Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (на материале обучения детей ручному творчеству)
p align="left">Выявление результатов художественно-эстетического воспитания требуют длительного времени. Не всегда можно проверить и установить, насколько развиты у детей эстетическое осознание прекрасного и художественный вкус. Поэтому изучение уровня сформированности этих качеств следует проводить систематически, так как с возрастом меняется уровень их художественно-эстетического развития.

Необходимо отметить следующие принципы организации занятий: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, вариативный подход [Н.В. Агафонова, 2003, 58-61].

Именно такие условия, принципы организации занятий предусматриваются в функционирующей уже более 10 лет детской воскресной школе «Лингва». Обучение педагоги стараются сделать истинно гуманным, стимулирующим развитие духовного потенциала и творческой активности у детей.

В течение трех лет обучения в детской воскресной школе «Лингва» дети обучаются ручному творчеству в рамках интегративной программы:

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

РУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Тема

Учебная деятельность

Худ.-эстетич.восприятие детьми учебного материала

Учебная деятельность

Худ.-эстетич.воспитание и выполнение творческих работ

Первая ступень (5-6 лет)

1.Знакомство

Презентация сценки «Знакомство», обучение приветствию при знакомстве

Разыгрывание сценки, сказки

Изготовление игрушки («Улитки», «Змейки»)

Образцы ситуаций знакомства с изготовленными игрушками

2.Осенний сад

Рассказ об осени, желтых листьях, деревьях

-презентация сказки об осеннем саде;

-разговор детей с листиками;

-слова (осень, цвета, названия деревьев, разноцветные листья)

-вырезание листьев из цветной бумаги;

-знакомство с техникой оригами;

Составление букетов из цветной бумаги

3.Зима, зимние праздники

-приветствие зиме;

-стихи, песни;

-проведение Рождества;

-инсценировка зимних игр и забав, рождественской сказки;

Изготовление игрушки для украшения елки

«Птичка-синичка» (оригами), «Волшебный рождественский конверт»

4.Зимние развлечения

Заучивание песен и стихов

Инсценировка рассказа о снежинках

Изготовление игрушек-забав

«Мышка», «Рыбка», «Кошка»

5.Овощи, фрукты, ягоды

Усвоение детьми названий фруктов, овощей, ягод в стихах, рифмовках

-презентация истории зверюшки с каким-нибудь фруктом;

-инсценировка какой-нибудь сказки о фруктах;

Изготовление фруктов из бумаги

Подготовка подарков из фруктов

6.Мамин праздник

Поздравление маме

-инсценировка: «Моя мама-самая лучшая»;

-песни, поздравления, стишки, танцы;

-изготовление открытки в подарок маме;

-изготовление праздничного конверта;

«Подарок» (игрушка-оригами)

7.Наши друзья-игрушки

Рассказ о весеннем празднике

-собираем свои игрушки в кружок(стихи, песни, считалки);

-весенний хоровод игрушек;

Изготовление наряда для народной игрушки (аппликация)

«Аквариум для выставки»

Вторая ступень (6-7 лет)

1.Моя семья

-веселая история из жизни семьи;

-рассказ семьи друга (из Германии, Англии, Франции);

Инсценировка про дружную семью, которая вырастила репку (стихи, песни, танцы)

Изготовление коллажа из листьев на бумаге

«Рисуем семью», «Зверюшки» (оригами)

2.Мои друзья-животные

Рассказ с использованием зрительной и двигательной наглядности

Инсценировка истории о девочке

Изготовление игрушек

«Собачка», «Кошка» (оригами)

3.Дикие животные зимой

-мультфильм (серии рисунков) о жизни животных зимой;

-презентация рассказа о животных;

-инсценировка рассказа с опорой на ключевые слова и выражения;

-подготовка к рождеству;

Игры с животными (игрушками, масками)

«Зайчик», «Кубиковый» театр, «Рождественский волшебный сундучок»

4.Зимние праздники и игры разных стран

Рассказ о том, какой подарок дети желают себе на Новый год и как родители выполняют это пожелание

Урок-проект «Как готовятся и проводят новогодние праздники твои ровесники за рубежом?»

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Подвижные игры

5.Мы идем в цирк

Рассказ «Животные в Африке» (что они могут, какие они издают звуки)

-презентация музыкальной истории с животными;

-инсценировка-игра музыкальной истории;

Изготовление мягких игрушек

«Лев», «Тигр» в цирке

6.Птицы-вестники весны

«Птицы-вестники весны» (рассказ-знакомство с миром птиц)

«Птицы» (эмоциональное реагирование детей на рассказ)

Изготовление игрушки в подарок маме

«Райская птичка» (подарок маме)

7.Времена года

Рассказ о матери, которая имела четверых детей - Зиму, Весну, Лето, Осень

Рассказ о любимом времени года

Изготовление украшений для праздника

Зверушки и птицы

Третья ступень (7-8 лет)

1.Я-человек

Рассказ куклы или персонажа о себе: имя, возраст, что может делать

-презентация мини-диалога: «Здравствуй! Как тебя зовут? (Меня зовут…) Сколько тебе лет? (Мне 7 лет.) Что ты умеешь? (Я могу читать, петь, танцевать и т.д.)»;

-инсценировка сказки-знакомства-расспроса;

-изготовление игрушки на основе цилиндра;

-изготовление коробочки;

Игрушка в коробочке

2.Моя внешность

Рассказ Карлсона о своей внешности

Разыгрывание этюда (рассказ о своем друге)

-изготовление цветов для панно;

-

Коллективное панно «Букет»

3.Моя одежда

Презентация маленького эпизода «Золушка едет на бал», рассказа «Одежда моей куклы (моего друга)»

Инсценировки: «Куда ты едешь? Какой ты нарядный!», «Как одеты твои сверстники?»

-изготовление зверей для панно «Карусель»;

-панно «Карусель»;

-«Рождественский волшебный сундучок»;

4.Да здравствуют каникулы!

Рассказ о зиме в Германии (Англии, Франции) с помощью эпиленты

Разыгрывание сценки «Мои каникулы»

Изготовление игрушек-забав

Игрушки-забавы

5.Я и мой друг

Презентация и разработка рассказа о друге

-описываем игрушку-персонаж;

-проигрывание этюда;

-изготовление рамки в подарок папе;

-изготовление открытки в рамке для папы;

Подарки папе (рамка, открытка в рамке)

6.Мои увлечения и занятия

-рассказ о персонаже (что он любит делать);

-рассказ-презентация и разработка «Любимые занятия наших друзей»;

Проигрывание отрывка из рассказа о том, что любят твои сверстники делать в свободное время в нашей стране и за рубежом

Знакомство с техникой бумажной пластики

-«Открытка в подарок маме»;

-«Дом» (каркас);

7.Кем я буду, когда вырасту?

Презентация рассказа «Какие профессии у наших друзей игрушек»

Разыгрывание пантомимы (изображение представителей профессии)

Изготовление украшений для праздника

«Крыша для дома»

«Сборка и отделка дома»

Таблица 1. Содержание интегративных дисциплин «Иностранный язык - ручное творчество»

Принятые в программе интегративный и уровневый подходы (три ступени обучения) к постановке задач, отбору содержания и приемов обучения позволяют конкретно представить учебный материал по интегрирующим предметам, показать связь между ними и место каждого в реализации основной развивающей цели обучения.

2.3 Технология художественно-эстетического воспитания детей

средствами ручного творчества

Основными задачами воспитания детей дошкольного возраста, согласно примерному Положению, являются:

· охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья;

· обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;

· обеспечение физического, социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного развития детей в соответствии со стандартом дошкольного уровня образования;

Несмотря на это в педагогической практике до сих пор не изжита недооценка роли художественно-творческих видов деятельности как одного из направлений эстетического цикла (системы) в создании гармоничного, эстетического отношения ребёнка к внешнему окружению. Преобразование модели воспитания, реализация личностно-ориентированного подхода в организации педагогического процесса эстетического воспитания требует пересмотра целей, задач, функций творческих видов деятельности, что в практике осуществляется довольно медленно и не всегда эффективно.
Исследования показывают, что многие дети, владеющие основами изобразительной деятельности, не обладают достаточно осознанными образными представлениями о явлениях действительности.
"Констатирующее обследование детей 6-8 лет показало, что только 24% диагностируемых проявляют способность чувствовать эмоциональный характер явлений действительности и выделять "выразительное" в окружающем мире (любоваться миром); 88% детей не оценивают адекватно свои творческие возможности. У этой же группы отсутствует социальная мотивация реализовать себя, недостаточно развита творческая инициатива. Они не умеют занять достойное место в коллективе, раскрыть другим ценность замысла и исполнения своей работы, не уверены, застенчивы, внутренне "зажаты" [А.М. Страунинг, 1996, 54].

Проанализировав возможности эстетического воспитания и сопоставив их с реальной организацией педагогического процесса в дошкольных учреждениях, стали очевидными следующие недостатки в организации и руководстве эстетическим воспитанием:

* отсутствие принципа комплексности в использовании всех возможных средств художественно-эстетического воспитания и планировании педагогической системы раздела;

* отсутствие вариативных методик диагностики уровня художественно-эстетического развития дошкольников;

* недоучет психолого-педагогических условий в организации и руководстве воспитательной работой по эстетическому и художественному восприятию дошкольниками окружающего мира и произведений искусства;

* низкий качественный уровень подготовки воспитателей по данному направлению работы;

По этому поводу следует заметить, что занятия ручного творчества предполагают не просто овладение ребенком технической стороной творчества, но и осознание ребенком его деятельности. А каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: так познавательная - детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная - порождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационная - направляет сознание ребенка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально-ценностных отношений. Творческая же деятельность, объединяющая все перечисленные виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребенка к окружающему миру. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как изначальный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в продуктах художественного творчества.

Рассмотрим пример занятия по изобразительной деятельности:

Целями данного занятия являются:

ѕ развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой;

ѕ развитие воображения, фантазии;

ѕ развитие чувства цвета, восприятия цвета;

ѕ знакомство с техникой рисования акварелью;

Дидактические материалы к занятию:

ѕ картинки с изображением радуги;

ѕ акварельные краски, листы бумаги, кисти;

Предварительная работа. Дидактические игры и упражнения по развитию восприятия цвета, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

Воспитатель: Я сейчас расскажу вам сказку про волшебную страну, в которой живут маленькие феи. Называется эта страна - Красиндия, а маленькие феи - это краски, у каждой из которой свой цвет.

(Воспитатель показывает детям коробочку с красками и просит, чтобы дети назвали цвета красок).

Это красный цвет - что вы знаете красного цвета? (Ответ). Это зеленый

(Затем воспитатель просит детей принести из уголка кубики разного цвета и назвать их цвет. Можно называть цвет, а дети будут приносить кубики).

Вот про этих фей я и буду вам рассказывать сказку, но я не просто буду вам рассказывать, я буду еще и рисовать сказку.

«Однажды решили маленькие феи пойти погулять, а разрешения не спросили, и никому не сказали, куда они отправились. А вы знаете, что бывает, когда маленькие уходят из дома одни - они могут заблудиться и потеряться. Именно это и случилось с маленькими феями. Они долго веселились на лужайке, кувыркались в траве, порхали с цветочка на цветочек (воспитатель рисует травку, цветочки, облака, солнышко), ведь феи очень маленькие и легонькие, как бабочки. Вдруг налетел ветер, подхватил наших фей и понес их с собой, долго кружил их, а потом утих и отпустил фей. Они опустились на траву, но в совершенно незнакомом месте. Недалеко от этого места протекала речка, а там, где жили феи, речки не было, и они поняли, что заблудились. Что им теперь делать и как им попасть домой, где их волшебная страна, в какой стороне? Вдруг они увидели божью коровку и решили спросить у нее, не знает ли она, как им найти дорогу домой. Она, конечно, знала, где находится Красиндия, так как бывала в этой стране, когда подкрашивала свои крылышки. Но дело в том, что попасть туда можно только перейдя по волшебному мосту, а зовется этот мост радугой. Феи обрадовались, поблагодарили божью коровку и уже хотели спросить, где же этот мост, но божья коровка улетела. Что же делать, как теперь узнать, где этот мост».

(Воспитатель предлагает детям подумать, чем они могут помочь маленьким феям.)

А что если нарисовать этот волшебный мост, ведь наши феи - это краски и они могли бы нарисовать радугу и по ней перейти в свою страну.

(Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки с изображением радуги и назвать по порядку цвета. Затем предлагает детям взять краски и бумагу и попробовать нарисовать радугу, называя по порядку цвета: красный - рисуют красной краской, оранжевый - рисуют оранжевой краской и т.д.)

По ходу занятия читаются стихи, загадываются загадки.

По окончании работы дети вместе с воспитателем рассматривают рисунки, рассказывают, кто что нарисовал в своей картинке, а затем оформляют работы для выставки.

В результате изучения достижений ребенка должна быть выявлена динамика целостного развития ребенка - его творческие способности, речевые и социальные действия. На раннем этапе обучения достижения ребенка скорее констатируются, нежели оцениваются. Самое главное, чтобы воспитатель следил за развитием эмоциональных, творческих, социальных, когнитивных и языковых способностей.

Мы провели опытно-экспериментальную работу в детской воскресной школе «Лингва» среди детей I ступени обучения (5-6 лет), так как именно этот возраст является для ребенка сенситивным к восприятию, осознанию прекрасного, формированию художественного вкуса и творческих способностей. Этот возраст во многом предопределяет мировоззрение будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.

Выводы по главе II

1. Творческая деятельность в дошкольном возрасте является устойчивым увлечением не только для особо одаренных, но и почти для всех детей, развивая у них воображение и творческие способности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать