Воспитание этики межнационального общения
p align="left">Количественный анализ результатов методики позволил сделать вывод:

В экспериментальной группе:

* высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

* средний уровень - 7 детей, что составляет 70%;

* низкий уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%.

В контрольной группе:

* высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

* средний уровень - 6 детей, что составляет 60%;

* низкий уровень - 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 2)

Таблица 2 Результаты диагностики по методике "Угости конфетой"

Группы

Всего чел.

Уровни

В

С

Н

Экспериментальная

10

0%

70%

30%

Контрольная

10

0%

60%

40%

Контрольный опрос для определения уровня знаний о других нациях и народностях.

Этот метод, который нами был использован, представлял собой индивидуальные беседы с детьми экспериментальной группы.

Беседа проводилась по следующим вопросам:

1.Это красивая кукла - русская, а этот нарядно одетый мальчик - татарин. А ты кто?

2.На каком языке мы с тобой разговариваем?

3.Какие народы и национальности живут в нашей стране?

4.Как ты думаешь, чем они отличаются?

5.А что у них общего, чем они похожи друг на друга?

6.Хорошо это или плохо, что в России живут представители разных народов: русские, белорусы, молдаване, украинцы, цыгане, татары, грузины, немцы…? Почему ты так думаешь?

7.Какие страны ты можешь назвать?

Ответы каждого ребенка фиксировались нами на отдельных карточках. У детей нашей экспериментальной группы не вызвали затруднений такие вопросы как: "На каком языке мы с тобой разговариваем?". Так же без затруднения дети ответили на вопрос: "Хорошо это или плохо, что в России живут представители разных народов: русские, белорусы, молдаване, украинцы, цыгане, татары, грузины, немцы…?" Однако мотивировать свой ответ они не смогли.

Наибольшие затруднения дети испытывали при ответе на вопросы: "Какие народы и национальности живут в нашей стране, чем они отличаются, а чем похожи?". Протоколы беседы представлены в приложении 4.

В результате проведенной работы выяснилось, что о своей этнической принадлежности знают 30% детей, о том, насколько дети осведомлены о представителях разнонационального окружения свидетельствуют ответы на вопрос "Какие народности национальности ты знаешь?". Полученные в ходе исследования данные также показывают, что дети знают лишь ближайшие национальные группы, но сведения о них весьма ограничены, а в процессе опроса дети, как правило, передают информацию, которую они слышат от окружающих. Отрицательное отношение к отдельным национальностям обусловлено родительским влиянием.

Результаты проведения констатирующего эксперимента.

Контрольная группа:

37% - количество детей, имеющих высокий уровень межнационального общения;

50% - количество детей, имеющих средний уровень межнационального общения;

13% - количество детей, имеющих низкий уровень межнационального общения;

Экспериментальная группа:

32% - количество детей, имеющих высокий уровень межнационального общения;

45% - количество детей, имеющих средний уровень межнационального общения;

23% - количество детей, имеющих низкий уровень межнационального общения;

Графически это выглядит так:

Рис. 1 Результаты констатирующего этапа эксперимента

Таким образом, мы видим, что уровень межнационального общения в контрольной группе явно выше, чем в экспериментальной, но следует учитывать тот факт, что опрос проводился в начале эксперимента.

При анализе результатов опроса, выяснилось, что дети не в полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют информацией в данном направление, толерантность не достаточно развита.

Таким образом, определилась главная цель, которой нужно достигнуть при проведении формирующего эксперимента - это познакомить детей с особенностями, обычаями и традициями разных национальностей, что поможет воспитанию этики межнационального общения, как одного из необходимых моральных качеств личности.

2.2 Реализация средств воспитания этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста

С целью воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста нами был поведён формирующий этап эксперимента. В формирующем эксперименте приняли участие только дети экспериментальной группы.

Цель формирующего этапа эксперимента: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям разных народов; апробировать занятия с играми как наиболее эффективное средство воспитания этики межнационального общения. Нужно отметить, что такие занятия дают возможность воспитателю проводить работу целенаправленно, сочетать групповые формы работы с индивидуальной, формировать познавательную активность учащихся.

В процессе формирующего эксперимента были реализованы следующие условия:

· включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;

· использование занятий с играми как средства воспитания этики межнационального общения;

· широкое применение методов эмоционального воздействия.

Учитывая тот факт, что основной путь воспитания этики межнационального общения у детей дошкольного возраста - это приобщение детей к культуре разных народов на основе приобретения ими знаний, мы, прежде всего, в формирующей части нашего эксперимента составили план работы по формированию этики межнационального общения у детей экспериментальной группы.

Наиболее значимым, на наш взгляд, была игра "Народы -- как одна семья, хотя язык их разный…" (Составитель: Чалдышкина Н.Н.)

Игра предназначена для детей старше 5 лет.

Цель: воспитание у детей интереса и любви к культуре народов ближнего зарубежья средствами дидактической игры.

Задача: закрепить и обобщить представления детей о культуре народов ближнего зарубежья.

Игра предусматривает формирование и уточнение знаний детей по следующим разделам: "Название страны", "Столица", "Музыкальные произведения", "Национальный танец", "Флаг", "Народная игра", "Народный инструмент", "Национальное имя", "Особенности сельского хозяйства", "Национальный костюм", "Живая и неживая природа", "Литература".

Одновременно в игре могут принимать участие от 3 до 6 человек, большее количество человек может разбиться на мини-группы, делающие ход и вместе отвечающие на вопрос -- картинку сектора игрового поля. Если в секторе нарисован мальчик, читающий книгу, -- необходимо рассказать какое-либо произведение народа, название которого у ребенка на карточке с красной звездочкой (например, "Украина" -- значит, ребенок рассказывает стихотворение или сказку украинского народа).

I этап -- перед началом игры дети выбирают карточку с названием страны, а во время движения по секторам ориентируются лишь на свою карточку.

II этап -- карточки лежат на игровом поле. Двигаясь по секторам, ребенок каждый раз берет новую карточку с названием страны.

На первых порах допускаются подсказки детей друг другу под руководством педагога. А на основе игры может быть составлена концертная программа о культуре разных народов ближнего зарубежья.

Игра "Путешествие по России и странам ближнего зарубежья" (Составитель: Елисеева И.)

Предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

Цели: закреплять и расширять у детей представление о народах, живущих в России и ближнем зарубежье, их устном творчестве: сказках, загадках, песенках, пословицах и поговорках. Воспитывать любовь и уважение к другим национальностям.

Игровая задача: достичь финиша первым.

Игровые действия:

1. Дети выбирают, на каком виде транспорта они будут путешествовать;

2. Бросать кубик и, согласно выпавшему количеству очков, передвигаться фишкой-транспортом по карте.

Правила игры:

Участвуют три игрока и более. У каждого своя фишка (самолет, кораблик, машинка и т.д.) и кубик один на всех. Выигрывает тот, кто первым приходит на клетку 75, получив точное число очков. При превышении этого числа игрок отступает на столько клеток, сколько у него лишних очков. Игра начинается с цифры 1 -- марийского народа. Салика и Онар решили объехать всю Россию и познакомиться с другими народами.

Необходимо следовать указаниям, которые даны на клетках.

На остановках и изображении народа тот, кто пришел первым, дожидается остальных.

Если выпадет 6 очков, игрок получает право повторного хода, но если это произойдет три раза подряд, придется начинать игру сначала.

Ход игры:

Дети садятся вокруг стола, на котором располагается карта путешествия, фишки выстраиваются на старте. Ребенок бросает кубик и продвигается на выпавшее на кубике количество очков вперед.

Варианты игры:

1. Игру проводит воспитатель, задает детям вопросы в зависимости от уровня знаний.

Количество играющих детей -- от 3 до 6 (дети могут играть парами).

2. Можно проводить как игру-занятие на протяжении изучения народов, которые населяют Россию и ближнее зарубежье.

На этих играх-занятиях педагог постепенно знакомит детей с народами, названиями столиц республик или округов, на территории которых они проживают, рассказывает про национальный костюм, чем они занимаются, знакомит с устным народным творчеством.

Игровые занятия могут варьироваться в зависимости от поставленной педагогом цели игры. Можно использовать следующие задания:

1. Пояснить пословицу.

2. Рассказать сказку.

3. Отгадать загадку.

4. Спеть народную песенку.

5. Назвать столицу республики, в которой ты остановился.

Для опровержения или подтверждения гипотезы нашего исследования был проведен контрольный этап экспериментального исследования, в котором нами были использованы те же диагностические методики, что и на первом этапе: методика "Угости конфетой", методика "Сестренки".

Наша работа по воспитанию этики межнационального общения в формирующем эксперименте позволила сделать вывод, что из 12 детей 9 детей одинаково доброжелательны в своих действиях ко всем этническим группам (см.Приложение 6);

У 2 детей присутствует эгоистичность, то есть дети никому не отдают свой выбор, сконцентрировавшись на себе;

У 1 ребенка в действиях выражается предпочтение при выборе национальной группы.

Количественный анализ результатов методики на контрольном этапе эксперимента позволил сделать вывод:

В экспериментальной группе:

* высокий уровень - 3 ребёнка, что составляет 30%;

* средний уровень - 7 детей, что составляет 70%;

* низкий уровень - отсутствует, что составляет 0%.

В контрольной группе:

* высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

* средний уровень - 6 детей, что составляет 60%;

* низкий уровень - 4 ребёнка, что составляет 40% (таблица 3)

Таблица 3 Результаты контрольного этапа по методике "Угости конфетой"

Группы

Всего чел.

Уровни

В

С

Н

Экспериментальная

10

3%

70%

0%

Контрольная

10

0%

60%

40%

Проведенный анализ по методике "Сестренки" позволяет отметить тот факт, что из 12 детей у десяти детей проявилось доброжелательное отношение к людям других национальностей (см.Приложение 7). Недоброжелательного отношения проявили 2 ребенка экспериментальной группы.

Результаты проведения данной методики на контрольном этапе эксперимента:

В экспериментальной группе:

* высокий уровень - 3 ребенка, что составляет 30%;

* средний уровень - 7 детей, что составляет 70%;

* низкий уровень - отсутствует, что составляет 0%.

В контрольной группе:

* высокий уровень - отсутствует, что составляет 0%;

* средний уровень - 5 детей, что составляет 50%;

* низкий уровень - 5 детей, что составляет 50%.

Таблица 4 Результаты контрольного этапа по методике "Сестренки"

Группы

Всего чел.

Уровни

В

С

Н

Экспериментальная

10

30%

70%

0%

Контрольная

10

0%

50%

50%

Общие результаты проведения контрольного эксперимента показывают, что:

Контрольная группа:

37% - количество детей, имеющих высокий уровень этики межнационального общения;

50% - количество детей, имеющих средний уровень этики межнационального общения;

13% - количество детей, имеющих низкий уровень этики межнационального общения;

Экспериментальная группа:

57% - количество детей, имеющих высокий уровень этики межнационального общения;

40% - количество детей, имеющих средний уровень этики межнационального общения;

3% - количество детей, имеющих низкий уровень этики межнационального общения;

Наша опытно-экспериментальная работа позволяет отметить качественные изменения в воспитании этики межнационального общения на основе приобщения к культуре разных народов.

Таким образом, мы убедились, что большинство детей нашей экспериментальной группы стали одинаково доброжелательны ко всем этническим группам. И только у 3 детей мы наблюдали в действиях эгоистичность, недоброжелательность, они никому не отдали свой выбор, сконцентрировавшись на себе.

Результаты данных диагностик позволили нам сделать вывод, что окружающие предметы, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательности, должны носить черты национальной культуры, чтобы дети с раннего возраста ощущали себя частью своего народа.

Контрольный этап нашего эксперимента подтвердил выдвинутую нами гипотезу и эффективность реализованных на формирующем этапе мероприятий по воспитанию этики межнационального общения у дошкольников.

Заключение

В последнее время проблема воспитания этики межнационального общения стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на дошкольном возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление ребенка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. В этом возрасте формируется мировоззренческая картина ребенка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости воспитания у дошкольников этики межнационального общения.

В результате нашей работы мы рассмотрели понятие "этика межнационального общения" в психолого-педагогической литературе, определили особенности общения детей дошкольного возраста, выявили средства воспитания этики межнационального общения. Для проверки эффективности средств мы провели экспериментальное исследование.

Исходя из того, что объектом нашего исследования является процесс воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста, то основное внимание мы уделяем рассмотрению процессуального компонента, средствам воспитания этики межнационального общения в период дошкольного детства, к которым мы отнесли:

· включение детей в специальные занятия по овладению знаниями о других нациях и народностях, традициях и обычаях людей разных национальностей;

· использование занятий с применением игры как средства воспитания толерантности;

· широкое применение методов эмоционального воздействия.

Исследование проводилось на базе ДОУ №21 города Ишима. Исследованием было охвачено 20 детей.

Для выявления уровня воспитанности этики межнационального общения на констатирующем этапе использовались следующие критерии и показатели:

1.Критерий достаточности знаний о других нациях и народностях;

2.Сформированность эмоциональных проявлений (способность к сочувствию, сопереживанию, наличие (отсутствие) положительно окрашенных эмоций при общении со сверстниками), независимо от их пола, расы, национальности;

3.Позитивные действия, как в реальной, так и вербальной ситуации (активность в решении проблемных ситуаций), а также позитивная лексика в отношении детей друг к другу.

Диагностика исходного уровня этики межнационального общения дошкольников на констатирующем этапе исследования показала, что дети не в полной мере знакомы с существованием множества наций и народностей, недостаточно владеют информацией в данном направление, уважение к детям другой национальности не достаточно развита.

Полученные данные послужили практической основой организации и проведения формирующего этапа эксперимента по воспитанию этики межнационального общения.

Для этого разработан план занятий, ориентированный на формирование этики межнационального общения дошкольников, расширение их межкультурной компетентности, приобретение этнокультурного опыта, навыков позитивного межэтнического взаимодействия. С целью повышения уровня этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста нами был поведён формирующий этап эксперимента. Результаты контрольного эксперимента показали качественные изменения этики межнационального общения у детей экспериментальной группы на основе приобщения к культуре разных народов.

Таким образом, на основе проведённой опытно - экспериментальной работы по воспитанию этики межнационального общения можно сделать вывод, что игра является эффективным средством воспитания этики межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования.

В результате нашего эксперимента мы также пришли к следующим выводам, что воспитание этики межнационального общения у детей дошкольного возраста - актуальная задача наших дней. В процессе воспитания в ДОУ ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы этики межнационального общения. Мы убеждены, что воспитание терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.

Как показывают исследования отечественных ученых и наша опытно-экспериментальная работа ребенка дошкольника, характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Итак, воспитание этики межнационального общения у детей дошкольного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах уважения, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.

Углубленная, обогащенная по содержанию работа по воспитанию этики межнационального общения детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к культуре разных народов через игру, проведенная с детьми экспериментальной группы показала положительную динамику в исследуемой проблеме, что подтверждается на последнем этапе нашего исследования.

Библиография

1. Абдулкаримов, Г.Г. Об опыте работы по формированию у детей этнической толерантности [Текст]/ Г.Г.Абдулкаримов // Дополнительное образование. - 2002. - № 2.

2. Абсалямова, А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе [Текст]/А.Г.Абсалямова, Ю.С.Горбачева. - Уфа: Творчество, 1997.

3. Амонашвили, Ш.А. Созидая человека [Текст]/Ш.А.Амонашвили. - М.: Педагогика,1982.

4. Асмолов, А. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А.Асмолов. - М.: Мемориал. 2001.- №24.- С.61-63.

5. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия толерантность [Текст]/ А.Г.Асмолов, Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова // Век толерантности. - 2001. - № 1.

6. Асмолов, А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа. Толерантность в общественном сознании России [Текст]/. - М.: Педагогика,1998.

7. Бателаан, П. Межкультурное образование - больше, чем долг [Текст]/П.Бателаан. - М.:Просвещение, 2002. - С.243.

8. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]/Л.И.Божович.- М.: МПСИ: Воронеж: НПО МОДЕК, 1999

9. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1989.

10. Демиденко, Ю. Воспитываем терпимость [Текст]/ Ю.Демиденко, О.Куликова // Школьный психолог. - 2002. - № 15. - С. 4.

11. Дерманова, И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: метод. рекомендации [Текст]/ И.Б.Дерманова, Е.В.Сидоренко. - СПб.:Питер, 2001.

12. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование [Текст]/Г.Д.Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999.

13. Дробижева, Л.М. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества [Текст]/Л.М.Дробижева. - М.: Педагогика,1994.

14. Дудина, М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике [Текст] / М.Н.Дудина. - Екатеринбург: Наука, 1998.

15. Зимбули, А.Е. Почему терпимость и какая терпимость [Текст] / А.Е.Зимбули. - М.:Просвещение, 1996. С.233.

16. Камынина, С.Ю. Международное сотрудничество как фактор обновления отечественного дошкольного образования [Текст] / С.Ю.Камынина, Г.Ю.Максимова// Кросс-культурный диалог: Компаратив. исслед. в педагогике и психологии: Сб. ст. / Владимир. гос. пед. ун-т. - Владимир: Нерль, 1999. - С. 37 - 44.

17. Кон, И.С. Психология предрассудка (о социально-психологических корнях этнических предубеждений) [Текст]/И.С.Кон//Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия/Сост. Ю.В.Чернявская-Мн.: Харвест,1998.- С. 40.

18. Копченова, Е.Е. Что стоит за агрессивностью дошкольников [Текст] / Е.Е.Копченова// Психолог в детском саду. - 1999. - № 1. - С. 64 - 66.

19. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс - культурную психологию: Учебное пособие [Текст]/Н.М.Лебедева. - М: Ключ - С, 1999. - С. 194 - 210.

20. Люсиер, Г. К позитивным результатам через культурное разнообразие класса [Текст]/Г.К.Люсиер// Новые ценности образования.-2004.- № 4. - С. 20-24.

21. Менская, Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы [Текст] / Т.Б.Менская// Общество и образование в современном мире. -Вып. 2. - М., 1993.

22. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст]/В.С.Мухина. - М.: ИПП, 1998.

23. Немов, Р. Психология [Текст]/Р.Немов / учебник для студентов высш. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн.1 Общая психология. - 3-е изд. - М.: гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.

24. Оконешникова, А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Дис. .... докт. психол. Наук [Текст]/А.П.Оконешникова. - Якутск, 1998.

25. Парамонова, Л. Дошкольник в мире диалога: Воспитание толерантности [Текст] /Л.Парамонова, Т.Алиева, А.Арушанова// Дошкольное воспитание / М-во общего и проф. образования РФ. - 1999. -№ 5. - С. 70 - 73.

26. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст]/Е.О.Смирнова. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 160 с.

27. Снежкова, И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества [Текст]/И.А.Снежкова// Советская этнография - 1982. - № 1 - С.80 - 88.

28. Суслова, Э. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей [Текст]/ Э.Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 82 - 91.

29. Суслова, Э. Растим гражданина: Подготовка студентов к воспитанию у детей патриотических, национальных и интернациональных чувств, правовой культуры [Текст]/Э.Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - C. 86 - 89.

30. Суслова, Э. Рекомендации по темам: "Воспитание у детей этики межнационального общения" [Текст]/Э.Суслова // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 26.

31. Суслова, Э. Формирование любви к Родине, начал гражданственности и этики межнационального общения взаимосвязаны" [Текст]/Э.Суслова// Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. - С. 25.

32. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 2000. - 304с.

33. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1. [Текст]/ К.Фопель.- М.: Генезис, 2003. - 160 с.

34. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]/ И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 2000. 272 с.

35. Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания: (Книга в жизни вашего ребенка) [Текст]/Н.Юрина// Воспитание дошкольников. - 2005. - №2. - С.16.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать