Вопросы по педагогике
p align="left">­ Поощряйте поисковую, исследовательскую деятельность детей, отдельного ребенка, практикуйте на уроках чтение научных докладов, обсуждение отдельных вопросов.

­ Учите детей думать, проявляйте свое поощрительное отношение к детям, умеющим думать, размышлять, обдумывать.

­ Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы, как думать, как искать решения задачи, как обсуждать, оценивать.

­ Часто предлагайте детям письменные задания с размышлениями о самом себе, о своих взаимоотношениях с окружающими его людьми, об отношении их к нему.

­ Подчеркнуто уважайте право ребенка оберегать его спокойствие от шума и другого рода раздражении при обдумывании задачи, при выполнении письменной работы.

­ Можно самому тоже писать вместе с детьми сочинение, выполнять самостоятельные задания, контрольную работу, а затем знакомить их с результатами своих стараний, давайте возможность высказывать свои оценочные суждения.

­ Призывайте детей самим находить и исправлять допущенные ошибки в своих письменных работах; исправленные самими ошибки в дальнейшем не считать за ошибки.

­ Предлагайте детям на уроках альтернативные материалы, задачи и задания.

­ Пользуйтесь способом “допущения” ошибок, давайте детям возможность обнаруживать их и исправлять; благодарите детей за содействие.

­ Не ставьте одного ребенка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.

­ Помогайте ребенку превзойти самого себя.

­ Замечайте и радуйтесь, когда ребенок достигает успеха.

­ Задавайте детям домашнее задания в ненавязчивых формах, разрешайте самим тоже задавать себе задания.

­ Предлагайте детям задания с целью определения своих предельных возможностей, давайте им возможность пробовать себя в отношении заданий последующих классов.

­ Поощряйте стремление детей браться за решение сложных задач и заданий, помогайте им учиться способом их решения.

­ Приобщайте детей к подбору учебного материала, предлагайте им заполнять учебники своими страницами с дополнительным материалом.

­ Предлагайте желающим готовить и проводить на уроках свои “пятиминутные уроки”, помогайте им в проведении таких урок>в.

­ Обращайтесь к детям с просьбой помочь вам составить для использования на уроках сложные задания, головоломки и ребусы и при их применении на уроках не забывайте указывать, кто их автор.

­ Проявляйте интерес к тому, понравился ли детям урок, прислушивайтесь к их пожеланиям.

­ Выражайте детям свою благодарность за содействие в проведение интересного урока.

­ Приносите детям свои извинения, если урок не вызвал в них эмоционального и интеллектуального удовлетворения, пытайтесь вместе с детьми выяснить причины.

­ Придавайте особое значение усилиям, стараниям ребенка в выполнении задания, интересуйтесь, с какими трудностями встречался ребенок и как их преодолевал.

­ Проявляйте свое оптимистическое отношение к возможностям ребенка, особенно когда его постигает неудача.

­ При своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опирайтесь на положительное, достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматривайте на фоне достигнутого.

­ Поощряйте само оценочную и оценочную деятельность каждого ребенка, давайте ему возможность оценивать свою работу вслух, высказывать свою оценку о работе товарища.

­ Стремитесь к овладению изящным исполнением педагогических процессов.

­ Следите за чистотой вашей речи, не допускайте ее загрязнения.

Эти правила, отмечает Ш.А. Амонашвили, не исчерпывают всю гамму личностно-гуманного общения учителя с учениками и являются, скорее описанием приемов, однако следованием их может стать первыми шагами учителя по пути демократизации и гуманизации педагогического процесса

Одним из вариантов реализации гуманистического подхода в бучении, по мнению Ш.А. Амонашвили, является педагогика сотрудничества, идею которой в том, чтобы “сделать ребенка нашим (взрослых - учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты”.

III. Интегральная модель, обоснованная М.Н. Берулаевой, помогает найти компромисс между традиционной моделью, приоритетом которой является прочное усвоение знаний, умений и навыков, и личностным подходом. Она предполагает, что выбор технологий должен основываться не только на требованиях социума, но и на индивидуально-пихических и личностных свойствах.

Реализация интегральной модели исключает изолирование или выпячивание роли какого-либо одного из аспектов в обучении и в этом смысле противостоит его субъективной модели.

М.Н. Берулаева подчеркивает, что для успешной реализации, гуманистической парадигмы необходимо выполнение, по крайней мере, трех условий:

1. Нужен учитель с высоким уровнем развития нравственных и интеллектуальных качеств, подлинный интеллигент. Создать такой корпус просветителей в одночасье невозможно, но поставить такую цель - чрезвычайно важно.

2. Нужно конструировать новые технологии обучения, максимально учитывающие предпочитаемые ребенком способы переработки учебного материала.

3. Нужны принципиально новые технологии воспитания и в целом развития личности, стимулирующие самообучение, самовоспитание и саморазвитие.

В заключение необходимо кратко остановиться на сущностных чертах гуманистического подхода в обучении:

­ Гуманистический подход предполагает широкое понимание процесса учения как дела становления человека.

­ Он основан на допущении, что человек изначально свободен, и, следовательно, ответственен за свои действия и их последствия.

­ Признание самоценности каждой личности.

Практика гуманистической школы выработала конкретные формы и методы педагогической деятельности. Среди них:

1. Дифференциация учебно-воспитательной деятельности.

2. Индивидуализация процессов воспитания и обучения.

3. Создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника.

4. Формирование гомогенных классов и параллелей.

5. Комфортность учебно-воспитательной деятельности.

6. Психологическая безопасность, защита учащихся.

7. Вера в учащегося, его силы и возможности.

8. Принятие учащегося таким, каким он есть.

9. Обеспечение успешности обучения и воспитания.

10. Изменение целевой установки школы.

11. Обоснованность уровня развития каждого ученика.

12. Исключение заочного обучения (экстерната), как такового, что не обеспечивает “духовных встреч с учителями”.

13. Переориентация внутренних личностных установок учителя.

14. Усиление гуманитарного образования.

Гуманистическую педагогику трудно оценивать статистически. Однако установлено, что аутентичность, эмпатия и безусловное одобрение положительно кореллируют с развитием обучаемых и отрицательно с такими проблемами, как дисциплина и негативное отношение к школе.

Вопрос № 8. Сущность воспитания. Содержание воспитания. Принципы воспитательного процесса

Выбирая метод, воспитатель должен быть, уверен в успехе. Поэтому надо предвидеть результат.

Общий принцип выбора методов воспитания - гуманизм педагога к воспитанникам.

Классификация методов.

Методы воспитания

Убеждения. Упражнения. Мотивация.

Рассказ Упражнение Соревнование

Объяснение Приучение Поощрение

Разъяснение Педагогические требования Наказание

Лекция Общественное мнение Этическая беседа Поручение

Увещевание Воспитательные ситуации Внушение

Инструктаж Диспут Доклад Пример

Методы формирования сознания личности

1-ый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть оформлены процессе воспитания. Для этого используются методы 1-ой группы - методы убеждения.

Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников.

Рассказ на этическую тему - используется преимущественно в младших классах и средних - это яркое

­ Эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

­ Воздействия на чувства.

­ Рассказ, сопровождающийся иллюстрациями, музыкальное сопровождение.

­ Обстановка имеет большое значение - походный костер, уютная комната, берег реки и т.д.

­ Он должен пережиться слушателями.

Разъяснение применяется только там и тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения: нельзя резать и разрисовывать карту, грубить, плевать. Здесь необходимо категоричное требование. В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение, - проникая в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушимы.

Увещевание - сочетание просьбы с разъяснениями и внушением. Возникают чувства стыда, понимания, неудовлетворенности собой, поступок педагога указывает и пути исправления.

При неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму. Она никогда не достигнет цели, скорее возникает противодействие, желание поступить вопреки. Нотация - не форма убеждения.

Этическая беседа - воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точку зрения своего собеседника. Цель ее - углубление, упрочнение нравственных понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Особенно это эффективно в 5-8 классах.

­ Хорошо, когда этическая беседа завершается реальным полезным делом, в котором ее участники могут практически закрепить рассмотренные во время беседы положения, нормы и правила поведения.

­ Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

­ Материал беседы должен быть понятен воспитанникам, опираться на их опыт.

­ Важно, чтобы воспитанники самостоятельно пришли к правильному выводу.

­ Ошибочно думать, будто беседа - спонтанный метод. Высокопрофессиональные воспитатели проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно.

­ Высокие профессионалы требуют индивидуальной беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы не возник барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично ему объяснить, придать беседе задушевный характер, то может рассчитывать на полный успех.

Диспуты - живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников.

­ к диспуту разрабатываются 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников знакомят заранее. Иногда преподаватель может назначить участников спора.

­ Тексты записывать не надо, иначе диспут будет скучным, формальным.

­ С максимальной деликатностью надо относится к высказываниям школьников. Но педагог не может занять позицию невозмутимого наблюдателя. Он воздействует аргументами; иногда умышленно ошибаются, чтобы затем публично признать свои ошибки и тем самым показать пример другим участникам диспута.

Пример - дает конкретные образы для подражания. “Долог путь наставлений, короток путь примера” - римский философ Сенека.

­ Психологической основой примера служит подражательность. Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами. Но надо извлекать опыт и из неправильных поступков. Печальный пример помогает удержать противника от неправильного поступка.

­ Личный пример воспитателя! Между словом и делом у него нет рассуждений.

Методы организации деятельности.

Методы организации деятельности - это сердцевина воспитательного процесса, т.к. формирует требуемый тип поведения.

Упражнение - способ привлечения к активной деятельности. Результат упражнений - навыки, привычки. Чем сложнее качество, тем больше упражнений необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки. (Шнурки - 200 раз) что же говорить о числе упражнений для формирования сложных нравственных качеств. Выдержка, навыки самоконтроля, дисциплина, культура общения - качества, которые основываются на привычке. Упражнение признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивое качество во всех жизненных ситуациях.

Требования - прямые и косвенные (требование-совет, требование-игра, требование-намек и т.д.). Требование непосредственное (воспитатель - воспитанник), оппосредственное требование (воспитанников друг другу, организованное воспитателями).

Приучение - интенсивно выполняемое упражнение (насилие, наказание), напоминающее дрессировку (часто в армии). Чтобы предать этому методу гуманистические черты используют приучение (например, к порядку, через игру).

­ показывайте, как выполняются действия, какие результаты. Сравните грязные и вычищенные ботинки...

­ приучение требует постоянного контроля - благожелательного, но строгого, и самоконтроля.

­ Не делайте казенно-бюрократические указания типа “будь вежлив!” - но “приветствуй соседа - и он будет вежлив с тобой!”

Поручения - приучают к положительным поступкам: посетить больного, изготовить игрушки для детского садика. (мы собирали библиотеку для сельских школ в Сибири);

­ чтобы развить необходимые качества: неорганизованным - подготовить мероприятие, требующие точности и пунктуальности;

Метод воспитывающих ситуаций:

­ они не должны быть надуманными. Воспитатель создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной.

­ Неожиданность метода. Нарушителей разоружают великодушие, доброта.

Ситуация “непринужденной принудительности”: школьникам предъявляется нравственный образец правильного поведения и создаются условия, побуждающие к аналогичному поведению (их сверстник, личный пример). Однако, поведение, привлекательное с точки зрения воспитателя, может оказаться не таким уж привлекательным с точки зрения отдельных воспитанников, а поощрение такого поведения может вызвать их протест. Такую реакцию надо предугадать и сделать рекомендуемое поведение привлекательным.

Методы стимулирования

Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных - не приятная этимология для человека!

Но человек тоже нуждается в постоянных стимулах. Прямое и непосредственное назначение стимулов - ускорять или тормозить определенные действия.

Методы стимулирования - поощрения, наказания (в древнем мире), соревнование (в XX в.), субъективно-прагматический (деловой).

Поощрение - положительная оценка действий воспитанников, вызывает положительные эмоции, вселяет уверенность.

Виды поощрения: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками.

Одобрение - простейший вид поощрения. Может выражаться жестом, мимикой, поможет оценкой, доверием.

Правила поощрения

­ мотивировать поощрения

­ замечать всех в поощрении, не противопоставляя детей друг другу

­ знать меру (зазнайство). Учитывать мнение

­ соблюдать справедливость

Соревнование

Детям присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. В чем только не соревнуются дети?! Кто дальше плюнет, кто больше получит “2”... сравнительно меньше они соревнуются в благовидных поступках: в аккуратности, вежливости, честности...

В советское время метод, к сожалению, обрастают командно-бюрократическими атрибутами - как на производстве.

Между тем педагогически правильно организовывать соревнование - действенный стимул в воспитании процесса.

Организация соревнований - трудное дело, требующее знания политологии, соблюдение ряда условий и требований:

1. организация соревнования: цели, задачи, программа, критерии оценок, награждение. Оно должно быть достаточно трудным и увлекательным. Критерием оценок - понятны детям. Итоги - наглядные

2. не создавать тепличных условий в соревновании (потасовывать факты, искажать истины...). Жизнь не кому не дает поблажек и человек должен с детства активно бороться за свое будущее.

Жесткие условия соревнования нужно смягчать игрой, где не так остро переживаются поражения, есть возможность реванша.

Наказание - метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины.

В разные времена - разные отношения к наказанию.

­ известный педагог Пирогов Н.И. будучи попечителем Киевского округа по учебным заведениям выдвигал систему физических помазаний, в том числе и порчу (его критиковал Добролюбов).

­ До мельчайшей подробности была продумана система наказаний в старой прусской школе. Полное игнорирование индивидуальных особенностей ребенка! Но муштра давала и известные результаты: не одна нация в мире не может соревноваться с немецкой по дисциплине, трудолюбию, приверженности к порядку.

Виды наказания:

­ Наложение дополнительных обязанностей.

­ Лишение или ограничение определенных прав.

­ Моральное порицание, осуждение.

­ Обсуждение на собрании, отстранение от занятий.

­ Исключение из школы.

Условия наказания

­ Сила наказания увеличивается, если оно исходит от количества или поддерживания им. Поэтому надо опираться на собственное мнение.

­ Не рекомендуется применять групповые наказания.

­ Наказание действенно, если оно понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать