Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

3

Педагогический институт

САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

им. Н.Г.Чернышевского

Кафедра психологии и педагогики начальных классов

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

Экскурсии в природу и их роль в экологическом воспитании младших школьников

Выполнила:

студентка 3 курса факультета методики начального обучения

спец. учитель начальных классов

****************

Саратов - 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………. 3

1. Возможности воспитывающего и развивающего

обучения природоведению …………………………………………... 6

2. Задачи и содержание курса природоведения в начальных

классах …………………………………………………………………….. 11

3. Экскурсия как форма ознакомления школьников с

окружающим миром …………………………………………………... 16

4. Принципы формирования экологического мышления:

воспитательный аспект ……………………………………………….. 22

Заключение …………….……………...…………………………………….. 27

Список использованных источников ………………………………….. 30

Введение

В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образователь-ная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой.

Выдающиеся деятели прошлого видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Мысль об огромном вос-питательном значении материалистических представлений была сформули-рована А.И. Герценом: «Нам кажется почти невозможным без естество-ведения воспитать... мощное умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду, и что еще важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение приро-ды...» Герцен А.И. Собрание сочинений. Т.3. - М., 1972. С. 236..

Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило сред-ством формирования его мировоззрения. Природоведческое образова-ние стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природ-ный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.

Обучение в школе рассматривается большинством ученых как комплексная проблема формирования физических, эти-ческих, нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности до-школьника. Первоочередное значение придается достижению надлежащего умственного уровня, составляющего основу психической готовности детей к систематическому обучению. Ознакомление с природой при специаль-ной организации обучения приносит положительные результаты в разви-тии восприятия, мышления и речи каждого ребенка.

Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положитель-ное воздействие природы на психику детей, на всесторон-нее, развитие их в процессе общения с природой. «Логика природы есть самая доступная для детей логика - на-глядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает воз-можность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изучен-ные виды под один род»11 Ушинский К.Д. Избранные сочинения. - М., 1968. С. 207.

Наши психологи Л.С. Выготский, Б.Г. Анань-ев, Г.С. Костюк, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.А. Люблин-ская, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др. в своих исследованиях показали, что между обучением, раз-витием и воспитанием существует тесная связь Много сделано в решении проблемы соотношения обучения и раз-вития в дидактическом плане лабораторией, которой руко-водил Л.В. Занков. В исследованиях этой лаборатории ут-верждается, что обучение, направленное только на усвое-ние знаний и выработку навыков, не может результативно воздействовать на развитие школьников.

Развивающее обучение есть средство активизации по-знавательных процессов, направленных на осознанное, бо-лее быстрое усвоение знаний учащимися.

Когда говорят о развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают внимание на содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они вы-явлению причинно-следственных связей, в раскрытии кото-рых развиваются многие черты личности школьников, их психическая деятельность, и, прежде всего, мышление.

Еще А.Я. Герд, разрабатывая предмет естествознания для младших классов школы, обращал внимание на уста-новление связей и взаимосвязей природных явлений, на логику построения предмета.

Содержание курса естествознания, разработанное А.Я. Гердом, послужило основой для последующих по-строений предмета. Эта основа принята и в новых програм-мах современной школы.

Ввиду комплексного содержания предмета природове-дения, базирующегося на многих науках, на первый план выдвигается задача приведения его в единую систему, установления строгой последовательности в изучении. По существу, все виды работы при изучении природоведения включают в себя возможности развития детей: мышления, памяти, воображения, интереса.

Сущность экологического образования и воспитания составляют целенаправленный процесс формирования ответственного отно-шения школьников к окружающей природной среде во всех видах учебной, общественно-трудовой деятельности и общения с природой. В связи с этим оно не может осуществляться в рамках отдельного и даже особого предмета, а требует участия всех школьных дисцип-лин в их взаимосвязи. Особое внимание должно уделяться деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, формированию их нравственно-эстетического отношения к приро-де.

Целью данной курсовой работы является изучение различных сторон формирования экологического сознания детей, становления ответственного отно-шения учащихся к природной среде. Объектом нашего исследования стали проблемы развития экологического образования, воспитание экологической культуры современных школьников. В работе рассматриваются экскурсии в природу как один из ключевых аспектов экологического воспитания детей младшего школьного возраста.

1. Возможности воспитывающего и развивающего обучения природоведению

Младшим школьникам свойственны любознательность и эмоцио-нальная отзывчивость, что и обусловливает характер их отношений к природе. Как и у дошкольников, преобладающим является эстети-ческий мотив, однако в большей части ответов младшие школьники оперируют нравственно-эстетическими мотивами отношения к природе: «Растения всех радуют»; «Они нам нравятся», «Украшают город»; «Делают нашу жизнь красивой»; «Лес - наш друг»; «Без птиц было бы скучно встречать весну». В этом возрасте дети осмысливают и переоценивают свой прежний опыт отношения к природе: «Я сделал плохо, когда был малень-ким»; «Когда был маленьким, не знал, что такое природа, теперь я понял, что природу надо беречь». Однако поведение объясняется на элементарном уровне, односложно и зачастую неточно. Для боль-шинства ответов характерна непосредственность и откровенность признаний в нехороших поступках, но младшие школьники не диф-ференцируют свои действия и действия других по степени значи-мости их влияний на природу. Допускаются неправильные сужде-ния при объяснении, почему надо беречь природу: «Деревья выраба-тывают кислород и уничтожают газ»; «Если бы не было муравьев, лес был бы грязным» и др.

Младшие школьники ценят похвалу, поддержку со стороны взрослых и товарищей и поэтому считают, что важно «научить детей любить природу». Учащиеся начальной школы имеют представ-ление о природоохранительной деятельности, но относят к ней самые различные мероприятия - от контроля за своим и чужим поведени-ем в природе до выполнения государственных законов и создания заповедников.

Ответы учащихся свидетельствуют о недостаточном понимании и ограниченности их личного участия в труде, связанном с заботой о живых объектах природы. Однако в ряде случаев десятилетние школьники высказывают умозаключения широкого плана, такие, например, как: «Человек - часть природы»; «Надо стремиться пре-вратить планету в цветущий сад»; «Надо беречь природу для наших потомков»; «Не надо воевать, если мы хотим, чтобы природа не гибла». В целом же младшим школьникам свойственны эмоциональный и утилитарный типы отношения к природе. Очевидно, в пределах возрастных возможностей есть еще не использованные резервы для повышения уровня сформированности экологической ответствен-ности.

В системе экологического воспитания важное место занимает природоведение. В процессе его изучения дети приобретают элементарные знания о единстве и разно-образии окружающей природы, ее охране, знакомятся с картинами природы нашей Родины, получают общее представление об организме человека, на основе чего форми-руются гигиенические навыки, столь нужные в жизни каж-дого человека. Этим значение предмета не ограничива-ется. Основная идея школьного предмета природоведения состоит в раскрытии и установлении связей между компо-нентами неживой и живой природы, в объяснении влия-ния всех компонентов природы на трудовую деятельность людей, которая связана в значительной степени с исполь-зованием природы и в соответствии с этим - воспитанием бережного отношения к ней. В процессе реализации этой идеи создаются большие возможности комплексного подхода к обучению подраста-ющего поколения. Известно, что учитель, обучая, воспиты-вает и развивает детей.

Все формы работы с отстающими детьми при изучении природы, должны включать приемы по формированию таких ка-честв, как доброжелательность, справедливость, дружба, личная ответственность за общее дело. Большие возможности в этом плане заложены в экскурсиях, на которых дети проявляют себя с разных сторон. Здесь можно подметить эгоистические нотки в по-ведении отдельных учеников, недоброжелательность по от-ношению друг к другу, невыполнение норм поведения. За-дача учителя - вовремя заметить эти отрицательные чер-точки, а главное - предупредить нежелательные проявления. С этой целью учитель предусматривает такие прие-мы, которые воспитывают уважение учащихся друг к другу, доброту, справедливость, личную ответственность за вы-полняемую работу.

Проблема соотношения обучения и развития находится в стадии решения. Успешно решается она психологами, но еще не получила приемлемой конкретизации в отдельных учебных предметах, в том числе в природоведении. Развивающее обучение есть средство активизации по-знавательных процессов, направленных на осознанное, бо-лее быстрое усвоение знаний учащимися.

Когда говорят о развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают внимание на содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они вы-явлению причинно-следственных связей, в раскрытии кото-рых развиваются многие черты личности школьников, их психическая деятельность, и, прежде всего мышление.

После установления зависимостей в неживой природе начинается работа по выявлению связей живой природы с неживой. В начальных классах выявляется зависимость изменения растительности от степени освещения данной тер-ритории солнцем и температуры воздуха. Наблюдения за жизнью растений в течение года позволяют детям сделать вывод, что с уменьшением солнечного освещения и пони-жением температуры воздуха листья на деревьях и кустар-никах начинают изменять свою окраску, их черешки подсы-хают и отламываются при дуновении ветра. Так начинает-ся листопад - одно из примечательных осенних явлений в природе.

Итак, программа по природоведению пре-дусматривает выявление простейших связей и взаимосвя-зей, доступных пониманию учащихся. В процессе установ-ления связей создаются благоприятные условия для раз-вития логического мышления детей.

В дальнейшем изучение природы своего края распада-ется на формирование отдельных групп понятий, в которых связи осуществляются непосредственно: поверхность - по-лезные ископаемые, погода - водоемы, погода - почвы и растительность, растительность - животный мир. При изучении природных поясов нашей Родины учи-тель руководствуется связями и зависимостями между по-ложением пояса по отношению к экватору, высотой солнца, продолжительностью зимы и лета и вытекающим отсюда своеобразием растительного и животного мира. Таким образом, установление связей между отдельными природными компонентами-важнейшее условие для фор-мирования осознанных научных знаний при изучении дан-ной темы.

Рассмотренные примеры связи и взаимосвязи, за-ложенные в предмете природоведения, представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обоб-щениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обоб-щений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятии к представлениям. Чувствен-ный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирова-ния понятий, суждений, умозаключений.

В решении проблемы воспитания и развития учащихся особое значение принадлежит уроку. На уроке, как извест-но, реализуются все поставленные перед школой задачи: познавательные, воспитательные, развивающие.

Прежде всего руководители школ и работники отделов на-родного образования следят за соответствием темы урока программе, наличием плана и четко поставленных задач развивающего и воспитывающего характера обучения, за доведением задач урока до учащихся. Мобилизовать вни-мание учащихся на изучение материала, поставить задачи урока, наметить основные пути решения этих задач - важнейшее требование современного урока. На уроках приро-доведения задачи урока формулируются учителем устно и письменно. Часто письменная форма выражена в виде плана, записанного на доске. План определяет содержание и последовательность работы. Это очень важный этап любо-го урока. Известно, что человек мыслит только в том слу-чае, если перед ним поставлена определенная задача. По-ставленные задачи определяют тип урока и в соответствии с ним - выбор методов и приемов, которые будут исполь-зованы в целях активизации познавательной деятельности детей для решения основных задач урока. Важнейшее зна-чение в развивающем и воспитывающем обучении придает-ся научности изучения учебного материала. Руководитель школы, методист определяет, на какой основе формируют-ся природоведческие представления, понятия, используют-ся ли наблюдения, опыты, практические работы, наглядные пособия, соблюдается ли последовательность рассмотрения того или иного явления или предмета, обращается ли вни-мание на плавность переходов от одного этапа к другому, на логичность изложения материала.

Ценность урока заключается и в том, что на нем реша-ются воспитательные задачи. Одним из важнейших требований к уроку является строго продуманная система в повторении и закреплении учебного материала. Можно говорить об осознанном усвоении материала в том случае, если ученик может не только воспроизвести, но и применить знания в новых си-туациях. Поэтому повторение и закрепление материала должно быть организовано всегда на новой основе. И если ученик сможет решить задачу в новых ситуациях, исполь-зовав уже изученный материал, тогда безошибочно можно утверждать, что знания им усвоены.

Итак, выше были изложены основные требования к развиваю-щему и воспитывающему обучению на уроках природове-дения. Выполнимы ли они? Да, но для этого учителю нуж-но серьезно готовиться к уроку, а самое главное - органи-зовать самоанализ работы. Часто мы пользуемся трафаретными или иными приемами и методами на уроке, применяем их по традиции, как нас учат методики, иногда не задумываясь над ними. Оказывается, такой самоанализ - дело очень сложное и не каждый учитель может от-ветить на вопрос, почему им применен тот или иной прием, почему ученикам задан такой-то вопрос, почему они долж-ны выполнить то или иное задание.

2. Задачи и содержание курса природоведения в начальных классах

Система природоведческих знаний, которой овладевают школьники в процессе обучения природоведению, включает систему познавательных задач. Наряду с содержанием знаний о природе, она является методическим (педагогическим) усло-вием формирования познавательных интересов. Именно путем введения постепенно усложняющихся заданий (познаватель-ных задач) реализуется обучение систематическим знаниям о предметах и явлениях природы. Кроме того, познавательные задачи повышают эффективность и осознанность усвоения учебного материала, развивают мыслительную деятельность школьников.

Познавательные задачи по природоведению включают задания, вопросы и проблемы, которые дети решают в процессе овладения природоведческими знаниями. Каждая познавательная задача содержит определенную цель, имеет определенное содержание и требование, оформленное часто в виде вопроса. По содержанию учебного материала по-знавательные задачи классифицируются на несколько групп: задачи о неживой природе (солнце, погода, водоемы, почвы), о растениях, о животных, о труде людей в разные времена года.

В учебном процессе следует выделить основные познава-тельные задачи, решаемые в течение всего учебного года, раз-дела программы или урока, и частные, решаемые на отдель-ных этапах урока:

1) принцип единого целого, т. е. содержание всех задач должно быть объединено одной идеей (природоведческой за-кономерностью). Такой идеей является зависимость сезонных явлений в неживой и живой природе от положения солнца на небосводе в разные времена года Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе. - Свердловск: СПИ, 1983. С.16.;

2) принципам усложнения познавательных задач: услож-нение учебного материала; повышение степени его обобще-ния; увеличение объема знаний, которыми должен овладеть ученик.

Усложнение природоведческого содержания познаватель-ных задач заключается в последовательном включении новых «порций» знаний о природе. Так, сначала изучается объект или явление с внешней стороны (признаки погоды сегодня форма, величина, окраска и другие внешние признаки растений и животных).

Более сложны задачи об образе жизни растений и животных, их развитии и размножении. Чтобы ученик мог решить задачу типа «Как развивается бабочка-капустница?», он дол-жен узнать это животное по внешним признакам, отличать его от других, похожих насекомых. Еще более сложны задачи, связанные с признаками природы в различные сезоны.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать