Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу "Мы и окружающий мир"
p align="left">Выбраны различные формы проведения занятий:

-лекции;

-беседы;

-игра;

-праздник;

-практикум;

-экскурсия.

3.3 Контрольная диагностика. Сравнительный анализ результатов первичной и контрольной диагностик

Заключительным этапом нашего исследования была контрольная диагностика. Для этого мы использовали тестирование. Целью данной диагностики являлось выявление изминения уровня эстетического развития младших школьников в результате проведенных нами мероприятий.

Анализ контрольной диагности показал следующие результаты:

Дети имеют представление о красивом поведении в общественных местах, школе, дома, о внешней и внутренней красоте человека и т.д.

Об этом свидетельствуют результаты проведенного тестирования.

Диаграмма 2

(контрольное диагностирование)

Проведя контрольное тестирование в 3классе, мы выявили, что практически весь класс хорошо усвоили материал об эстетическом воспитании выданный нами. Из данной диагностики видно, что уровень развития эстетического воспитания в классе стал значительно выше. Об этом говорят результаты проведенного тестирования.

Сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик по выявлению уровня развития эстетического воспитания младших школьников.

Если при первичной диагностике из класса всего лишь 16% имеют некоторое представление о красивом и некрасивом в окружающем нас мире, то при проведении контрольной диагностики мы видим, что уровень знаний учащихся значительно повысился. 91% учащихся имеют полное представление о красивом и некрасивом и всего лишь 9% не до конца осознали значение этих понятий.

Таким образом, проведенное нами исследования показали, что использование во внеклассной работе по обществознанию разнообразные формы и средства, эстетическое воспитание младших школьников будет более эффективным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в своей работе мы рассмотрели вопросы, связанные с появлением эстетической науки. Исследовали основные категории эстетики, значение эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений в жизни человека и общества в целом. Рассмотрели формы и средства эстетического воспитания младших школьников на уроках обществознания и во внеклассной работе.

Мы выяснили, что обществоведческие темы, представленные в курсе «Мы и окружающий мир», имеют существенное значение в эстетическом воспитании учащихся. Но так как обществоведческих тем немного в этом курсе, большую роль в расширении обществоведческого кругозора и эстетического воспитания в связи с этим играет внеклассная работа. Это позволяет формировать эстетическое отношение младших школьников к действительности, т. е. к природе, общественной жизни и искусству.

Существенная особенность эжстетического воспитания состоит вы том, что оно призвано формировать не только умения верно воспринимать красоту жизни и искусства, а активную нетерпимость ко всему безобразному, потребность и умение создавать прекрасное, преобразовывать жизнь по законам красоты. В ходе эстетического воспитания, решается, следовательно, двуединая задача формирования эстетической ориентации человека в действительности и одновременно развития его эстетических и творческих способностей. Высокий воспитательный потенциал заключается в искусстве. Существенной особенностью искусства, отличающей его от других видов человеческой деятельности, тявляется то, что оно ориентировано главным образом на удовлетворение эстетических потребностей. Такой ориентации не знает никакой другой вид деятельности, что и позволяет говорить об особой роли искусства в системе эстетического воспитания. Художественно-творческая деятельность как создание конкретного предмета развивает и обогощает у ребенка человеческую, художественную чувственность. Ребенок, занимающийся музыкой, начинает лучше «слышать», постепенно отшлифовывать чувство ритма, мелодии. Тем более обогощает их свободная самодеятельность личности, содействующая радосному выявлению ее способностей.

Человек, постигающих азы изобразительной грамоты или же систематически занимающийся живописью, развивает не только свою эстетическую чувственность, но и способность суждения о предметах творческой деятельности других людей, об окружающем мире. Выступая как предмет познания, искусство активнейшим оразом влияет на общую культуру ребенка, на его взгляды. Характерной чертой искусства является его общедоступность. Однажды увиденное, услышанное произведение искусства можно многократно воспринимать. Ляюбимую книгу, взяв с полки, дети могут перечитать снова и снова, и этот процесс чтения есть процесс непрерывного углубления, совершенствование эстетических переживаний. Подобная повторяемость восприятий имеет место и по отношению к другим видам искусства.

Мы исследовали и значение природы в эстетическом воспитании. Экскурсия с детьми в лес так же показала, что дети, при встрече с природой, испытывают может быть не совсем осознанное, смутные чувства благовения, восхищения. Мысль о природе как «учительнице учителей», неоднократно высказывали и великие художники.

Порой бывает достаточно привлечь внимание к цветку, листочку, деревцу, к их красоте, дети не могут остаться равнодушными. По силе своего влияния на формирование ребенка природой не может сравниться ничто. Дети постепенно осознают, что красоту природы, создание труда людей надо ценить, оберегать.

Во внеклассой работе по обществознанию с целью эстетического воспитания применяются различные формы: занятия - беседы, трененги, праздники, игры.

Эстетическое воспитание школьников является одновременно и самоцелью и средством для другого. Самоцелью, так как оно призвано формировать эстетические чувства, вкусы, способствовать всестороннему эстетическому развитию личности. Целью для другого, так как оно, формируя ребенка эстетически, создает важнейшую предпосылку для формирования его и как труженика, и как гражданина. Прекрасное отличает все без исключения стороны жизни, и труд, и политику, и нравственные отношения. Недаром А. М. Горький назвал эстетику этикой будущего.

Задача задач эстетического воспитания - формировать на основе развития эстетических чувств, вкуса, эстетического идеала и убеждений высокие гражданские качества росиян. По мере развития эстетических начал в жизнь сама она все больше способствует эстетическому развитию человека.

Жизнь утверждает красоту человека как красоту его дел, его подвигов. Жизнь может и должна быть прекрасной - это зависит от нас, людей и особенно от учителя.

Список литературы

1. Арбат Ю. Красота вокруг нас. - М., 1962.

2. Арбат Ю. Путешествие за красотойю. - М., 1966. 3. Арина Н.П. Уроки прекрасного. - М., 1983.

4. Бартенёв И. От пирамид до современных зданий - М., 1962.

5. Беляев А.А. Эстетический словарь. - М., 1989.

6. Бурбина С.А. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. - М., 2007.

7. Буров А. И. Эстетика: Проблемы и споры. М., 1975

8Буров А.И. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание школьников. - М., 1974.

9.Васнецова Е.К. Шмидт И.В. Юрий Васнецов. - М., 1980.

10.Верегщагин А.Г. Художник, время, история. - М., 1973.

11. Гайхберг М.Х. Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. - Киев, 1964.

12.Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования./ Педагогика. - М.,2002.

13.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.,1996.

14. Горпенко А. О красоте вещей. - М., 1966.

15.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М., 1983.

16.Еланцева Н.Д. Организация развивающейся сферы как условие как художественно-эстетического воспитания школьников. /Начальная школа плюс №12, до и после. - М., 2008.

17.Забаро - Просолова Е. Л. Красота и ее значение в эстетическом воспитании учащихся. - В кн.: Наука и эстетическое воспитание. М., 1972.

18.Зверев И. Д. Эстетическое образование школьников. -М.: Педагогика, 1984. - 140с.

19. Каверина Р.Д. Зюбина Л.М. Мир профессий - том «человек-человек». - М.,1986.

20. Калитин Н. Искусство видеть и слышать прекрасное. - М., 1965.

21. КнященкоН.И. ЛейзеровН. Л. Каган М. С. и др. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н.И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. - М.: Просвещение, 1983. 303с.

22. Ковтун Е.Ф. Как смотреть картину. - Л. 1960.

23.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность младших школьников. /Начальная школа №7. - М., 2008.

24. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя // Под ред. М. Ф.Овсянникова. - М.: Просвещение, 1983. - 223с.

25.Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания./ Педагогические сочинения в 6 томах. - М.,1985.

26.Кушаева Н.А. Основы эстетического воспитания. - М., 1986.

27.Лебедев П.А. Анатомия педагогической мысли в России. /Педагогика. - М., 1990.

28. Левитов Н.Д. Детская педагогическая психология. - М., 1964. 27.Лихачев Б.Г. Теория эстетического воспитания школьников. - М.,1985.

29.Неменский Б.М. Мудрость красоты. - М., 1981.

30.Овсянникова М.Ф. Краткий словарь по эстетике. - М., 1983.

31.Ожигов. Словарь русского языка. - М., 19

32.Потапов А.С. Потапов В.А. Информационно-методическое пособие. - Новосибирск НИПК о ПРО, 2003.

33.Розенвассвер В.Б. Беседа об искусстве. - М.,1979.

34. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. - В кн.: Проблемы общей психологии. - М.,1976.

35.Савченко Е.Г. Рубина Ю.И. Как научить видеть прекрасное. - М., 1963.

36. Сборник материалов к программе эстетического воспитания школьников. - М.,1979

37. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.- М., 1987.

38. Ситишков Ю. Когда открывается мир прекрасного. - М., 1964.

39. Сластин В.А. Инновационная деятельность. /Педагогика. - М.,1997.

40. Таборидзе М. Д. Д. К. Бусурамвили Д. К. Алавидзе О.Г. БусурамвилиД.К. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики.- Под ред. М. Д.Таборидзе. - М.: Педагогика, 1988. - 101с.

41. Фазин А. В. воспитание красотой. - М., 1980. - 138с.

42. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир. - М., 1986.

43. Эренгрос Б. По законам красоты. - М., 1961.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Родительское собрание

«О детском чтении"

Высказывания:

«Книга-это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»

В.А.Сухомлинский «Книги - открытые двери к другим душам и другим народам»

А.Моруа

«Книга- великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться» А-Елок

Задачи! познакомить родителей с результатами развития читательских умений обучающихся класса; развивать интерес к формированию интеллектуальных и эстетических умений и навыков, желания читать.

Вопросы ДЛЯ обсуждения: значение книги в жизни младшего тельника; как развивать читательский интерес ребенка; культура чтения школьника.

Подготовительная работа: анкетирование; подготовка памятки родителям.

Ход собрания

1. Беседа с родителями.

В последнее время часто можно услышать, что значение детской книги уменьшилось. Чем читать «Мойдодыра», лучше включить ОУО или компьютер с мультфильмами. Дети - в восторге. Конечно, всё это полезно использовать, но при этом следует иметь в виду что,*ие*заменить чтение отца и матери они не могут. Ведь процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности, без которых немыслимо воспитание. Лучшие детские книги, представляя собой высокие образцы художественного слова - прозы и поэзии, воспитывают у детей чувство прекрасного и делают их жизнь полнее и интереснее.

Книги с малых лет внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к хорошим поступкам, то есть способствуют нравственному становлению, а не только радуют и забавляют ребенка.

Дети не выносят назидательности, даже возникло мнение, будто мораль скучна ребёнку, Л Л.Толстой: великий знаток человечески: сердец «^йййлх^Я не согласен, чтобы дети не любили мораль: они любят мораль, но только умную, а не глупую».

Однако не следует прямолинейно понимать воздействие книги на ребёнка, и всюду немедленно извлекать строгую мораль и практический смысл. Вопрос сложнее и тоньше: читая художественные произведения, дети накапливают в своей душе яркие представления 0том, что такое хорошо и что такое плохо.

Детское чтение - великая сила, но каждому ясно, что беспорядочное, поверхностное чтение не приносит пользы и что надо руководить детским чтением.

Что значит руководить чтением? Это значит постоянно вызывать ребёнка интерес к книгам, следить за их выбором, помогать понимать прочитанное, воспитывать культуру чтения.

Д ело это - тонкое, деликатное, иначе можно отвратить от книги и чтения.

Выбор книги: выбрать книгу для детей родителям помогают учителя, и библиотекари. Конечно, при выборе книг, надо учитывать интересы своего ребёнка; ребята рано начинают проявлять самостоятельность при выборе книг. Свобода выбора повышает интерес к чтению, благотворно сказывается на восприятии произведений и ничуть не мешает руководству чтением.

Дети очень доверчивы, особенно к тем, кого любят, поэтому, соблюдая такт, без нажима, вы всегда можете повлиять на их выбор, не подавляя при этом их самостоятельности; ибо грубое вмешательство, запрет часто дают обратный результат. Помогать понимать прочитанное!

Что значит воспитывать у ребенка культуру чтения?

Это значит формировать у него сознательное отношение к книге и библиотеке, учить самостоятельно, выбирать книги и внимательно, вдумчиво читать их, вырабатывать навыки самостоятельной работы с книгой.

Культура чтения начинается с бережного отношения к книге. Не позволяйте маме рвать книгу, брать её грязными руками.

Если у вас, родителей, есть свободное время, полезно побывать с ребёнком в детской библиотеке, в читательском зале, на абонементе.

Как научить детей внимательно, вдумчиво читать книги?

Для этого используются разные методы. Один из них громкое чтение - продолжать громкое чтение надо и тогда, когда ребёнок перейдёт в среднее звено. Дети в этом возрасте не желают читать и родители едва ребёнок становится школьником, перестают ему читать и беседовать с ним о книгах. В то время, как слабая техника чтения и недостаток жизненного опыта позволяют ребёнку самостоятельно справиться с книгой, с новой более сложной, а старая уже не удовлетворяет его духовный мир. Конечно, он уже самостоятельно может прочитать Гайдара «Тимур и его команда». А вот Дефо «Путешествие Робинзона Крузо» только с помощью родителей. Конечно, телевидение отнимает много времени - но всё это не заменит книгу. Семейные детские праздники- где дети читают стихи, инсценируют сказки. В семье, где родители не руководят детским чтением и книга не в почёте, телевизор может принести вред чтению, а, следовательно, и развитию ребят. Многие дети читают книги нетерпеливо, поверхностно. Привычка видеть художественные произведения на экране лишает ребёнка радости общения с писателем, умения воспроизвести в своём воображении нарисованные им картины.

Пересказ прочитанного. Терпеливо и уважительно относитесь к детскому пересказу,

ибо для детей это творчество, в процессе которого они вновь переживают восторг и

вдохновение, воскрешая в своём воображении героев книги и события.

Пересказ развивает речь, чуткость к поэтическому слову. Многие ребята, не умея выделить

главное, кратко сформулировать мысль рассказывают длинно, подробно. Внимательно слушая пересказ, вы осторожно старайтесь направить его на главное и вместе припомнить какую-нибудь художественную подробность.

Следующий метод беседа. Беседы бывают разными. Одни проверяют чтение (рассказ о писателе, теме, эпохе), и др. закрепляют и углубляют прочитанное. Проведение бесед требует чувство меры, иначе они могут вызвать скуку. Избегайте лишних объяснений, помня о том, что многое воспринимается чувствами.

Марина Цветаева вспоминает, что её завораживали стихи Пушкина, их звучание, но когда мать пыталась ей объяснить значение непонятных слов, очарование стихом пропадало.

Если вы систематически занимались и занимаетесь с ребёнком, воспитывая у него интерес и любовь к книге, вы можете быть уверенны: основы культуры чтения вами заложены, а,

следовательно, - созданы важнейшие предпосылки для дальнейшего развития его

интеллекта, нравственности и эстетического восприятия мира.

Анализ ответов детей и родителей нашего класса это подтверждает

2.Анализ анкетирования.

3. Дискуссия с родителями. Обсуждение ситуаций по группам.

Ситуация 1 .Мать рассказывает, что, укладывая восьмилетнюю девочку спать, всегда читает ей несколько страничек из книжки. Так заведено, и девочка целый день ждёт этой минуты. Согласны ли вы тем, что такой большой девочке надо читать вслух? Чем руководствуется мама, читая выросшему ребенку вслух? Что даёт такая традиция?

Ситуация 2. В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Серёже - в первый день ученья. Пусть он будет для тебя радостным и желанным», «Настеньке в день рождения от бабушки и дедушки». Такие книги-подарки передаются из поколения в поколение. Что даёт такая традиция? Считаете ли вы, что детям нужно обязательно дарить книги?

Ситуация 3. По дороге домой с мамой мальчик увидел красивую бабочку с оранжевыми

крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки, чтобы дома посмотреть в книге и узнать её название. Дома мама вместе с сыном нашли в книге такую бабочку и вместе долго рассматривали изображённых в ней бабочек. Как вы относитесь к такому Стилю общения взрослого и ребёнка? Что вы воспитываете, обращаясь вместе с ребёнком к книгам за

ответом на возникший вопрос?

4. Работа с памяткой «Советы родителям»

Терпеливо помогайте ребёнку, если у него недостаточная скорость чтения.

Опирайтесь на интересы детей, при выборе книги. л

Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребят (мы часто говорим восьмилетнему ребёнку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать