Эффективность воспитательно процесса в учреждениях начального профессионального образования

Эффективность воспитательно процесса в учреждениях начального профессионального образования

67

Содержание

Введение

Глава I. Педагогические условия эффективности воспитательного процесса в учреждения начального профессионального образования как педагогическая проблема

1.1. Понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

1.2. Особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и оптимизации воспитательного процесса

1.4. Комплекс педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Глава II. Содержание и описание экспериментальной работы по реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

2.1. Цели и задачи экспериментальной работы

2.2. Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы

Заключение. Выводы

Список литературы

Приложения

Введение

Изменения, происходящие в современном обществе, рост конкуренции, внедрение новых технологий производства обусловливают новую роль личности в современных социально-экономических условиях, универсализацию профессиональных функций человека.

Обострение конкуренции на рынке труда, возрастающая мобильность производственных отношений требуют постоянного внимания к молодым людям, которые находятся на пороге трудовой деятельности. В условиях современного производства предъявляются достаточно высокие требования не только к уровню профессиональных знаний и умений специалистов, но и к уровню их общей культуры, воспитанности.

Особая роль в формировании личности будущего спе-циалиста принадлежит учреждениям начального профессионального образования.

Воспитательный процесс, организуемый в учреждениях начального профессионального образования, потенциально способен как обес-печить достойное вхождение личности во взрослую жизнь, ее полноцен-ную социализацию и успешную профессиональную адаптацию, так и удовлетворить возрастающие потребности общества и экономики в вос-питании достойных граждан и подготовке высококвалифицированных специалистов.

Теоретическую базу исследования проблематики начального профессионального образования заложили такие исследователи, как С.Я. Батышев, Г.Е. Зборовский, Н.И. Макиенко, А.Я. Найн, А.П. Сейтешев, В.А.Скакун, Н.М. Таланчук, Е.В. Ткаченко и др.

Проблемы обеспечения эффективности подготовки молодых спе-циалистов посредством интеграции образовательных областей и диф-ференциации обучения разработаны в исследованиях А.Ф. Аменда, В.А. Полякова, И.А. Сасовой, В.А. Томина, Н.Н. Тулькибаевой и др.

Различные грани системного подхода к построению учебно-воспи-тательного процесса и технологий диагностики воспитанности лично-сти освещены в работах Ю.К. Бабанского, Ю.А. Конаржевского, А.И. Кочетова, В.М. Миньярова, Н.И. Монахова, М.М. Поташника, М.И. Шило-вой, Н.Е. Щурковой и др.

Приведенный перечень научных исследований отражает многообразие научных идей и практических подходов к организации деятельности образовательных учреждений по воспитанию подростков и молодежи, однако собственно аспект разработки педагогических ус-ловий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования в данных исследованиях не рас-сматривается.

Поэтому мы решили выбрать тему «Педагогические условия эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования».

Цель нашей работы - выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.

Объектом данной работы стал воспитательный процесс, а предметом, в свою очередь - комплекс педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования.

Гипотеза исследования: воспитательный процесс в учреждениях начального профессионального образования будет эффективным при соблюдении определенных условий.

В связи с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1. определить понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования;

2. выявить особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования;

3. обосновать педагогические условия эффективности воспитательного процесса;

4. проверить экспериментально условия реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса.

Для решения данных задач нами были использованы следующие методы:

ь анализ педагогической, психологической и методической литературы, публикаций, исследований по данной проблеме;

ь наблюдения за процессом воспитания учащихся в учреждениях начального профессионального образования;

ь анализ исходных параметров, влияющих на формирование личности учащегося;

ь анкетирование, опрос, собеседование;

ь экспериментальное исследование.

Практическая значимость работы заключается в том, что данные исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей начального, среднего и высшего профессионального образования, а также студентами и аспирантами.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 47 наименований, приложения.

Глава I. Педагогические условия эффективности воспитательного процесса в учреждения начального профессионального образования как педагогическая проблема

1.1. Понятийно-категориальный аппарат проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Отправной точкой теоретического анализа данной проблемы мы избрали построение ее понятийно-категориального аппарата, включив-шего основные и рядополагающие компоненты, такие, как «профессио-нальное образование», «учреждение начального профессионального образования», «воспитание», «профессиональное воспитание», «воспи-тательный процесс», «эффективность», «оптимальность» и др. Анализ и синтез этих компонентов позволили нам уточнить сущность основного понятия нашего исследования - «эффективность воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования».

Советский энциклопедический словарь определяет профессиональное образование как педагогически организованный процесс «овладения определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности» (40).

Социологическая наука (Г.Е. Зборовский), рассматривает профессиональное об-разование в качестве «особого вида образо-вания в целом, в процессе которого на основе обучения, воспитания, развития и социализации личности происходит овладение ею профес-сией, специальностью, квалификацией» (16).

Профессиональное образование выполняет те же социальные функции, что и образование в целом: социализация и развитие личности, ее систематическое обучение и воспитание. Но к этим функциям добавляется еще одна, особо значимая непосредственно для профессио-нального образования, - овладение профессией, что кардинально меняет характер, содержание и направленность образовательного процесса (28).

Для определения основных характеристик воспитательного процес-са в учреждениях начального профессионального образования необхо-димо проанализировать базовую категорию этого про-цесса - «воспитание».

Воспитание - функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая государством, образовательным учреждением, семьей, производством и другими социальными институтами.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Оп-ределение же сути воспитания является одной из самых древних проб-лем, которую общество исторически характеризовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач.

С середины XX века меняется общая направленность воспитания. Оно в возрастающей степени приобретает развивающий характер. В последнее десятилетие, вследствие происходящих в российском обществе политических и экономических перемен, началось широкое общественное движение, направленное на коренной пересмотр харак-тера, содержания, форм и методов воспитания. Суть поиска состоит в том, чтобы в центр воспитания было поставлено развитие личности.

В работах Б.З. Вульфова (14), В.А. Караковского (20, 21), Н.Л.Селивановой (13) и др. получила новый импульс развития проблема изучения воспитательных систем. При этом особое внимание уделяется изучению педагогических основ организации целостного процесса воспитания, теории и методике формирования личности.

Вопросы отбора содержания, форм и методов организации воспитательного процесса с учетом изменения его целевого компонента рассмотрены Л.А. Блохиной (6), А.П. Савченко (29).

Хорошо организованное воспитание, по мнению ученых, должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина.

Б.Т. Лихачев отмечает, что воспитание как общественное явление в его движении и развитии практически реализуется в воспитательном процессе (39).

М.И. Рожков характеризует воспитательный процесс как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого (35). Отсюда целенаправ-ленность - важнейшая характеристика воспитательного процесса (2, 36, 41, 42).

Анализируя различные трактовки понятия «воспитание», можно выделить наиболее общие для них признаки, которые отмечаются большинством исследователей:

целенаправленность воздействий на воспитанника;

социальная направленность этих воздействий;

создание условий для усвоения личность определенных норм отношений;

- освоение личностью комплекса социальных ролей.

Теоретические основы проблемы профессионального воспитания представляются нам недостаточно разработанными в педагогической науке.

Попытки целенаправленной организации профессионального воспитания наталкиваются на методологическую неразработанность самого понятия «профессия».

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет профессию как «основной род занятий, трудовой деятельности» (30).

Наиболее разработанными представляются два подхода к определению понятия «профессия»: генетический и структурно-функциональный.

Генетический подход предполагает, что профессия «выкристаллизовывалась» из различных видов деятельности, имевших целью получе-ние специфического общественно полезного продукта. Эволюция профессии идет через «естественный отбор» таких видов деятельности, которые при минимальных затратах энергии гарантируют получение не-обходимого продукта заданного уровня качества. Результатом являет-ся некий эталон, тиражирование которого выступает одним из аспек-тов профессионального обучения. В этом смысле можно сказать: «Про-фессия суть то, что объединяет людей» (22).

С точки зрения структурно-функционального подхода, профессия представляет собой сложившуюся в данном культурно-историческом контексте модель получения общественно необходимого результата.

С.Я. Батышев и Э.Ф. Зеер рассмат-ривают понятие «профессия» как обозначающее вид трудовой деятельности человека, вла-деющего комплексом специальных теоретических знаний, умений и практических навыков, приобретенных в результате специальной под-готовки и опыта работы (3, 17).

Профессиональное воспитание в этой связи есть «передача опыта осуществления профессиональной деятельности» (5), а также, в соответствии с мнением Н.Н. Дьяченко, «идейно-политическое и нрав-ственное воспитание учащихся, которое направлено на формирование сознательного отношения к труду» (15).

Профессионального воспитания характеризуется направленно-стью на развитие личностного потенциала как трудового потенциала будущего рабочего. С учетом данной специфики профессиональное воспитание должно быть направлено на формирование следующих качеств и свойств личности: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность; развитые общие, специальные и профессиональные знания; деловитость и предприимчивость; творческое отношение к труду; профессиональная ответственность; знание правовых норм и законов.

Эти качества и свойства в совокупности характеризуют желаемый образ гражданина, профессионала, который общество ожидает полу-чить на выходе будущего рабочего (специалиста) из системы начально-го профессионального образования. Ведущими чертами такого специалиста должны быть творческая профессиональная деятель-ность и активность в общественной жизни.

Исходя из этого, цель деятельности учреждений начального про-фессионального образования, направленной на воспитание учащихся, - это формирование личности будущего молодого специали-ста, способного к творческой профессиональной деятельности и актив-ной общественной жизни.

Воспитательный про-цесс в учреждениях начального профессионального образования мы рас-сматриваем как динамичную совокупность последовательных взаимо-действий педагога и учащихся, направленных на формирование личности будущего молодого специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда.

1.2. Особенности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Профессиональная направленность образовательной подготовки в учреждениях начального профессионального образования оказывает на воспитательный процесс самое непосредственное влияние, поэтому при изучении различных аспектов воспитательного процесса в этих учреждениях необходимо учитывать его особенности.

«Особенность» - это свойство, черта, штрих, принадлежность, атрибут, характерное, отличительное качество, признак чего-нибудь (9).

Исследователями проблематики начального профессионального образования (С.Я. Батышев, Н.Н. Дьяченко, Г.Е. Зборовский, Э.Ф. Зеер, Н.И. Макиенко, А.Я. Найн, А.П. Сейтешев, В.А. Скакун, Н.М. Таланчук и др.) достаточно подробно рассмотрены особенности воспитательно-го процесса в учреждениях начального профессионального образования, его отличия, прежде всего, от воспитательного процесса в общеоб-разовательных учреждениях (3, 15, 16, 26, 27, 38). При этом в основу исследуемых особенностей кладутся, как правило, осо-бенности субъектов воспитания.

Указанные ученые, вы-деляют три группы особенностей субъектов воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, находя-щиеся в отношениях тесной взаимосвязи и взаимозависимости:

Ш особенности учащихся учреждений начального профессиональ-ного образования как возрастной и образовательной группы молодежи. Социологическая наука (Г.Е. Зборовский, Т.П. Швецова) характе-ризует учащихся учреждений начального профессионального образо-вания как относительно самостоятельную молодежную социальную общность, овладевающую знаниями, умениями и навыками профессио-нального квалифицированного труда, благодаря которым на основе личностного развития и приобретения специальности оказывается воз-можным формирование и становление молодого работника и его обра-за жизни (16, 45).

Особенности учащихся учреждений начального профессионально-го образования как возрастной и образовательной группы молодежи находят отражение в следующих характеристиках.

Социальная общность учащихся учреждений начального профес-сионального образования отличается непродолжительностью пребыва-ния в ней молодого человека по сравнению с периодом молодости во-обще и даже со временем его пребывания в иных образовательных груп-пах молодежи - это период от 1 года до 3 лет, тогда как молодость рас-сматривается в границах 15-20-летней продолжительности.

Учащиеся учреждений начального профессионального образо-вания находятся в возрастном периоде ранней юности. «Ранняя юность, - пишет И.С. Кон, - в буквальном смысле слова "тре-тий мир", существующий между детством и взрослостью» (44). Происходящие в этот возрастной период перестройка и изменение психи-ческого развития наиболее противоречивы.

Давая обобщенную характеристику периода ранней юности, В.В. Да-выдов и А.В. Петровский рассматривают его как социально-психологи-ческое явление и характеризуют как «стадию развития, начинающуюся с полового созревания и заканчивающуюся наступлением взрослости» (11).

3. Поступив в учреждение начального профессионального образования, бывшие школьники тем самым решили для себя трудную, но жизненно важную задачу - сделали профессиональный выбор, опреде-лили сферу своей будущей деятельности. Учащийся профессионального училища - это профессионально направленная личность, что влияет на характер его поведения и воспита-ния, резко определяет ценностные ориентации, намерения, образ жизни.

4. Для большинства учащихся учреждений начального профессионального образования воспитательный процесс в профессиональном училище или лицее является последней инстанцией целенаправленного воспитательного воздействия на формирование личности.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях