Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования
p align="left">5. Исследование позволило определить структуру воспитания социальной активности детей, включающую целевой, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный компоненты.

6. Педагогическими средствами обеспечения эффективности воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования являются: проектирование содержания воспитания, предоставляющего детям выбор предметно-практической деятельности; реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности, интегрирующих познание, творчество и досуг; подготовленность педагогов дополнительного образования к владению воспитательными технологиями.

7. Опытно-экспериментальной части нашего исследования предстоит проверить эффективность гипотетически заявленных педагогических средств воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительно образования.

Глава 2. Педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

2.1 Проектирование содержания воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования

Наше исследование может быть отнесено к категории опытно-экспериментальных, поскольку проверка эффективности педагогических средств воспитания социальной активности детей в УДО осуществлялась в практике муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» (ЦЭВД), одного из крупнейших в городе Оренбурге и являвшегося Федеральной экспериментальной площадкой Российской Академии Образования.

В ходе апробации педагогических средств воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей», мы исходили из того, что процесс воспитания в учреждении дополнительного образования осуществляется на основе системного подхода в условиях конкретной модели воспитательной системы с учетом его специфики.

Воспитательная система Центра эстетического воспитания детей представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (цели, выраженные в исходной позиции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему) и направлена на личность развивающегося человека, включенного в эту систему. Содержание воспитательной системы учреждения было направлено на решение задач, способствующих воспитанию социальной активности детей.

Под проектированием мы понимаем мыслительную форму деятельности по созданию проекта, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Проектирование (от лат.progectus -брошенный вперед) принадлежит к числу уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий тех или иных замыслов. Разделяя точку зрения ученых о сущности педагогического проектирования, в ходе экспериментальной работы мы подходили к проектированию в педагогике как способу создания на основе прогноза таких технологий, использование которых при построении реального педагогического действия должны способствовать достижению поставленных целей и при этом происходит развитие всех участников педагогического процесса.

В качестве первого шага проектирования содержания воспитательной системы учреждения дополнительного образования, мы основательно изучили уровень востребованности дополнительного образования, реализуемого Центром эстетического воспитания детей.

Используемые для изучения уровня востребованности методики соответствовали следующим требованиям: обеспечивали принцип надежности, валидности, простоты и удобства в работе, воспроизводимости результатов, адекватности интерпретации получаемой информации для целей управления качеством педагогического и управленческого персонала; формирования позитивной педагогической среды в учреждении; конструктивных психологических комфортных отношений между участниками образовательного процесса. Методика изучения уровня востребованности дополнительного образования осуществлялась в бланковом варианте.

В ходе опытно-экспериментальной работы с целью выявления уровня востребованности дополнительных образовательных услуг в начале опытно-экспериментальной работы нами было проведено анкетирование учащихся школ Южного округа, в котором приняло участие 4598 школьников 6-11 классов. Результаты анкетирования показали, что среди школьников востребованы многие виды дополнительных образовательных услуг, интерес к которым проявился следующим образом: досуговое - 38%, хореографическое - 22%; театральное - 14%; спортивное -18%; декоративно-прикладное - 30%; музыкальное - 17%; туристско-краеведческое - 16%; психологическое - 10%; научно-исследовательское - 11%; техническое - 18%; экологическое - 14%; общественные молодежные организации - 20%.

Изучение социального запроса на образовательные услуги осуществлялось не только на основе изучения потребностей детей в их освоении, но и на основе изучения отношения родителей и представителей образовательной сферы (учителей школ и педагогов дополнительного образования) к дополнительному образованию.

В результате анализа отношения родителей к дополнительному образованию было выявлено, что 32,5% родителей определяют занятия как любимое дело, а 31% - как увлечение.

Представляет особый интерес мнение родителей о роли дополнительного образования в жизни ребенка: делать жизнь интересней - 59,3%, готовить ребенка к жизни во всех отношениях - 40%, дополнять образованием школу - 33,7%, отрывать ребенка от уличных компаний - 33,7%, давать профессию - 30,6%, учить человечности и нравственности - 26,2%, дополнительное образование не нужно - 1,8%, затруднились ответить - 2,5%.

Мнения родителей о сферах жизни, которые должны быть представлены в дополнительном образовании: мир профессий - 49,3%, искусство - 41,2%, мир увлечений - 40,0%, сфера быта - 24,3%, экономика - 23,6%, наука - 20,6%, семейные отношения - 16,8%, вопросы пола - 7,5%, религия - 6,8%.

Значительный интерес для проектирования содержания воспитательной системы Центра эстетического воспитания детей имело выявленное в ходе исследования мнения респондентов о задачах, которые призвано решать учреждение дополнительного образования детей:

а) сделать жизнь интересной: учащиеся - 67,9 %, родители - 58,3%, учителя - 76,1%, педагоги дополнительного образования - 62,3%;

б) профессиональная подготовка: учащиеся - 77,9 %, родители- 51,8 %, учителя - 73,8%, педагоги дополнительного образования - 65,4%;

в) отрывать подростков от уличных компаний: учащиеся - 57,3 %, родители - 61,4%, учителя - 69,1%, педагоги дополнительного образования - 75,8 %;

г) в воспитании нравственности: учащиеся - 67,4 %, родители- 69,2 %, учителя - 70,8 %, педагоги дополнительного образования - 65,3%.

В ходе констатирующего и преобразующего этапов эксперимента нами было проведены исследования мотивационной готовности 250 школьников-участников детских объединений к занятиям в Центре эстетического воспитания детей, которые показали, что интересы к избранной деятельности стали более устойчивыми (Таблица 2 ).

Таблица 2

Динамика мотивационной направленности детей на занятия в ЦЭВД

Мотивы

Начало ОЭР

Завершение ОЭР

Познавательный

20,5%

41%

Внешний, социальный

40,1%

35,7%

Коммуникативный

58,7%

89%

Ориентация на содержание занятия

27,8%

78,9%

Направленность на педагога

53,8%

75,3%

Проведение досуга

83,2%

60,2%

Проектируя содержание воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей», мы опирались на обоснованную учеными взаимосвязь и взаимообусловленность целеполагания, проектирования, прогнозирования, и моделирования.

Проектирование содержания воспитательной деятельности нами осуществлялось на основе разработанного в ходе констатирующего эксперимента алгоритма проектирования, включающего в себя следующие позиции:

- определение теоретико-методологических и ценностных оснований проекта;

- подготовка педагогического коллектива к проектированию педагогической деятельности;

- анализ объектов проектирования;

концептуальное обоснование проектируемой деятельности;

документальное оформление концептуальных идей;

создание модели воспитательной системы;

разработка программы деятельности по реализации концепции;

составление плана действий по внедрению проектов;

реализация проектов;

отслеживание результатов и корректировка проектов.

Воспитательные действия и мероприятия, как бы хороши они ни были сами по себе, не обеспечивают глубоких и прочных результатов, если применяются одноразово от случая к случаю, вне системы. Именно поэтому к проектированию содержания воспитания социальной активности детей в Центре эстетического воспитания детей мы подходили с позиции моделирования воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей с учетом его специфики, заключающейся в создании особенной воспитательно-образовательной среды, обеспечивающей эстетическое освоение детьми окружающего мира.

Созданный в апреле 1994 года Центр эстетического воспитания детей являлся инновационным муниципальным учреждением дополнительного образования детей, который, дополняя, расширяя и углубляя влияние школы и семьи на ребенка, выполнял вместе с ними единую цель - воспитание социально активной личности.

В организации своей деятельности педагогический коллектив ЦЭВД руководствовался принципами:

- комплексного подхода к организации коллективной творческой деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- единства образовательного, воспитательного и творческого процесса;

- удовлетворения и развития интересов и способностей детей;

- признание прав ребенка на свободное самоопределение и самореализацию во внеучебной деятельности;

- развитие индивидуальности каждого человека в условиях дополнительного образования;

- творческое сотрудничество участников образовательного процесса в совместной продуктивной деятельности;

- непрерывность образования в педагогически управляемой и личностно - регулируемой деятельности растущего человека;

- гуманизация педагогического управления образовательно-воспитательным процессом.

Основные задачи ЦЭВД, определенные в Уставе и соотнесенные с Типовым положением «Об учреждении дополнительного образования детей», являлись выражением государственно-социального заказа:

- обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет;

- формирование их общей культуры;

- организация содержательного досуга детей, подростков и молодежи;

- допрофессиональная подготовка детей и молодежи.

Обозначив основной целью деятельности ЦЭВД развитие мотивации личности к познанию и творчеству, в ходе эксперимента мы определили, что важным фактором ее достижения является создание воспитательной системы эстетического освоения социокультурного пространства.

Достижение цели и реализация задач, направленных на воспитание социальной активности детей осуществлялось посредством организации образовательно-воспитательного процесса на основе дополнительных образовательных программ по направлениям деятельности, определенных Уставом ЦЭВД: художественно-эстетическое; физкультурно-спортивное; туристско-краеведческое; эколого-биологическое; социально-педагогическое; культурологическое; естественно-научное. Выбор направлений деятельности был не случайным, он определился в ходе экспериментальной работы, на основе изучения спроса детей и их родителей на дополнительные образовательные услуги.

Центр эстетического воспитания детей представлял собой целостную, открытую социально-педагогическую систему, связанную с социумом.

В структуру ЦЭВД входили 15 отделов, 19 секций, 11 дворовых клубов, организующих работу с детьми и подростками по месту жительства во внеучебное время. ЦЭВД сотрудничал по проблемам организации внеучебной деятельности школьников с 36 школами, 25 детскими садами, 8 ССУЗами, ВУЗами г. Оренбурга.

В основу проектирования содержания воспитания социальной активности Центра эстетического воспитания детей нами были положены идеи Концепции модернизации Образования России, отражающие цели современного мирового образования: учиться жить вместе, учиться познавать, учиться делать, учиться быть.

Проектирование содержания воспитания в Центре эстетического воспитания детей происходило в процессе осуществления опытно-экспериментальной работы по реализации научно-исследовательского проекта «Человек. Социум. Культура».

Центр эстетического воспитания детей являлся Федеральной экспериментальной площадкой Института общего среднего образования Российской Академии Образования.

Цель Федеральной экспериментальной площадки - создание культурного пространства для детей и молодежи широких слоев населения города; научно-практическая отработка современных психолого-педагогических технологий развития, социального и профессионального самоопределения личности средствами дополнительного образования г. Оренбурга.

Программа опытно-экспериментальной работы предусматривала процесс формирования воспитательной системы эстетического освоения социокультурного пространства детьми в течение 3 лет: с 1999 учебного года по 2001-2002 учебный год.

Нами были определены этапы опытно-экспериментальной работы:

1 этап - подготовительный: март 1999-август 1999 года: создание условий для формирования воспитательной системы: научно-методическое, материально-техническое, кадровое обеспечение; создание творческих групп педагогов - исследователей; организационно- подготовительная работа.

2 этап - поисковый: 1999-2000 учебный год: разработка научно-методического обеспечения образовательного процесса учреждения и социально-педагогической поддержки детей; поиск новых путей и технологий совершенствования деятельности детских объединений, организации развивающе-досуговой деятельности во внеучебное время.

3 этап - преобразующий: 2000-2001 учебный год: проведение диагностических срезов по разработанным критериям; разработка профессионально-ориентированных программ; опубликование и внедрение инновационных технологий в условиях социокультурного воспитания, апробированных в ходе формирования воспитательной системы; выпуск методических пособий и рекомендаций на основе обобщенных результатов экспериментальной работы; сотворчество ЦЭВД и социума, обеспечивавшее социокультурное воспитание, творчество и развивающий досуг детей.

4 этап - обобщающий: 2001-2002 учебный год: организация образовательного процесса с учетом результатов эксперимента.

В процессе ОЭР учитывались следующие основные принципы:

1. Принцип самоценности детства, как основополагающего периода жизни человека, требующий:

- реализации основных требований Конвенции о правах ребенка;

- учета возрастных и индивидуальных преобразований в личностном развитии обучающихся;

- сохранения суверенитета растущего человека, свободы его развития;

- ориентации на первичность личностно-индивидуальных ценностей и потребностей человека.

2. Принцип социокультурного подхода к дополнительному образованию, требующий:

- понимания образовательного процесса как составной части культуры общества, как культурно-исторической ценности опыта прошлого и основы будущего;

- максимального использования региональных, народных, семейных традиций материальной и духовной культуры;

- формирования творческих способностей личности по освоению, сохранению и созданию новых культурных ценностей;

- воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.

3. Принцип инициативы и творчества педагогов и воспитанников, требующий:

- формирования ярко выраженного индивидуального стиля деятельности каждого педагога;

- освоения поисково-исследовательской функции; преодоления стереотипности и инертности мышления и поведения;

- интеграции совместного поиска педагогического коллектива и поощрения личностей нестандартности, таланта педагога, распространения новаций;

- сотворчества с воспитанниками.

4. Принцип профессиональной ориентированности дополнительного образования, требующий:

- расширения выбора профессионально предпочитаемых видов деятельности;

- обеспечения амплитуды общепрофессиональных знаний и умений, важных в различных областях человеческой деятельности;

- поддержки ведущих, стержневых профессиональных интересов подростков на фоне разнопрофильных во избежание сужения диапазона выбора.

5. Принцип сотрудничества - это:

- организация жизнедеятельности в соответствии с реалиями социума, с полноценным участием многих социальных институтов (семья, образовательные учреждения, предприятия, клубы, ассоциации, учреждения культуры, театры, библиотеки, ВУЗы, СУЗы. и т.д.); престиж Центра эстетического воспитания детей у родителей, общественности, специалистов;

- установление прочных связей и отношений между всеми участниками воспитательного процесса ЦЭВД: администрацией, педагогами и воспитанниками детских объединений;

- осуществление взаимной информации и посвящения о деятельности ЦЭВД, опыте достижений педагогов и обучающихся;

- обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнения действий педагогов и обучающихся во всех сферах жизнедеятельности ЦЭВД.

Проектирование содержания воспитательной деятельности Центра эстетического воспитания детей включало научно-обоснованный комплекс критериев воспитательной системы, разработанных в ходе осуществления опытно-экспериментальной работы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях