Воспитание этики межнационального общения
p align="left">Итак, формирование уважения к народам нашей и других стран начинается с воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей.

Используя художественную литературу, как русскую, так и национальную Н.К. Крупская советовала обращать внимание дошкольников на положительные особенности в характере тех или иных национальностей. Она писала: "Прежде всего, детская книжка должна освещать вопросы современной общественной жизни в ярких и живых образах" [35, с. 16]. Для воспитания дружеских чувств к людям и детям другой национальности важно отобрать рассказы авторов, обладающих способностью писать интересно и содержательно. Такие книги вызывают большой интерес у старших дошкольников, способствуют их умственному развитию.

Сила воздействия литературного произведения на развитие личности ребенка чрезвычайно велика.

Исследования педагогов показали, что дети дошкольного возраста могут испытывать чувства, которые переживают герои книг. Чтение художественных произведений содействует развитию детского мышления, служит источником новых представлений и знаний.

Влияние художественной литературы на нравственное, толерантное воспитание дошкольников значительно усиливается, если одной и той же темой объединено несколько произведений. Подбирать литературу необходимо по таким направлениям как: познавательные рассказы о республиках; рассказы о труде и быте людей других национальностей; рассказы, знакомящие детей с национальной культурой народов; рассказы о жизни детей разных национальностей. По данным исследования Н.В. Мельниковой, высокий нравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (в беседах, при рассматривании картинок, решении речевых логических задач) используются ситуации из художественных произведений, где действующими лицами являются сами дети[35, с. 16]. Если гуманные нравственные чувства, трудолюбие свойственны героям разных национальностей, у детей начинает формироваться первоначальное представление об их общечеловеческом характере.

В связи с этим при подборе художественных произведений национальных авторов целесообразно ориентироваться на следующее. Симпатичные герои (дети), любящие своих самых близких (маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают "набором" тех или иных гуманных качеств. Доброта, заботливость, желание быть полезным или доставить радость проявляются в добрых делах и поступках, требующих трудолюбия. Желательно, чтобы о маленьких неудачах сверстников разных национальностей, по-настоящему любящих своих мам, рассказывалось с улыбкой, по-доброму, а отрицательные проявления высмеивались[19, с. 194].

Для ознакомления детей с культурой разных народов, населяющими нашу страну, педагоги детских садов в основном используют иллюстрации, чтение рассказов, просмотр диафильмов, пляски в национальных костюмах, но этого не достаточно, не хватает соответствующей игрушке, в первую очередь национальной куклы. М.И. Богомолова считает, что воспитанию этики межнационального общения способствует национальная кукла [9, с. 429]. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей. Естественно, что к национальной кукле предъявляются высокие требования:

1. В ее облике должны быть представлены черты, свойственные представителям определенной национальности;

2. Выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию.

Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр. Нередко кукол вносят в группу лишь для пополнения игрового хозяйства, часто находится в виде сувенира, служит украшением. И поэтому зачастую дети не знают имен этих кукол, в какие национальные костюмы они одеты, какую национальность представляют. Нельзя не согласиться с мнением Р.И. Жуковской, которая считает, что национальная кукла становится средством национального, а значит и воспитания этики межнационального общения лишь в том случае, если она оказывается наделенной определенными чертами характера[9, с. 209]. Особую симпатию дети питают к тем куклам, о которых много знают, которые представляют литературных героев. Куклы несут радость детям, на наш взгляд нет ребенка, который бы равнодушно отнесся бы к кукле в национальном костюме. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республики она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят?

Очень важно, чтобы каждая национальная кукла, отличалась какими - либо особенными чертами.

В ДОУ должен быть продуманный подход к подбору национальных кукол. Удобнее всего сгруппировать их следующим образом:

1. Куклы, передающие характерные черты национальности;

2. Куклы, носящие имена полюбившихся национальных литературных героев;

3. Куклы, которые своими костюмами и элементами атрибутов напоминают о труде, характере той или иной национальности.

Воспитание этики межнационального общения, симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов.

В педагогической литературе подчеркивается возможность воспитания у детей в игре тех или иных положительных качеств. Выготский Л.С, указывал, что в дошкольном возрасте происходит "интеллектуализация", т. е. переход от неосознанных элементарных эмоций, к осознанным и обобщенным[9, с. 524].

В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.

Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.

Игра может выступать как эмоционально-действенное средство уточнения и обогащения знаний дошкольников, как способ организации взаимоотношений между детьми в игровой деятельности.

Нельзя не согласиться с утверждениями Д.Б. Эльконина, который считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой "реальных социальных отношений" [9, с. 230].

В играх особое внимание нужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.

В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общение интереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес.

Большое влияние на воспитание этики межнационального общения детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации.

Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры.

Большую роль в воспитании этики межнационального общения у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу "чужих". Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту и в какой-то степени к подавлению своего "Я": Не стучи в чужие ворота, и в твои стучаться не будут (татарская). Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не боятся быть отличными от других.

Эффективным средством воспитания этики межнационального общения у детей дошкольного возраста также являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые мировоззрением этносов.

Можно быть уверенным, что через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее [15, с.216].

За сказочными образами стоят символы коллективного бессознательного. Эти же символы встречаются в мифах, религиях, иногда во снах. Язык символов не является "мифом" или "маскировкой" - это естественный язык нашего бессознательного, тогда как слова - язык нашего сознания.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводам:

1. Этика межнационального общения - чувство симпатии, дружелюбия и уважения к людям других национальностей, принятие и понимание их этнической самобытности, обычаев и традиций.

2. В старшем дошкольном возрасте возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения.

3. Эффективными средствами воспитания этики межнационального общения являются: традиции, общение, художественная литература, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы, подвижные игры, с использование национальных атрибутов, произведения искусства и др. Главным из перечисленных средств, на наш взгляд, является игра, как ведущая деятельность в старшем дошкольном возрасте.

Следующая глава посвящена экспериментальной работе по воспитанию этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста

2.1 Диагностика уровней сформированности межнационального общения детей старшего дошкольного возраста

Наша опытно-экспериментальная работа по воспитанию этики межнационального общения проводилась на базе детского сада №21 города Ишима с детьми старшего дошкольного возраста.

В ходе исследования было установлено, что национальный состав детей в старшей группе детского сада разнообразен. Помимо русской, в группе насчитывается 6 национальностей. Из 20 дошкольников 8 человек или (40%) являются представителями других национальностей. Это азербайджанцы, казахи, немцы, татары, узбеки, украинцы.

Была определена цель констатирующего эксперимента: Выявить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста о представлениях других народов и национальностей, как важного показателя этики межнационального общения: уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира и определение уровня воспитанности межнационального общения.

В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Список детей, участвующих в исследовании приведен в приложении 1.

Для решения поставленных задач опытно - экспериментальная работа включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Для выявления уровня воспитанности межнационального общения на констатирующем этапе использовались следующие критерии и показатели:

1.Критерий достаточности знаний о других нациях и народностях;

2.Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками), независимо от их пола, расы, национальности;

3.Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций), а также позитивная лексика в отношении детей друг к другу.

На основе выделенных критериев и показателей были определены следующие уровни воспитанности межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Ребенок умеет общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

Средний уровень: к этому уровню относятся дети, у которых полные, существенные, конкретные знания о других нациях и народностях. Однако ребенок не всегда может общаться с другими людьми и поддерживать хорошие взаимоотношения. Редко проявляется способность к сочувствию, положительно окрашенные эмоции при общении со сверстниками других национальностей и другого пола.

Низкий уровень: к этому уровню относятся дети, у которых отсутствуют знания о других нациях и народностях. Способность к сочувствию не проявляется.

Диагностические параметры в нашем варианте представляли собой вышеназванные критерии, которые оценивались по трехбалльной шкале (1-3).

"1" балл выставлялся тогда, когда критерий проявлялся редко или был недостаточно выражен.

"2" балла выставлялось тогда, когда критерий проявлялся часто и был достаточно выражен.

"3" балла выставлялось тогда, когда критерий проявлялся всегда и был ярко выражен.

Каждый из диагностических критериев оценивался коэффициентом (К1, К2, К3), который вычисляется по формуле:

После вычисления коэффициента каждого из трех блоков находился средний коэффициент по формуле

К= К1+3К2+К3

По среднему коэффициенту можно определить три уровня воспитанности межнационального общения у испытуемых детей. Если К лежит в пределах 0,8-1 баллов, то уровень высокий. Если К лежит в пределах 0,6-0,7 баллов, то уровень средний. Если К менее 0,6 баллов, то ребенок находится на низком уровне воспитанности межнационального общения.

С целью выявления уровня межнационального общения мы использовали следующие диагностические методики: "Сестренки", "Угости конфетой" разработанные Э. Сусловой, определение уровня знаний по сформированности понятий, определяющих термин "межнациональное общение" было проведено в виде контрольного опроса.

Приведем примеры проведения диагностики с использованием выше перечисленных методик.

Методика "Сестренки".

Детям было предложено творческое задание: завершить рассказ педагога. Детям экспериментальной группы было предложено такое начало рассказа: "Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась и вошла заведующая детским садом с двумя смуглыми девочками, мало похожими на тех, что сидели за столами. Одна из них тихо произнесла какие то непонятные слова (оказывается она поздоровалась по-татарски), другая с любопытством рассматривала детей. Татьяна Петровна сказала, что сестренок зовут Зуля и Ася. Недавно они приехали из Татарстана, и теперь будут ходить в наш детский сад. А дальше вот что произошло…" "Так что же произошло потом?" Дети, придумывая концовку рассказа, прямо или косвенно проявляли уважение к ребятам другой национальности, проявляли разное отношение к детям другой национальности. Благодаря данной методике мы выяснили общее впечатление об отношении детей старшего дошкольного возраста к сверстникам других национальностей, и об уровне сформированности межнационального общения у детей нашей группы.

Протоколы данной диагностики представлены в приложении 2.

Результаты проведения данной методики:

В экспериментальной группе:

* высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

* средний уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;

* низкий уровень - 7 детей, что составляет 70%.

В контрольной группе:

* высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

* средний уровень - 5 детей, что составляет 50%;

* низкий уровень - 5 детей, что составляет 50%.

Таблица 1 Результаты диагностики по методике "Сестренки"

Группы

Всего чел.

Уровни

В

С

Н

Экспериментальная

10

0%

30%

70%

Контрольная

10

0%

50%

50%

Методика "Угости конфетой".

Для проведения диагностики по данной методике нами заранее были подготовлены 8 картинок с изображением мальчиков и девочек разных национальностей.

Сначала мы познакомили детей с ними, называя при этом имена и национальности сверстников, например: "Вот украинские ребята - Олеся и Грицко, русские - Маша и Ванечка, татарские - Гуля и Рустам, грузины - Сулико и Вахтанг." Затем экспериментатором было предложено рассмотреть костюмы детей разных национальностей. После небольшой паузы экспериментатор обращался к ребенку: "Посмотри, как много вкусных конфет в вазочке, они все твои, ты можешь съесть их сам, только вот сладости любят все дети, в том числе и те, с которыми ты только что познакомился. Может, угостишь кого - ни будь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его (ее, их, всех)?

Результаты введения детей в проблемную ситуацию "Угости конфетой" нами фиксировались на карточках, где был отражен характер действий ребенка (угощает; оставляет себе; угощает одной конфетой, а остальные оставляет себе; не угощает никого).

Результаты данной диагностики были занесены в таблицу, которая так же представлена в приложении 3.

В графу "Угощает" мы вписывали имена девочек и мальчиков, изображенных на карточках. Данная диагностика позволила нам выявить, что у большинства детей нашей группы отличаются добротой, толерантностью. Однако некоторые дети оказывали предпочтение к детям тех национальностей, с которыми общаются, к которым они сами относятся.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать