Школьное образование и педагогические идеи в России в 1920-1930 гг.

Школьное образование и педагогические идеи в России в 1920-1930 гг.

25

Школьное образование и педагогические идеи

в России в 1920-1930 гг.

Содержание

  • Введение
    • Глава I. Создание и организация новой школы
    • Глава II. Комсомольские и пионерские организации.
    • Глава III. Введение новых учебных программ, планов, методов
    • Глава IV. Идеи советских педагогов 1920-1930-х гг.
    • Заключение
    • Литература
Введение

Начало ХХ века ознаменовалось совершенным изменением не только жизни, но и сознания людей. Падение царского режима, приход к власти большевиков, провозглашение всеобщего народного равенства - новая страница в истории Российского государства. Вслед за изменением политической системы потребовалось изменение всей культуры народа, а следовательно и системы образования. Огромный личный вклад внесли А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, П.П. Блонский, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий, М.М. Пистрак, А.Г. Калашников и другие.

Реформа школы 20-30-х гг. - это начальный и основополагающий период в строительстве системы образования ХХ века, поэтому целью моей работы было выявить, каковы были основные пути преобразования школьной системы 1920-1930-х гг., какие законы и постановления принимало правительство в области культуры и просвещения, как разрабатывались кардинально новые программы обучения и воспитания «советского человека» и применялись на практике, какие ученые-педагоги работали в данный период и в чем заключались их основные идеи.

Глава I. Создание и организация новой школы

После установления в стране советской власти серьезным преобразованиям подверглись все сферы человеческой жизни. Перед педагогами встала задача воспитания нового, «советского» человека…

После Октябрьской революции Российское государство приступило к созданию новой школы.9 ноября 1917 года был подписан декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению, которой поручалось дело общего руководства народным просвещением и разработка законопроектов по народному образованию. Наркомом просвещения был назначен А.В. Луначарский (1875-1933). Были поставлены следующие задачи: достижение всеобщей грамотности населения, введение всеобщего и бесплатного обучения, организация учительских институтов. Все управление школами передается Советам рабочих и крестьянских депутатов, при которых создавались районные, городские, областные отделы народного образования и культурно-просветительские комиссии.

Все церковно-приходские, церковно-учительские школы, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, все другие школы духовного ведомства передаются в ведение Наркомпроса. В январе 1918 года издается декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.

В 1918 году принято «Положение о единой трудовой школе» и одновременно опубликована «Декларация о единой трудовой школе». Вместо многочисленных типов школ вводилась трудовая школа с разделением на две ступени: I - от 8 до 13 лет (пятилетний курс); II - от 13 до 17 лет (четырехлетний курс). Вводилось бесплатное совместное обучение, запрещалось преподавание религиозных предметов и исполнение религиозных обрядов в школе. Устанавливалась выборность педагогического персонала.

«Декларация» же в свою очередь провозглашала те пути, по которым должна развиваться учебно-воспитательная работа школы: идеи общественно-коллективного воспитания, интернационального воспитания детей, развитие их активности, создание учительских организаций и кружков. В построение новых программ предлагалось положить принцип организации учебного материала на основе общественно-трудовой деятельности. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под. ред. З.И.Васильевой. - 371-372 с.

Для всестороннего обсуждения назревших вопросов школьного строительства Центральный Комитет партии созвал первое Всероссийское партийное совещание по народному образованию (31 декабря 1920 года - 4 января 1921 года). Совещание признало необходимым установить вместо девятилетней школы с двумя ступенями в качестве основного типа семилетнюю школу с двумя концентрами: первый - 4 года, второй - 3 года.

Основной формой профессионального образования юношества совещание признало техникум (индустриальный, сельскохозяйственный, экономический, педагогический и др.) с четырехлетним сроком обучения. Сохранялись школы II ступени с пятилетним сроком обучения, с подразделением на два концентра: первый-3 года, второй-2 года.

К 1922 году сложилась более гибкая школьная система по сравнению с принятой в 1918 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы, всего 9-10 лет обучения. Положительной стороной этой школьной системы было то, что каждый концентр, представляя ступень, ведущую вверх по общеобразовательной школьной лестнице, являлся в то же время и основанием для дальнейшего профессионально-технического образования. Школа I ступени являлась базой для школ низшего профессионального образования: профшкол, фабзавуча, учебно-производственных мастерских и т.п.; семилетняя школа - для средних и профессионально-технических учебных заведений: индустриальных, сельскохозяйственных, педагогических и других техникумов; девяти-, десятилетняя школы служили основой для дальнейшего, высшего образования.

С 1923/24 учебного года в сельских местностях на базе школы I ступени стали возникать школы крестьянской молодежи (ШКМ) с трехлетним сроком обучения. В 1925 году создаются первые фабрично-заводские семилетки (ФЗС), получившие широкое распространение к концу 1929 года и ставшие основными общеобразовательными школами в период 1930-1934 годов.

В этот период возникали (1921) и бурно развивались школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Они имели четырехлетний срок обучения и наряду с профессиональной подготовкой обеспечивали и общее образование в объеме семилетней школы.

В результате в РСФСР сложилась следующая система школьного образования:

начальная школа (I ступень) с четырехлетним сроком обучения;

семилетняя школа как фундамент всей школьной системы;

школа II ступени (девятилетняя средняя школа) с профессионализированным вторым концентром (в ряде школ);

фабрично-заводские семилетки (ФЗС) - разновидность семилетней школы в промышленных центрах и районах;

школа крестьянской молодежи (ШКМ), являющаяся продолжением школы I ступени для сельской молодежи;

школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих-подростков с профессиональной установкой, но с сохранением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы;

рабочий факультет, дававший среднее образование рабоче-крестьянской молодежи, поступающей затем в своем большинстве в высшие учебные заведения История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов и др. - 347-350с..

К концу 20-х годов сеть школ и число учащихся было значительно выше, чем в 1914 году. Еще важнее было то, что росла сеть не только начальных школ, но и семилетних и средних. С 1922 по 1926 год число учащихся в семилетних школах выросло более чем в 3 раза - с 180 тыс. до 635 тыс. человек. Там же, 351с.

XVI съезд Коммунистической партии, проходивший в 1930 году, признал основной задачей проведение всеобщего обязательного первоначального обучения и ликвидацию неграмотности. К этому времени грамотность населения сильно возросла (с 33% в 1916 году до 62,6% в 1930 году), но более 1/3 населения Советского Союза все еще оставалось неграмотной, а в сельских местностях этот процент был намного выше История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов и др. - 352с..

14 августа 1930 года Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров Союза ССР было принято постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Статьи этого закона гласили:

Ввести с 1930-1931 г. повсеместно в Союзе ССР всеобщее обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте 8, 9 и 10 лет в объеме не менее четырехлетнего курса начальной школы. В соответствии с этим принять осенью 1930 года в трудовую школу всех детей этих возрастов, которые до настоящего времени не обучаются в школе.

Установить в 1930-1931 г. обязательное прохождение всего курса школ I ступени (первых четырех групп трудовой школы) для всех детей, обучающихся в этих школах, независимо от возраста.

Ввести с 1930-1931 г. обязательное обучение детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 11 до 15 лет, не прошедших первых четырех групп трудовой школы. Для них организуются ускоренные специальные двухгодичные и одногодичные школы-курсы и группы при школах (в зависимости от их подготовки).

Ввести с 1930-1931 г. всеобщее обязательное начальное обучение детей (мальчиков и девочек) в объеме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках, установив обязательное прохождение всего курса семилетней школы для всех детей, оканчивающих школу I ступени (первые четыре группы трудовой школы), начиная с окончивших в 1929-1930 г…

Обязанность посылать в школу детей, для которых введено обязательное обучение, возлагается на их родителей, а также на тех лиц и на те учреждения, на попечении которых находятся дети…, чтобы обеспечить школы всеобщего начального обучения необходимыми педагогическими кадрами, поручить правительствам союзных республик провести следующие мероприятия:

а) срочно развернуть сеть педагогических институтов и техникумов, а также специальных педагогических курсов, увеличить количество учащихся в них…

в) привлечь к работе по всеобщему обучению в порядке производственной практики учащихся педагогических учебных заведений…» Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. Под. ред. А.Н.Алексеева. - 115-116с. Роль учителя в процессе обучения значительно возросла. Для руководства воспитательной работой в каждой группе (классе) были учреждены должности групповодов (с 1934 года - классных руководителей). В результате перестройки учебно-воспитательной работы повысился уровень общего образования советских школьников. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов и др. - 370-371с.

С введением всеобщего обязательного начального обучения сильно возросла сеть педагогических техникумов (переименованных позже в педагогические училища), подготовляющих учителей начальных школ. В связи с ростом сети семилетних и средних школ в 1933 году были учреждены двухгодичные учительские институты для подготовки учителей V-VII классов.

Так как темпы введения всеобщего обязательного начального обучения превышали темпы выпуска учителей, окончивших педагогические техникумы, начиная с 1931 года было открыто несколько тысяч краткосрочных курсов для подготовки учителей начальных школ.

Большой размах получило заочное педагогическое образование, организованное для учителей, работающих в школах, - заочные отделения педтехникумов, учительских и педагогических институтов.

Повышением квалификации учителей занимались институты усовершенствования учителей, созданные во всех областных центрах. В результате принятых энергичных мер по подготовке учителей число их за 10 лет (1930-1940) увеличилось в СССР более чем в два с половиной раза: в 1930 году было 481286 учителей, а в 1939/40 учебном году - 1 238000.

В постановлении ЦК ВКП(б)"О начальной и средней школе» (1931) было указано на необходимость повышения значения и авторитета учителя. В ряде последующих постановлений - «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» (1932), «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936) - ЦК ВКП(б) снова указал на необходимость повышения авторитета учителя и отметил, что учитель является центральной фигурой учебного процесса в школе.

Согласно постановлению от 10 апреля 1936 года звание учителя начальной школы присваивается окончившим среднее педагогическое учебное заведение и признанным пригодными к педагогической работе; звание учителя средней школы - окончившим педагогический институт или университет и признанным пригодными для педагогической работы. Окончившие учительский институт получали звание учителя средней школы с правом преподавания в первых семи классах, при условии признания их пригодными к педагогической работе.

В том же 1936 году была проведена аттестация учителей - присвоение им особыми аттестационными комиссиями персональных пожизненных званий учителя начальной или средней школы в зависимости от полученного образования и пригодности к педагогической работе. Повышение заработной платы и аттестация побуждали учителей поднимать свою квалификацию, улучшать качество преподавания и способствовали устранению из состава учителей лиц, непригодных к преподаванию.

В 1940 году было установлено почетное звание заслуженного учителя школ История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов и др. - 374-375с..

Глава II. Комсомольские и пионерские организации

Стремление советского правительства воспитать политически благонадежное, преданное своей родине новое поколение нашло свое отражение в создании комсомольских и пионерских организаций.

В старших классах школ II ступени создавались ячейки комсомола, которые организовывали общественные мероприятия для школьников. Комсомольцы и старшеклассники принимали самое активное участие в работе по ликвидации неграмотности среди населения, проводили читки газет, беседы, ставили спектакли, организовывали политические кружки, брали шефство над детскими домами и садами, площадками.

Проходивший в апреле 1936 года Х съезд ВЛКСМ уделил вопросам воспитательной работы особенное внимание. В решении Х съезда «О работе комсомола в начальной, неполной средней и средней школе» говорилось: «Поставить в центре деятельности комсомола в школе систематическую работу по организации учебы за овладение основами наук, за высокую успеваемость учащихся». Воспитательная работа, говорилось в решении съезда, должна быть поставлена так, чтобы она способствовала повышению политического и культурного уровня учащихся, развивала бы их интерес к науке, технике и искусству.

Большую роль в деле развития политической активности и общественно-политическом воспитании учащихся играла пионерская организация. На II Всероссийской конференции РКСМ (май 1922 года) было принято постановление «О детском движении». В октябре 1922 года на V съезде комсомола были утверждены «Основные элементы программы юных пионеров», «Законы юных пионеров» и «Торжественное обещание юных пионеров». С этого времени начался быстрый рост пионерских отрядов, которые создавались в то время при фабриках, заводах, в учреждениях, при рабочих клубах, избах-читальнях и т.д.; пионеры разных отрядов, обучавшиеся в одной школе, объединялись в так называемые форпосты. В 1924 году была 161 тысяча пионеров, а к концу 1925 года пионерская организация охватила более полутора миллионов детей.24 июля 1925 года ЦК РКП (б) принял постановление «О пионерском движении», в котором содержится действенная программа работы пионерской организации. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов и др. - 355-357с.

В нем указывалось на необходимость улучшить качество воспитательной работы среди детей: «Отмечая некоторые успехи в деле изживания поверхностных форм работы с пионерами, обратить серьезное внимание на усиление и улучшение качества воспитательной работы, борясь со всякой казенщиной и засушиванием в работе и решительно приспособляя все формы и методы деятельности к особенностям и запросам детского возраста…» Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. Под. ред. А.Н.Алексеева. - 108с.

В статье «Пионердвижение как педагогическая проблема» (1927) Н.К. Крупская отмечала, что «в то время как в школе центр тяжести кладется на учебу, в пионердвижении этот центр переносится на воспитание. Обучение и воспитание тесно связаны друг с другом, дополняют одно другое, переплетаются одно с другим, но все же это две разные проблемы. В пионердвижении главная задача-задача воспитания…Советское воспитание направлено на то, чтобы в каждом ребенке развить все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность» Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. Под. ред. А.Н.Алексеева. - 161с

Глава III. Введение новых учебных программ, планов, методов

В 1923-1925 годах были составлены под руководством научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа) новые программы, получившие название «Программы ГУСа». Это были не предметные, а комплексные программы. Борясь с имевшимся в старой школе отрывом теории от практики, авторы программ исключили предметное преподавание в школе. Весь объем знаний, намеченных к изучению в общеобразовательной школе, был представлен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и обществе.

В соответствии с этим в программах учебный материал располагался по следующим трем колонкам:

1) природа и человек,

2) труд,

3) общество.

Программы ГУСа были очень противоречивы. С одной стороны, они вели школу на сближение с жизнью, с другой, не обеспечивали систему знаний. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под. ред. З.И.Васильевой. - 373с.

Учебный план 1927 года включал дисциплины, имевшие в виду разностороннее, естественнонаучное, общественно-политическое образование учащихся, трудовое, физическое и эстетическое их воспитание. Несмотря на то, что эти программы не являлись, как и предыдущие, предметными, они все же делали некоторый шаг по пути отхода от комплексности. В них в отличие от прежних программ закреплялся обязательный минимум систематических знаний и навыков по русскому языку, математике и другим учебным предметам, что было шагом вперед по пути преодоления ошибок в программно-методической работе.

В целях улучшения качества подготовки школ II ступени Советское правительство приняло в начале 1929 года решение о введении десятилетнего срока обучения. Был утвержден новый учебный план, в котором повышался, удельный вес таких предметов, как обществоведение, русский язык и литература, математика, физика, т.е. предметов, имевших решающее значение в подготовке учащихся к успешным занятиям в высшей школе.

В 1929 году были опубликованы «Программы единой трудовой школы I ступени» для городских и сельских школ. В новых программах большое внимание уделялось такому учебному материалу, с помощью которого можно было познакомить детей в доступной для них форме с индустриализацией страны, с коллективизацией сельского хозяйства, с классовой борьбой трудящихся и культурной революцией, развернувшейся в стране. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школы ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов.

В советскую школу некритически был перенесен американский «метод проектов». Соответственно этой методической системе происходила ликвидация школьных групп (классов), их заменяли звеньями и бригадами. При школах создавались мастерские по труду (столярные, слесарные, токарные), школьные производственные музеи. Учащихся вооружали элементарными производственно-трудовыми навыками, умением пользоваться простейшими инструментами труда, знакомили с трактором, автомобилем, электромотором, устраивали экскурсии учащихся на производство.

В августе 1930 года в Москве состоялся первый Всероссийский политехнический съезд. Съезд вынес решение о прикреплении всех школ в городах и в промышленных районах к предприятиям, а сельских - к колхозам, совхозам и МТС; об организации для начальных классов школы рабочих комнат, а для пятых - седьмых групп-мастерских и лабораторий, связанных с производственным окружением, что имело в тот период важное значение для развития ФЗС и ШКМ, главной задачей которых была подготовка контингентов для ФЗУ и техникумов.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать