Я - планета
Отчет о результатах практики Крус М.В.
Практику проходила на базе ЦДОД с. Рыркайпий Шмидтовского района ЧАО. Руководитель практики - Омрынав У.В., зам. директора по УВР. В соответствии с целями практики была разработана программа прохождения:
1. Изучение опыта учебно-воспитательной работы учреждения;
2. Разработка, организация и проведение тематического периода;
3. Составление плана работы с педагогически запущенным ребенком и его реализация.
4. Подготовка и проведение педагогической работы с родителями.
Анализ опыта учебно-воспитательной работы образовательного учреждения
Муниципальное учреждение дополнительного образования для детей «Шмидтовский районный Центр дополнительного образования для детей».
Юридический адрес:
689360, Чукотский автономный округ, Шмидтовский район, село Рыркайпий, улица Строительная, дом 11, телефон (427-39) 91-3-22
Фактический адрес:
689360, Чукотский автономный округ, Шмидтовский район, село Рыркайпий, улица Мира, дом 23, «Спортивно-оздоровительный комплекс», телефон (427-39) 91-4-95
Учредитель: Глава администрации муниципального образования Шмидтовский район Ершов Владимир Александрович, пос. Мыс Шмидта, ул. Полярная, д. 2, телефон: 2-25-38
Лицензия: А № 126417, регистрационный № 39 от 12 апреля 2004 года, выдана Главным управлением образования Департамента социальной политики Чукотского автономного округа.
Руководитель учреждения: Бандина Светлана Владимировна
Учреждение находится в национальном селе. Большую часть населения составляют жители коренной национальности. В связи с этим работа учреждения строится с учетом интересов коренных народов Чукотки - это воспитание национальных традиций и самосознания, патриотизма, сохранение культурного наследия родного края.
Центр дополнительного образования для детей реализует образовательные программы по шести направлениям, это способствует объединению детей по интересам, развивает творческую и исследовательскую деятельность, создает условия для изучения национальной культуры и быта. Разработаны подпрограммы «Подросток и закон», «Мое Отечество», «Патриотическое воспитание», «Воспитание культурой», «Спорт и здоровье», «Семья», которые воспитывают уважение к славе Отечества, побуждают детей к нравственным поступкам, способствуют профилактике правонарушений несовершеннолетними, формируют эмоционально-нравственные и интеллектуально- эстетические качества.
Основные направления развития личности:
- создание необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самосознания и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет;
- организация культурного досуга;
- формирование общей культуры.
Образовательные программы:
- Национальный фольклор. («Детский национальный ансамбль «Энер»)
Цель: сохране6ние национально-культурной самобытности, знания родного языка, развитие интереса к истории, культуре, традициям родного края.
- Художественное творчество. ( «Гитара», «Вокальный», «Рисунок и живопись», «Детский театр»)
Цель: художественно-эстетическое воспитание, создание условий для развития творческой личности и кругозора.
- Рукоделие. («Умелые руки», «Кройка и шитье», «Мягкая игрушка», «Макраме», «Вязание»)
Цель: воспитание творческого отношения к труду, эстетике, развитие творческих навыков.
- Эколого- краеведческая. («Краеведение/ экология»)
Цель: всестороннее развитие личности растущего человека, поисково-исследовательская и туристко- краеведческая деятельность.
- Национально-прикладное искусство. ( «Национально-прикладное искусство», «Пошив национальной одежды», «Сувенирный»)
Цель: воспитание национальных традиций, патриотизма, бережного отношения к природе и культурному наследию края.
- Спортивно-оздоровительная. («Волейбол», «Баскетбол», «НВС», «Настольный теннис», «ОФП»)
Цель: формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни, привлечение к занятиям спорта «трудных» ребят.
Изучая опыт работы образовательного учреждения, можно отметить приоритет художественной направленности реализуемых образовательных программ, что, бесспорно, способствует воспитанию творческой личности и удовлетворяет самые разные интересы, склонности и потребности ребенка. В то же время, прослеживается некоторая заорганизованность, однотипность применяемых форм и методов работы с детьми, что выражается в несколько пассивной деятельности учащихся, организуемой инициативой педагогов. Что и нашло отражение в количественных показателях данного учреждения за 2007-2008 учебный год:
Кружки | Секции | ||||
Начало уч.года | Конец Уч.года | Начало Уч.года | Конец Уч.года | ||
1.Количество: 2.1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения | 13 78 56 46 | 11 69 51 40 | 4 15 11 51 | 3 -- 25 25 |
Проблемные стороны при планировании работы в ЦДОД заключаются в том, что цели определяются с позиции воспроизводства, повторения имеющегося опыта, а не с позиции перспективы его развития; мероприятия включаются в план, не отражая логики развития, последовательности включения резервов.
В процессе разработки и подготовки тематического периода учитывались реальные и возможные средства ресурсного обеспечения. Разрабатывая тематический период, учитывались в первую очередь психологические особенности детей младшего школьного возраста: возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. В связи с этим значимость методов заданий (краткосрочных проектов) возрастает и является одним из средств активизации самостоятельной деятельности воспитанников, «энергичной «от всего сердца» деятельности» (по В.Х.Кильпатрику). Спецификой данного тематического периода является его комплексный, интегративный характер (взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, этическим направлениями), практическая направленность.
Тематический период.Название: «Я - планета».
Идея:
«Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту».
«Когда видишь эти слова - Я и планета, вспоминаешь о Маленьком принце, летящем во вселенной на своем крохотном астероиде. Их только двое в бесконечном звездном пространстве: Маленький принц и его планета. Как же важно каждому из них быть таким, чтобы другому хорошо жилось рядом. Как необходимо заботиться друг о друге, помогать, защищать, любить…
Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца. Ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не может найти себе другое человечество. Человек и его планета - нас тоже только двое во вселенной» (И.В.Цветкова).
Цель: вовлечение учащихся в экологически ориентированную деятельность и формирование на этой основе целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду и адекватное понимание места человека в ней.
Задачи: А) стать верным другом природы - это значит, что за окружающий человека мир природы несет ответственность каждый живущий на этой планете;
Б) воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему;
В) Познавательно-мировоззренческая: осознание взаимозависимости благополучия среды и человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
Эмоционально-волевая: усиление эмоционального восприятия природы при помощи музыки, живописи, поэзии. («Живопись важна тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картины мы тоже начинаем видеть и удивляться, что не замечали этого раньше» К.Паустовский).
Предметно-действенная: учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые исследования; уметь взаимодейстовать с самим собой, с людьми и средой в целом.
Основное содержание периода: Что такое наша Земля?.. Человека создает Земля. Но и Землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на Земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры.
Педагогический замысел: Сотворчество детей и взрослых в исследовательской экологически ориентированной деятельности, оформление, систематизация и распространение её результатов; “проживание” историко-культурных пластов чукотской земли через методику погружения; проведение акций заботы о районе и его жителях.
Моральный кодекс участников: То, что нами не создано, не должно быть разрушено.
Группа делится на знатоков поэзии, пословиц, народных примет, растений, животных, птиц, кроссвордов, знатоков охраны природы. Ведется поисковая работа по сбору интересных материалов о животных, растениях, собираются кроссворды. Работает типография «Муравей», где дети оформляют накопленный материал в книжках-малышках в форме кленовых листочков, бабочек.
Методы диагностики для оценки уровня состояния проблемы:
Творческие работы, обсуждение; методики «Экологический светофор», «Тундра благодарит и сердится».
Методы отслеживания результативности:
качество проведённых в рамках периода мероприятий;
обогащение образовательного пространства школы краеведческим материалом;
формирование ценностного отношения детей к Малой Родине;
коррекция своей деятельности и поведения в природе в соответствии с нравственным эталоном.
№п/п | Содержание деятельности | Сроки | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. . 7. 8. 9. 10. | « Земля - наш общий дом.» Группа делится на знатоков поэзии, пословиц, народных примет, растений, животных, птиц, кроссвордов, знатоков охраны природы. Распределение заданий: Юным разведчикам: Провести экологическую разведку своего поселка. Везде ли обстановка экологически благоприятная. Не встретились ли «нарушители» загрязняющие атмосферу, море, тундру? Кто виноват в этом? Доложить на сборе (рисунки, фотографии, можно составить карту поселка, на которой нанесены объекты, требующие защиты. Пометить восклицательным знаком «сигнал тревоги»). Знатокам пословиц, поговорок, загадок: Вспомните, найдите в книгах пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются названия объектов, связанных с природой. Проведите викторину на знание пословиц, поговорок, загадок. Оформите альбом с интересными, лучше малоизвестными пословицами и поговорками. Знатокам народных примет: Собрать народные приметы о временах года. Расспросить у знакомых, как они по народным приметам определяют погоду. Подготовить презентацию или оформить альбом. Знатокам животного и растительного мира: У многих из вас живут дома питомцы…А кто-то любит тундру и знаком с ее обитателями. Второй год приплывают на лежбище моржи, оправдывая название села («Рыркайпий» с чукотского - лежбище моржей). Вот об этом и напишите, сделайте презентацию фотографий, можно написать стихи, сказки о природе родного края. Знатокам музыки, живописи, поэзии: Узнайте, какие художники, композиторы, поэты посвящали свои произведения природе, запишите историю создания произведения ,подготовьте конкурс стихов о природе. «Экологическая почта» (отчет знатоков-разведчиков, составление пакета экологической почты и доставка ее по адресам) Игра - викторина «Продолжи народную пословицу». Презентация альбома интересных загадок, пословиц, поговорок. Конкурс загадок о природе. Отчет знатоков загадок. «Копилка народной мудрости» (отчет знатоков народных примет. Изготовление и выставка книжек-малышек о природе). Сбор-отчет «Седая земля» (конкурсная программа, выставка-презентация творческих работ). Природа в поэзии, музыке, живописи (конкурс стихов о природе, музыкально-литературная композиция) «День рождения Земли» (заключительный вечер-игра) Коллективный сбор - подведение итогов. Последействие | 11 - 14 августа 15-21 августа 22 25-26 27-29 3-4 сентября 5 сент. 10 сент. 12 сент. |
«Экологическая почта» - кратковременный проект, цель: составление пакета экологической почты и доставка по адресам. Пакет составляется на основе выявленных детьми сигналов о неблагополучном состоянии окружающей среды, небрежных по отношению к природе действий человека (жителям дома, возле которых систематически образовывается мусорная свалка; работникам ЖЭУ, жильцам квартир).
«Продолжи народную пословицу» - игра-соревнование, цель: тренировать умение запоминать народные изречения, в которых собран опыт многих поколений предков, помочь детям понять их смысл. Сотворчество детей и родителей в составлении альбома.
«Седая земля» - сбор - отчет о работе знатоков родного языка, загадок, лекарственных растений, животного и растительного мира, цель: обобщить и систематизировать знания детей о родном крае, учить бережному отношению к природе.
«Природа в поэзии, музыке, живописи» - музыкально-литературная композиция, цель: усилить эмоциональное восприятие природы при помощи музыки, рисунков, поэзии.
«День рождения Земли» - заключительное мероприятие, цель: воспитывать чувство осознания своего единства с окружающим миром, интерес и уважение к окружающему миру.
Реализация тематического периода осуществлялась в группе 2 года обучения кружка «Экология. Краеведение». Количество участников - 15 учащихся 3 и 4 классов. Дети отличаются любознательностью, эмоциональностью, стремлением к поиску тайны. Тематический период в форме кратковременных проектов позволил включить детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, получить возможность каждому участнику понять и выразить свои собственные понятия и внутренние представления. Критериями роста экокультуры стали следующие показатели:
- дети проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытаются оценивать их состояние.
- с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности;
- эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);
- проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
- пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Определяя эффективность применения тематического периода в планировании воспитательной работы, необходимо отметить следующие положительные моменты в его реализации: способствует актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность детей в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост.
Система работы социального педагога в образовательном учреждении
В Центре работает социальный педагог. В своей деятельности руководствуется нормативными актами:
· Конвенция ООН о правах ребенка;
· Семейный Кодекс;
· Методическое письмо Управления внешкольного дополнительного образования Минобразования РФ от 27.02.95г. №61 «О социально - педагогической работе с детьми»;
· Федеральная программа развития образования;
· Концепция структуры и содержания общего и среднего образования;
· Государственная программа воспитания;
· региональные документы, регламентирующие социальную работу.
Основной акцент работы социального педагога в данном учреждении - это создание педагогически целесообразной среды развития ребенка. Изучая опыт социального педагога, можно проследить определенную логику в действиях:
Страницы: 1, 2