Я - планета
p align="left">- 1-й этап - изучается реальное состояние социальной жизни обучающихся;

- 2-й этап - в соответствии с выводами по материалам изучения формулируются цели и задачи; учитываются возможности субъектов социальной жизни, включенных в проблемную ситуацию, и специалистов системы образования, планируется работа;

- 3-й этап - конструктивные действия по реализации плана и анализу результативности на каждом шаге и этапе социально-педагогической деятельности.

Можно выделить следующие направления социально-педагогической работы в Центре:

1. Изучение состояния социальной среды и условий развития ее педагогической целесообразности;

2. Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы.

3. Разрешение конфликтов, проблем, затрагивающих интересы ребенка с целью предотвращения серьезных последствий.

4. Индивидуальное и групповое консультирование детей и родителей по вопросам разрешения проблемных ситуаций.

5. Разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из других учреждений.

6. Пропаганда и разъяснение прав и обязанностей детей.

7. Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания.

8. Профилактика школьной и социальной дезадаптации.

9. Защита интересов ребенка в органах законодательной и исполнительной власти.

10. Проведение социологических опросов.

11. Сбор информации, связанной с нуждами детей

Изучение проблемного поля социальной жизни обучающихся в основном идет по следующим направлениям:

1.Условия жизни в семье и в образовательном пространстве всех обучающихся.

2.Проблемные, трудные жизненные ситуации отдельных социальных групп детей.

Социальный паспорт Центра (по состоянию на 01.08.2008):

Всего

%

Количество учащихся

171

Дети - сироты

14

8

Дети из многодетных

64

37

Дети из полных семей

88

51

Дети из неполных

83

49

Дети из малообеспеченных

112

66

Дети из «группы риска»

16

9

На внутришкольном учете

23

13

На учете в КДН

8

5

Изучение условий жизни ребенка проводится в семье и образовательном пространстве с целью выявления факторов, положительно и отрицательно влияющих на развитие, обучение и воспитание; с целью поиска путей профилактики возникновения или классификации уже имеющихся трудностей; с целью определения задач и направлений социально-педагогической деятельности, способствующих разрешению проблем.

В учреждении разработана подпрограмма «Трудный ребенок».

Цель программы:

· помощь ребенку в социальной адаптации и профессиональном самоопределении;

· приобщение «трудных» ребят в кружковую деятельность, спортивные секции;

· участие «трудных» ребят в массовых мероприятиях, праздниках, соревнованиях;

· поддерживание связи с общеобразовательной школой и комиссией по делам несовершеннолетних;

· участие «трудных» ребят в программах, разработанных для детей.

· Участие детей из неблагополучных семей в кружковой и спортивной деятельности Центра, привлечение ребят к участию в самоуправлении.

· Содействие дополнительного образования в создании условий для активного участия родителей в организации образовательной и досуговой деятельности.

План работы с педагогически запущенными детьми.

1.Составление картотеки (банка данных).

1.Фамилия, имя, отчество.

2.Возраст.

3.Класс.

4.Состав семьи (образование, специальность, должность родителей, других родственников):

5.Краткая характеристика педагогической обстановки в семье.

6.Характеристика педагогической запущенности (учеба, общение, поведение):

- неустойчивость психологических реакций ребенка, сильная зависимость от окружающей среды, в том числе ее негативных сторон;

- дефекты умственного развития, мешающие полноценному общению в коллективе;

- неорганизованность, несобранность, неустойчивость внимания, расторможенность действий;

- отсутствие дисциплины труда, грубость, неадекватное поведение;

- явное непослушание и дезорганизация учебного процесса;

- отрицательное влияние семьи.

2.Меры преодоления педагогической запущенности:

- ведение дневника наблюдения за учеником, изучение результатов его деятельности (учебной, трудовой, общественно полезной и т.д.);

- социометрические измерения, анкетирование, работа с психологом;

- включение во внеучебную (кружковую), общественно полезную деятельность, воспитание читательских интересов и вкусов;

- вовлечение детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, в группы продленного дня;

- работа с компанией, объединение сверстников в школе и по месту жительства;

- закрепление за «трудным» учеником шефа из актива, родительского комитета для индивидуальной работы;

- работа с семьей учащегося;

- мини-педсоветы по единым педагогическим требованиям (уважение, доброжелательность, дружелюбие к ученику и др.);

- консультации врачей - психоневрологов и дефектологов;

- организация летнего отдыха ослабленных и педагогически запущенных детей.

Для коррекционной работы с педагогически запущенным ребенком было предложено обратить внимание на Женю Ж., ученика 3 класса. Семья ребенка полная: мать - бухгалтер РОВД, отчим - инспектор РОВД, младший брат - 3 года. Жилищные условия благоприятные - трехкомнатная квартира, семья материально обеспечена. Наблюдается профессиональная занятость родителей, ребенок с 1 класса после уроков предоставлен сам себе. Отношение родителей к мальчику противоречиво воздействующее, неустойчивое. В беседе с учителем выяснилось, что у Жени есть проблемы в обучении: неустойчивое внимание, несформированность общеучебных умений и навыков, неумение планировать свою деятельность, неорганизованность. В общении с детьми прослеживается игнорирование ребенка сверстниками, проблемы во взаимоотношениях с окружающими. В ходе наблюдения за ребенком (в общении со сверстниками, выполнении какой-либо деятельности) выявились следующие моменты в его поведении: имеет трудности в организации; избегает задач скучных и тех, которые требуют умственных усилий; проявляет беспокойство (барабанит пальцами, трудно неподвижно сидеть, бегает, забирается куда-либо); отвечает до того, как его спросят; не может регулировать свои действия, поведение слабо управляемо правилами, хочет сейчас -- и ломает правило.

С мальчиком проводил работу школьный психолог. Была проведена диагностическая методика «Рисунок дерева» (Ребенку предлагается нарисовать лиственное дерево. Использование цвета не предусмотрено. Полноценное изображение дерева подразумевает наличие трех элементов: корней, ствола, кроны. На стволе должны располагаться ветви, на кроне - цветы и плоды). Получилась следующая интерпретация:

«Ребенок обладает поверхностным мышлением, леностью, нежеланием углубляться в детали.

Присутствует символ хорошей приспособляемости, энергичности, позитивного отношения к жизни.

Прямолинейный, вспыльчивый ребенок, не способный сдержать свои эмоции, контролировать импульсы, склонен к риску. Предпочитает скорее действовать, чем думать.

Ребенка больше привлекает свой внутренний мир, ему больше по душе погружение в мечту, чем решительные действия.

Наличие чувства неуверенности, незащищенности, уязвимости, которое ребенок маскирует. Ребенок старается не раскрывать себя, опасается негативного к себе отношения со стороны окружающих. Нечто похожее отражает дерево, нарисованное на холме. К уже описанному можно добавить наличие чувства одиночества, ненужности и заброшенности.

Обладает хорошим чувством реальности, адекватностью, хорошим вкусом, тщеславием, стремлением получить признание и одобрение окружающих.

Дружелюбивый, доброжелательный. Обладает сочувствием, состраданием. Прослеживается утомление, усталость. Наличие радости.

Не хватает домашнего уюта. Завышенная самооценка.»

На основании имеющейся информации психолог предположил, что возможными причинами нарушения общения со сверстниками и педагогами является несформированность адекватных форм реализации потребности во внимании и признании окружающих, связанная скорее всего с особенностями стиля семейного воспитания, может иметь защитную психологическую природу.

Проконсультировавшись с социальным педагогом, психологом, был составлен план мероприятий по оказанию педагогической коррекционной помощи:

1.Составление акта обследования ребенка и его семьи.

2.Консультация у врача-невропатолога, школьного психолога.

3.Выработка рекомендаций родителям. Беседы с родителями.

4.Включение в коррекционно-развивающую группу после нескольких индивидуальных встреч с психологом.

5.Вовлечение и включение мальчика в кружковую работу. Опора на положительные стороны ребенка.

Акт обследования ребенка и его семьи:

Жмайлов Евгений, 1998 года рождения.

Адрес проживания: с.Рыркайпий, ул. Транспортная - 26, кв.1

Родители: мать - Дубова Аксана Владимировна, бухгалтер РОВД,

Отец - Дубов Эдуард Николаевич, инспектор РОВД.

Состоит ли на учете в ИДН - нет.

Место обучения - ЦО с.Рыркайпий Шмидтовского района ЧАО.

Класс - 3, успеваемость - посредственная

Отношения с учащимися - нейтральные со всеми.

Отношения с учителями - отрицательные с некоторыми.

Прогулы - периодические.

Реакция на похвалу - положительная.

Реакция на порицание - слезы, изображает улыбку.

Способность к обучению - средняя.

Статус в классе - изгой.

Соблюдение режима - пассивное.

Отношение к работе по дому, к дежурству - положительное.

Материальное положение ребенка в семье - достаточное.

Отношение ребенка к его материальному обеспечению - положительное.

Выдача карманных денег - нет.

Отношение к совместным социокультурным мероприятиям - с семьей положительное, с классом пассивное.

Познавательные занятия:

Любит читать - нет,

Любит кинофильмы - да,

Культурный уровень занятий - низкий.

Как ребенок оценивает отношение к себе членов семьи - мама любит, но слушает папу, папа любит младшего брата, а меня часто наказывает, не дает играть на компьютере.

На консультации врач-невропатолог предположил следующий диагноз: органическая недостаточность подкорковых мозговых систем вследствие нарушения внутриутробного развития. Было назначено медикаментозное лечение ребенка. Специалист дал следующие рекомендации родителям: соблюдение режима дня, соответствующую организацию деятельности ребенка, создание стабильной, спокойной обстановки в семье, переключение внимания ребенка, не пытаясь наказывать.

Рекомендации родителям и учителям, работающим с этим ребенком:

1.Уменьшить рабочую нагрузку ребенка: она должна соответствовать его возможностям. Например, если все дети могут заниматься определенной деятельностью в течение 20 минут, Женя работает продуктивно лишь 10 минут, не следует заставлять его продолжать занятия. Лучше включить его в другой вид деятельности.

2.Делить периоды работы на более короткие, но более частые. Например, после выполнения каждых 2-3 заданий ребенок делает гимнастику для пальцев.

3.Такие дети, как Женя не могут быстро переключаться по требованию взрослого с одного вида деятельности на другой. Поэтому воспитателю необходимо договориться с ребенком заранее. Это может быть устная беседа, но лучше, если конкретные правила поведения и работы будут написаны на доске или на бумаге в виде символов, понятных ребенку. Однако следует объяснить ребенку: если он нарушит правило -- не все потеряно. Вы верите в это.

4.Непосредственно перед работой полезно попросить ребенка повторить правила.

5.Для более эффективной работы можно заранее обсудите с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать при выполнении задания.

6. Женю необходимо чаще поощрять. Например, каждые 15-20 минут выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, раздавать детям тетради и т.д.

7.Поощрения должны носить моментальный характер.

8.Его успешность обучения в школе во многом зависит от той стратегии воспитания, которую выработают родители.

Вашему ребенку требуется постоянная поддержка. Как и большинству других детей, ему хочется быть успешным во многих делах, за которые он берется, но это чаще всего не получается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать то, что ему интересно, и будет это делать так долго, пока ему не надоест. Как только ребёнок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

Следует позаботиться о рабочем месте ребёнка. Оно должно быть тихим и спокойным: не около телевизора или постоянно открывающейся двери, а там, где ребёнок бы не отвлекался из-за всяких пустяков. При выполнении домашних заданий логопеда или воспитателя родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать своему беспокойному сыну или дочери.

В семейном воспитании также возможна система жетонов, о которой шла речь выше.

Если ребёнок в чём-то неправ, родителям не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и опознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний.

Ребенок был включен в состав кружка «Экология - краеведение», секции «Настольный теннис». С педагогами выработаны единые педагогические требования к ребенку.

Мы считаем, что успешность профессиональных действий в данном случае не может напрямую измеряться в каких-либо единицах реальных изменений в поведении или обучении ребенка. Задача совместной работы педагогов и родителей - создать такие условия, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя.

Итого: в ходе практики мною были изучены нормативно-правовые основы профессиональной социально-педагогической деятельности, система учебно-воспитательной работы в учреждениях образования, формы и методы работы социального педагога с различными объектами учебно-воспитательного процесса, осуществлялась продуктивная педагогическая деятельность по различным направлениям социально-педагогической работы.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать