Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования
p align="left">Изучение опыта воспитания фотошколы «Самара» Самарского дворца детского и юношеского творчества выявило, что проектирование содержания воспитательной деятельности осуществляется на основе программы профессиональной подготовки специалистов фотодела. На программу фотошколы получены положительные рецензии от ИТАР-ТАСС, факультета журналистики МГУ, журнала «Эхо планеты» и от заслуженного работника культуры России профессора Л.П. Дыко. В ноябре 1998 года программа была рассмотрена на экспертном совете Министерства образования России, получила одобрение и рекомендована к изданию как примерная для фотостудий и фотошкол России. Программа предусматривает подготовку по специальности «фотограф широкого профиля», т.е. выпускник должен уметь работать во всех жанрах фотографии. Большое внимание уделяется освоению компьютерных программ с изображением. Это дает возможность выпускникам с успехом работать в любых рекламных фирмах в качестве специалиста по компьютерной графике. Такое сочетание "фотограф-специалист по компьютерной графике" представляется очень перспективным. Организация воспитания в Самарской «Фотошколе» осуществляется на основе научного положения о том, что, социализируясь, личность не только обогащается опытом, но и реализует себя, влияя на окружающих людей и их отношения. В фотошколе ребенок находит то, чем его не обеспечивают в социальном плане школа, семья и ближайшее социальное окружение. Здесь он реализует себя в новых социальных ролях. Причем, это не только роль члена творческого объединения, фотостудии, но и товарища, друга, лидера и т.п. Включение учащихся в социально ориентированную деятельность школы является процессом, в ходе которого происходит следующее:

- индивидуальная проблематизация личности по отношению к выбору вида деятельности (фотографии);

- индивидуальное самоопределение личности по возможным видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в ней;

- включение в социальную деятельность под руководством педагога на основе осознания цели деятельности и сопоставления личностных целей, эмоциональной привлекательности деятельности (процесса, промежуточных результатов, системы межличностных отношений, возникающих в ходе деятельности);

- рефлексия личностью процесса деятельности и собственно участия в ней с последующей коррекцией процесса в набранном направлении;

- развитие творческого потенциала, художественной, эмоциональной восприимчивости.

Изначально в учебно-тематические планы закладываются понятия добра, эстетики, умения ценить красоту, решаются вопросы композиции, гармонии, дети учатся видеть то, что другие не видят. Развиваются качества психики: наблюдательность, педантичная аккуратность (негатив нежный, требует бережного отношения к себе), усидчивость (не один день с карточкой возятся), находчивость (удачная съемка, творческий подход), быстрота реакции (миг, удачный момент). На основе реализации индивидуальной программы самопознания ребенка, выработки им маршрута собственного роста, развития творческого потенциала в Самарской фотошколе осуществляется воспитание социальной активности детей.

В учреждении дополнительного образования детей «Центр Внешкольной работы» г. Санкт-Петербурга воспитание осуществляется на основе реализации комплексной образовательной программы «Радуга творчества», позволяющая нетрадиционно обучать детей 1-7 классов музыке, изобразительной деятельности, росписи по дереву, основам дизайна, флористике, информатике на основе выявления и развития способностей детей.

Содержание программы основывается на принципах единства воспитания, обучения и развития личности, дифференциации и индивидуализации, свободы выбора, самоактуализации и самореализации ребенка, сотрудничества детей и взрослых.

В процессе реализации данной программы решается комплекс воспитательно-образовательных задач:

- развитие у воспитанников умения видеть прекрасное в обыденном;

- формирование и развитие интереса к творческой деятельности;

- выявление и развитие художественных, музыкальных и творческих способностей;

- формирование первичных умений и навыков в художественных, музыкальных и технических областях.

Одна из важнейших воспитательных задач - создание атмосферы сотрудничества и радости в процессе обучения - реализуется успешно в деятельности детского творческого объединения мастерских художественных ремесел «Петербургский дизайн». Здесь успешно реализуются образовательные программы, ориентированные на самореализацию старших подростков и психолого-педагогическую поддержку их личного роста. Решение этой задачи осуществляется благодаря сложившейся системе взаимодействия педагогических коллективов «Петербургского дизайна» и школ города.

Совместными усилиями педагогов «Петербургского дизайна» и школ района реализуется воспитательный процесс, построенный на принципах общедоступности, адаптивности к уровню подготовки и развития воспитанников, что способствует свободе выбора и профессиональному самоопределению подростков. Анализ деятельности «Петербургского дизайна» выявил, что сложные проблемы воспитания современных школьников-подростков можно решить только совместными усилиями школы, родителей и учреждений дополнительного образования.

Для нашего исследования представляет интерес опыт организации воспитания в учреждении дополнительного образования детей "Детско-юношеский центр» г. Новодвинск, Архангельской области.

Попытка отыскать основы становления социальной активности человека в школьные годы в условиях дополнительного образования осуществлена педагогами Детско-юношеского центра в рамках образовательной программы «Пойми меня». Одним из факторов, определившим содержание программы, был учет тех негативных явлений в общественной жизни, которые являются явными причинами снижения эффективности воспитательной деятельности в УДО. К ним относятся: экономический кризис и социально-политическая нестабильность в обществе и сопровождающие их кризисы образования, детства, семьи. Другой важный фактор, определяющий структуру и содержание программы, - понимание педагогами ДЮЦ необходимости обогащения традиционной образовательной работы УДО элементами социально-педагогической деятельности, чтобы помочь учащимся выработать необходимые социальные навыки сотрудничества, терпимости, преодоления трудных ситуаций, искусства жизненной самоорганизации, формирования социальных ориентаций, связанных с выбором профессионально-образовательного пути. Программа предназначена для учащихся 3-11 классов и охватывает 18 % школьников г. Новодвинска. В основе программы - задача обеспечения вхождения молодого человека в жизнь современного общества. Педагогический коллектив ДЮЦ исходит их того, что каждому человеку предстоит «сыграть роли»: Себя самого, Партнера другого человека, Члена группы, Гражданина, Потребителя, Семьянина и т.д. В основе решения познавательных задач - ориентационный метод в единстве трех своих функций: познавательно-информационный, ценностно-мотивационный, конструирования личностного опыта. Главная цель программы:

- формирование свободно ориентированной личности, способной к творческой и интеллектуальной деятельности;

- создание особой творчески развивающейся среды;

- воспитание творческого «Я», умеющего конструировать собственное пространство жизнетворчества.

Формы реализации программы разные: лекции, практические занятия, тренинги, походы, конференции, дискуссии, презентации, КТД и т.д. Участники подпрограмм, детских объединений неоднократно встречаются для планирования, проведения и подведения итогов общих дел. Старшие являются организаторами дел младших кружковцев. Создаются творческие группы и Советы дела из педагогов и ребят. Активную роль играют родители как равноправные участники и помощники. Анализ последних лет подтверждает, что воспитательная работа в учреждении дополнительного образования, направленная на развитие каждой личности через положительную мотивацию, интересы и потребности подростков в различных видах творческой деятельности, как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях, дает свои положительные результаты: из 1000 учащихся Центра - 127 стали победителями городских и областных выставок и соревнований.

Анализируя опыт организации воспитания во внешкольном объединении «Экол» учреждения дополнительного образования детей «Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Киров, мы выявили, что организация и осуществление экологического образования и воспитания на исследовательском уровне позволяет успешно решать проблемы воспитания социальной активности современных подростков. Осуществление заказа Областного эколого-биологического центра по проведению комплексного изучения территории Нововятского района - крупной промышленной зоны - позволяет создать педагогическую ситуацию, в которой ребенок ощущает себя в роли научного работника и осознает свою значимость. Интерес к исследовательской деятельности достаточно высок. Исследовательская деятельность является основой. Она пронизывает весь курс программы и осуществляется в коллективной и индивидуальной формах. Объектами исследования являются воздух, вода, почва, различные экологические системы. Для организации исследовательской работы используются разнообразные формы и методы: наблюдение, описание, оценка, прогноз состояния окружающей среды, составление карт и схем, моделирование смены сообществ. В итоге дети приобщаются к методам проведения научного эксперимента, у них развивается познавательный интерес к изучению окружающей среды, развиваются такие качества, как самостоятельность, инициатива.

Изучая опыт воспитания в Центре внешкольной работы города Вязники, мы обнаружили, что военно-патриотическое воспитание оказывает особенное влияние на формирование социальной активности детей. Город Вязники богат традициями и замечательно интересными людьми, позволяющими Центру внешкольной работы военно-патриотическое воспитание определить приоритетным направлением. В 1998 году в Центре был открыт военно-патриотический клуб «Отвага». Цели и задачи клуба - воспитание у молодежи гражданственности и патриотизма, формирование профессионально значимых качеств, умений, навыков и готовности в службе в Вооруженных силах России, верности конституционному долгу, бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам, физическое развитие ребят. Занятия проводятся по программе, которая предусматривает изучение таких курсов, как «Будущий воин», «Стрелковая подготовка», «Основы рукопашного боя», «Гражданская защита» для ребят, отобранных для службы в пограничном отряде, вводится спецкурс «Основы пограничной службы». Занятия проводятся в специализированных кабинетах на базе городского тира, курсов Гражданской обороны, войсковой части, в оборудованном кабинете Центра. Полное взаимопонимание с командованием Северо-западного пограничного округа, Кавалевского погранотряда, областным и городским военкоматам позволило решить вопрос о комплектовании пограничной заставы «Вязниковская» курсантами клуба «Отвага», и ежегодно 30 лучших курсантов осеннего и весеннего призывов направляются служить на именную заставу. Командование отряда помогло и с выделением формы для курсантов. Дважды в год курсанты, педагоги, родители, представители общественности и творческой интеллигентности ездят на подшефную заставу «Вязниковская» в целях оказания помощи военнослужащим, улучшения их быта и материально-технической базы заставы. Таким образом, на основе целостности воспитательного процесса, проявляющегося в совокупности форм и видов воспитания, проектирования содержания воспитания, предоставляющего детям выбор вида деятельности, осуществления его высокопрофессиональными педагогами, позволяет успешно достигать задачи воспитания социальной активности детей.

Решить проблемы развития личности ребенка без взаимодействия со семьей воспитанников практически не возможно. Семейное воспитание во все времена было определяющим компонентом воспитания подрастающего поколения. Однако изменения, происходящие в обществе, прежде всего отразились на состоянии современной семьи: экономические, социальные, нравственные, образовательные позиции современной семьи значительно снизились. Очень интересен опыт осуществления семейного воспитания накоплен в учреждении дополнительного образования детей Центр творчества детей и юношества (ЦТДиЮ) Ленинского района г.Воронежа, провозгласившего в качестве приоритетного условия развития личности ребенка создание комфортных условий в семье. Проблемы семьи известны педагогам не из журналов и газет, они напоминают о себе в процессе каждодневной работы с детьми. Информационно-просветительская, психологическая работа, совместное творчество - основные звенья сотрудничества с родителями. Ежемесячно для родителей по месту жительства выпускаются информационные листы по различной тематике: «Как предупредить неврозы», «Школьная дезадаптация», «Стили родительских отношений» и др. Информирование родителей о проблемах воспитания в семье, накопление специальных знаний в области семейной педагогики дают свои положительные результаты. В течение многих лет работает родительский лекторий. Тематика его разнообразна: беседы о нравственных законах, днях рождения в семье, мальчиках и девочках, о любви и т.д. Все эти темы выбраны не случайно и подсказаны самими родителями. В концепции развития Центра одним из приоритетных направлений является творчество, но это понимается не утилитарно, казенно. Творчество заложено в каждом человеке независимо от возраста, оно особенно ценно в единении совместного творчества взрослого и ребенка. В Центре проводятся совместные конкурсно-игровые программы для родителей и детей, семейные праздники. Создан «Театр на Пушкинской», которым руководит заслуженная артистка Украины Т.Н.Сизоненко, талантливый человек, думающий педагог, прекрасный режиссер. Она сумела «заразить» идеей творчества даже самых заядлых пессимистов среди родителей. Совместные постановки - из них наиболее известные «Играем Чуковского», «Сказки Пушкина», «Мать и дитя» - помогают найти себя и детям и родителям. Родители не только шьют костюмы, готовят их к постановкам, делают декорации, но и сами играют, выступают вместе с детьми как актеры.

Таким образом, на основе анализа практического опыта деятельности ряда учреждений дополнительного образования по организации воспитания нами было выявлено, что в учреждениях дополнительного образования в настоящее время осуществляется процесс воспитания социальной активности детей.

Деятельность всех учреждений дополнительного образования детей является социально востребованной и общественно значимой. Учреждения дополнительного образования детей создают благоприятные условия для воспитания социальной активности детей; свободный выбор образовательного маршрута позволяет ребенку не только самоопределиться в образовательном пространстве, но и самому определить свой индивидуальный вектор самопознания и самовоспитания.

В учреждениях дополнительного образования проектирование содержания воспитания социальной активности осуществляется на основе выбора предметно-практической деятельности детьми. Ориентированность учреждений дополнительного образования на воспитание социальной активности детей способствует совершенствованию традиционных форм: кружки декоративно-прикладного творчества перерастают в дизайн-центры, театры мод, танцевальные кружки, студии эстрадного, классического, бального танца и т.д.

За период становления системы дополнительного образования произошли значительные количественные и качественные изменения в кадровом обеспечении учреждений дополнительного образования. Эти изменения выражаются в повышении уровня профессионального мастерства педагогических работников дополнительного образования.

В практике деятельности учреждений дополнительного образования реализуется совокупность видов и форм воспитывающей деятельности.

Итак, в третьем параграфе дан анализ опыта организации воспитания социальной активности в российских учреждениях дополнительного образования, который, в свою очередь, позволил выявить наиболее эффективные педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования:

проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор предметно-практической деятельности;

реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности;

подготовленность педагогов дополнительного образования к владению технологиями воспитания социальной активности детей.

Выводы к первой главе

1. Актуальность
воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования обусловлена объективной потребностью динамично развивающегося российского общества в личности, обладающей социальной активностью. Накопленный учреждениями дополнительного образования значительный потенциал реализации воспитания социальной активности детей в современном образовательном пространстве в соответствии с парадигмой личностно-ориентированного воспитания, не полно реализуется в практической деятельности. Научно-педагогическое сопровождение воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования необходимо разрабатывать. Педагог дополнительного образования недостаточно подготовлен к решению задач воспитания социальной активности детей.

2. Учреждение дополнительного образования содержит реальные социально-педагогические предпосылки воспитания социальной активности детей, так как в избранном виде предметно-практической деятельности социально ориентированной направленности сочетаются личный и социальный интересы детей.

3. Особенности деятельности учреждения дополнительного образования заключаются в предоставлении обучающимся права выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы дополнительного образования в избранной сфере познания; целенаправленной организации сотворчества детей и взрослых (педагогов и родителей) в субъектно-ориентированных формах воспитания и находят выражение в специфике содержания воспитания социальной активности детей.

4. В качестве теоретико-методологической стратегии в ходе диссертационного исследования было определено: выбор и теоретическое осмысление темы, объекта и предмета исследования, цели и задач; дано методологическое обоснование; выдвинута рабочая гипотеза; изучение и анализ научной литературы; разработка программы опытно-экспериментальной проверки теоретической концепции исследования; осуществление опытно-экспериментальной работы, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза; отработка и проверка воспитательных технологий социально-ориентированной направленности, способствующих воспитанию социальной активности детей в учреждении дополнительного образования. В ходе исследования проблемы воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования использовался комплекс методов: изучение и анализ философской, социологической, социально-педагогической, педагогической литературы; изучались особенности организации воспитания в условиях учреждения дополнительного образования детей; моделирование воспитательных ситуаций, наблюдение, анкетирование, интервью, сочинения, групповые и индивидуальные собеседования, анализ значимых ситуаций, метод оценок и самооценок. Проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого было определено реальное состояние рассматриваемой проблемы; были выявлены сущность и содержание понятия «воспитание в дополнительном образовании», позволившие обозначить средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования. Осуществлен анализ, обобщение и оформление результатов проведенного исследования с использованием методов статистической обработки экспериментальных данных; разработаны научно-методические рекомендации по внедрению их в практику.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать