ЭВМ в обучении истории

ЭВМ в обучении истории

2

Содержание

  • Введение 3
  • Раздел 1.Методическая работа учителя 7
    • 1.1. Содержание обучения 7
    • 1.2. Познавательные возможности учащихся 13
    • 1.3. ЭВМ в обучении истории 21
  • Вывод по разделу 1 28
  • Раздел 2. Повышение эффективности обучения истории в практике школы 30
    • 2.1. Главные факты содержания урока в средней школе 30
    • 2.2 Уровни заданий по познавательным возможностям учащихся при усвоении материала. 37
    • 2.3 Примеры применения в учебной практике уровней компьютерных программ 44
    • Вывод по разделу 2 48
  • Заключение. 50
  • Список литературы 52
Введение

Многие прежние методы, ориентировавшие учащихся на однозначные оценки исторических фактов и событий, личностей, в новых условиях не оправдали себя. Долг педагога ныне проявляется в умении максимально сохранить положительный прежний опыт, развить его в условиях нового времени, с применением инновационного, эффективного, позволяющее педагогу формировать устойчивое историческое сознание.

Актуальность данной темы заключается в том, что главное внимание в процессе школьной реформы было уделено развитию гуманитарного образования в целом и образованию историческому, как его важнейшей составной части. При этом приоритетной задачей должен стать поиск эффективных и вместе с тем наименее болезненных путей интеграции украинского образования в общемировое образовательное пространство. В основу процесса реформирования системы образования, которое во многом совпала с фундаментальными преобразованиями украинского общества, ее экономики был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели должна была стать гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики, создаваемых в учебных заведениях.

Целью работы является повышение эффективности обучения в средней школе. Для достижения заданной цели автор ставит следующие задачи:

1. Раскрыть содержание обучения;

2. Изучить познавательные возможности учащихся средней школы;

3. Рассмотреть применение одного из инновационных средств обучения - ЭВМ.

Наибольший прогресс процесса и методики обучения связан именно с включением в этот процесс техники, с передачей ей функций человека по управлению процессом обучения. В основе создания такой техники лежит открытие того, что обучение - это процесс, которым можно управлять, как и любым другим процессом, используя предоставляемые техникой возможности обратной информационной связи. Преобразование структуры процесса обучения в направлении широкого использования в нем дидактической техники, обладающей функцией обратной связи и заменяющей педагога на ряде этапов учебного процесса.

Исходя из этого, следует быть готовыми к изменению методики, функций педагога в условиях внедрения в обучение автоматизированных систем на базе электронно-вычислительных машин.

Среди существенных черт и функций новой образовательной системы оказываются фундаментализация, гуманитаризация, информатизация, индивидуализация обучения. Их реализация требует изменения подходов не только к содержанию образования, но и к формам образовательной деятельности.

Повышать эффективность процесса обучения и внедрение его на практике с учетом познавательных возможностей учащихся, которые включают в себя формирование исторических знаний, выработку гуманистических взглядов и убеждений, а в процессе этой работы, с учетом возраста совершенствование внимания, восприятия, исторического мышления, воображения, памяти и речи учеников, их эмоций, чувств и воли, привитие им интереса к истории, развитие других мотивов ее изучения, вооружение их рациональными приемами учения, развитие их познавательных умений. Важной задачей в области информатизации исторического, научно-образовательного пространства является активизация использования имеющихся и разработка новых информационных и научно-образовательных ресурсов, обеспечивающих проведение исследований и подготовку кадров по направлению «Историческая информатика.

Написанная работа состоит из 53 печатных листов, включая в себя 2 раздела, каждый из которых имеет 3 подраздела.

При написании данной работы автором были использованы методы систематизации, контроля, критический и метод сравнения.

Среди тех, кто в последнее время занимался методологическими аспектами повышения эффективности обучения с использованием новых средств обучения, необходимо отметить разработки данного вопроса в работах следующих авторов: В книге Вяземского Евгения Евгеньевича» Теория и методика преподавания истории» большое внимание уделено вопросам теории и практики построения современного образовательного процесса, где внимание уделено развитию гуманитарного образования, и в частности исторического, как его важнейшей составной части. Актуальной проблемой исследования является развитие познавательных возможностей учащихся в связи с общей гуманизацией педагогического процесса, связанные с запросами и потребностями личности, с ориентацией обучения на личность учащегося Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Теория и методика преподавания истории: учеб. Для студ. высш. Учеб. заведений.- М.:ВЛАДОС,2003.-384с.. В книге Степанищева Александра Тимофеевича «Методика преподавания и изучения истории» дан теоретический и практический материал применения одного из новых и эффективных средств обучения,, как ЭВМ. Степанищев А.Т.Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 г.-М.: ВЛАДОС, 2002.-гл.2-208с. Здесь даются советы овладения методическим мастерством для достижения более высокого уровня проводимых занятий.

Но среди них стоит неотъемлемая, в методическом аспекте, книга Гора Петр Васильевича «Повышение эффективности обучения истории в средней школе», где кроме теоретических сведений, советы, помогающие обоснованно, в соответствии с целями и содержанием обучения, познавательными возможностями учащихся выбирать при подготовке к урокам такие приемы и средства преподавания различного по характеру исторического материала, которые обеспечивают устойчиво положительные результаты обучения. Помещенные примеры из школьной практики знакомят с тем, как организовать и руководить познавательной деятельностью учащихся, как учить приемам и умениям самостоятельной учебной работы учащихся. Гора П.В.Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.:Просвещение,1988.-208с.

Раздел 1.Методическая работа учителя

1.1. Содержание обучения

Общешкольные и общеисторические цели, направленные на развитие всесторонне развитого, высокообразованного, творческого человека с гуманистическим мировоззрением и нравственностью, оказывают влияние на всю учебно-воспитательную работу школы, и, прежде всего на содержание изучаемого материала. С изменениями целей, меняется содержание истории. В последние несколько лет содержание образования изменилось под влиянием развития техники, науки, культуры, а также в связи с прогрессом дидактики и методики.

Новое содержание обучения, связанное с введением двенадцатибальной системы оценивания школьников и двенадцатилетней формой обучения, радикально изменило процесс учебно-воспитательной деятельности учителя и учащихся средней школы. Теперь двенадцатибальная система дает возможность более четко выявлять успеваемость учащихся, их уровень знаний, умений, навыков, полученных в процессе изучения истории. Переход школ с одиннадцатилетней на двенадцатилетнее образование, связано с более глубоким изучением идей гуманизма, где немаловажная роль принадлежит изучению истории своей страны, своего края, населявших и ныне населяющих его этносов.

Так же умения в школьном образовании направлены на устранение перегрузки программ и учебников, более строгий научно обоснованный отбор знаний: основных фактов, исторических понятий и мировоззренческих идей; совершенствование методов и организационных форм обучения, более широкое использование современных технических средств, учебно-наглядных пособий и материалов для самостоятельной работы школьников. Дичківська І.М. Інноваційні педагогічні технології: Навчальний посібник. -- К.: Академвидав, 2004. - С.105 Сокращенно и переработано содержание внутри и меж предметных связей, содействующих успешному решению образовательных и воспитательных задач обучения истории.

Межпредметные связи в обобщенном виде указаны в конце отдельных курсов, а внутрипредметные - после больших тем и разделов. Сближение новоизучаемого исторического материала с ранее изученным позволяет полнее прослеживать закономерности общественного развития, эффективнее работать над историческими понятиями и мировоззренческими идеями.

Новое содержание обучения имеет в своем составе материал, в основном необходимый и достаточный для реализации заданных обществом целей, что позволяет учителям определять цели изучения отдельных курсов, их разделов, тем и уроков, исходя из содержания изложенного в программах и учебниках.

Содержание подсказывает, какие составные части общеисторических целей оно может реализовать, если в процессе обучения учитель и учащиеся используют адекватные ему средства и приемы учебной деятельности. В этом случае содержание учебного материала определяет выбор целей. Определив цели урока, учитель вновь возвращается к содержанию учебного материала. На основе программы учебника, дополнительной научно-исторической литературы, первоисточников, документов и т.п., учитывая возрастные познавательные возможности учащихся, учитель дорабатывает учебный план в виде плана-конспекта каждого урока, или методических рекомендаций с изложением дополнительных исторических сведений.

Из-за большой перегрузки работой учителя часто не имеют времени, чтобы формулировать развернутые определения целей уроков истории. Термин «цель» в общенаучном понимании обозначает идеальное «мысленное предвосхищение результата деятельности». Краткий психологический словарь. - М.: Наука, 1985.-С.148

К сожалению, данное определение можно лишь условно назвать целями, адресуемые учителю, преподающему предмет, а не учителю и учащимся - главным субъектам процесса обучения. Эти цели не говорят, как реализоваться в ходе преподавания и учения, превращая предвосхищаемые результаты обучения в реальные знания, взгляды, чувства и убеждения, познавательные умения учеников.Степанищев А.Т. - Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 г. - М.: ВЛАДОС, 2002. - гл.2 -С.23.

Пути определения целей урока истории основаны на структурно-функциональном анализе, включает в себя обработку содержания урока учителем, выделением из него главных исторических фактов, теоретических положений и вытекающих из анализа фактов, теоретических выводов и обобщений, сформулированных в учебнике и не сформулированных, скрытых в фактах и их связях.

Функциональный анализ представляет собой определение образовательных, воспитательных и развивающих возможностей основного содержания урока - выделенных при его структурном анализе главных исторических фактов, теоретических положений, выводов и обобщений.

Структурно-функциональный анализ учитель проводит при чтении соответствующего параграфа учебника соотнесенного с учебной программой.

Самостоятельно сформулированные теоретические выводы и обобщения, определения исторических понятий и закономерностей он фиксирует виде формулировки целей образования, воспитания, и развития учащихся, которые записывает в плане урока, избавляя себя от детальной работы по их повторному определению.

Наибольшие трудности в ходе структурно-функционального анализа вызывают два момента: выделение главных фактов и связанных с ними, особенно скрытых в них и их связях, основных теоретических положений. Иногда учителя затрудняются привлекать по внутри - и межпредметным связям материал, позволяющий ученикам глубоко понять и усвоить главные факты и теоретические положения в органическом единстве с ранее усвоенным. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.-С.50.

В трудах по методологии истории главными называются факты, которые оказали на развитие общества значительное влияние, оставили в общественной жизни заметный след.

В школьной практике ограничиться только этим научно-историческим критерием определения главных фактов, по-видимому, нельзя, так как задачи обучения истории в школе существенно отличаются от задач исторических исследований. Станкевич В.А. Методика преподавания истории в средней школе // Преподавание истории в школе - 1987 - №4 .-С.18-19.

В работе с учениками важно учитывать не только образовательные, но также воспитательные и развивающие возможности фактов.

С методической точки зрения главными следует, очевидно, считать факты, которые, имея большое объективно историческое значение, передают основное фактологическое содержание темы урока: воссоздают картину изучаемых на нем событий и явлений, раскрывают его существенные стороны. Там же.-С.24.

Отличительной чертой многих главных фактов является то, что в их содержании и связях заключены важные теоретические сведения необходимые для формирования у школьников исторических понятий, мировоззренческих идей, знания законов общественного развития. Но среди главных имеются и такие факты, которые при сравнительно незначительном теоретическом содержании отличаются своей яркостью, образностью, эмоциональностью. Благодаря этим качествам их изучение способно вызывать у школьников эмоциональные сопереживания, возбуждающие интерес к истории, воспитывающие личностное отношение к историческим событиям, к деятельности выдающихся исторических личностей, представителей общественных классов и социальных групп. Они содействуют развитию воссоздающего и творческого воображения, эмоций и чувств учащихся.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С.66.

В отличие от главных, неглавные исторические факты не обладают заметными воспитательно-развивающими возможностями. Они не содержат в себе и важных для школьников в образовательном отношении теоретических сведений. Изучаются они преимущественно на эмпирическом уровне. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.-С.57.

К неглавному, но важному в образовательном отношении учебному материалу обычно мы относим картографические, хронологические, статистические и иные, изучаемые на эмпирическом уровне исторические сведения. Там же. - С.58.

При структурном анализе важно устанавливать, с какими фактами связаны выводы и обобщения, иначе ученики могут усваивать их формально, в абстрактной, не связанной с фактами форме.

Предлагаемая формулировка целей содержит в себе комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся. Воспитательные цели вытекают из задач образования и базируются на них. Цели развития вытекают из целей образования и воспитания учащихся и тоже опираются на них. Вместе с тем каждая цель имеет свое собственное назначение, преследует свои, присущие только ей задачи.

Итак, первым условием реализации целей уроков вообще, является обработка содержания урока. Второе условие - последующий выбор с учетом содержания урока и познавательных возможностей учащихся адекватных целям приемов и средств, преподавания учителя и учения учеников.

системе обучения в школе системе обучения в школе

1.2. Познавательные возможности учащихся

«Под реальными учебными возможностями понимается совокупность психологических, физиологических и моральных потенций личности, а также опосредуемых ею внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности» Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: ИСКУССТВО, 1982.- С.147.

Применительно к обучению истории, личностными познавательными качествами учащегося является: формирование исторических знаний, выработку гуманистических взглядов и убеждений, а в процессе этой работы с учетом возраста совершенствование внимания, восприятия, исторического мышления, воображения, памяти и речи учеников, их эмоций, чувств и воли, привитие им интереса к истории, развитие других мотивов ее изучения, вооружение их рациональными приемами учения, развитие их познавательных умений. Морозова Н.Г.Учителю о познавательном интересе.- М.:Знание,1979.-С.28.

Проверка на уроках учителя лишь знания не дает полной картины познавательных возможностей школьников. Надо обязательно измерять и умения, степень овладения учеником соответствующими приемами учения. Анализируя ответы, важно учитывать уровень их самостоятельности, затрату мыслительных усилий и воображения на их подготовку и изложение. Александров А.И.Самостоятельная работа учащихся при изучении истории. - М.:Просвещение,1964.-С.32. Без таких профессиональных качеств, квалифицированно диагностировать познавательные возможности школьников нельзя.

Развитие или задержка одного из них неизбежно влияет на другие. Так, наращивание или недостаточное усвоение исторических знаний сопровождается успехами или упущениями в воспитании учащихся, дает положительные или недостаточные результаты в развитии их исторического мышления, воображения, речи, сказывается на развитии эмоций и мотивов учения. Усвоение или неусвоение новых приемов и умений познавательной деятельности положительно или отрицательно отражается на формировании знаний и воспитании учащихся. Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке. - М.:Просвещение,1984.-С.84.

«При самообразовании, - пишет Ю. К. Бабанский,- необходимо... предусмотреть задачу дифференциации обучения слабоуспевающих и наиболее подготовленных учеников». И далее подчеркивает: «Было бы совершенно опрометчиво ориентировать учебный процесс только на предупреждение неуспеваемости школьников. Надо не забывать о развитии способностей учеников, о выращивании талантов в той или иной области знаний. При продумывании задач работы с этими учениками следует стремиться обеспечить углубленное изучение ими предмета во время самостоятельной работы на уроке и в ходе занятий. Надо проектировать задания, направленные на удовлетворение их интересов и способностей в той или иной отрасли знаний» Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: ИСКУССТВО, 1982.- С.147.

В литературе по методике преподавания истории дается следующее определение понятию обучаемости: «Для учащегося развитие определяется прежде всего ростом обучаемости - способностью экономно (по затрате сил и времени) взять из истории максимум образовательных и воспитательных ценностей, возрастанием ориентации в событиях современности, а также его участием в общественной работе». Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке. - М.: Просвещение, 1984. - С.84.

В настоящее время звучит следующее определение обучаемости: «Обучаемость - индивидуальный показатель скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения». Различают общую обучаемость как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности).

В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности (уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений и овладение материалом до степени активного применения). Шадриков В.Д.Познавательные процессы и способности в обучении.- М.:Просвещение,1990.-С.71.

Обучаемость определяется не только уровнем активного познания, т. е. тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно, но и тем, что субъект может познать с помощью другого человека, уже владеющего соответствующими знаниями и умениями» Краткий психологический словарь. - М.: Наука, 1985.-С.212.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать