ЭВМ в обучении истории
сихологи и дидакты подразделяют учащихся по обучаемости на слабых и хорошо подготовленных. Между ними находятся среднеуспевающие ученики.

Обычно урок истории имеет один или два уровня сложности («сложность содержания образования является его объективной характеристикой»). Гора П.В.Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.:Просвещение,1988.-65. Например, учитель излагает учебный материал в готовом, т. е. разъясненном, виде и предлагает всем ученикам осмыслить его, запомнить и подготовиться при закреплении и проверке знаний воспроизвести усвоенное в неизменном виде. Выполняя задание, весь класс вынужден работать примерно одинаково, но для разных по обучаемости категорий учащихся эта работа будет не одинаково трудной («Трудность - понятие в большей мере субъективное и определяется степенью соответствия содержания учебного процесса запасу знаний учащихся, опыту их познавательной и практической деятельности, потребностям и интересам школьников», т. е. их Обучаемость). Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.:ИСКУССТВО, 1982. - С.148.

Для слабых учащихся описанная работа оказывается в меру трудной. А у сильных, хорошо подготовленных она не только не вызывает затруднений, но является для них чрезмерно легкой и поэтому не интересной. Слабые работают в полную силу своих познавательных возможностей. А хорошо подготовленные - вполсилы; их мышление недогружено, и они слушают учителя недостаточно внимательно, справедливо полагая, что в учебнике все это написано. Запорожец Н.И.Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания. - М.:Знание,1984.-С.55. В целом урок проходит при этих условиях малоэффективно. Часть учеников остается им неудовлетворенной.

Другой пример. Учитель излагает учебный материал также в готовом, разъясненном виде, но к учебной нагрузке учащихся подходит дифференцированно: дает классу два задания. Одно требует, как и на предыдущем уроке, осмысления, усвоения излагаемого и простого воспроизведения усвоенного с помощью приема (например, объяснения). Второе задание рассчитано на перестройку изучаемого (скажем, надо выделить причины и следствия изучаемых событий или явлений - например, возникновение государства у восточных славян - и «вытянуть» всю цепочку причинно-следственных связей, разъясненных учителем). Одного лишь понимания излагаемого и простого воспроизведения усвоенного в данном случае недостаточно. Надо проделать более сложную работу, чем при выполнении первого задания. Следует проанализировать излагаемый материал, выделить главное, абстрагироваться от неглавного, найти в главном первопричину и ее следствие, затем принять найденное следствие за причину другого явления и т. д. После этого надо обобщить выделенные причины и следствия, расставив их на свои места, и усвоить их в новых связях и отношениях.

На втором уроке учебный материал имеет одинаковую сложность, хотя его можно было бы еще более усложнить, изложив проблемно. А задания предложены разной сложности. Одно, оказывается, по силам слабым, а другое хорошо подготовленным ученикам. Некоторые из среднеподготовленных выберут себе первое, а некоторые - второе задание: кому какое окажется по силам.

Так создаются объективные условия для дифференцированного подхода учащихся к учению. Каждый ученик выбирает посильное задание и учится в соответствии со своей обучаемостью, на том или ином уровне трудности, познавательной деятельности. Учитель по проявленной обучаемости, определяет познавательные возможности класса, каждого ученика в отдельности. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Методика преподавания истории средних веков.- М.: Просвещение,1972.-С.100.

Школьная практика и опытное преподавание истории показывают, что учащиеся по познавательным возможностям делятся на слабых, сильных и среднеуспевающих.

К слабым, недостаточно подготовленным относятся ученики, которые при поверхностном знании истории не проявляют заметного интереса к ее изучению и почти совсем не владеют адекватными приемами и умениями самостоятельной работы с учебным историческим материалом. Они не умеют воспринимать, усваивать и воспроизводить в образно-эмоциональной форме даже наиболее значительные факты, самостоятельно анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать даже разъясненный теоретический материал. Они склонны преимущественно лишь к запоминанию с последующим пересказом изложения учителя, заучиванию текста учебника.

Слабых учеников надо терпеливо и планомерно обучать приемам и умениям учебной работы, воспитывать у них интерес и волю к изучению истории. Наиболее благоприятные условия для этого создает воспроизводящая деятельность, но при условии, если главные исторические факты учитель излагает эмоционально, в наглядно-образной увлекательной форме, с обязательным разъяснением существенного. Такое изложение пробуждает у учащихся интерес к историческим событиям. Гора П.В.Повышение эффективности обучения в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.-С.68.

Сильные, хорошо подготовленные учащиеся могут работать не только на первом, но и на втором, а при накопленном опыте и на третьем, самом трудном уровне познавательной деятельности. Вторым уровнем мы называем преобразующую деятельность учащихся. Третий уровень трудности познавательной деятельности предполагает проблемное изложение учебного материала различными источниками исторического знания и творческо-поисковую деятельность учеников, владеющих обобщенными теоретическими знаниями и обобщенными познавательными умениями.

К числу сильных, или хорошо подготовленных, относятся учащиеся, которые интересуются историей, имеют выраженную склонность к ее изучению, хорошо знают фактическое и теоретическое содержание уже изученного исторического материала, читают дополнительную литературу, имеют развитое историческое мышление, воображение, память и речь, владеют разнообразными методическими приемами и умениями учебной работы, могут не только перестраивать разъясненный учебный материал и усвоенное историческое знание, но и творчески применять ранее приобретенное теоретическое знание для учебной поисковой деятельности, для самостоятельного нахождения сущности проблемно изложенных исторических фактов, их связей и отношений. Гора П.В.Повышение эффективности обучения в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.-С.68

В обучении сильных, учитель может применять различные модификации творческо-поискового варианта методической организации учебного процесса. Не давая объяснения, доказательства, характеристики существенного, в проблемном изложении, он может ограничиться воссозданием ярких картин исторических событий и явлений, в которых слиты воедино внешние, несущественные и внутренние, существенные признаки, стороны, связи и отношения. Либо учитель может предложить ученикам для самостоятельного осмысления исторические документы, графические наглядные средства, другие источники исторического знания, в которых существенное не выделено, не подчеркнуто, не объяснено, а закодировано. Педагогические исследования и учительская практика убеждают в том, что учебная работа на самом трудном уровне познавательной деятельности обеспечивает оптимальное решение задач исторического образования, гуманистического воспитания и умственного развития школьников. Рахманова И.П.Воспитание и развитие учащихся в обучении истории. - М.:Просвещение,1969.-С.74. Использовать творческо-поисковый вариант обучения можно далеко не на каждом уроке. Прежде всего, потому, что его трудно сочетать с воспроизводящей и преобразующей деятельностью учащихся. Кроме того, для творческого поиска на уроке часто не хватает времени. Либо изучаемый материал настолько сложен, что самостоятельно осмыслить его без объяснения учителя могут очень немногие учащиеся. Или, наоборот, теоретическая нагрузка в содержании урока слишком мала, а объем важного в воспитательном отношении фактического материала настолько велик, что главное внимание следует уделить эмоционально-образному изучению главных фактов. Поэтому необходимо рационально использовать в различных сочетаниях все три варианта методической организации обучения, поскольку каждый из них имеет свои положительные стороны. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю.Теория и методика преподавания истории: учеб. Для студ. высш. Учеб. заведений.- М.:ВЛАДОС, 2003.-С.85.

Средние по обучаемости учащиеся обычно работают вместе со слабыми на первом либо с сильными на втором, а некоторые из них и на третьем уровне трудности познавательной деятельности. Учителю следует поощрять их к работе с сильными учениками на двух более высоких уровнях. Это будет не только развивать их уверенность в своих силах, но и более эффективно совершенствовать их познавательные возможности. Гора П.В.Повышение эффективности обучения в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.-С.69.

Средними по обучаемости считаются ученики, которые имеют вполне удовлетворительное знание истории. Они основательно усвоили главные факты, ведущие понятия и закономерности, неплохо знают и владеют многими предусмотренными учебной программой умениями, могут без больших затруднений перестраивать изучаемый материал, усваивать и воспроизводить его. Историческое мышление, воображение, речь, память и другие познавательные возможности у школьников данной группы развиты выше, чем у слабоуспевающих. В отличие от слабых многие из них проявляют интерес, желание и волю к изучению истории.

1.3. ЭВМ в обучении истории

Особую роль во всей системе современного образования играет гуманитарное образование, нацеленное, в первую очередь, на формирование у обучаемых уровня коммуникативной культуры, обеспечивающего эффективную деятельность личности в социуме. В этом контексте история должна рассматриваться как образовательный предмет, интегрирующий в себе практически все направления развития мировой культуры, науки, техники в пространстве и во времени. Поэтому, учитывая лавинообразное возрастание потока информации в мире, можно сделать вывод о необходимости применения информационных технологий в преподавании истории на различных ступенях современного образования. Богин В.Г. Новые технологии: возможности и результаты.- М.: ПЕДАГОГИКА, 2002.-С.61.

Эффективность обучения через образное восприятие известна всем. В сочетании с компьютерными возможностями она многократно возрастает. Такие возможности вобрал в себя компьютерный (мультимедиа) учебник истории России XX века, учебное издание нового типа. Учебник создан в сотрудничестве с авторами базовой школьной учебной книги А.А. Даниловым и Л.Г. Косулиной. .Материалы XII международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Сборник трудов. Часть III. М.: МИФИ, 2002. Компьютерный учебник содержит большое количество мультимедийных лекций и позволяет резко облегчить усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда, звука (музыка, шумы, более 24 академических часов дикторского текста), а также чисто компьютерных возможностей диалога с учеником, контроля усвоения пройденного материала. Изучение каждого параграфа заканчивается автоматизированным тестированием (более 600 тестов, кроссвордов и т.п.). В результате программа формирует классный журнал с оценками и выявляет плохо усвоенные лекции, которые придется прослушать еще раз перед повторным тестированием, если ученик претендует на более высокую оценку. Предусмотрены и развлекательные моменты, стимулирующие интерес учащихся (юмористический сериал» Экзамен», призы для отличников, озвученные и иллюстрированные исторические анекдоты). Учебник снабжен обширным справочным материалом: персоналии; подробную хронологию; терминологический словарь; анимированные карты; более 6 тысяч иллюстраций (редких фотографий, плакатов, картин, рисунков, схем, диаграмм); более двух часов озвученной кинохроники; огромное количество исторических документов; более 70 уникальных фонограмм звуковых документов (речей политических деятелей, наиболее популярных песен разных лет и т.п.). Степанищев А.Т. - Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 г. - М.: ВЛАДОС, 2002. - гл.2 - С.105.

Данное издание одновременно является и учебником, и рабочей тетрадью, и атласом, и хрестоматией, и справочником, и учебным видеофильмом.

В преподавании гуманитарных дисциплин вообще и, в преподавании истории в частности, большое место занимает объяснительно-иллюстративный метод обучения. Наглядные образы важны сами по себе, и, еще потому что обеспечивают продвижение сознания к обобщениям. Иллюстрация и демонстрация всегда сочетается с наблюдением и словесными методами. Сопровождая устное изложение, они активизируют познавательную активность. В отдельных случаях они имеют самостоятельное значение, приобретая исследовательский характер: учащиеся должны самостоятельно сделать выводы, обобщения и защитить их на последующих занятиях.

При использовании методов иллюстрации и демонстрации необходимо:

произвести тщательный отбор материала и определить место и характер демонстрации;

выбрать оптимальное количество демонстраций;

обеспечит их качественные стороны, надежность;

довести до сознания учеников цели и содержание иллюстраций;

обеспечить ясность и точность их восприятия;

подвести итог и сделать выводы.

Сегодня в учебный процесс внедряются информационные технологии, позволяющие поднять его на качественно новый уровень. Использование ИТ позволяет решить ряд важнейших проблем:

снять перегрузки;

усилить мотивацию обучения;

повысить скорость усвоения знаний;

повысить качество усвоения изучаемого материала;

повысить активность учащихся в процессе обучения;

обеспечить более эффективный контроль преподавателя за усвоением материалом;

установить тесную обратную связь;

успешно решать вопросы дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, что дает возможность каждому учащемуся обрести уверенность в себе, своих силах;

создать благоприятные условия для проблемного обучения, для проведения учебно-исследовательских работ и т.д.

Как показывает анализ используемых программно-методических комплексов, наиболее эффективными средствами построения автоматизированных обучающих систем в области истории являются технологии мультимедиа. Давыдов В. В., Рубцов В. В. «Тенденции информатизации современного образования»/ Современная педагогика, №2, 1990 г.-С.71-79

Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация (мультипликация), оцифрованные неподвижные изображения, слайд-шоу, видеофрагменты, звук, речь. Мультимедиа-средства интерактивны: зритель и слушатель не остается пассивным. Одно из основных преимуществ мультимедиа - возможность эмоционального воздействия на учащихся, использование «живых» зрительных образов, которые не только более интересны, но и более эффективны в методическом плане.

В настоящее время существуют дидактические компьютерные среды, программные комплексы, содержащие справочники, обучающе-контролирующий блок, динамическую графику с конкретной тематической ориентацией. Они имеют простой интерфейс. CHRONO позволяет просмотреть хронологические таблицы по выбранной теме и периоду. Содержащиеся в них сведения рассортированы по географическому и «отраслевому» признакам, что позволяет сравнивать их - например, таблицу дат по истории Украины с аналогичной таблицей для стран Европы и Америки. Это дает возможность ученику получить более рельефное представление об истории изучаемого периода, сопоставлять события, что очень важно в условиях существующей практики раздельного преподавания истории различных географических регионов.

Подготавливая информацию для автоматизированной образовательной системы (АОС), педагог должен понимать, что и сам процесс «перемещения» информации из подготовленного плана в реальный компьютер, и последующее использование АОС требуют изменения организации труда. При подготовке информации для АОС необходимо помнить, что все то, что не определено этой информацией, остается для личностного управляющего воздействия преподавателя. Если учебная информация - это в основном логические построения и процедуры, то деятельность педагога - это в большей степени эмоциональная и организационная его активность. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика - 1994. - №5. -С.16.

«Сущность идеи программированного обучения - отмечала специалист в области управления процессом усвоения знаний Н.Ф. Талызина, - состоит в повышении эффективности управления процессом учения с помощью современных знаний об управлении и специфике процесса учения и при опоре на современную технику». Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Просвещение, 1990. - С.7.

Выбор уровня компьютерных программ зависит от учебного, учительского и ученического факторов:

1 уровень - программы, содержащие вопросно-ответную информацию. Они могут использоваться как для получения знаний, так и для контроля за ходом учебы;

2 уровень - программы, предусматривающие возможность выбора одного правильного ответа из нескольких предложенных;

3 уровень - программы, требующие от учащихся самостоятельной выработке свободно конструируемых ответов на поставленные вопросы и их выбор на клавиатуре;

4 уровень - программы для тех, кто стремится учиться только на отлично. Она содержит элементы программ первых трех уровней. Отличие в том, что она предусматривает ориентирование и оценивание пользователя (учащегося) до тех пор, пока не получит отличную оценку.

Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их возрастных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, то есть, возможны два вида направления компьютеризации обучения: изучение информатики и также его использование при изучении различных предметов. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда учителя не получали столь мощного средства обучения. Степанищев А.Т. - Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 г. - М.: ВЛАДОС, 2002. - гл.2 - С.137.

Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Компьютер позволяет усилить мотивацию ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации. Булгаков А.В. Внеаудиторные формы работы как фактор ди-намики учебной мотивации и успешности обучения в вузе /А.В. Бул-гаков //Инновации в образовании. - 2002. - №4. - С.67.

Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.

Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели. Материалы XII международной конференции-выставки "Ин-формационные технологии в образовании". Сборник трудов. Часть III. М.: МИФИ, 2002.

Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность учащимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д. Значительно расширяются типы задач, с которыми учащиеся работают: моделирование, составление алгоритма, программирование и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать