в патронатную семью, можно брать в SOS-детскую деревню [].

Первая в Беларуси SOS-детская деревня «Боровляны» была открыта 1 июля 1995 года. Деревня состоит из 13 семейных домов, в которых проживают и воспитываются около 100 детей-сирот. На территории деревни находится SOS - социальный центр матери и ребёнка имени Германа Гмайнера, расположенный в четырёх двухэтажных домах (открыт в декабре 1995 года). В нём проводится социальная реабилитация детей - пациентов Республиканского онкогематологического центра и оздоровление детей из многодетных семей из районов, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. В центре сроком от двух до четырёх недель проживают и оздоравливаются 25-30 детей вместе с матерями.

Таким образом, познакомившись с содержанием жизни детей, воспитывающихся в условиях Детской деревни, мы можем теперь провести сравнительный анализ адаптации детей-сирот к взрослой жизни, которые находились в интернатном учреждении и Кобринской детской деревни.

4. Эффективность постинтернатной адаптации детей-сирот

Сравнительный анализ адаптации детей-сирот к взрослой жизни, воспитывающихся в условиях интернатного учреждения и Кобринской детской деревни

Проанализировав результаты проведённых интервью с выпускниками интернатных учреждений нескольких последних лет и с выпускниками Кобринской детской деревни, можно провести сравнительный анализ эффективности постинтернатной адаптации этих детей. У детей, выросших в условиях интерната, существует больше проблем, чем у детей-сирот, живущих в Детской деревне. Дети, попадающие в интернат, намного медленнее адаптировались к данному учреждению, чем выпускники Кобринской детской деревни. Это объясняется тем, что в Детской деревне созданы все условия для успешной адаптации детей-сирот: осуществляется огромная поддержка как со стороны специалистов учреждения, так и со стороны родителя-воспитателя. В Детской деревне ведётся разработка мероприятий по успешной адаптации новых воспитанников к семье и жизни в подобном учреждении. Сотрудниками проводятся беседы с воспитанниками на волнующие их темы в новой семье. Основная задача специалистов Детской деревни - максимально приблизить жизнь ребёнка к семейным условиям и дать возможность почувствовать себя нужным и полезным обществу.

Если говорить об адаптации в интернатном учреждении учреждении, то основываясь на ответах респодентов, можно утверждать, что не существует поддержки и помощи со стороны сотрудников интерната, ребёнок сам осваивает жизнь в таком учреждении и самостоятельно приспосабливается к новым условиям своего существования. Он сам решает свои проблемы и старается найти поддержку своих сверстников, но не всегда дети могут помочь и понять. Бывают ситуации, когда окружающие дети могут причинить боль и тогда ребёнок, находящийся в интернате, остаётся наедине со своей болью. Он замыкается в себе и становится закрытым для всего общества. И только умелый и правильный подход к такому ребёнку специалиста поможет ему стать самим собой и вернуться к нормальной жизни в условиях интерната.

Подготовка к самостоятельной жизни выпускников осуществляется как и в интернатах, так и в Детской деревне, но более эффективно этот этап проводится огромная профориентационная работа с целью самоопределения, определения жизненных планов и прояснения временной перспективы выпускников. Также проводятся различные мероприятия по социально-психологической адаптации, которые включают в себя индивидуальные и групповые формы работы. Такие формы работы (деловые игры, тренинги, консультации) помогают формировать психологическую культуру, создавать доверительные межличностные отношения, что позволяет выпускникам лучше адаптироваться в обществе.

Благодаря такой большой работе, осуществляемой в условиях Кобринской детской деревни, выпускники не испытывают значительных проблем после выхода из учреждения. Они легко социализируются в обществе и находят свой жизненный путь. Данные факты подтверждаются результатами проведённого интервью с выпускниками Кобринской детской деревни.

Выпускники интернатных учреждений менее приспособлены к самостоятельной жизни, им труднее находить общий язык с окружающими людьми, они больше испытывают трудностей в адаптации в обществе. Это говорит о том, что в интернатных учреждениях работа по подготовке выпускников к успешной социализации и интеграции проводится на невысоком уровне. Необходимо совершенствовать систему подготовки выпускников к самостоятельной жизни в условиях проживания в интернатных учреждениях, разрабатывать новые технологии успешной адаптации и интеграции.

Если говорить о степени владения социально-бытовыми навыками, то необходимо отметить, что выпускники Детской деревни владеют ими в полной мере. В каждой семье, живущей в отдельном доме, распределены обязанности по дому между всеми членами семьи. Поэтому дети с самого начала учатся нести ответственность за выполнение домашней работы. Они убирают дома, учатся складывать вещи, стирать, готовить пищу, занимаются обустройством прилегающей территории к дому. Детей учат всему, чему они должны научиться в самостоятельной жизни. Поэтому после выхода из Детской деревни выпускники уже умеют делать всю домашнюю работу и, начав жить самостоятельно, не испытывают никаких трудностей в процессе овладения и реализации всех социально-бытовых навыков, необходимых каждому человеку.

У детей, воспитывающихся в условиях Детской деревни, есть возможность наблюдать за ведением домашних дел в семье, а выпускники интернатных учреждений такой возможности не имеют. Там они убирают только по той причине, что это предписывает режим, установленный в каждом интернате. Поэтому у детей в будущем может возникнуть непринятие такой обязанности и даже если они и буду её выполнять, то возможно без особого желания и удовольствия. Таким образом, выпускники интернатных учреждений лучше осваивают социально-бытовые навыки уже живя своей самостоятельной жизнью вне интерната, так как нахождение там не даёт в полном объёме детям научиться всем социально-бытовым навыкам.

Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать о том, что такое учреждение, как Кобринская детская деревня является более открытой системой функционирования для детей-сирот, чем интернатные учреждения. В условиях воспитания в Детской деревне дети наиболее приближены к семейной атмосфере, они учатся жить в семье и выполнять определённые функции и обязанности по отношению к другим людям и к себе. В таком учреждении дети-сироты намного больше окружены любовью и лаской, чем в интернате. Они лучше развиваются и более приспособлены к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо переходить к расширению сети Детских деревень по всей Беларуси. Интернатные учреждения уйдут в прошлое, а на смену им начнут действовать в стране новые формы семейного устройства детей-сирот.

Очевидно, что ни одна из форм устройства никогда не заменит ребёнку настоящую семью, но станет тем местом, где его будут любить и принимать таким какой он есть, заботиться и защищать его права и интересы. А это и есть главная задача специалистов, работающих в таких учреждениях, как Детская деревня.

5. Адаптация детей-сирот к жизни в условиях воспитания в Детской деревне

Директор «SOS-Детской деревни Марьина Горка» О.Н. Севрюк выделяет следующие периоды адаптации ребёнка в SOS-семье:

ознакомительный, когда наиболее ярко проявляется социальный и эмоциональный барьеры в поведении детей (в этом случае контакт с детьми легче установить через игрушки, подарки, при этом можно идти даже и «на поводу» у ребёнка, так как ограничениями во многих случаях нельзя ничего добиться);

приспособительный (2-4 месяца), когда ребёнок освоился в новых условиях и начинает искать свою линию поведения, со временем происходит ломка сложившегося стереотипа поведения;

привыкание, когда дети реже вспоминают прошлое, появляется привязанность к маме и другим детям []

По мнению О.Н. Севрюк, чем раньше ребёнок будет помещён в семью, тем меньше на нём скажутся последствия сиротства. Ведь подавляющее большинство детей, поступающих в Детскую деревню, имеют те или иные отклонения в физическом, психическом и эмоционально-личностном развитии, различные соматические заболевания, неврозы и невротические проявления. Все сотрудники Детской деревни видят свою работу в том, чтобы и в адаптационный период, и в дальнейшем его сопровождении как можно больше оказать SOS-маме квалифицированной социальной, педагогической и психологической коррекционной помощи. Для этого в Детской деревне по договору работают специалисты: логопед-дефектолог, детский психотерапевт, оказывается педагогическая поддержка детям, имеющим трудности в обучении. При необходимости воспитанники проходят медицинское обследование у узких специалистов, лечение в клиниках города Минска, а дети школьного возраста - обследование в диагностическом центре достижений города Минска []. А воспитанники Кобринской детской деревни направляются на обследование в клинику города Гродно.

Существует ещё одна классификация стадий адаптации ребёнка к новой семье, разработанная сотрудниками Кобринской детской деревни, которая происходит примерно в течение года и условно делится на три стадии:

Первую стадию можно было бы назвать «Идеализированные отношения», как у ребёнка, так и у родителей-воспитателей. Каждая из сторон полна надежд и старается понравиться другой. Примерно через месяц трудности реальных отношений разрушают образ «сбывшейся мечты», наступает первый кризис: привязанность ребёнка к старой семье ещё сохраняется, а к новой пока ещё не сформировалась, привыкание к смене требований и правил - трудно для него и вызывает протест. В результате возникают «установочные конфликты», которые являются естественной частью приспособления новой семьи и ребёнка друг к другу.

«Установочные конфликты», поначалу нарастая и учащаясь, после какого-то основательного кризиса и «разборок», постепенно становятся реже и возникают только по значительным поводам. Так наступает вторая стадия «Вживания» - или адаптация. Происходит установление границ допустимого, привыкание к взаимным потребностям и особенностям, привычкам и правилам поведения. На этой стадии фактически формируется привязанность к новой семье. Вспышки негативного поведения в это время могут иметь следующие причины:

- дети, пережившие утрату семьи, боятся повторения этого и в новой семье;

- они колеблются между надеждой и страхом быть обманутыми снова, пытаются контролировать свои тёплые чувства, поскольку знают, как взрослые могут злоупотреблять своей властью;

- ребёнок может тосковать и злиться;

- дети таким образом могут демонстрировать, чему они научились в родной семье, их представления о том, как надо себя вести;

- проверяют, до каких пределов они могут дойти в своём плохом поведении, сохраняя принятие со стороны взрослых;

- у детей очень много оснований для того, чтобы вести себя «плохо», и это становится дополнительной нагрузкой для родителя-воспитателя, осложняющей появление у него привязанности к ребёнку.

Главное достижение второй стадии «Вживания», длящееся чуть более полугода - взаимное доверие и субъективное ощущение постоянства отношений, появляющееся у обеих сторон, которые начинают воспринимать себя как целостность.

Таким образом, наступает некое «Равновесие» третья стадия адаптации в семье, принявшей ребёнка. В этот период семья становится достаточно самостоятельной и меньше обращается за помощью.

Во время адаптации к новым условиям жизни у детей может наблюдаться реакция отказа. Эта реакция наблюдается у детей, вызванных из обычной среды и живущих в условиях подавляющего воспитания. Реакции отказа характерны следующие признаки:

1. Потеря инициативности

2. Ощущение отсутствия перспективы

3. Отчаяние

4. Избегание окружающих

5. Страх перед новшеством

6. Пассивность

7. Отказ от притязаний

При положительном протекании периода адаптации эти отклонения исчезают. Самое сложное время в период адаптации - это первые две недели. Необходимо помнить, что реакция отказа протекает в тяжелейшей форме у детей, оторванных от семьи.

Целями адаптационного периода в условиях Кобринской детской деревни являются:

- оказать содействие в адаптации воспитанников к условиям и образу жизни в Детской деревне, новому кругу общения;

- оказать содействие в принятии нового родителя-воспитателя;

- помочь им принять свою собственную судьбу;

- не возвышаться над их судьбой и судьбой их родителей.

Главными условиями адаптации в Кобринской детской деревне являются:

- доброжелательность, тактичность сотрудников Детской деревни;

- помощь психолога;

- помощь социального педагога;

- создание ситуации успеха;

- дружелюбие детской группы;

- вовлечение воспитанника в деятельность по интересам;

- поддержание связи с семьёй.

Для проведения успешной адаптации в условиях проживания в Кобринской детской деревни используются следующие формы и методы работы:

- индивидуальные занятия;

- беседы;

- консультации;

- тренинговые занятия;

- игротерапия;

- арттерапия;

- сказкотерапия;

- занятия в кружках по интересам.

Для того, чтобы оценить успешность процесса адаптации специалисты Кобринской детской деревни разработали критерии эффективности адаптации нового воспитанника:

- преобладание спокойного, уравновешенного настроения;

- наличие устойчивого круга общения;

- участие (активность, инициативность) в общественной жизни Детской деревни и школы;

- оценка самим с ребёнком своей адаптированности: «уже привык», «мне здесь хорошо».

Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им всё равно» и «они быстро всё забудут» - ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути - только одна: стараться не думать о том, что с ними случилось. Поэтому наша основная задача создать все условия для нормальной адаптации и социализации детей-сирот.

Заключение

Детская деревня представляет собой модель жизнеустройства детей-сирот, которая принципиально отличается по своей структуре от общеизвестных детских домов и школ-интернатов и основывается на реализации комплексного подхода в отношении своих воспитанников. Она базируется на создании атмосферы тепла и уюта в доме, формировании тесных семейных связей между опекаемыми детьми. Такая модель призвана оптимизировать систему детских интернатных учреждений в целом, поэтапно перевести детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы устройства. Процент устройства детей-сирот на семейные формы воспитания в целом по республике стабильно возрастает, в то время как процент устройства детей данной категории в интернатные учреждения уменьшается. Свидетельством этого факта являются следующие данные: в период с 2006 по 2008 год было закрыто 8 интернатных учреждений, в результате чего сократилось число детей-сирот, воспитывающихся в них, на 1228 человек по сравнению с 2005 годом [].

Приведённые статистические показатели лишний раз подчёркивают востребованность в современном обществе новых форм воспитания детей-сирот, максимально приближённых к семейным и позволяющих более гармонично развивать личность ребёнка.

Приоритетным направлением в реализуемой социальной политике должна стать работа по формированию разветвлённой системы социальной, социально-педагогической и психологической поддержки семьи и детей, основанной на оптимизации межведомственного взаимодействия и интеграции усилий, ориентированных на укрепление статуса семьи, раннее выявление семейного неблагополучия.

Крайне важной в решении вопроса профилактики социального сиротства представляется тщательно скоординированная работа различных служб и ведомств (органов охраны детства, социально-педагогических центров, религиозных центров поддержки семьи) по раннему выявлению проблемных семей и их сопровождению с целью предотвращения возможного лишения родительских прав.

Важно продолжать совершенствование деятельности социально - педагогических учреждений как в системе образования, так и в системе социальной защиты. Сегодня они становятся многофункциональными центрами по оказанию высокопрофессиональной помощи семье и детям, их деятельность носит профилактический характер, во многом содействует стабилизации нарастания социального сиротства и семейного неблагополучия, снижению факторов, приводящих к социально опасному положению детей [].

Детская деревня помогает детям вернуть радостное детство, даёт возможность расти и развиваться в единственно нормальных условиях - условиях семьи. Чем раньше будет разорван круг «никому ненужности», тем меньше скажутся на судьбе ребёнка печальные последствия сиротства.

Литература

1. Екель, Л. Тепло родного дома // Нёман. - 2007. - №7.-с. 100-113.

2. Итоги работы системы образования Республики Беларусь в 2008 году и основные задачи по её развитию в 2009 году. - Минск: РИВШ, 2009.-с. 66.

3. Красовская, Н.Н. Жизнеустройство детей-сирот // Сацыяльна-педагагічная работа. - 2009. - №7. - с. 5-10.

4. Мартынова, В.В. Мониторинг положения детей в замещающих семьях / В.В. Мартынова, В.А. Маглыш. - Минск: Пачатковая школа. - 2008.-

5. 5. Пронь, Е.А. SOS-Детская деревня как форма охраны прав детей / Е.А. Пронь, У.Е. Ашурко // Адукацыя і выхаванне. - 2007. - №7.-с. 8-12.

6. Сапежинская, А.С. Помогайте детям сегодня и завтра будет светлее // Счастливая семья. - 2009. - №7.-с. 8-13.

7. Севрюк, О.Н. SOS - Детская деревня Марьина Горка как одна из форм семейного устройства детей-сирот // Сацыяльна-педагагічная работа. У дапамогу педагогу. - 2007. - №2.-с. 26-30.

8. Сотникова, Т.Л. Дом, в котором мы живём // Сацыяльна-педагагічная работа. У дапамогу педагогу. - 2008. - №3.-с. 62.

9. Чечет, В.В. SOS-KINDERDORF в мире и в Республике Беларусь // Сацыяльна - педагагічная работа. У дапамогу педагогу. - 2007. - №5.-с. 34-35.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать