Школьный учебник в системе обучения
p align="left">Формирование информационной функции учебника в процессе его создания предполагает в первую очередь высокое качество учебного материала, его высокий научный уровень. И следовательно, «при совершенствовании учебников, учебной методической литературы принцип глубокой научности не только должен быть сохранён, но и преумножен». И в этом плане очень большое значение приобретают работы советских дидактов по разработке: типологии аспектных проблем конкретного учебного предмета, которые выступают в качестве содержания, подлежащего изучению; структурных схем, а также критериев, служивших основанием для формирования основ теории в тех учебных предметах, в которых функционально «основы наук» составляют ведущее содержание, и т.д.

Вопрос отбора предметного содержания, которое необходимо усвоить в конкретном случае или группе классов, -- это в конечном счете вопрос о содержании образования в трудовой политехнической школе. Он решается конкретно на каждом историческом этапе развития школы и находит свое реальное выражение в учебных программах. ...

Программы -- средство фиксации содержания учебного предмета. Они подготавливают содержание образования к переводу -- в учебнике -- на уровень учебного материала для включения его в реальный учебный процесс, т. е. служат реализации в учебном процессе планируемого содержания. Поэтому программы не только средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета, но и руководящий, направляющий документ для учебного процесса. Изолированная работа над программой каждого учебного предмета - не может иметь места: совокупность программ должна отразить содержание образования в его целостности. Поэтому общим требованием к программам является их единство, единые методологические и теоретические основы их разработки и достижение в них целостности содержания образования (как и в учебных планах и учебниках).

Программа -- нормативный документ, не только направляющий деятельность учителя и учащихся, но и определяющий деятельность создателей учебников и методических пособий.

Практика создания учебников последнего десятилетия убедительно показала, что в ряде случаев немало сложностей возникало в связи с тем, что авторские коллективы приступали к созданию учебников до создания соответствующей программы по учебному предмету (при этом на уровне лишь данного учебного предмета без учета всего объема содержания, определенного для усвоения данной возрастной группой). В ряде случаев программа существенно уточнялась, а иногда и прямо утверждалась на базе подготовленного учебного материала -- учебника. Эти факты нарушения научной логики поэтапного формирования содержания образования в ряде случаев и привели к заполнению учебников чрезмерно усложненным, оторванным от жизни, а значит, и от целей общеобразовательной школы учебным материалом. В результате далеко не все учебники соответствовали параметрам, выработанным в процессе создания лучших советских учебных книг. Работа по ним создавала перегрузку учащихся, сами учебники неоднократно дорабатывались, что влекло за собой большие материальные потери.

Три серьезные доработки -- за 10 лет. И практически впервые за 10 лет для учебника наконец отобран необходимый материал! Когда анализируешь этот материал (а, к сожалению, «Физика» для IX класса не исключение), поневоле приходишь к мысли о наличии серьёзных недостатков в формировании информационной функции учебника, об отсутствии четких критериев определения по каждому предмету того, что необходимо для усвоения на данном этапе развития общества.

Необходимость доработки учебных планов, программ и учебников, с тем чтобы они «содержали в необходимом объеме основы соответствующих наук, обеспечивали политехническую, трудовую, воспитательную направленность изучаемых предметов, их доступность, внутреннюю преемственность и логическую последовательность на всех ступенях обучения», прямо вытекает из требований, предъявляемых к учебнику для массовой школы.

В основе наиболее полной реализации информационной функции школьного учебника лежит серьезная работа по дальнейшему совершенствованию учебных программ, призванных научно отразить специфику учебного предмета, включенного в содержание образования. Программа, выделяя основные вопросы курса, определяет четкие параметры объема информации в учебнике, который и призван, исходя из этого, реально, на деле способствовать устранению перегрузки школьников учебными занятиями.

Четкая формулировка в программе требований к основным, знаниям и умениям является развернутой конкретизацией целей учебно-воспитательного процесса, достигаемых в процессе преподавания того или иного учебного предмета. Теперь автор учебника, как и учитель, получает конкретные указания о том, какие основные понятия и идеи должны быть усвоены учащимися (а следовательно, введены в учебник), какие практические умения и навыки должны быть сформированы у них в результате учебной работы за каждый учебный год. Глубоко продуманная, научно обоснованная программа курса обучения, строгое соблюдение авторским коллективом ее требований с учетом межпредметных связей-- первое, важнейшее условие успешной реализации информационной функции школьного учебника.

Однако, как показала практика создания учебников в издательстве «Просвещение», не меньшую остроту приобретает и количественная сторона вопроса.

В директивных указаниях партии обращено внимание на наличие в школьных учебниках излишней информации, второстепенного материала. О том, как это выглядит на практике, свидетельствуют исследования, проведенные учеными в конце 70-х гг.

В числе причин, способствующих перегрузке, помимо излишней усложненности отдельных курсов, несовершенства учебников и преподавания исследователи прямо указывали на несоответствие объема включенного в программы и учебники материала времени, отводимому на его изучение. Очевидно, что без учета способности учащегося определенного возраста освоить новые знания нельзя строить, нагрузку учебной книги. Вместе с тем проблема усвоения содержания образования не может, естественно, быть сведена лишь к проблеме количества.

Трансформационная функция. Социальный опыт, передаваемый подрастающему поколению в процессе обучения, в том числе научные знания, так или иначе пронизывающие каждый учебный предмет, не переносится прямо в школьные программы и учебники. К. Д. Ушинский считал переработку научных систем в педагогические важнейшим показателем качества школьных учебников. Выдающийся педагог обосновал положение о том, что «научное и педагогическое изложение науки две вещи разные», что педагогическая переработка науки является непременным условием успешного и плодотворного обучения подрастающих поколений. Учебник (комплект учебников для школы) включает в себя переработанные, преобразованные основы знаний. Это преобразование осуществляется на основе дидактических принципов и правил для того, чтобы содержание образования было наилучшим образом усвоено учащимися (определенного возраста, состояния здоровья, типа учебно-воспитательного учреждения).

Наиболее полно воплощая государственную программу, конкретизируя, уточняя и развивая ее, учебник реализует содержание образования с учетом его доступности, осуществляет тем самым трансформационную функцию, направленную на то, чтобы на основе ясного и отчетливого понимания учебного материала у школьников возникало стремление к поисковой преобразовательной деятельности.

В реализации этой функции, в умении преподнести учащимся содержание конкретного предмета в форме легко усвояемой, интересной, понятной и близкой учащимся во многом сказывается высокая степень не только научной эрудиции автора учебника, но и его таланта популяризатора и педагога, умение «видеть предмет» глазами учащегося. Однако следует проследить и те закономерности, которые существуют при формировании этой функции. Основными направлениями трансформации содержания предмета обучения при переводе его на уровень учебного материала являются:

1) обеспечение доступности содержания для данной возрастной категории -- дидактическая переработка учебного материала;

2) установление значимых для данной категории учащихся связей изученного материала с жизнью, с практикой;

3) оптимальная активизация учения школьников путем введения элементов проблемного изложения, усиления его убедительности, интересности и эмоциональной выразительности.

Рассмотрим наиболее характерные черты этих трёх направлений.

Проблема дидактической переработки исходного материала для школьного учебника занимала практически всех ученых-педагогов, так или иначе имеющих отношение к учебникам. Особенно глубоко разработал эти положения К. Д. Ушинский, который не только выстроил общие закономерности, но и на конкретных образцах убедительно продемонстрировал подходы к этому «очень и очень нелегкому» делу. К сожалению, до сих пор при составлении хрестоматий и книг для чтения в начальной школе авторам и издателям приходится слышать немало упреков в том, что для них подбираются и специально пишутся тексты, не отличающиеся, по мнению рецензентов, высоким художественным совершенством. Не проще ли взять готовые великолепные образцы творений Пушкина, Лермонтова, Тургенева?

В методических статьях и материалах к «Детскому миру» К- Д. Ушинский так в свое время отвечал на этот вопрос: «Много значит для ребенка, если он прочтет несколько статей с полным их сознанием, с полным пониманием не только мысли, но и связи мыслей. Вот почему статьи книги, назначенной для первоначального чтения, не могут быть собраны из различных писателей, но должны быть нарочно составлены для первоначального чтения. Как хороши, например, описания различных предметов природы у Аксакова и Тургенева, но годятся ли они для первоначального логического чтения? Положительно нет: дитя, подавленное самою красотою формы, не проникнет до сущности, и учителю почти невозможно вести беседу об описываемом предмете; ему приходится говорить почти только о выражениях писателя, что еще слишком рано».

Глубоко исследуя вопрос о дидактической переработке материала науки в учебниках на базе материала последних лет, А. М. Сохор так формулирует эту задачу: «Обеспечение надлежащей коммуникации между учебником и учащимся, т. е., иными словами, обеспечение понимания сообщения на требуемом (заранее установленном в качестве минимального) уровне».

К способам обеспечения понимания учебного материала относятся: учет базовых знаний учащихся; опора на актуализацию этих знаний, установление между ними и новыми знаниями прочных логических связей; строгая регламентация (с учетом отведенного программой времени) количества познавательных задач, постановка их в доступной для данного уровня подготовки вербальной форме.

Обеспечение доступности, умелая дидактическая обработка исходного материала -- важная составная часть трансформационной функции школьного учебника. Реализация этой функции должна вместе с тем обеспечить такую переработку материала, которая позволит наиболее полно и убедительно осуществить в процессе обучения связь изучаемого материала с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Это один из исходных моментов передачи учащимся социального опыта предшествующих поколений, ибо только на его базе можно включить их в активную общественную и производственную деятельность.

Трансформируя научный материал в учебный, опытные авторские коллективы стремятся изложить его таким образом, чтобы выйти на уровень сегодняшней действительности, дать в руки учащихся инструмент практического познания и воздействия на мир, па окружающую действительность.

Наконец, как уже было указано, при педагогической трансформации научного, идеологического, художественного и другого материала в учебный важное значение имеет активизация учения школьников, в том числе их мыслительной и эмоциональной сферы в процессе восприятия и осознания информации. И в этом отношении авторские коллективы обладают очень большими возможностями.

Научная достоверность и убедительность (доказательность), классовый подход к освещению проблем, реализм, яркое, эмоционально-выразительное, проблемное изложение, умелое использование иллюстративного материала, проблемная постановка вопросов и заданий, направленность на формирование самостоятельного продуктивного мышления и опыта творческой деятельности учащегося -- вот далеко не полный перечень путей и способов, с помощью которых автор учебника трансформирует материал с учетом изучаемого предмета и возраста школьников. Цель этой трансформации -- активизация учения школьников, их мыслительной деятельности, их познавательных чувств и мотивов. Очень хорошо сказал об этом Н. А. Добролюбов, утверждая, что «убеждение и знание только тогда и можно считать истинными, когда оно проникло внутрь человека, слилось с его чувством и волею».

Систематизирующая функция. В каждом учебнике (во всей системе учебников) по предметам и классам должно быть обеспечено строго последовательное изложение информации, составляющей содержание учебного курса, и сам должен учить школьника приемам и методам научной систематизации. Реализация систематизирующей функции -- необходимая предпосылка для осуществления других функций учебника. «Роль этой функции вытекает из самой сути единой трудовой политехнической школы. Об этом упоминал в свое время М. И. Калинин, утверждая, что «школа -- это единственное место, которое приучает... систематически работать. Как бы человек ни стремился помимо школы, без школы, сам по себе получить знания, он все-таки будет, как говорят, самоучкой».

Нарастающий поток научной информации надо уметь систематизировать, обработать и передать .учащимся так, чтобы подготовить их к той новой технике, к новым технологическим процессам, с которыми они будут иметь дело, вступив в жизнь. Одновременно реализация систематизирующей функции учебника должна активизировать процесс овладения учащимися учебным материалом, помочь учителю в управлении процессом учения.

Усиление реализации систематизирующей функции в комплекте учебников, учебных книг способно преодолеть один из серьезных недостатков общеобразовательной школы, который заключается в том, что, обеспечивая основательные знания по отдельным предметам, она зачастую не дает учащемуся целостного представления о мире. Достижению этой важной цели будет в существенной мере способствовать систематическое формирование у учащихся целостной картины мира, соответствующей современным научным представлениям, в учебниках естественного цикла.

3 Функции закрепления и самоконтроля. Функция самообразования

Являясь носителем определенного, обязательного учебного материала, учебник призван всемерно облегчать учащемуся усвоение и закрепление этого материала, помогать ему самостоятельно восполнять пробелы в знаниях и умениях. Отсюда такие традиционные функции учебника, как функции закрепления и самоконтроля.

Внедрение в педагогический процесс различных средств обучения (аудиовизуальных, технических и др.), безусловно, помогает решению этой задачи. Однако функция самообразования, присущая учебнику, при этом не сужается и не упрощается. Наоборот, она становится более сложной и ответственной.

Полная реализация функций закрепления знаний и самоконтроля, так же как и функции самообразования, прямо и непосредственно связана с теми компонентами учебника, которые призваны обеспечить последовательное формирование умений работать, в том числе и прежде всего работать с учебной книгой, системой учебных книгу. Не случайно при обсуждении проблемы повышения роли учебно-методической литературы в развитии умений и навыков учебной деятельности школьников, четко прослеживается необходимость поднять уровень умений учащихся работать с учебной книгой. Наиболее четко это требование было сформулировано для физики, подчеркнувшей, что проведенные исследования помогли вычленить ведущие умения для предметов естественнонаучного цикла:

а) самостоятельно работать с учебной и справочной литературой,

б) наблюдать и ставить опыты,

в) обращаться с лабораторным оборудованием,

г) решать задачи (вычислительные, экспериментальные, качественные и т. д.,

д) осуществлять самоконтроль за результатами самостоятельной работы.

В рекомендациях подчеркивается, что каждое из указанных умений по своей структуре достаточно сложно и включает умения выполнять более простые действия и операции. Так, например, сложное умение самостоятельно работать с учебной литературой включает более 20 элементарных действий; умение самостоятельно выполнять эксперимент включает более 10 операций.

Чтобы обеспечить успешное формирование этих и других умений учебного труда, необходимо четко определить и научно обосновать, в каких классах при изучении каких разделов курса необходима и возможна выработка умения выполнять те или иные операции (действия) внутреннего (умственного) или внешнего плана, на каком этапе обучения целесообразно дать обобщенное знание о структуре того или иного умения.

В этом плане для авторских коллективов, как и для всех конструкторов учебников, представляет определенный интерес позиция педагогической науки в вопросе формирования умений и навыков работы школьника с учебной книгой. Определяя умение как возможность выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится ориентироваться субъекту, А. В. Усова подчеркивает, что развитие познавательных умений учащихся должно осуществляться синхронно с ростом объема информации, подлежащей усвоению при переходе из класса в класс. При этом, как показали исследования (Н. Ф. Талызина, Е. Н. Кабанова-Меллер, А. В. Усова), продуктивность учебного труда существенно повышается, когда у учеников формируются обобщенные умения, числе основных познавательных умений находится умение работать с книгой -- важнейшим источником знаний для современного человека. «Для школьников основным источником знаний является учебник, -- утверждает А. В. Усова. -- Следовательно, необходимо школьников, прежде всего, научить работать с учебником».

Очевидно, что, как бы серьезно, последовательно, упорно ни преподавал учитель, процесс обучения не будет успешным, если сам учащийся не будет проявлять интереса, настойчивости в овладении знаниями. Учить -- это прежде всего вызвать у ученика желание учиться и научить его учиться. При этом учиться активно, творчески, ибо если учащийся в школе научится только подражать, «копировать», то и в жизни он едва ли сумеет творчески работать.

Учебник -- важнейший инструмент в руках учителя -- призван помочь ему сформировать у учащегося потребность овладеть не только конкретным содержанием предмета, определенным объемом информации, но и умением обобщать изученное, проверять достоверность знаний, применять их в той или иной конкретной ситуации.

Таким образом, все яснее и четче прослеживается в работе авторских коллективов тенденция помочь учащемуся учиться, и прежде всего научиться работать с учебной книгой. Эта тенденция призвана стать закономерным свойством всей системы учебников и учебных книг общеобразовательной школы. Каждая из таких книг может считаться успешно состоявшейся лишь в том случае, если с учетом возрастных особенностей учащихся целенаправленно и последовательно у них будут формироваться навыки и умения самостоятельно работать с книгой, контролировать процесс усвоения знаний, закреплять в сознании главное, на чем в последующие годы как на фундаменте будет строиться здание нового.

4 Интегрирующая функция

На современном этапе развития образования особое и всевозрастающее значение приобретают присущие в системе средств обучения только учебнику такие специфические функции, как интегрирующая и координирующая.

Бурное развитие средств массовой информации, насыщение учебного процесса аудиовизуальными и другими пособиями приводят к тому, что учебник не может выступать (наряду, естественно, со словом учителя) в качестве единственного источника учебной информации. Сейчас кино, радио, телевидение, периодическая печать, научно-популярная и справочная литература изо дня в день выдают такое количество самой разнообразной и оперативной информации, что никакой учебник в этом с ними конкурировать не может. Средства массовой информации, как и технические средства обучения, несут богатейшую и очень ценную информацию. Но, охватывая (зачастую очень глубоко) в какой-то конкретный период только какую-то часть содержания образования, такая информация по своей сути остается фрагментарной.

В учебнике целенаправленно отобрано основное, в нем отработаны в системе основополагающие знания. Учебник призван дать целостное представление о предмете изучения, а в конечном счете в системе учебных книг, -- о мире и законах его развития, о применении этих законов в практической деятельности человека.

Рассчитанный на постоянное и повседневное пользование в течение длительного времени (комплект учебников -- на все годы школьного обучения), учебник прежде всего интегрирует знания и умения, приобретенные школьником в рамках учебной программы в различных видах деятельности и из разных учебных источников. Тем самым современный учебник располагает реальной возможностью для того, чтобы последовательно формировать методы научного мышления, воспитывать у учащегося умения самостоятельно и верно оценивать факты, перерабатывать всю ту массу информации, которая к нему поступаем. Вооружая учащегося методами научного подхода к фактам и явлениям, учебник создает плацдарм для эффективного самообразования школьника, для его самостоятельной продуктивной деятельности как в процессе обучения, так и в последующей трудовой жизни.

Интегрирующая функция учебника служит, таким образом, своеобразным каркасом, объединяющим как внутреннюю структуру учебника по предмету (внутрипредметные связи), так и, что не менее важно, систему учебных пособий, в которых заложены знания и умения, являющиеся опорными при изучении материала данного учебника (межпредметные связи).

Следует отметить, что из всех средств обучения, находящихся в распоряжении учителя, только учебник обладает интегрирующей функцией, только он способен обеспечить внутреннюю взаимосвязь компонентов системы обучения того или иного предмета с опорой на межпредметные связи, которые можно реализовать на конкретном этапе обучения.

5 Координирующая функция

Одна из принципиальных особенностей учебника современной школы заключается в том, что он объективно, в силу своего назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства. Но реализовать это предназначение, занять свое место в системе учебник может только в том случае, если, во-первых, он будет сконструирован с учетом активизации координирующей функции и, во-вторых, если он целенаправленно использует ее, опираясь на всю наличную систему средств обучения. Учебник координирует функциональное применение всех, в том числе не в последнюю очередь и технических, средств обучения, а также использование соответствующих содержанию образования сведений, которые несут средства массовой информации в интересах дифференциации обучения в условиях всеобщего обязательного обучения.

Всевозрастающее значение координирующей функции школьного учебника ясно прослеживается на фоне стремительного наступления новейших средств массовой информации, проникновения в отдаленные уголки нашей страны многочисленных программ телевидения, выхода радио практически на глобальный уровень.

Чрезвычайно важно в этих условиях помочь учителю четко определить необходимый для каждого класса минимум дополнительного учебного и иного материала, а также определенного вида деятельностей, которые можно рекомендовать учащемуся с учетом его способностей, склонностей и др. Определить и строго соотнести, в соответствующей книжной или иной форме, с учебником.

Практика учебно-педагогических издательств убеждает в том, что сделать это может только тщательный, глубоко продуманный отбор соответствующих компонентов учебника. В этом плане понимание четкой функциональной предназначенности как каждого комплекта учебников, так и соответствующего набора дидактических средств представляется очень важным, тем более что единства во взглядах здесь нет. В интересной статье

«Интегрирующая функция учебника обществоведения» ее автор И. Е. Задорожнюк пишет: «Очевидно, что в полном объеме осуществить интегрирующую функцию курса обществоведения учебник один не может. Встает вопрос об учебно-методическом комплексе... наряду с общими для него пособиями (хрестоматия, книга для чтения, справочник, общая методика курса), вероятно, нужны дополнительные наборы пособий для каждой части курса... Видимо, философский раздел учебника должен иметь иное сопровождение (книгу для чтения, сборник заданий или задач), чем раздел, посвященный проблемам нравственности» [87, с. 11]. При подобном подходе расширительно трактуется понятие интегрирующей функции учебника, ибо в нее включается и его специфически координирующая функция.

От создателей и конструкторов учебников, и прежде всего от авторов, комиссий, рекомендующих рукопись к изданию, ведущих редакторов издательств, требуется строгое соотнесение предлагаемого для изучения материала с реальными возможностями учебно-воспитательного процесса. Однако это отнюдь не принижает значения координирующей функции учебника, которая призвана максимально помочь учителю обеспечивать дифференцированный подход к обучению, вырабатывать у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, углублять полученные в школе знания, вырабатывать умения применять эти знания в процессе практической деятельности. Примером оптимального использования глубоко продуманной координирующей функции могут служить учебники иностранного языка (английский, немецкий, французский и испанский), издаваемые «Просвещением» по новым программам, начиная с IV класса. Органической частью учебника каждого класса является строго регламентированная книга для чтения, набор аудиовизуальных средств, а также набор адаптированных художественных и научно-познавательных текстов для внеклассного чтения: Проверенная на практике в течение более чем 15 лет в курсах иностранного языка активная координационная функция учебников позволила нам сделать вывод о необходимости в условиях введения всеобщего среднего обязательного обучения перейти к созданию системы книжных учебного и учебно-методического комплексов.

6 Развивающе-воспитательная функция

Уже подчеркивалось, что развивающе-воспитательная функция, пронизывает все функции учебника, что в условиях сегодняшней школы она является стержневой, ведущей во всем процессе создания учебника. Но именно поэтому в процессе исследования теоретических проблем школьного учебника есть необходимость рассмотреть ее особо, вычленив как самостоятельную, ведущую функцию учебной книги. С момента своего зарождения учебник всегда являлся средством идеологического воздействия господствующего класса и осуществлял определенную воспитательную функцию.

Совершенно очевидно, что активная развивающе- воспитательная функция учебника определяется в большой степени научностью содержания образования. Однако эту возможность следует умело реализовать, и создатели учебников должны учесть опыт, накопленный лучшими авторскими коллективами.

Для школьника личная судьба героя, обаяние его личности всегда играли очень большую роль, являясь важным фактором воспитания. Этим умело пользуются многие авторские коллективы, объясняя на страницах учебников вклад выдающихся революционеров, деятелей государства, первооткрывателей, людей труда, ученых, писателей в дело становления и развития советского общества.

Как подчеркивает Т. Ф. Курдюмова, авторский прием, который позволяет учащемуся, изучая материал учебника по литературе, наблюдать за постоянным взаимопроникновением жизни и творчества писателя, мысленно следовать за этапами становления творческой личности, помогает сделать естественной и привычной мысль о неразрывном единстве судьбы человека и его деятельности.

Таким образом, развивающе- воспитательная функция школьного учебника социалистической школы, всегда играя ведущую роль, в современных условиях приобретает особую значимость. В ней, как в фокусе, наиболее полно и ярко проявляется специфика современного учебника. Подчеркнем еще раз, что каждая функция учебника призвана нести определенную воспитательную нагрузку. Так, если традиционная систематизирующая функция учебника всегда была направлена на облегчение усвоения учащимися определенной суммы знаний (сведений), то в комплексе функций учебника для социалистической школы систематизирующая функция активно служит формированию научных методов познания, идейному воспитанию. А к нашему учебнику мы должны предъявлять еще особое требование -- не формальной систематизации, а систематизации, вытекающей из самой сути предмета, трактующей каждое явление во всех его связях и опосредованиях, берущей явление в его развитии и увязке с практическими потребностями данного момента».

Таковы присущие учебнику основные функции. И здесь существенны их соподчинение и взаимосвязь. Эти функции представляют собой определенный комплекс, вне которого ни одна из них не может в полной мере и не деформируясь выполнять свое назначение.

Выявление всех особенностей учебника, отличающих его от других средств обучения, активная работа по его совершенствованию возможны лишь при установлении специфики комплекса его функций.

Список используемой литературы

1. Зуев Д.Д. Школьный учебник.- М.: Педагогика, 1983.-240 с.

2. Лошкарёва И. А. Функции учебника в формировании учебных умений и навыков учащихся// Советская педагогика.-1981.-№3.-С.24-28

3. Кондратенко Е.В. проблема школьного учебника// Педагогика.-

1999.-№4.-С.51-67.

4. Журавлев И.К. Дифференциация обучения средствами учебника// новые исследования в педагогических науках, 1990.-С.28-34.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать