Эффективность воспитательно процесса в учреждениях начального профессионального образования
p align="left">Особенности учащихся учреждений начального профессионального образования, обусловленные спецификой получаемого профессионального образования; проявляются в следующем:

Воспитательный процесс в учреждениях начального профессио-нального образования характеризуется кратковременностью воспита-тельного воздействия на учащихся, обусловленной одно- или трехгодичным сроком обучения;

Учебная деятельность у учащегося учреждения начального профессионального образования значительно шире, чем у учащегося общеобразовательного учреждения, так как первый, наряду с общеобразовательными пред-метами, изучает общетехнические и специальные дисциплины, одновре-менно сочетая теоретическое обучение с производственным.

Учащиеся учреждений начального профессионального образо-вания заняты производительным трудом (во время производственных занятий в мастерских, в период производственной практики на пред-приятиях).

У учащихся учреждений начального профессионального образования более широкая, чем у учащихся общеобразовательных учреж-дений, сфера общения: они являются членами двух коллективов - уче-нического и производственного. Учащийся учреждения начального профессионального образова-ния - это социально еще не зрелая, развивающаяся, но уже сформиро-вавшаяся личность. В образовательных учреждениях данного типа за сравнительно короткий срок происходит социально-психологический скачок в общественном статусе и сознании будущих молодых специа-листов.

Ш особенности воспитательного потенциала личности и деятельно-сти педагогов-экономистов. Ключевая фигура системы начального профессионального образо-вания - педагог-экономист.

1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности и оптимизации воспитательного процесса

Термин «эффективность» вошел в педагогический обиход из других областей знаний. Основу данного термина составляет слово «эффект». Расширение понятия «эффект» до понятия «эффективность» обусловливает изменение смысловой нагрузки последнего, означающего обязательно продук-тивное, полезное, действенное.

Психология рассматривает эффективность с позиций характера взаимоотношений между личностью и социумом и определяет ее как «способность справиться с окружающей средой, быть компетентным» (8).

Что же касается педагогической науки, то в ней проблема эффективности разработана гораздо слабее, несмотря на то, что она была поставлена еще в 30-е годы, а понятие эффективности, будучи включенным в систему всей педагогической теории, еще не приобрело достаточ-ной определенности.

Наиболее интенсивно эффективность изучается в дидактике общеобразовательной и профессиональной школы. С дидактической точки зрения, эффективность - это показатель того, как в процессе учебной и образовательной деятельности конкретные результаты преображаются в результаты, имеющие социальную значимость.

Установить эффективность - значит соотнести оцененные результаты с теми, которые приняты за предельно возможные.

В теории и практике воспитания термин «эффективность» первона-чально служил оценкой любого улучшения педагогического процесса. Поэтому в течение весьма длительного времени, когда речь шла об эффективности воспитательного процесса, рассматривались многочислен-ные компоненты воспитания, совершенствование которых повышало общий уровень образования.

По мере накопления эмпирических и теоретических данных стано-вилось все более очевидным, что эффективность воспитания не означа-ет простого улучшения отдельных компонентов воспитания, а является самостоятельным понятием, при помощи которого выполняется харак-теристика особого качества. В общем виде эффективность воспитательного процесса- рассматривается в качестве показателя того, как в процессе воспитательной деятельности конкретные результаты преобразуются в результаты, имеющие социальную значимость.

В педагогической науке накоплен определенный потенциал идей по оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Оптимизация - производное от латинского слова «оптимальный», означающего «наиболее благоприятный», «позволяющий достичь наи-лучших результатов» (10).

Особое значение в создании предпосылок для проведения исследо-ваний по оптимизации в педагогике имеют теоретические работы Ф.Ф.Королева. Еще в 60-е годы Ф.Ф.Королев писал: «Будущее приве-дет к тому, что идеи оптимального управления процессами развития ста-нут характерными для всех областей деятельности, будут руководящи-ми в медицине и в биологии, в экономике и в педагогике» (23).

Получив свое развитие и продемонстрировав эффективность в учебном процессе, методика оптимизации неизбежно привлекла внимание исследователей проблемы эффективности воспитательного процесса. Так, в 70-е годы Н.И. Болдырев, разрабатывая теоретические основы эффективности нравственного воспитания подрастающего поколения, отмечал: «На современном этапе развития нашего общества все большее значение приобретает тенденция к оптимизации процесса нравствен-ного воспитания. Важно применять такие методы, которые обеспечи-вают оптимальное решение воспитательных задач» (7).

Специфика воспитательной деятельности вносит свои коррективы в процедуру оптимизации, однако не исключает самой сути оптимизации - поиска наилучшего по результатам варианта при рациональных затратах сил, времени, средств. Вместе с тем обучение и воспитание, хотя и едины и неразрывны, но нетождественны, и каждый из этих процес-сов имеет определенную автономность. Так, у них разные доминирую-щие логики: у обучения - это логика познания, у воспитания - это логи-ка формирования отношений. Признание общей деятельностной основы в обучении и воспитании позволило найти единый подход и инструментарий к повышению их эффективности - оптимиза-ционный подход.

Э.Г. Костяшкин теоретическим фундаментом методики оптимиза-ции воспитательного процесса считает «систему принципов и условий, соблюдение которых обеспечивает наилучшие результаты при мини-мальных затратах педагогических сил, материальных ресурсов и време-ни учащихся» (24).

М.М. Поташник под оптимизацией воспитательного процесса применительно к общеобразовательным учреждениям понимает «выбор и осуществление системы мер, которая позволяет педагогу получать не лю-бые, не просто хорошие или лучшие, чем прежде, а наивысше возмож-ные для конкретных условий воспитательные результаты без перегруз-ки педагога и ученика за отведенный государством срок обучения и в со-ответствии с целями, поставленными обществом перед школой» (33).

Предложенное определение может обусловить восприятие резуль-тата процесса оптимизации как идеального. Однако идеальный результат предполагает достижение вообще наивысших результатов, то есть, применительно к процессу воспитания, наличие у всех учащихся уров-ня воспитанности всесторонне развитых и всесторонне подготовленных молодых людей. Оптимальный же результат - не вообще наилучший, а максимально возможный: а) для данных конкретных условий и возмож-ностей педагогов; б) на данном этапе, то есть с учетом реально имеющегося уровня воспитанности учащихся; в) исходя из особенностей лично-сти учащегося, его реальных возможностей; г) с учетом реальных уме-ний, навыков, особенностей конкретного педагога или педагогическо-го коллектива.

Необходимость анализа с научных позиций соотношения понятий «эффективность» и «оптимизация» обусловлена имеющим место отождествлением их не только друг с другом, но и с понятиями «рационализация», «модернизация», «совершенствование», «интенсификация».

Рационализация процесса воспитания подразумевает более целесообразную его организацию, улучшение его структуры. Модернизация означает обновление содержания, форм, методов воспитания, приведе-ние их в соответствие с современными требованиями. Совершенствова-ние может быть осуществлено за счет рационализации и модернизации и всегда означает частичное, избирательное улучшение процесса.

Эффективность воспитания, как правило, отождествляется с повышением его результативности, зачастую независимо оттого, каким пу-тем были достигнуты более высокие результаты. Оптимизация же предполагает достижение эффективности не любыми средствами, а «наибо-лее выгодным для конкретной ситуации комплексом мер» (33). Кроме того, эффективность не требует достижения максимально воз-можного качества, а для оптимизации это обязательное условие.

Осуществленное нами соотнесение сущности понятий «эффектив-ность воспитательного процесса» и «оптимизация воспитательного процесса» позволяет сделать вывод о том, что эффективность воспитатель-ного процесса есть одна из составляющих его оптимизации.

Переходя к трактовке ос-новного понятия нашего исследования - «эффективность воспитатель-ного процесса в учреждениях начального профессионального образо-вания», - необходимо обратить внимание на сложность и многоаспектность данного понятия, которые обусловлены, в частности, неразрыв-ной связью воспитания с обучением и развитием личности (в нашем слу-чае - личности будущего молодого специалиста).

Понятия «обучение», «воспитание» и «развитие» в совокупности со-ставляют понятийное поле интегративной категории «образование». Следовательно, на семантическом уровне эффективность воспитатель-ного процесса в учреждениях начального профессионального образо-вания, рассматриваемого как процесс формирования личности будущего молодого специалиста, может быть наилучшим образом выявлена путем соотнесения исследуемого понятия с базовым поняти-ем «эффективность образования».

Проанализировав различные точки зрения, мы выбрали в качестве опорного для трактовки понятия эффективности образования опреде-ление, даваемое П.И. Пидкасистым. Эффективность образования рас-сматривается ученым как «оценочная категория, характеризующая ре-зультаты образовательной деятельности по критерию их соответствия поставленным целям» (34).

Это позволило нам определить эффективность воспитательного процесса в учреждении начального профессионального образования как достижение соответствия между его целями и результатами. При этом в качестве цели воспитательного процесса выступает ожидаемый, а в каче-стве результатов - достигнутый уровень воспитанности учащихся.

Однако число исследований, ориентированных на решение проблемы выявления педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, сегодня явно ограничено.

Ретроспективный анализ рассматриваемой проблемы свидетель-ствует о том, что на всех этапах ее развития особое внимание в педаго-гической науке уделялось изучению личности учащегося как необходи-мому условию исследуемой эффективности (Э.Ф. Зеер, Л.М. Зюбин, Г.А. Карпова, А.И. Кочетов и др.) (17, 18, 19, 32).

В ряде научных изысканий последних лет особый интерес вызывает точка зрения С.А. Батышева, выдвигающего в качестве приоритетно-го условия данной эффективности осуществление комплексного подхо-да к организации воспитательного процесса посредством реализации «обоснованной программы воспитательной деятельности, разработан-ной на основе прогностической социально-психологической модели со-временного рабочего» (4).

1.4. Комплекс педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Состояние воспитания в образовательных учреждениях данного типа на сегодняшний момент не отвечает требованиям, предъявляемым обществом к личности молодого специалиста, не способствует формированию у него способности к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.

Проблема эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования нуждается в переосмыслении, нахождении новых путей достижения поставленных задач. Одним из таких путей являются выявление и реализация педагогических условий эффективности воспитательного процесса, адекватных совре-менным социально-экономическим обстоятельствам.

Воспитательный процесс в учреждениях начального профессио-нального образования мы рассматриваем как динамичную совокупность последовательных взаимодействий педагога и учащихся, направленных на формирование личности будущего молодого специалиста и достижение должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного производства и рынка труда.

Эффективность воспитательного процесса в учреждениях началь-ного профессионального образования заключается в достижении соответствия между его целью и результатами. При этом в качестве цели воспитательного процесса выступает ожидаемый, а в качестве результатов - достигнутый уровень воспитанности учащихся.

Мы рассматриваем воспитательный процесс в учреждениях начального профессионального образования как целостную динамическую систему, которая, как и всякая другая система, может эффективно функционировать и развиваться при определенных условиях.

Под педагогическими условиями эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования понимается взаимосвязанная совокупность мер в учебно-воспитатель-ном процессе, обеспечивающая достижение учащимися более высокого уровня воспитанности.

Принимая во внимание, что случайные условия не могут успешно решить поставленную задачу, мы выявляем комплекс педагогических условий.

При определении путей выявления комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования мы учитывали обновленный социальный заказ общества, особенности субъектов воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, возможности системного и комплексного подходов.

Системный подход - способ научного иссле-дования и практического освоения сложноорганизованных объектов, при котором на первое место становится не анализ составных частей объекта как таковых, а его характеристика как определенного целого и раскрытие механизмов, обеспечивающих данную целостность. У системно организованного объекта появляется новое качественное состояние. В нашем случае это эффективность воспитательного процесса.

Комплексный подход, связывая цели с результатами, объединяет все основные элементы воспитательного процесса, обеспечившая тем самым его эффективность. Комплексность не допускает однобокости в содержании, формах и методах работы, открывая возможность их перманентного согласования с целями и задачами воспитательного процесса.

Комплекс педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования включает: а) осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся; б) разработку и реализацию программы профессионального воспитания учащихся; в) повышение посредством целенаправленной методической работы профессиональной компетентно-сти педагогов-экономистов в вопросах научно обоснованной организации воспитательного процесса.

Эффективность воспитательного процесса характеризуется уровнем воспитанности учащихся, под которой мы понимаем свойство личности, интегрирующее совокупность достаточно сформированных лич-ностных качеств, в обобщенной форме отражающих систему ее соци-альных отношений.

В основу разработки критериев воспитанности учащихся учреждений начального профессионального образования была положена струк-тура системы социальных отношений, которые должны быть сформи-рованы у учащихся в соответствии с триединой целью процесса профес-сионального воспитания: формирование личности будущего специалиста, подготовка его к творческой профессиональной деятель-ности и активной общественной жизни.

В соответствии с этим выделяется комплекс критериев воспитан-ности учащихся учреждений начального профессионального образова-ния, в совокупности отражающих систему их социально значимых от-ношений:

1) отношение к обществу и окружающим людям;

2) отноше-ние к труду и осваиваемой профессии;

3) отношение к себе.

Показателями, раскрывающими содержание первого критерия воспитанности учащихся (отношение к обществу и окружающим лю-дям) являются такие качества личности, как любовь к Отечеству, политическая и правовая культура, культура поведения. Показателями вто-рого критерия воспитанности учащихся (отношение к труду и осваива-емой профессии) выступают: самостоятельность в труде и освоении про-фессии, деловитость и организованность, профессиональная направлен-ность. Показателями третьего критерия воспитанности учащихся (от-ношение к себе) служат: целеустремленность в самосовершенствовании, адекватная самооценка, здоровый образ жизни.

Диагностически действенными разработанные критерии и по-казатели воспитанности учащихся становятся при обеспечении их ко-личественным инструментарием. Таким инструментарием выступают три уровня воспитанности учащихся: I - низкий, характеризующийся неустойчивостью системы социальных отношений личности и недостаточностью опыта положительного поведения, регулируемого, в основном, требованиями старших (педагогов, родителей); II - допустимый, характеризующийся устойчивостью системы социальных отношений личности, наличием опыта положительного поведения, хотя активная личностная позиция в их развитии отсутствует; III - же-лаемый, характеризующийся стабильностью социальных отношений личности и устойчивым положительным опытом поведения наряду с проявлением активной самостоятельности в деятельности.

Обобщая сказанное все ранее сказанное, сделаем некоторые выводы:

1. Сущность понятия «воспитание» применительно к учреждениям, начального профессионального образования должна быть уточнена с учетом профессиональной направленности образовательно-го процесса в данных учреждениях. Конкретизируется эта сущность в понятии «профессиональное воспитание», под которым понима-ется целенаправленный процесс формирования личности будущего специалиста и подготовки ее к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.

2. Воспитательный процесс в учреждениях начального профессионального образования - совокупность последователь-ных взаимодействий педагога и учащихся, направленных на формиро-вание личности будущего молодого специалиста и достиже-ние должного уровня его воспитанности, отвечающего требованиям современного рынка труда.

Цель воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования - формирование личности будущего молодого специалиста, способного к творческой профессиональной деятельности и активной общественной жизни.

Особенностей субъектов воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования объединены нами в три группы: 1)особенности учащихся как возрастной и образовательной группы молодежи; 2) особенности учащихся, обусловленные спецификой получаемого профессионального образования; 3) особенности воспитательного потенциала личности деятельности педагогов-экономистов.

Эффективность воспитательного процесса в учреждениях началь-ного профессионального образования заключается в достижении соот-ветствия между его целями и результатами. При этом в качестве цели воспитательного процесса выступает ожидаемый, а в качестве резуль-татов - достигнутый уровень воспитанности учащихся.

Анализ состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике позволяет сделать вывод о недостаточной теоретической разработанности комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, адаптированного к современным социально-экономическим обстоятельствам.

Глава 2. Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

2.1. Цели и задачи экспериментальной работы

В первой главе дипломной работы нами был проведен теоретический анализ состояния проблемы эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования. Данный анализ, а также изучение опыта работы учреждений начального профессионального образования позволили нам провести экспериментальную работу, основанную на теоретическом предположении о том, что эффективность воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования зависит от определенного комплекса педагогических условий. Таких как: осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся; разработка и реализация программы профессионального воспитания учащихся; повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации воспитательного процесса.

Как и Ю.К. Бабанский мы считаем, что с помощью педагогического эксперимента можно правильнее, чем с помощью других методов, оценить педагогические условия эффективности воспитательного процесса и определить оптимальное их сочетание, так как педагогический эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые необходимые связи между явлениями, то есть изучить закономерности, характерные для педагогического процесса (31).

Поэтому, основным методом экспериментальной работы стал педагогический эксперимент, который позволяет обеспечить доказательную и научно-объективную проверку правильности выдвинутой гипотезы.

Педагогический эксперимент - это «научно поставленный опыт воспитания и развития людей в определенных социальных условиях, дающих возможность наблюдения исследуемых педагогических явлений в контролируемых и учитываемых условиях» (12).

Педагогический эксперимент завоевывает все более прочные позиции в исследовании явлений воспитания и вносит принципиально важные изменения в организацию и результаты воспитательного процесса. При реализации возможностей педагогического эксперимента нами использовался комплекс методов для организации исследования.

Цель эксперимента: проверка на практике гипотетического комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, обоснование их необходимости и достаточности, а также изучение уровня воспитанности учащихся.

Когда речь идет о влиянии определенных педагогических условий на воспитательный процесс требуется некоторое время, чтобы получить какие-либо сдвиги. Поэтому эксперимент длился один год, что на наш взгляд достаточный срок для подведения итогов.

Наш эксперимент состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий и обобщающий.

На констатирующем этапе эксперимента мы определили реальный уровень воспитанности учащихся колледжа МИЭМП г. Москва.

Формирующий этап был направлен на реализацию выявленного и теоретически обоснованного комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса учреждений начального профессионального образования. Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса осуществлялась на базе колледжа МИЭМП.

На обобщающем этапе мы обработали, обобщили и оформили результаты педагогического эксперимента.

Заметим, что констатирующий эксперимент имеет в исследовании особое значение, так как достоверность получаемых в эксперименте результатов в наибольшей мере зависит от исходных данных. Поэтому в данном параграфе мы сосредоточимся на характеристике констатирующего этапа эксперимента.

Цель данного этапа заключалась в определении исходного уровня воспитанности учащихся. Она была реализована с помощью изучения всех учащихся колледжа, а также посредством изучения выборки учащихся (130,136,137 и 132 группы). Выборка состоит из трех экспериментальных и одной контрольной группы - в совокупности 108 учащихся. При комплектации этих групп особое внимание уделялось тому, чтобы экспериментальные группы были типичными и имели одинаковые начальные параметры. Такой вариант в педагогических исследованиях признан наиболее оптимальным (25).

В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) проверялось первое педагогическое условие - осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся.

Во второй (ЭГ-2) - планировалось апробировать второе педагогическое условие - разработка и реализация программы профессионального воспитания учащихся.

В третьей экспериментальной группе (ЭГ-3) должен был осуществляться весь комплекс педагогических условий, включающий, кроме перечисленных выше, повышение профессиональной компетентности экономических работников в вопросах научно обоснованной организации воспитательного процесса.

В контрольной группе (КГ) воспитательный процесс должен был осуществляться и контролироваться традиционными методами.

Работа по выявлению исходного уровня воспитанности учащихся велась по следующим направлениям: отношение к обществу и окружающим людям; отношение к труду и осваиваемой профессии; отношение к себе.

Показателями воспитанности учащихся по отношению к обществу и окружающим людям явились такие качества личности, как любовь к Отечеству, политическая и правовая культура, культура поведения. Для изучения сформированности этих качеств у учащихся мы использовали методику незаконченного предложения (1) и методику изучения коммуникативных навыков (В. Ряховский (46)).

Проанализировав полученные данные мы увидели, что уровень сформированности у учащихся устойчивых социально значимых качеств, характеризующих отношение к обществу и окружающим людям очень низок. Слабо выражено чувство любви к Отечеству; мало освоены и не применяются нормы политико-правовой культуры; преобладает низкая активность и продуктивность в конструировании отношений с окружающими людьми. Показатели воспитанности учащихся по отношению к труду и осваиваемой профессии: проявление самостоятельности в труде и освоении профессии, проявление деликатности и организованности, профессиональная направленность личности.

Анализ полученных данных также обнаружил низкий уровень сформированности у учащихся устойчивых социально-значимых качеств, характеризующих отношение к труду и осваиваемой профессии: большинство учащихся не проявляет активности и самостоятельности в поиске способов решения учебно-познавательных задач; отсутствует ответственное отношение к освоению избранной профессии, деловитость, интерес к профессиональной деятельности.

Отношение к себе мы исследовали с помощью следующих показателей: целеустремленность в самоопределении и самосовершенствовании, адекватная самооценка, здоровый образ жизни.

Анализ полученных данных показал, что у значительной части учащихся недостаточно сформировано осознанное отношение к себе, т.е. нет цели самоопределению, стремления к самосовершенствованию, уважения себя как личности.

2.2. Реализация комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования

Формирующий этап экспериментальной работы нашего исследования состоял в реализации комплекса педагогических условий эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования, в проверке его необходимости и достаточности. Он носил естественный характер, так как протекал в реальном воспитательном процессе колледжа МИЭМП.

Эффективность воспитательного процесса в учреждениях началь-ного профессионального образования заключается в достижении соот-ветствия между его целями и результатами и характеризуется уровнем воспитанности учащихся.

Экспериментальная работа по формированию такого свой-ства личности, как воспитанность, должна начинаться с анализа ис-ходных параметров, влияющих на формирование личности. С этой це-лью нами разработано и реализовано первое педагогическое условие эффективности воспитательного процесса в учреждениях начального профессионального образования - осуществление психолого-педагогической диагностики личности учащихся.

К исходным параметрам, влияющим на формирование личности учащегося, мы относим социально-демографические характеристики семьи учащегося: состав семьи, трудовая занятость родителей, образо-вательный уровень родителей, а также занятость учащегося в свобод-ное время.

Анализ исходных параметров позволил сформулировать основные социально-демогра-фические характеристики учащихся колледжа:

а) 59% учащихся проживают в неполных семьях; 6% семей учащихся имеют в своем составе трех и более детей;

б) в 47% семей учащихся работает только один родитель, в 5% семей оба родителя не имеют постоянного места работы.

Занятия учащихся в свободное время характеризуются следующи-ми показателями:

- большинство учащихся значительное количество свобод-ного времени, проводят, преимущественного, бесцельно;

- основные занятия учащихся в свободное время - игры в компьютере, общение в Интернет, просмотр теле-визионных передач, проведение времени с друзьями; «отдых», не под-крепленный конкретизацией рода занятий и содержания деятельности;

- 23% учащихся отметили неудовлетворенность характером прове-дения свободного времени;

- 4% учащихся отметили, что нуждаются в помощи по организа-ции свободного времени.

Изучение профессиональной направленности личности учащихся осуществлялось по методике, предложенной Э.Ф. Зеером и Г.А. Карпо-вой (74) и адаптированной к проблеме нашего исследования. Уровень профессиональной направленности определялся суммой баллов, набран-ных учащимся в результате ответов на вопросы предложенной анкеты.

Выделяют три уровня профессиональной направленности лично-сти: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень профессиональной направленности характеризуется большим интересом, проявляемым к осваиваемой профессии, зна-нием содержания будущей профессиональной деятельности, осознани-ем значимости профессиональной деятельности для общества и для себя лично, стремлением к творчеству и профессиональному росту, самостоятельностью в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками.

Средний уровень профессиональной направленности характеризуется отрывочными знаниями о содержании осваиваемой профессиональ-ной деятельности и незначительным удовлетворением от учебных и прак-тических занятий, недостаточно объективной оценкой собственных спо-собностей в части выполнения работ по специальности, отсутствием самостоятельности в профессиональной деятельности и стремления к самосовершенствованию.

Для низкого уровня профессиональной направленности характер-но отсутствие интереса к осваиваемой профессии в целом и к учебным занятиям, в частности; незнание сути профессиональной деятельности и своих способностей в части выполнения работ по специальности, от-рицание творческого характера профессиональной деятельности и не-обходимости профессионального самосовершенствования, неспособ-ность без постоянного контроля и руководства успешно выполнять учеб-ные задания.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать