Школьное образование и педагогические идеи в России в 1920-1930 гг.
днако в проведении политехнического обучения в школах имелись серьезные ошибки. Попытки сделать стержнем учебных занятий изучение ближайшего производства и местного края приводили к нарушению процесса обучения и содержания учебных предметов, отрывали политехнизацию школы от изучения основ наук. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов и др. - 353-355с.

ЦК ВКП(б) принял 25 августа 1932 года постановление «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе», в котором основной организационной формой учебной работы объявлялся урок с твердым составом учащихся и определенным расписанием; при обучении должны были применяться систематическое изложение учителем учебного материала, самостоятельная работа учащихся над книгой и учебником, письменные и графические работы учащихся, лабораторные работы, демонстрация опытов и приборов, экскурсии. В постановлении содержались принципиальные указания о системе учета знаний учащихся. Осуждая такие приемы учета, как сдача заданий преподавателю целой группой учащихся, было рекомендовано проводить индивидуальный систематический учет их знаний. «Преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать каждого ученика... Считать необходимым установление в конце года проверочных испытаний для всех учащихся».

Для проведения занятий за каждым классом (они тогда назывались группами) была закреплена определенная классная комната. Основной организационной формой учебных занятий стал урок, который имел определенную цель, отличался законченностью. Большое место на уроках занимало систематическое изложение учителем учебного материала в форме рассказа, объяснения, беседы, а в старших классах - школьной лекции.

При обучении чтению в первом классе был отвергнут «метод целых слов», тормозивший усвоение учащимися орфографических навыков. Обучение чтению стало производиться аналитико-синтетическим звуковым методом, основы которого были разработаны и успешно проверены на практике в течение многих десятилетий лучшими методистами начального обучения. Большое внимание стало уделяться обучению учащихся правильной устной и письменной речи. Уже в первом и во втором классах учащиеся получали некоторые грамматические сведения, а с третьего класса начиналось систематическое изучение грамматики. От учащихся требовалось усвоение орфографических навыков, для чего были введены систематические письменные упражнения и диктанты.

В преподавание математики также были внесены большие изменения: школа сосредоточила свои усилия на систематическом, твердом и сознательном усвоении учащимися математических правил и формул. Лучшие учителя стремились прививать учащимся умение применять их при решении задач, понимание значения математических знаний в жизни, в технике. Были устранены элементы слитного преподавания «математики вообще» (без расчленения ее на отдельные математические учебные предметы: арифметику, геометрию, алгебру).

В преподавании естествознания устранялись как чисто описательное изложение материала, так и абстрактно-обобщающее изложение законов природы без показа фактов, а равно узкоутилитарный, узкоприкладной подход к изучению биологических, физических и химических явлений.

В феврале 1933 года было опубликовано постановление ЦК ВКП(б)"Об учебниках для начальной и средней школы». Этим постановлением ЦК осудил стремление создать какой-то «динамичный» учебник, постоянно обновляющий свой материал. В школах имелись «рассыпные учебники», «журналы-учебники» (наподобие ежемесячных журналов), будто бы отражающие «сегодняшний день», «рабочие книги», перегруженные недоступными детям текстами исторических документов и отрывками из научных исследований крупных ученых. На местах получили довольно большое распространение «краевые учебники», большей частью неудовлетворительные в методическом отношении и создававшие большой разнобой в содержании учебного материала. Правительство предложило создать новые, стабильные учебники, рассчитанные на использование их в течение ряда лет. В 1933 году только в РСФСР было издано более 100 учебников по различным учебным предметам советской школы общим тиражом свыше 50 миллионов экземпляров.

В 1932 году вышел учебник по педагогике для педтехникумов (под редакцией А. Африканова и П. Груздева); в 1934 году вышли учебники М.М. Пистрака для педагогических институтов и учебник П.Н. Шимбирева для педагогических училищ; в 1939 году - учебное пособие «Педагогика» под редакцией И.А. Каирова для педагогических институтов; в 1940 году - учебное пособие «Педагогика» под редакцией П.Н. Груздева для педагогических институтов, учебник педагогики Б.П. Есипова и Н.К. Гончарова для педагогических училищ. Большую роль в развитии педагогической науки стал играть теоретический журнал «Советская педагогика», издающийся с 1937 года.

В 30-е годы расширяются научные исследования по вопросам дидактики и теории воспитания. Освещались дидактические принципы, методы и организационные формы учебной работы, используемые в советской школе, выяснялось существенное отличие их от дидактических принципов, методов и форм обучения, принятых в буржуазной школе.

Были созданы монографии, подготовлены или усовершенствованы учебники и учебные пособия по методикам преподавания, в числе которых работы В.А. Добромыслова, С.Е. Крючкова - по русскому языку; Н.К. Дмитриева, В.М. Чистякова - по русскому языку и родным языкам в нерусской школе; А.С. Пчелко, Е.С. Березанской, Н.Н. Никитина - по математике; Б.В. Всесвятского, А.А. Яхонтова - по естествознанию; А.И. Стражева и В.Н. Вернадского - по истории; Д.Д. Галанина, П.А. Знаменского - по физике и другие.

Постановления ЦК ВКП(б) о средней школе (1931-1932) серьезно поставили вопрос об издании методических журналов. В 1933 году начинает издаваться журнал «Начальная школа», в 1934 году - «География в школе», «Иностранный язык в средней школе», «История в школе», «Математика в школе», «Русский язык и литература в школе». В дальнейшем стали выходить журналы по другим учебным предметам средней школы. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов и др. - 377-379с

В середине 30-х годов происходила серьезная перестройка исторического и географического образования.15 мая 1934 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли два постановления: «О преподавании гражданской истории в школах СССР» и «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР». Отметив имевшие место в советской школе недостатки в преподавании истории, СНК СССР и ЦК ВКП(б) рекомендовали сообщать учащимся исторические события в историко-хронологической последовательности, чтобы обеспечить усвоение детьми важнейших исторических фактов, знание видных исторических деятелей и важнейших хронологических дат. При преподавании истории должны быть использованы наглядные пособия (картины по курсу истории, географические карты) и отрывки из художественных литературных произведений. В постановлении о преподавании географии осуждены отвлеченность и сухость учебного материала, перегрузка географическими названиями и статистико-экономическим материалом, рекомендовано усилить физико-географический материал, обратить особое внимание на умение ориентироваться по карте. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов и др. - 366-369с.

Глава IV. Идеи советских педагогов 1920-1930-х гг.

Занков Леонид Владимирович (1901-1977) - педагог, психолог, дефектолог, доктор педагогических наук (1943). Разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Обосновал возможность применения в педагогических исследованиях разных видов педагогического эксперимента, выдвинул и реализовал идею включения в педагогический эксперимент психологических методов общего развития учащихся как средства объективной оценки результативности педагогических нововведений.

Под руководством Занкова проведены фундаментальные исследования в области общей педагогики: выявлены разные формы сочетания слова и наглядности, применяемые для решения одних и тех же учебных задач, их различная эффективность для развития детей; впервые в условиях педагогического эксперимента исследована объективная закономерная связь между обучением и общим развитием детей; обоснована ведущая роль обучения в развитии и роль внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные варианты развития учащихся в одних и тех же, в т. ч. и оптимальных, условиях обучения; раскрыты резервы развития учащихся, не использовавшиеся в массовом обучении; создана новая дидактическая система начального обучения, направленная на общее развитие детей и воплощенная в практических руководствах для школы (программы, учебники, методические пособия). http://biblio.narod.ru/gyrnal/vek/vek34/1934-l.htm

Павел Петрович Блонский (1884-1941) во главу угла всей воспитательной системы поставил задачу формирования всесторонне развитой личности, основанного на ее всестороннем изучении. «Именно личность ребенка, - писал он, - во всем ее своеобразии - основа правильного воспитания». Рассматривая задачу формирования всесторонне развитой личности как основную цель всей организации воспитания, П.П. Блонский при ее реализации последовательно проводил два основных принципа: принцип гуманизма и принцип развития. Он решительно выступил против воспитания, основанного на насилии, подавлении ребенка, на наказаниях. Только знание особенностей личности ребенка - основа правильного воспитания.

Яркое воплощение в творчестве П.П. Блонского нашел принцип развития, составляющий одно из ведущих положений современной психологической науки. «Большая ошибка, - писал П.П. Блонский, - описывать личность, как нечто неподвижное и сразу данное. Личность есть динамическое понятие». Процесс формирования личности, как и вообще весь процесс воспитания, П.П. Блонский трактовал как непрерывно продолжающийся активный процесс, в котором активны обе стороны - и воспитатель, и воспитуемый.

В подходе к исследованию закономерностей детского развития П.П. Блонский продолжал традицию К.Д. Ушинского, понимавшего ребенка как единое психобиологическое существо, изучая которое необходимо рассматривать в единстве его духовную и физическую сторону, учитывать взаимовлияние психического и физического развития. Только всестороннее знание ребенка, считал П.П. Блонский, основанное на комплексном изучении различных сторон и уровней психической и физической деятельности человеческого организма, может дать воспитателю возможность организовать жизнь воспитанника, обеспечивающую его всестороннее развитие.

Идея целостного подхода к человеку как единому психобиологическому существу нашла воплощение в концепции П.П. Блонского о сущности и происхождении психической жизни, в основу которой он положил три главные идеи: развития; потребностей и интересов как двигателей развития психической жизни; зависимости реакции субъекта на внешние воздействия от силы или слабости природной нервно-психической организации.

Блонский особо подчеркивал значение трудового воспитания и политехнического образования для всестороннего развития детей. Он явился пионером советской науки в этом вопросе и сформулировал в этой области основополагающие принципы. Никольская А.А. Значение П.П. Блонского в истории психологии. - 122-125с.

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) рассматривала не только общие проблемы этой области педагогики, но и проблемы частных методик, образовательное и воспитательное значение каждого учебного предмета. Много внимания она уделила преподаванию естествознания, справедливо полагая, что естественнонаучным дисциплинам принадлежит важная роль в формировании у учащихся научного материалистического мировоззрения.

Касаясь проблемы методов обучения, Крупская требовала, чтобы частные методики обеспечивали активность и самостоятельность школьников на уроках, учили их действовать коллективно и организованно, формировали исследовательский подход к фактам и явлениям. Крупская указывала, что задача учителя состоит не только в том, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и в том, чтобы развивать их наблюдательность, познавательные способности и инициативу, прививать навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда. По ее мнению, важнейшая задача школы - воспитать сознательных строителей социализма, что нужно использовать все достижения науки для того, «... чтобы научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, отдавая себе отчет в результатах своих действий, развивая максимум инициативы, самодеятельности». История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов и др. - 362-364с.

Н.К. Крупская считала, что профессия учителя у нас не только почетна, но это одна из «наиболее захватывающих» профессий. Она пропагандировала идею тесной взаимосвязи семьи и школы. Мать - «естественная воспитательница», ее влияние на детей, особенно на малышей, огромно. Школа обязана помочь родителям (и матери в первую очередь) правильно направить воспитание детей.

Основные труды: «Женщина-работница» (1899), «К вопросу о школьных судах» (1911), «О школьном самоуправлении» (1915), «Дорога таланту» (1916), «Народное образование и демократия» (1917), «Задачи школы I ступени» (1922), Общественное воспитание» (1923), «Школьное самоуправление и организация труда» (1923), «Школа и пионердвижение» (1924) http://www.detskiysad.ru/ped/ped136.html.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - педагог-новатор, обогативший педагогику 20-30-х гг. ХХ века новыми идеями, методами и приемами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, воспитание в семье и коллективе).

Макаренко считал, что в обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т.п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы.

Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания.

Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Макаренко считал, что воздействовать на отдельную личность можно, действуя на коллектив, членом которого является эта личность. Это положение он называл «принципом параллельного действия». В этом принципе реализуется требование коллектива - «все за одного, один за всех». «Принцип параллельного действия» не исключает, однако, применения «принципа индивидуального действия» - прямого, непосредственного воздействия педагога на отдельного воспитанника. Одним из важнейших законов коллектива Макаренко считал «закон движения коллектива». Если коллектив достиг поставленной цели, а новых перспектив перед собой не поставил, наступает самоуспокоение, нет больше стремлений, воодушевляющих участников коллектива, нет у него будущего. Коллектив всегда должен жить напряженной жизнью, стремлением к определенной цели. В соответствии с этим Макаренко впервые в педагогике выдвинул и разработал важный принцип, который он назвал «системой перспективных линий». «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость... »

В школах колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского не применялась комплексная система расположения программного материала. Макаренко был сторонником систематического преподавания учебных предметов, он резко отрицательно относился ко всякого рода прожектерству в методике обучения - к «Дальтон-плану», «методу проектов» и т.п.

Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Основные труды: 1933-1935 годах была напечатана «Педагогическая поэма», в 1937 - «Книга для родителей», в 1938 - «Флаги на башнях». http://www.detskiysad.ru/ped/ped137.html

Пистрак Моисей Михайлович (1888-1937) внёс большой вклад в разработку концепции содержания общего среднего образования. Участвовал в составлении программ ГУСа для школ II ступени (1925 - 1927), направленных на включение школьников в процесс творческого преобразования действительности. Выступая убеждённым сторонником комплексного подхода в обучении, он вместе с тем отстаивал право на существование в школе II ступени самостоятельных, учебных предметов. Борясь против утилитаризма и прагматизма в преподавании, он подчёркивал ценность общего среднего образования, в которое включал не только знания, но и навыки, умения, убеждения.

Пистрак - крупный теоретик и практик политехнического образования, в качестве основы которого выдвигал идею соединения общего образования с производительным трудом. Выступал как последовательный сторонник единой трудовой школы. В понятие "политехнизм" ученый включал не только производственно-технические знания, умения и навыки, но и качества личности, соответствующие потребностям индустриального производства.

Основными видами труда в школе Пистрак считал домоводство и самообслуживание, занятия в мастерских, труд на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях.

М.М. Пистрак выделял 3 этапа трудового обучения в соответствии с возрастными особенностями школьников: от 6 до 12 лет - развитие элементарных представлений о различных видах производства, творческих способностей учащихся, практических трудовых умений и навыков; от 12 до 15 лет - усвоение программы политехнического обучения и получение первоначальной трудовой подготовки в процессе выполнения производств, заданий в школьных мастерских; от 15 до 18 лет - научно-теоретическое обоснование политехнических знаний, подготовка к выбору профессии.

Он сформулировал свои взгляды на предмет и метод педагогики, принципы и содержание образования и воспитания, методы и формы обучения, внеклассную деятельность, самоуправление и др. Особое внимание он уделял психолого-педагогическим основам применения различных методов обучения. http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/biograf7.html

Заключение

Принципы, заложенные советским правительством в основу образования в 20-30-х гг. прошлого века, применяются и в школе нашего времени. Практически вся система образования строилась наново, отвергая традиции школы ХIX века. Декларации, постановления ЦК ВКП(б) носили новаторский характер, они создавали школу, в которой воспитывался и развивался человек новой эпохи, более грамотный, культурный, воспитанный на основах всеобщего равенства и любви к родине.

Среди главных достижений советской педагогики можно отметить принцип всеобщего и обязательного начального обучения (1930г), стремление связать теорию с практикой и, как следствие, создание трудовых школ, ФЗС, ФЗУ и рабфаков, в которых подростки могли получить не только книжные знания, но практические навыки и даже трудовую специальность.

Вслед за новой школой появляется и новая система обучения и воспитания, создаются программы комплексного преподавания («программы ГУСа»), разрабатываются и публикуются учебники, рассчитанные на несколько лет использования (постановление «Об учебниках для начальной и средней школы», 1933г), широкое распространение получают пионерские и комсомольские организации, призванные расширить кругозор детей и воспитать в них любовь к Родине.

Не меньшее внимание уделяется проблеме педагогических кадров. По всей стране создается сеть пединститутов, техникумов для подготовки молодых специалистов; учитель признается центральной фигурой учебного процесса («О педологических извращениях в системе Наркомпросов», 1936г).

Литература

1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; Под. ред.З.И. Васильевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 432 с.

2. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева и др. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.

3. Никольская А.А. Значение П.П. Блонского в истории психологии // Вопросы психологии. - 1985. - № 1

4. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. Под. ред.А.Н. Алексеева, Н.П. Щербова. Сост. и авт. вводных очерков М.И. Анисов. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972. - 407 с.

5. http://biblio.narod. ru/gyrnal/vek/vek34/1934-l.htm

6. http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/biograf7.html

7. http://www.detskiysad.ru/ped/ped136.html

8. http://www.detskiysad.ru/ped/ped137.html

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать