Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка
p align="left">В результате работы по эмоциональ-ному воспитанию детей в группе сло-жились определенные традиции.

Завели «Дневник настроений». Ут-ром, придя в группу, дети рисуют в нем свое настроение, а если оно меняется в течение дня, то делают несколько зари-совок.

Дневник концентрирует внима-ние детей на их эмоциях, настроении, позволяет осознать свое эмоциональ-ное состояние и научиться выражать его словами.

Известно, что природа «разряжает на-пряженность», снижает стресс, помогая выздоровлению. Поэтому мы стараемся почаще приходить в «Зеленую ком-нату». Дети с наслаждением и интере-сом наблюдают, ухаживают за растения-ми, птичками, кроликами, любуются их красотой. А с каким удовольствием они выращивают травку для своих любим-цев! Это способствует воспитанию доб-рых эмоций, помогает расслабиться.

Весело и душевно проходят у нас слад-кие вечера, дни рождения детей. Становится традицией пить чай с разными «вкусностями», сделанными руками родителей и ребят. Исполь-зуя эту возможность, учим детей доставлять удовольствие сверстни-ку, разделять его ра-дость. Такие вечера сни-мают психоэмоцио-нальное напряжение. [10, с. 37]

Ежемесячно органи-зуются развлечения, на которых закрепляются знания детей об эмо-циях, развиваются спо-собность чувствовать настроение, эмпатия. После наблюдений и по-вторной диагностики выявляются положи-тельные результаты: де-ти проявляют откры-тость, доверие к взрос-лым и друг к другу. Од-ним из важнейших мо-ментов эффективного обучения является эмо-циональный фон. Ре-зультат? Дети начинают чувствовать се-бя более свободно, не боятся высказываться, вступают в диалог с воспитателем и сверст-никами. Поддерживая в ребенке радостное настроение, укрепляется его психиче-ское и физическое здоровье.

Конечно же, ходить, говорить, читать, писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общать-ся и любить - этому научиться сложно.

Воспитатели ДОУ №48 искренне надеются, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и на-сыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!».

3.2. Варианты практических мероприятий

для каждой возрастной группы

В этой части раскроем задачи и варианты практических мероприятий для каждой возрастной группы.

Младшая группа. Основными задачами на этом возрастном этапе являются:

¦ побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, cлyxoвого, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов;

¦ поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами различными по модальности, интенсивности, продолжительности.

Для реализации этих задач можно рекомендовать следующие сенсорные игры:

«Путешественники» - воспитатель предлагает босиком походить по разной поверхности (мягкая, гладкая, ребристая и т.д.), игры с водой - пускать кораблики, купать игрушки, «Дождь идет» (льют воду из лейки в тазики), «Кто дольше удержит воду» (набирают в ладони воду, стараясь как можно дольше ее удержать) и т.д.

Параллельно с сенсорными рекомен-дуется проводить игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде все-го жестикуляционной выразительности. [10, с. 37]

В младшей группе необхо-димо также познакомить детей с лекси-кой, отражающей наиболее яркие, ви-зуально легко определяемые эмоционалъные состояния: радость (радостно, радостный), веселье (веселый, весело и т.д.), грусть (грустный, грустно и т.п.), печаль (печальный, печально и т.п.), ис-пуг (испугаться, испуганный), злость (злой, рассерженный) и т.п.

Основную роль в решении этой зада-чи выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы и др., педагог ак-центирует внимание детей на слова, ха-рактеризующие определенные эмоцио-нальные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждать детей к определению эмоци-ональных состояний, используя вопро-сы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?», «Как вы считаете, коза всегда была веселой? Какой еще она бы-ла?» и т.д.

Средняя группа. На этом возрастном этапе необходи-мо решать гораздо больше задач, свя-занных с эмоциональным развитием детей. Это прежде всего расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения различных сен-сорных стимулов, носящих часто ком-плексный характер (зрительно-вести-булярные, зрительно-слухо-осязатель-ные и т.д.). Для этого можно рекомендо-вать следующие игры.

«Кто в домике живет» ? воспитатель готовит несколько кар-тонных коробок с отверстиями. Кладет в них предметы различного качества: же-сткие, мягкие, гладкие, колючие (типа массажной щетки) и т.д. Дети, ощупывая предмет (игрушку), выражают (мими-кой, движениями) свои впечатления от «посещения» того или иного домика. Игра «Вкусно-невкусно», «Как много запахов вокруг» и т.д.

Для развития эмоциональной экспрес-сии, ее механизмов: невербальных (ми-мических, пантомимических, жестикуля-ционных) и вербальных (слова, звуки, фразы), а также формирования основ вы-разительности внешних эмоциональ-ных проявлений целесообразно исполь-зовать эмоционально-экспрессивные иг-ры (воплощение детьми различных ситу-аций из жизни животных, их повадок; пе-редача эмоциональных состояний ска-зочных героев путем персонификации и т.д.). Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер.

«Передай движениями» - содержательную основу игры состав-ляют отрывки из произведений К. Чу-ковского («Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»), С. Маршака («Котята», «Пер-чатки» и т.д.). Читая текст, воспитатель побуждает детей к имитационным дви-жениям. [10, с. 37]

В среднем дошкольном возрасте важ-но также пополнить «эмоциональный» словарь словами, обозначающими раз-личные настроения, состояния (удив-ленный, удивляться, страшный, страш-но, злой, злиться, горе, горевать, трусли-вый, обиженный, тоскливый, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем нестрашный, очень печальный и др.); учить подбирать синонимы (радо-стный - веселый, грустный - печаль-ный, тоскливый); находить слова, кон-кретизирующие эмоциональные состо-яния, злой (неприятный, грубый, серди-тый); веселый (довольный, смеющийся) и т.д.; понимать эмоциональные харак-теристики, представленные в виде фра-зеологизмов: Маша-растеряша, девочка-привередница, добрый доктор Айболит и др. Желательно также использовать наглядные модели - серии картин, отра-жающих эпизоды сказок, рассказов. Показывая то или иное изображение, воспита-тель предлагает вспомнить настроение героя, дать ему обобщенную эмоцио-нальную характеристику.

Воспитатель кладет перед детьми большой лист плотной бумаги, на кото-ром нарисованы люди, животные, раз-личные предметы, явления природы и т.д., соединенные друг с другом извили-стыми линиями разных цветов. Предла-гает разобраться в том, кого (или чего) боятся щенок, мышь, птичка и т.д.; кто (или что) огорчил девочку; кто (или что) развеселил мальчика и т.д. Затем предлагает свои варианты исправления негативных переживаний. Например, как успокоить щенка, как помочь девоч-ке преодолеть печаль и т.д.

Целесообразно познакомить детей с «Книгой настроений». Ее создает педа-гог. Для этого необходимо согнуть по-полам пять--шесть альбомных листов и скрепить их посередине. Четные стра-ницы представляют собой символичес-кие изображения различных настрое-ний (пиктограммы), а нечетные - отра-жают жизненные ситуации, эпизоды сказок, мультфильмов, предметы, явле-ния, которые могут вызвать то или иное эмоциональное состояние. Рассматри-вая «Книгу настроений», желательно побуждать детей к дополнению ее со-держания собственным жизненным опытом (назовите, что (кто) доставляет вам радость; что может привести чело-века в состояние грусти, что значит обидеться и т.д.).

Старший дошкольный возраст. К задачам этого возрастного этапа относятся следующие:

¦ совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие компонен-тов эмоциональной экспрессии: мими-ческих, пантомимических, жестикуля-ционных, речевых; [10, с. 38]

¦ стимулировать проявление инди-видуально-неповторимого стиля игро-вого поведения, самобытность эмоци-онального реагирования.

Для реализации этих задач рекомен-дуется проведение серий эмоциональ-но-экспрессивных игр. Вот некоторые из них.

«Сурдопереводчики» - воспитатель предлагает рассказать сказки людям, которые ничего не слы-шат, зато хорошо понимают язык жес-тов, мимики и пантомимики. Подчерки-вает, что, осуществляя перевод, важно следить за выразительностью движе-ний. Начинать желательно с несложных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Ру-кавичка» и т.п. Можно использовать сти-хи, песни, загадки.

«Маленький народ» - содержательную основу игры со-ставляет стихотворение Д. Хармса. Воспитатель предлагает обдумать, ка-кое эмоциональное состояние они бу-дут демонстрировать. Затем читает текст, дети поочередно изображают не-большие этюды, отражающие те или иные настроения.

Тра-та-та-тра-та-та,

Растворились ворота,

А оттуда, из ворот,

Вышел маленький народ.

Один дядя - вот такой,

Другой дядя - вот такой,

Третий дядя - вот такой,

А четвертый - вот такой.

Одна тетя - вот такая,

А вторая - вот такая,

Третья тетя - вот такая,

А четвертая - вот такая...

Примечание. Текст можно дополнить «Один мальчик вот такой...», «Одна де-вочка вот такая...» и т.п.

Старших детей продолжают учить понимать, дифференцировать эмоци-ональное состояние по внешним при-знакам (мимика, жесты, позы, интона-ции голоса), определять причины того или иного настроения посредством анализа обстоятельств, событий и т.п.; развивают у них способность отзы-ваться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять со-чувст-вие, со-радование, со-действие.

В реализации этих задач большую по-мощь оказывает художественная лите-ратура, особенно пейзажная поэзия, где передаются различные настроения.

«Раз, два, три, нужное место найди» - воспитатель устанавливает в разных местах пиктограммы. Читая небольшие отрывки из художественных произве-дений, предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мне-нию, отвечает описанному настроению.

В ходе совместной деятельности про-должается работа по обогащению сло-варя эмоциональной лексики (безраз-личный, жалкий, жадный, капризный, ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый и др.), при этом важно побуж-дать детей не только называть эмоцио-нальные состояния, но и подбирать си-нонимы, выделять оттенки настроений, прослеживать ассоциативные связи с цветом. Читая отрывки из художествен-ных произведений, воспитатель пред-лагает охарактеризовать особенности внешнего выражения того или иного состояния (например, что значит устав-ший); воспроизвести данное состояние движениями, подобрать цвет, ему соот-ветствующий. [10, с. 38]

Детей продолжают также учить пони-мать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов, адекватно ис-пользовать их (Царевна-Несмеяна, Вовка-добрая душа, Девочка-ревуш-ка, Дюймовочка, Вот какой рассеян-ный, Гадкий утенок, Крошечка-Хавро-шечка, Золуш-ка и т.д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочется сказать, что эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.

Эмоции для детей имеют следующее значение:

¦ выполняют регулирующую и ох-ранную функции (например, препятствуют, осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения);

¦ способствуют раскрытию потен-циальных творческих способностей;

¦ побуждают к определенным поступ-кам, окрашивают поведение в целом;

¦ помогают приспособиться к ситу-ации;

¦ сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т.д.) и все виды деятельности;

¦ являются показателем общего со-стояния ребенка, его физического и
психического самочувствия.

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмо-ционального развития, к которым отно-сятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревож-ность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, на-пример, в устойчиво негативном пове-дении и т.п. Соответствующим образом организованная работа (занятия, сов-местная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному раз-витию детей способна не только обога-тить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устра-нить отмеченные выше проблемы.

Игра, заниматель-ные формы общения создают благопри-ятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продук-тивной творческой самореализации.

Педагогическую работу важно стро-ить с учетом следующих положений.

1. Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции.

2. Опора на возрастные возможнос-ти и сензитивные периоды дошкольного детства.

3. Поэтапность педагогической ра-боты. Признавая важную роль каждого вида деятельности, все же особо хоте-лось бы подчеркнуть значение игры. Игра - способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. В процессе ролевых пере-воплощений, выполнения игровых за-дач ребенок непроизвольно обогащает-ся способами выражения эмоций, адек-ватного оформления экспрессивных действий.

Важное место принадлежит сенсор-ным играм, которые весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие ми-мической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной вырази-тельности -- иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, раз-вития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельно-сти, начиная со средней группы; к четы-рем годам у детей складывается опреде-ленный эмоционально-чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого и др.

В работе с детьми желательно ис-пользовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, фор-мирования эмоционального отношения к миру.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Детская психофизиология: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2000. - 336 с.

2. Зеньковский В.В. Психоло-гия детства. - М., 1998. - С. 378

3. Запорожец А.В. Детская эмоциональность: Педагогика. - М.: «Академия», 2000. - 512 с.

4. Кошелева А.Д. Игротерапия - М.: Просвещение, 1999. - 255 с.

5. Кудрявцев В.Т. Дошкольное воспитание: Учебник по педагогике. - М.: Профиздат, 2003. - 345 с.

6. Неверович Я.З. Психология ребенка: Учебное пособие. - Санкт Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 318 с.

7. Стрелкова Л.П. Игровое воспитание детей - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.

8. Ежкова Н. Дошкольный возраст: Образование с учетом эмоционального компонента //Дошкольное воспитание - 2004. - №8. - С.65-70

9. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание - 2003. - №1. - С.20-27

10. Сивак И. Радость каждый день: Эмоциональное воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание - 2004. - №10. - С.34-38

11. Сакович Н. Азбука жизни: Сказкотерапевтическая программа умственного и эмоционального развития дошкольников //Школьный психолог ( приложение к Первому сентябрю) - 2005. - №11, июнь. - С.20-24

12. Ульенкова У. Важнейшее условие полноценного формирования личности //Дошкольное воспитание - 2000. - №4. - С.15-20

13.Чмелева Е.В. И.А. Сикорский о развитие интеллекта детей раннего и дошкольного возраста //Педагогика - 2003. - №11. - С.66-72

14. Шутан М. Культура эмоций: программа учебного курса для старшеклассников по психологии //школьный психолог. - 2004. - №8. - С.9-24

15.Шешмурина А. Урок изобразительного искусства как средство воспитания

//Начальная школа. - 2001. - №1. - С. 23-24

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать