Дидактические основы организации тематического контроля знаний учащихся
p align="left">Функциональное назначение предварительного контроля заключает-ся в том, что учитель имеет в виду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е. проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированы у учащихся умствен-ные возможности для полноценного восприятия нового учебного предме-та. А в начале учебного года -- установить, что сохранилось и что "уле-тучилось" из того, что изучалось школьниками в предыдущем учебном году. И в самом деле, на основе данных предварительного (диагностиче-ского) контроля учитель строит (конструирует) изучение нового мате-риала, предусматривает повторение, организацию межпредметных свя-зей, актуализирует знания, невостребованные до того времени.

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому прово-дится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - ана-лиз хода формирования знаний и умений уча-щихся. Это дает учителю и ученику возмож-ность своевременно отреагировать на недо-статки, выявить их причины и принять необхо-димые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действи-ям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной коррек-тировки своей деятельности, внесения измене-ний в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости.

В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую не-целесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за лю-бую ошибку, и усиление значения оценки в ви-де аналитических суждений, объясняющих воз-можные пути исправления ошибок. Такой под-ход поддерживает ситуацию успеха и формиру-ет правильное отношение ученика к контролю. [4,с76].

Тематический контроль проводится по завершении изучения
большой темы, например о творчестве писателя (литература), о Великой
Отечественной войне (история отечества), о галогенах (химия) и т.п. Это
отчетливо видно на повторительно-обобщающих уроках. Назначение
(функция) тематического контроля: систематизировать и обобщить
материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить
забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последую-щих разделов учебного предмета.

Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заклю-чается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на ус-тановление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.

Итоговый контроль проводится как оцен-ка результатов обучения за определенный, до-статочно большой промежуток учебного време-ни - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся че-тыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отме-ток (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким. [5.с.13]

1.3 Методы, приёмы и формы организации контроля знаний

учащихся

При контроле используются многие методы и методики. Наря-ду с традиционными методами контроля, проверки, оценки, учета знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспи-танности школьников, исследование потенциальных возможностей учеников (это свойство называют обучаемостью), проектирование индивидуального и личностно ориентированного учебно-воспита-тельного процесса, другие способы. Современная школьная диаг-ностика -- это совокупность методов и методик, позволяющих все-сторонне исследовать ученика (класс) в системе педагогических от-ношений.[7,с.54]

Традиционные методы контроля сегодня подчиняются гума-нистической цели и поворачивает в русло новых школьных от-ношений. Контроль, без которого школа обойтись пока не может, служит не для того, чтобы «приколоть» ученика как бабочку в коллекции к определенному полю -- отличников или середня-ков, но прежде всего для выяснения резервов школьника, его по-тенциальных возможностей. Может быть, скоро вместо при-вычных «хорошо» или «плохо» первоклассник понесет домой та-бель с записями: «По математике -- возможности реализованы на треть», «По русскому языку -- потенциальный запас не огра-ничен, но реализован не полностью». Возможно, отомрут, нако-нец, и оценки с их большей частью отрицательным влиянием на жизнь ребенка. В опыте больших мастеров педагогического тру-да уже немало примеров успешного безометочного обучения и воспитания.[3,c.54]. Изменяется не столько назначение контроля и оценки знаний, умений, способов деятельности, сколько их влияние на сознание, чувства, поведение ученика. Но заскорузлая авторитарная педаго-гика никак не хочет помогать ученику и вновь возвращает ребенка в жесткую систему контролирования.[1,c.65].

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного по-вествования о конкретном объекте окружаю-щего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с мес-та) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требу-ет дополнительного учебного времени или дру-гих способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система во-просов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознан-ность усвоения, способность рассуждать, вы-сказывать свое мнение, аргументирование строить ответ, активно участвовать в общей бе-седе, умение конкретизировать общие понятия. [8,с.45]

Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространен-ной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как пра-вило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических от-ветов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразитель-ности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника.

Письменный опрос заключается в прове-дении различных самостоятельных и кон-трольных работ. Самостоятельная работа -небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка зна-ний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учеб-ных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на началь-ном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы уча-щихся, который он проводит совместно с уче-никами. Если умение находится на стадии за-крепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может проводить-ся фронтально, небольшими группами и инди-видуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоя-тельную работу может получить ученик, кото-рый пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в за-медленном или ускоренном темпе. Целесооб-разно использовать индивидуальные самосто-ятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при отве-те у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания увереннос-ти в собственных силах.

Предлагается проводить и динамичные са-мостоятельные работы, рассчитанные на не-продолжительное время (5-10 мин). Это спо-соб проверки знаний и умений по отдельным существенным вопросам курса, который поз-воляет перманентно контролировать и коррек-тировать ход усвоения учебного материала и правильность выбора методики обучения школьников. Для таких работ учитель исполь-зует индивидуальные карточки, обучающие тексты, тестовые задания, таблицы.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изучен-ной теме программы. Проводятся в течение всего года и преимущественно по тем предме-там, для которых важное значение имеют уме-ния и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыка-ми (русский язык, математика), а также требу-ющие умения излагать мысли, применять пра-вила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир, природоведение). Кон-трольная работа оценивается отметкой.

Содержание работ для письменного опроса может организовываться по одноуровневым или по разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Так, для разви-тия самоконтроля и самооценки учащихся це-лесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вари-антам. Предлагаемая детям инструкция объяс-няет им, что каждый сам может выбрать вари-ант работы любой сложности.

К стандартизированным методикам провер-ки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по кон-кретному предмету, но также могут выявить уро-вень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ по-строения учебной задачи, сравнивать правиль-ный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минималь-ной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о со-стоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного контроля яв-ляются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмет. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандарт-ной ситуации, пользоваться методом моделиро-вания, работать в пространственной перспек-тиве, кратко резюмировать и обобщать знания.[9, с. 137]

1.4 Тематический контроль. Его сущность, функции, методы и

приёмы проведения

Одним из видов контроля является тематический контроль.

Тематический контроль - это вид контроля, который проводится по завершении изучения большой темы.

Функции тематического контроля следующие:

Ш систематизировать и обобщить материал всей темы;

Ш путём повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета.

Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключается в том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.[10, с. 69]

Специфика этого вида контроля:

1) ученику предоставляется дополнитель-ное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, доедать материал, ис-править полученную ранее отметку;

2) при выставлении окончательной отмет-ки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдава-емой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объ-ективным;

3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действи-ем ученика, отражает его желание и интерес к учению.[5.с.16]

В старших классах для проведения тематического контроля могут использоваться коллоквиумы (от лат. colloquium -- разговор, беседа). Его методика такова: учащимся заранее объявляется тема и минимум вопросов, указы-вается литература. Для интересующихся организуются консультации. Коллоквиум чаще всего проводится перед практическими занятиями, например по физике, химии, биологии, труду. От него, как правило, ни-кто не освобождается, проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо не справится с заданием -- такого ученика учитель вправе не до-пустить к практической работе: дав консультацию ученику о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверит, усвоил ли ее ученик.[12, с. 92]

В начальной школе для проведения тематического контроля могут применяться контрольные роботы, тестирование. Кроме этого уместно проводить тематический контроль в форме соревнований, викторин.

1.5 Средства контроля

Казалось бы, это чисто технический вопрос. И, в основном, это дей-ствительно так. Но помимо этого есть содержательная сторона "инструментария", который используется в процессе контроля, а также методи-ческие вопросы их использования.

Если иметь в виду устные методы контроля, то в целях увеличения числа отвечающих можно использовать магнитофон. В.Ф. Шаталов из своих наблюдений пришел к выводу, что учащимся на уроке приходится очень мало говорить. Чтобы продлить это время, когда ученику надо уст-но отвечать, педагог-новатор использует магнитофонную запись. Ответ ученика записывается на магнитную пленку. При этом даже робкий уче-ник чувствует себя свободно, не стесняется. Затем этот ответ прослуши-вает либо сам учитель, либо по его поручению -- ученик. Ответ анализи-руется.[17, с.70]

Письменные и графические работы можно контролировать как про-стейшими, так и более сложными техническими и электронными средст-вами.

Простейшие средства контроля-- это перфокарты, электротабло. Перфокарта представляет собой плотную бумажную карточку, на кото-рой написаны вопросы или другие задания. Там же приведены 3-4 вари-анта ответа. Ученику нужно соответствующим образом -- обвести круж-ком, подчеркнуть и т.п. -- отметить тот вариант, который он считает правильным. Имеется шаблон-дешифратор, с которым сопоставляется заполненная карточка. По дешифратору можно определить, правильно ли был дан ответ на карточке.

Как сказано, для контроля используются технические и электронные средства (ТС и ЭС) разных конструкций. Но принцип их работы одина-ков: ТС (ЭС) предъявляет задания ученику, он их выполняет, а машина (ТС, ЭС) оценивает ответ ученика.

В последнее время в связи с внедрением ЭВМ в учебном процессе вычислительная техника используется для контроля знаний учащихся, причем не только по естественным, но и по гуманитарным наукам.

Применение ЭВМ как средства контроля имеет ту трудность, что необходимо различные варианты ошибок (или правильных ответов) форма-лизовать и заменить числовым значением, а для последующих операций выработать расчетную формулу.

При использовании ТС и ЭВМ как средств проверки знаний у уча-щихся возникает эмоционально-психологическая ситуация, характерная для системы "человек-машина" ("переживающий человек -- бесстрастная машина"). [16, с.93]

1.6 История развития оценочной системы

В педагогической литературе, да и в повседнев-ном разговоре термины "оценка" и "отметка" часто употребляются как сино-нимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как поня-тия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект-- знания, умения, навыки и развитие учащихся. Кроме того, отметка всегда выражает также оценку знаний, умений и навыков. Различие же их в следующем: оценка всегда предшествует отметке, отметки без оценки не бывает. И в то же время оценка не всегда или, лучше сказать, в большинстве случаев не становится отметкой, не "переводится" в отметку и остается повседневным компонентом и инструментом учебного процес-са. Отметка же как бы "отрывается" от субъекта и объекта оценки, от уче-ника, который ее получает, и от учителя, который ее выставляет. И отметки начинают как бы самостоятельное существование. По ним выводят про-цент успеваемости, средний балл учащихся; отметки имеют известное зна-чение в аттестации той же школы, того же учителя и т.д.

Эта мысль будет более убедительной, если обратиться к истории оценки и отметки.

К 1917 г. в учебных заведениях России (в гимназиях, реальных училищах, духов-ных семинариях, земских и церковно-приходских школах и др.) существовала пятибалльная цифровая система отметок. Она возникла во второй половине XIX в. и стала не только средством оценки знаний, но и инструментом наказания учащихся, отчуждения их от учителей, породила немало негативных сторон во взаимоотношениях самих детей и подростков. И неудивительно, что передовые и прогрессивные учителя подвергали критике эту систему оценивания.

После Октябрьской революции были упразднены все прежние типы школ. В 1918 г. создается единая трудовая школа, в которой труд выступает и как учеб-ный предмет, и как метод учебно-воспитательной работы. В мае 1918 г. было принято решение Наркомпроса РСФСР "Об отмене отметок". Были отменены и экзамены. Вместо балльных отметок вводится своего рода зачет всей группе, бригаде, выполнявшей задание. Бригада отчитывалась не только перед учителем, но и перед всей учебной группой (группой до 1934-1935 учебного года назывался "класс" в современном понимании). Учащиеся коллективно обсуждали отчет бри-гады. Широко практиковались выставки работ учащихся, отражавшие результаты их учебной деятельности. На выставках были и натуральные предметы, и модели, всевозможные таблицы, диаграммы, чертежи, рисунки, которые давали наглядное представление о том, чего достигли ребята, выполнив задание, закончив тему. Перевод из младшей группы в старшую проводили на основании отзыва педаго-гического совета школы об успехах учащихся. Практиковалась также коллектив-ная аттестация учебной группой своих товарищей. Обсуждение было взыскатель-ное, принципиальное; при плохой аттестации кого-либо из товарищей требовали даже оставления его на повторный год обучения в той же группе.

В этом подходе наблюдаются демократические начала в учете и оценке знаний учащихся, характерные для 20-х годов. Между тем обнаружились и изъяны в таком способе учета. При групповой оценке не всегда были ясны учебные успехи каждого отдельного ученика, хотя, как известно, индивидуаль-ные различия здесь никак отрицать нельзя. Родители не имели представления, в чем и в какой мере силен или слаб их ребенок, обучающийся в школе. У многих детей пропадал стимул к усердным занятиям, так как за общими средними (ус-редненными) показателями как бы маскировались усилия или, лучше сказать, личный вклад каждого.

Учителя стихийно (и особенно под влиянием прежних традиций) стали ис-пользовать свои отметки, чаще всего трехбалльные. В связи с этим в сентябре 1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) в своем постановлении о школе восстанавлива-ют пятибалльную дифференцированную словесную систему оценок и отметок знаний, умений и навыков учащихся: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "плохо" и "очень плохо" (до этого использовались и некоторые другие отметки, например, "очень хорошо" (ох.), "хорошо" (хор.), "удовлетворительно" (уд.), "не-удовлетворительно" (неуд.)). В виду смысловой неопределенности отметка "удовлетворительно" потом была переименована на "посредственно" (пос). И уже в 1944 г. во всех типах школ вводится вместо словесных цифровая пяти-балльная система отметок: "5" -- отлично, "4" -- хорошо, "3" -- посредственно, "2" -- плохо," 1" -- очень плохо.[1, с. 67 - 95]

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать