ЭВМ в обучении истории
ЭВМ в обучении истории
2
Содержание- 1.1. Содержание обучения 7
- 1.2. Познавательные возможности учащихся 13
- 1.3. ЭВМ в обучении истории 21
- 2.1. Главные факты содержания урока в средней школе 30
- 2.2 Уровни заданий по познавательным возможностям учащихся при усвоении материала. 37
- 2.3 Примеры применения в учебной практике уровней компьютерных программ 44
- Вывод по разделу 2 48
2. Изучить познавательные возможности учащихся средней школы;
3. Рассмотреть применение одного из инновационных средств обучения - ЭВМ.Наибольший прогресс процесса и методики обучения связан именно с включением в этот процесс техники, с передачей ей функций человека по управлению процессом обучения. В основе создания такой техники лежит открытие того, что обучение - это процесс, которым можно управлять, как и любым другим процессом, используя предоставляемые техникой возможности обратной информационной связи. Преобразование структуры процесса обучения в направлении широкого использования в нем дидактической техники, обладающей функцией обратной связи и заменяющей педагога на ряде этапов учебного процесса.Исходя из этого, следует быть готовыми к изменению методики, функций педагога в условиях внедрения в обучение автоматизированных систем на базе электронно-вычислительных машин. Среди существенных черт и функций новой образовательной системы оказываются фундаментализация, гуманитаризация, информатизация, индивидуализация обучения. Их реализация требует изменения подходов не только к содержанию образования, но и к формам образовательной деятельности. Повышать эффективность процесса обучения и внедрение его на практике с учетом познавательных возможностей учащихся, которые включают в себя формирование исторических знаний, выработку гуманистических взглядов и убеждений, а в процессе этой работы, с учетом возраста совершенствование внимания, восприятия, исторического мышления, воображения, памяти и речи учеников, их эмоций, чувств и воли, привитие им интереса к истории, развитие других мотивов ее изучения, вооружение их рациональными приемами учения, развитие их познавательных умений. Важной задачей в области информатизации исторического, научно-образовательного пространства является активизация использования имеющихся и разработка новых информационных и научно-образовательных ресурсов, обеспечивающих проведение исследований и подготовку кадров по направлению «Историческая информатика. Написанная работа состоит из 53 печатных листов, включая в себя 2 раздела, каждый из которых имеет 3 подраздела.При написании данной работы автором были использованы методы систематизации, контроля, критический и метод сравнения. Среди тех, кто в последнее время занимался методологическими аспектами повышения эффективности обучения с использованием новых средств обучения, необходимо отметить разработки данного вопроса в работах следующих авторов: В книге Вяземского Евгения Евгеньевича» Теория и методика преподавания истории» большое внимание уделено вопросам теории и практики построения современного образовательного процесса, где внимание уделено развитию гуманитарного образования, и в частности исторического, как его важнейшей составной части. Актуальной проблемой исследования является развитие познавательных возможностей учащихся в связи с общей гуманизацией педагогического процесса, связанные с запросами и потребностями личности, с ориентацией обучения на личность учащегося Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Теория и методика преподавания истории: учеб. Для студ. высш. Учеб. заведений.- М.:ВЛАДОС,2003.-384с.. В книге Степанищева Александра Тимофеевича «Методика преподавания и изучения истории» дан теоретический и практический материал применения одного из новых и эффективных средств обучения,, как ЭВМ. Степанищев А.Т.Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 г.-М.: ВЛАДОС, 2002.-гл.2-208с. Здесь даются советы овладения методическим мастерством для достижения более высокого уровня проводимых занятий.Но среди них стоит неотъемлемая, в методическом аспекте, книга Гора Петр Васильевича «Повышение эффективности обучения истории в средней школе», где кроме теоретических сведений, советы, помогающие обоснованно, в соответствии с целями и содержанием обучения, познавательными возможностями учащихся выбирать при подготовке к урокам такие приемы и средства преподавания различного по характеру исторического материала, которые обеспечивают устойчиво положительные результаты обучения. Помещенные примеры из школьной практики знакомят с тем, как организовать и руководить познавательной деятельностью учащихся, как учить приемам и умениям самостоятельной учебной работы учащихся. Гора П.В.Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.:Просвещение,1988.-208с.Раздел 1.Методическая работа учителя 1.1. Содержание обученияОбщешкольные и общеисторические цели, направленные на развитие всесторонне развитого, высокообразованного, творческого человека с гуманистическим мировоззрением и нравственностью, оказывают влияние на всю учебно-воспитательную работу школы, и, прежде всего на содержание изучаемого материала. С изменениями целей, меняется содержание истории. В последние несколько лет содержание образования изменилось под влиянием развития техники, науки, культуры, а также в связи с прогрессом дидактики и методики.Новое содержание обучения, связанное с введением двенадцатибальной системы оценивания школьников и двенадцатилетней формой обучения, радикально изменило процесс учебно-воспитательной деятельности учителя и учащихся средней школы. Теперь двенадцатибальная система дает возможность более четко выявлять успеваемость учащихся, их уровень знаний, умений, навыков, полученных в процессе изучения истории. Переход школ с одиннадцатилетней на двенадцатилетнее образование, связано с более глубоким изучением идей гуманизма, где немаловажная роль принадлежит изучению истории своей страны, своего края, населявших и ныне населяющих его этносов.Так же умения в школьном образовании направлены на устранение перегрузки программ и учебников, более строгий научно обоснованный отбор знаний: основных фактов, исторических понятий и мировоззренческих идей; совершенствование методов и организационных форм обучения, более широкое использование современных технических средств, учебно-наглядных пособий и материалов для самостоятельной работы школьников. Дичківська І.М. Інноваційні педагогічні технології: Навчальний посібник. -- К.: Академвидав, 2004. - С.105 Сокращенно и переработано содержание внутри и меж предметных связей, содействующих успешному решению образовательных и воспитательных задач обучения истории.Межпредметные связи в обобщенном виде указаны в конце отдельных курсов, а внутрипредметные - после больших тем и разделов. Сближение новоизучаемого исторического материала с ранее изученным позволяет полнее прослеживать закономерности общественного развития, эффективнее работать над историческими понятиями и мировоззренческими идеями.Новое содержание обучения имеет в своем составе материал, в основном необходимый и достаточный для реализации заданных обществом целей, что позволяет учителям определять цели изучения отдельных курсов, их разделов, тем и уроков, исходя из содержания изложенного в программах и учебниках.Содержание подсказывает, какие составные части общеисторических целей оно может реализовать, если в процессе обучения учитель и учащиеся используют адекватные ему средства и приемы учебной деятельности. В этом случае содержание учебного материала определяет выбор целей. Определив цели урока, учитель вновь возвращается к содержанию учебного материала. На основе программы учебника, дополнительной научно-исторической литературы, первоисточников, документов и т.п., учитывая возрастные познавательные возможности учащихся, учитель дорабатывает учебный план в виде плана-конспекта каждого урока, или методических рекомендаций с изложением дополнительных исторических сведений.Из-за большой перегрузки работой учителя часто не имеют времени, чтобы формулировать развернутые определения целей уроков истории. Термин «цель» в общенаучном понимании обозначает идеальное «мысленное предвосхищение результата деятельности». Краткий психологический словарь. - М.: Наука, 1985.-С.148К сожалению, данное определение можно лишь условно назвать целями, адресуемые учителю, преподающему предмет, а не учителю и учащимся - главным субъектам процесса обучения. Эти цели не говорят, как реализоваться в ходе преподавания и учения, превращая предвосхищаемые результаты обучения в реальные знания, взгляды, чувства и убеждения, познавательные умения учеников.Степанищев А.Т. - Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 г. - М.: ВЛАДОС, 2002. - гл.2 -С.23. Пути определения целей урока истории основаны на структурно-функциональном анализе, включает в себя обработку содержания урока учителем, выделением из него главных исторических фактов, теоретических положений и вытекающих из анализа фактов, теоретических выводов и обобщений, сформулированных в учебнике и не сформулированных, скрытых в фактах и их связях.Функциональный анализ представляет собой определение образовательных, воспитательных и развивающих возможностей основного содержания урока - выделенных при его структурном анализе главных исторических фактов, теоретических положений, выводов и обобщений.Структурно-функциональный анализ учитель проводит при чтении соответствующего параграфа учебника соотнесенного с учебной программой. Самостоятельно сформулированные теоретические выводы и обобщения, определения исторических понятий и закономерностей он фиксирует виде формулировки целей образования, воспитания, и развития учащихся, которые записывает в плане урока, избавляя себя от детальной работы по их повторному определению.Наибольшие трудности в ходе структурно-функционального анализа вызывают два момента: выделение главных фактов и связанных с ними, особенно скрытых в них и их связях, основных теоретических положений. Иногда учителя затрудняются привлекать по внутри - и межпредметным связям материал, позволяющий ученикам глубоко понять и усвоить главные факты и теоретические положения в органическом единстве с ранее усвоенным. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.-С.50.В трудах по методологии истории главными называются факты, которые оказали на развитие общества значительное влияние, оставили в общественной жизни заметный след.В школьной практике ограничиться только этим научно-историческим критерием определения главных фактов, по-видимому, нельзя, так как задачи обучения истории в школе существенно отличаются от задач исторических исследований. Станкевич В.А. Методика преподавания истории в средней школе // Преподавание истории в школе - 1987 - №4 .-С.18-19. В работе с учениками важно учитывать не только образовательные, но также воспитательные и развивающие возможности фактов.С методической точки зрения главными следует, очевидно, считать факты, которые, имея большое объективно историческое значение, передают основное фактологическое содержание темы урока: воссоздают картину изучаемых на нем событий и явлений, раскрывают его существенные стороны. Там же.-С.24.Отличительной чертой многих главных фактов является то, что в их содержании и связях заключены важные теоретические сведения необходимые для формирования у школьников исторических понятий, мировоззренческих идей, знания законов общественного развития. Но среди главных имеются и такие факты, которые при сравнительно незначительном теоретическом содержании отличаются своей яркостью, образностью, эмоциональностью. Благодаря этим качествам их изучение способно вызывать у школьников эмоциональные сопереживания, возбуждающие интерес к истории, воспитывающие личностное отношение к историческим событиям, к деятельности выдающихся исторических личностей, представителей общественных классов и социальных групп. Они содействуют развитию воссоздающего и творческого воображения, эмоций и чувств учащихся.Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С.66.В отличие от главных, неглавные исторические факты не обладают заметными воспитательно-развивающими возможностями. Они не содержат в себе и важных для школьников в образовательном отношении теоретических сведений. Изучаются они преимущественно на эмпирическом уровне. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.-С.57.К неглавному, но важному в образовательном отношении учебному материалу обычно мы относим картографические, хронологические, статистические и иные, изучаемые на эмпирическом уровне исторические сведения. Там же. - С.58.При структурном анализе важно устанавливать, с какими фактами связаны выводы и обобщения, иначе ученики могут усваивать их формально, в абстрактной, не связанной с фактами форме.Предлагаемая формулировка целей содержит в себе комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся. Воспитательные цели вытекают из задач образования и базируются на них. Цели развития вытекают из целей образования и воспитания учащихся и тоже опираются на них. Вместе с тем каждая цель имеет свое собственное назначение, преследует свои, присущие только ей задачи.Итак, первым условием реализации целей уроков вообще, является обработка содержания урока. Второе условие - последующий выбор с учетом содержания урока и познавательных возможностей учащихся адекватных целям приемов и средств, преподавания учителя и учения учеников.системе обучения в школе системе обучения в школе 1.2. Познавательные возможности учащихся«Под реальными учебными возможностями понимается совокупность психологических, физиологических и моральных потенций личности, а также опосредуемых ею внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности» Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: ИСКУССТВО, 1982.- С.147.Применительно к обучению истории, личностными познавательными качествами учащегося является: формирование исторических знаний, выработку гуманистических взглядов и убеждений, а в процессе этой работы с учетом возраста совершенствование внимания, восприятия, исторического мышления, воображения, памяти и речи учеников, их эмоций, чувств и воли, привитие им интереса к истории, развитие других мотивов ее изучения, вооружение их рациональными приемами учения, развитие их познавательных умений. Морозова Н.Г.Учителю о познавательном интересе.- М.:Знание,1979.-С.28.Проверка на уроках учителя лишь знания не дает полной картины познавательных возможностей школьников. Надо обязательно измерять и умения, степень овладения учеником соответствующими приемами учения. Анализируя ответы, важно учитывать уровень их самостоятельности, затрату мыслительных усилий и воображения на их подготовку и изложение. Александров А.И.Самостоятельная работа учащихся при изучении истории. - М.:Просвещение,1964.-С.32. Без таких профессиональных качеств, квалифицированно диагностировать познавательные возможности школьников нельзя.Развитие или задержка одного из них неизбежно влияет на другие. Так, наращивание или недостаточное усвоение исторических знаний сопровождается успехами или упущениями в воспитании учащихся, дает положительные или недостаточные результаты в развитии их исторического мышления, воображения, речи, сказывается на развитии эмоций и мотивов учения. Усвоение или неусвоение новых приемов и умений познавательной деятельности положительно или отрицательно отражается на формировании знаний и воспитании учащихся. Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке. - М.:Просвещение,1984.-С.84.«При самообразовании, - пишет Ю. К. Бабанский,- необходимо... предусмотреть задачу дифференциации обучения слабоуспевающих и наиболее подготовленных учеников». И далее подчеркивает: «Было бы совершенно опрометчиво ориентировать учебный процесс только на предупреждение неуспеваемости школьников. Надо не забывать о развитии способностей учеников, о выращивании талантов в той или иной области знаний. При продумывании задач работы с этими учениками следует стремиться обеспечить углубленное изучение ими предмета во время самостоятельной работы на уроке и в ходе занятий. Надо проектировать задания, направленные на удовлетворение их интересов и способностей в той или иной отрасли знаний» Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: ИСКУССТВО, 1982.- С.147.В литературе по методике преподавания истории дается следующее определение понятию обучаемости: «Для учащегося развитие определяется прежде всего ростом обучаемости - способностью экономно (по затрате сил и времени) взять из истории максимум образовательных и воспитательных ценностей, возрастанием ориентации в событиях современности, а также его участием в общественной работе». Дайри Н.Г. Главное усвоить на уроке. - М.: Просвещение, 1984. - С.84.В настоящее время звучит следующее определение обучаемости: «Обучаемость - индивидуальный показатель скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения». Различают общую обучаемость как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов практической деятельности).В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности (уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений и овладение материалом до степени активного применения). Шадриков В.Д.Познавательные процессы и способности в обучении.- М.:Просвещение,1990.-С.71.Обучаемость определяется не только уровнем активного познания, т. е. тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно, но и тем, что субъект может познать с помощью другого человека, уже владеющего соответствующими знаниями и умениями» Краткий психологический словарь. - М.: Наука, 1985.-С.212.