Воспитание в детских дошкольных учреждениях

Воспитание в детских дошкольных учреждениях

Д.К. Хухлин

Воспитание в детских дошкольных учреждениях

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

Москва 2007

Содержание

Введение

Глава I

Психологическая сущность дошкольного возраста

1.1 Психическое развитие в дошкольном возрасте

1.2 Характеристика развития ребёнка в дошкольном возрасте

Глава II

Распределение времени дошкольников в детских дошкольных учреждениях

2.1 Организация режима дня (суточный режим)

2.2 Организация сна детей в детских дошкольных учреждениях

2.3 Организация питания детей в детских дошкольных учреждениях

2.4 Организация и методика проведения прогулки в детском саду

Глава III

Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях, а также воспитание у них нравственных чувств

3.1 Основные задачи воспитания

3.2 Воспитание у дошкольников чувства коллективизма

3.3 Игра как средство воспитания дошкольников

Заключение

Список литературы

Введение

Большую часть населения нашей планеты состав-ляют дети. Великий педагог нашего столетия А. С. Ма-каренко писал: «Воспитание детей -- самая важная область нашей жизни. Наши дети -- это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети -- это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными граждана-ми, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети -- это наша старость. Правильное воспита-ние -- это наша счастливая старость, плохое воспи-тание -- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей стра-ной»

Воспитание в нашей стране предусматривает формирование нового человека, гармонически сочетающего духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Всестороннее воспитание должно начинаться с "самых ран-них лет жизни, и ведущая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям -- первому звену в системе народного образования.

Первые семь лет жизни ребенка -- очень важный период, ко-гда закладываются основы здоровья, умственного, нравственно-го, трудового и эстетического развития.

Дошкольный возраст -- время активного познания окружа-ющего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами, находящимися в комнате, в доме, в детском саду, на улице. Действуя с разнообразными предмета-ми, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, малыш познает их свойства и качества; у него формируется на-глядно-действенное и наглядно-образное мышление.

Внимание малышей привлекает все яркое, необычное, поэто-му в процессе воспитания широко используются игрушки и игро-вые приемы, пробуждающие активность детского мышления.

Эмоциональное восприятие окружающего мира маленькими детьми обязывает педагога быть чутким и внимательным, опи-раться в воспитании на чувства детей, создавать в детском саду такую обстановку, чтобы каждому ребенку было уютно и ра-достно.

Детям дошкольного возраста свойственна подражательность. Используя эту особенность, взрослые учат малышей личным примером, а также привлекая художественные образы, дружить между собой, уважать старших, бережно относиться к растениям и животным, к результатам человеческого труда.

Дошкольный возраст охватывает существенно отличные друг от друга периоды развития: физические и психические особен-ности детей первого года жизни отличаются от особенностей детей седьмого года жизни значительно большей степени, чем аналогичные данные школьников-первоклассников и выпускни-ков средней школы. Каждый период дошкольного детства харак-теризуется свойственными ему особенностями психофизиологиче-ского развития, а каждый ребенок -- индивидуальными особен-ностями. Знание возрастных и индивидуальных особенностей, владение методикой работы с детьми помогают воспитателю ус-пешно вести детей от группы к группе, поднимать их в развитии и воспитании со ступеньки на ступеньку.

Воспитатель руководит неповторимым, ни с чем не сравни-мым по своей сложности и красоте процессом становления чело-веческой личности. Работа воспитателя в детском саду -- воспи-тательно-образовательная, так как решение главной задачи -- воспитание всесторонне развитой личности включает обучение на занятиях -- формирование у ребенка разнообразных, доступ-ных ему знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения родного языка, элементарных основ математики, раз-вития изобразительной деятельности и т. д.

Каким же должен быть воспитатель детского сада, чтобы удовлетворять высоким требованиям творца человеческой лич-ности?

Прежде всего он должен любить детей, ибо воспитание -- длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости.

Воспитатель постоянно совершенствует свое мастерство, ис-пользуя достижения российской педагогической науки и передовой практики. Воспитателю необходимы разнообразные знания, чтобы удов-летворять любознательность современного ребенка, помогать ему познавать окружающий мир.

Глава I

Психологическая сущность дошкольного возраста.

1.1 Психическое развитие в дошкольном возрасте.

Все родители на вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего ребенка, обычно отвечают: «Честным», «До-брым», «Умным», «Хорошим человеком» и т. д. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок вырос таким?

Прежде всего -- нужно его любить. На первый взгляд подобное утверждение может показаться банальностью. Все родители любят своих детей. Но так ли это? Когда де-ти нас радуют, мы, конечно, не скупимся на выражение своей любви. Но бывает и так, что они нас огорчают или просто мешают нашим взрослым делам. «Как он (а) мне надоел (а): орет и орет», -- в раздражительности заявля-ет невыспавшаяся мама трехмесячного младенца. «Выйди из комнаты, когда взрослые разговаривают», -- с созна-нием собственной правоты произносит отец, обращаясь к трехлетнему карапузу. А как эти слова могут быть вос-приняты малышом? «Если меня прогоняют, значит, не лю-бят!», -- может сделать вывод ребенок. А ведь он должен чувствовать родительскую любовь и в тех случаях, когда взрослые бывают недовольны его поведением. В данной ситуации отец, разговаривающий с другом, должен был уделить ребенку несколько минут на выяснение того, за-чем мальчик пришел, и потом сказать: «Саша (Петя), пойди, пожалуйста, к маме (пойди поиграй), а мы пока поговорим, а потом мы с тобой пойдем гулять (читать) и т. д.». Для того чтобы добиться соблюдения правил пове-дения (в данном случае -- не мешать взрослым), нужно терпение и время, а не категорические заявления, которые чаще всего вызывают нежелательные последствия: упрям-ство, замкнутость, отчужденность.

Педагоги и психологи утверждают, что дети, вырос-шие в обстановке постоянной и ощутимой любви близких, в сознании своей защищенности, раскрываются лучшими своими качествами. Те же, кто лишен живой родительской любви или недополучил ее, склонны вести себя иначе: они замкнуты, угрюмы, порой даже озлоблены.

Родители должны создавать чувство уверенности в том, что малыш защищен, что о нем заботятся, его любят. Это важно буквально в первые же месяцы жизни. Физи-ческий уход (перепеленать, накормить, помыть, сделать зарядку) -- только половина дела, которое по-своему вы-полняют и животные по отношению к детенышам. Но если родители хотят вырастить человеческую личность, они должны максимально использовать возможности обще-ния: сделать эти минуты радостными для обеих сторон. У взрослых много забот, помимо ребенка, но заботы важ-нее, чем «сотворение» человека, у них нет. Мы не всегда можем контролировать свое настроение, но с точки зрения малышей недовольство взрослых вызвано ими. Очень ра-но дети начинают чувствовать это и, не понимая, чем они заслужили «немилость», либо капризничают, либо, в худ-шем случае, начинают считать себя ненужными, нелюби-мыми.

У многих молодых родителей сложилось убеждение от-носительно того, как нужно реагировать на крик ново-рожденного, затем -- на капризы малыша. «Покричит, покричит и перестанет», -- говорят родители, ссылаясь на «авторитеты».

Конечно, трудно давать общие советы. Однако можно с уверенностью утверждать, что неуклонное следование предписаниям типа: не брать ребенка на руки, если он кричит, не потакать ему, не уступать -- может привести к нежелательным последствиям, даже в том случае, когда предписание кажется на первый взгляд верным. Покри-чал, выкричался -- стал тихим; капризничала, ничего не добилась -- перестала. (Почему кричал? Капризничала или действительно в чем-нибудь нуждалась?) Не уди-вляйтесь тому, какими становятся дети. Вы ждете от них сочувствия и не получаете, хотите узнать, что с ними про-исходит, а дети молчат.

Об этом следует помнить, не забывая, однако, правила «золотой середины»; не нужно потакать ребенку, но нель-зя и проявлять по отношению к нему чрезмерной требова-тельности.

Крайности в воспитании губительны для формирова-ния черт личности. Те родители, которые заласкивают, из-неживают своего ребенка, не давая ему проявить минимальное усилие, должны ясно представлять себе, к чему это приводит: к эгоизму, самонадеянности, самолюбова-нию, инфантилизму и т. д. Ребенок, выросший в обстанов-ке предписаний, повышенной требовательности, тоже по-лучит свою -долю «искривлений» характера. Суровость приводит к ожесточению. Первоначальный механизм оже-сточения прост и ясен: от ребенка требуют то, чего он вы-полнить просто не может. «Стой, не крутись», -- объ-являет двухлетнему карапузу мама, увлеченная разгово-ром с приятельницей. Постоит он три-пять минут, а мама продолжает беседу, не понимая, что такая кроха не может дольше выдержать бездействия. Поливая цветы, девочка залила подоконник. «Лучше бы вообще не поливала, уби-рай теперь за тобой!» «Проверю, как ты умеешь чи-тать», -- говорит папа пятилетнему сыну и предлагает прочесть газету, оказавшуюся у него под рукой. Сын чи-тает с запинками, смущается. Ему труден и текст, и шрифт, а папа в праведном негодовании заявляет: «Зря я тебя учил!» Результат -- у детей возникает подавлен-ность, сознание своего бессилия, ожесточенность по отно-шению к родителям. Но даже если ожесточенность к близ-ким не возникает, то те унижения и оскорбления, которые приходится выносить дома, станут поводом для дурного поведения в другом месте: детском саду, в коллективе сверстников, затем в школе. Там ребенок начинает дока-зывать свое право никому не подчиняться, более то-го -- свое право самому чинить суд и расправу.

Но так бывает значительно позже... А пока ваш ребе-нок маленький, он доставляет вам много радостных ми-нут. Уже в младенчестве он выделяет вас, своих близких, радуется вам по-особенному, протягивает навстречу вам ручки, выражая свою искреннюю расположенность, сим-патию, любовь. Идет время, и чувства эти становятся бо-лее человеческими -- глубокими и сложными. С близкими людьми связано чувство защищенности, основанное на разнообразных жизненных ситуациях. Малыш ушиб-ся -- вы его утешили, потянулся за игрушкой -- помогли ему, поиграли, поговорили, покормили, помыли, погуляли, приласкали и т. д. Вы, как говорится, оправдали его дове-рие. Поэтому именно ваша оценка поведения малыша ста-новится для него столь важной.

От ребенка первых трех лет жизни нельзя ждать пра-вильного (с нашей, взрослой точки зрения) выбора мотивов поведения. Известно, что детям раннего возраста свойственны непосредственность, импульсивность, они на-ходятся «в плену» своих желаний и чувств. Поэтому роди-телям нужно стараться пробудить и разбудить в детях та-кие чувства, которые помогут им учитывать интересы дру-гих людей, сверстников, выполнять требования взрослых: сочувствие, доброту, взаимную симпатию.

В раннем возрасте дети легко «заражаются» чувства-ми других, особенно близких. Мама раздражена -- ма-лыш капризничает; родители поссорились -- ребенок ни-как не может угомониться; старший брат слишком долго и шумно играл с ним или у взрослых было много го-стей -- опять слезы и капризы малыша. Конечно, трудно всю свою жизнь подчинить интересам ребенка, но всегда следует помнить, что его эмоциональный настрой зависит от того, какие чувства вызывают в нем старшие. Каждой семье присущи «свой дух», «своя атмосфера», которые де-ти улавливают, «впитывают», а затем и выражают осо-бенностями своего поведения, переходящими в устойчи-вые черты личности. Если ваш ребенок растет в обстанов-ке любви, сочувствия, сострадания, взаимного уважения, то вы сможете убедиться, как рано способен он проявлять эти качества, невольно вызывая удивления домашних. У мамы день рождения, она готовила, накрывала на стол, оделась в красивое платье, а гости опоздали. Увидев ма-мино расстроенное лицо, дочка двух с половиной лет по-бежала в свою комнату, принесла оттуда своих игрушеч-ных зверей (мишку, собаку, зайца), рассадила их вокруг стола, побежала на кухню, взяла маму за руку, привела в комнату, где был накрыт стол, за которым собрались «го-сти» (звери), и сказала: «Мама, смотли, гости плишли».

Разумеется, вызвать сочувствие и сострадание одними словами нельзя, если ребенок не видит реального про-явления этих чувств по отношению к нему или не наблю-дает их в семье. Особенности вашего поведения, а не ва-ши слова формируют личность маленького человека.

1.2. Характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте деятельность ребенка ста-новится более сложной и разнообразной. Постепенно совершенствуется способность играть и рисовать, ле-, пить, строить по собственному замыслу. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения, повышается работоспособность нервной системы. Слож-нее и многообразнее становятся взаимоотношения со взрослыми и детьми. В дошкольный период у детей происходят изменения в пропорциях тела, увеличива-ются соответственно возрасту длина и масса тела: если к 4 годам масса тела составляет 15,5--16 кг, а длина -- 100 см, то к 7 годам средняя масса тела -- 22,5--23 кг, а длина -- 119 см.

Физическое развитие. В дошкольном возрасте про-должают совершенствоваться движения, развивается естественная двигательная активность детей. Так, в работах Д. М. Шептицкого определены суточные объе-мы ходьбы и бега у детей 5--7 лет, Для мальчиков они к 5 годам оказались равными 7,1 км, а в воз-расте 6--7 лет -- 9 км. У девочек выявлены более низ-кие показатели -- соответственно 6,4 и 7,7 км. Обнару-жены и сезонные различия: весной и летом дети дви-гаются больше, чем зимой и осенью. Замечено, что двигательная активность детей в семье и детском уч-реждении почти одинакова, но качество движений в семье по достижении 3-летнего возраста несколько снижается. За период от 3 до 7 лет развивается и ук-репляется весь организм ребенка.

К 4 годам дети хорошо ходят и бегают, движения рук свободные, они умеют координировать работу рук и ног, при ходьбе не шаркают ногами. Они могут энер-гично отталкивать мяч при катании или ловить, не прижимая его к груди, а также бросать мяч двумя руками. У детей достаточно хорошо развито чувство равновесия, они прыгают, мягко опускаясь на полу-согнутые ноги, а при подскоках на месте отрывают обе ноги от пола. Многие движения дети выполняют совместно в общем для всех темпе или сдерживают движение по сигналу. Четырехлетние дети очень любят лазание, прыжки, с удовольствием пролезают в обруч, влезают на заборчик, гимнастическую стенку высотой до 1,5 м и спускаются с них, прыгают в длину с места на расстояние 10--15 см.

К 5 годам у детей продолжает вырабатываться правильная осанка: во время ходьбы и бега они не опускают голову, спину держат прямо, движения ног и рук достаточно хорошо координированы. Дети уже могут не только ходить, но и бегать по кругу, взявшись за руки, двигаются на носках или, подпрыгивая на двух ногах, двигаются вперед на 1,5--2 м. Они без-боязненно спрыгивают с высоты 15--20 см. К 6 годам движения детей становятся все более энергичными и точными, приобретают легкость и изящество. Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину, при метании энергично замахиваются и бросают предметы. Они умеют уже ловить мяч одной рукой, ходить боком по скамейке, подпрыгивать на месте, чередуя ноги.

К 7 годам основные движения у детей настолько совершенствуются, что они могут быстро перестраи-ваться во время движения и на месте, равняться в ко-лонне, шеренге, круге, а также выполнять упражнения ритмично, в указанном темпе. В этом возрасте дети любят кататься на санках, самостоятельно скользят на ногах по ледяным дорожкам, достаточно быстро ходят на лыжах, поднимаясь и опускаясь с невысокой горки. Многие Из детей не только скользят на коньках, но и занимаются фигурным катанием. Летом 6--7-лет-ние дети без помощи взрослого катаются на педальных автомобилях, самокатах и даже на двухколесных вело-сипедах. Большая радость для дошкольников -- по-играть и поплескаться в мелком ручейке, реке или бассейне. Многие дети пытаются плавать без поддер-жки. В этом возрасте дошкольники играют в городки, бадминтон, настольный теннис.

В дошкольные годы интенсивно развиваются и тон-кие движения пальцев рук. В 3--4-летнем возрасте дети любят заниматься строительным материалом, играть песком, снегом, водой, самостоятельно приводят в движение забавные игрушки (хфдячий ослик, клюю-щие куры, «Дюймовочка» и др.), овладевают элемен-тарными способами рисования, лепки, наклеивания аппликаций. К 5 годам постройки детей отличаются более тщательным выполнением и интересным замыс-лом. Дети любят заниматься с природным материалом (береста, желуди, шишки и др.), соединяя их затем в оригинальные поделки. К 6 годам движения пальцев уже настолько развиты, что ребенок может самостоя-тельно ножницами вырезать из бумаги различные формы -- прямоугольные, овальные, круглые; лепить из глины посуду, фигуры человека и животных, сво-бодно рисовать карандашами и красками. К 7 годам дети достаточно хорошо овладевают умениями рабо-тать с бумагой, картоном, тканью, деревом: умеют склеивать, делать игрушки, пособия, вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицу, пользоваться молотком и пилой. В дошкольном возрасте многие дети начинают обучаться игре на музыкальных инструментах.

Дети любят подвижные игры и различные физиче-ские упражнения, стараются подражать взрослым и старшим детям. Дошкольники знают многие виды спорта, фамилии знаменитых спортсменов. Однако, увлекаясь подражанием, они еще не умеют правильно дозировать свои силы, нервная система их достаточно возбудима, а желания не всегда соответствуют воз-можностям.

Умственное развитие. В дошкольном возрасте фор-мируются правильные представления о простейших явлениях природы и общественной жизни, расширяет-ся кругозор, повышается культура восприятия, раз-вивается любознательность. К 4 годам дети овладе-вают умением сопоставлять предметы по длине, высоте и ширине. У них развиваются элементарные матема-тические представления: они называют предметы, ко-торых в комнате много или, наоборот, мало, учатся считать до 5; различают величину -- выше, ниже, толще, тоньше; отличают круг от квадрата или тре-угольника; ориентируются в пространстве, пользуются понятием о времени (утро, вечер, день и ночь), раз-личают времена года. Наблюдая природу, дети задают вопросы. Осенью в период листопада их волнует, боль-но ли листикам, когда их сжигают. Видя цветы на залитой солнцем клумбе, интересуются: «А почему но готки (цветы) желтенькие, они загорали, да?» Рас-сматривая что-то в траве, малыш выясняет: «А где у кузнечика стрекоталочка?» Происходит дальнейшее развитие речи, ребенок постепенно переходит от отры-вочных высказываний к более полным пересказам и рассказам, часто задает вопросы: почему? отчего? зачем?, улучшается произношение. Интересный пример приводит А. А. Люблинская -- перечень вопросов, ко-торые задал один четырехлетний мальчик за 3--4 ч в течение одного дня:

· Почему деревья шумят?

· Почему здесь грязь?

· Почему здесь тепленько?

· Куда упал камень? Почему?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать