Дидактические основы организации тематического контроля знаний учащихся
p align="left">В настоящее время в нашей стране используется десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. Основными факторами, обусловливающими введение десятибалльной системы оценивания учебных достижений учащихся, являются:

· низкая стимулирующая, диагностическая и прогностическая функция пятибалльной системы оценивания;

· использование неудовлетворительной отметки (двойки, тройки при пятибалльной системе), как средства наказания, подавления личности, нагнетания страха и тревожности как у школьников, так и их родителей;

· завышенные критерии оценки для тех учащихся, которые в силу своих индивидуальных особенностей не могли достичь требуемых результатов для получения отметки «три»;

· обеспечение социальной защищённости личности учащегося при десятибалльной системе;

· создание условий для формирования адекватной самооценки личности учащегося;

· восходящий принцип оценивания при 10-балльной системе, т.е. отсутствие неудовлетворительных отметок;

· интегративный подход в оценивании учебных достижений учащихся с учётом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств.

Основными функциями 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся являются:

образовательная, ориентирующая педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала;

стимулирующая, заключающаяся в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности;

диагностическая, обеспечивающая анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности;

контролирующая, выражающаяся в определении уровня усвоения учебного материала при различных видах контроля и аттестации учащихся;

социальная, проявляющаяся в дифференцированном подходе к осуществлению контроля и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.

Для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяется пять уровней усвоения учебного материала.

Первый уровень (низкий) -- действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения).

Второй уровень (удовлетворительный) -- действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне памяти.

Третий уровень (средний) -- действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения.

Четвертый уровень (достаточный) -- действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.

Пятый уровень (высокий) -- действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.

Установленные уровни усвоения учебного материала в целях осуществления контрольно-оценочной деятельности соотносятся с основными функциями учебного процесса -- распознавания, описания, объяснения и преобразования реальных и идеальных объектов изучения.

Основные результаты учебной деятельности учащихся по распознаванию объектов изучения, предъявленных в готовом виде, проявляются в их узнавании, обнаружении, опознании, различении по существенным признакам и свойствам и могут быть выражены словесно, образно, в действии.

Овладение функцией описания проявляется в воспроизведении учащимися отдельных сторон усваиваемого содержания, связей между его различными объектами и на этой основе осуществляется их перечисление, упорядочивание, группировка, классификация и демонстрация путем повествования, рассказа, выполнения упражнений, задач и заданий по известным правилам или образцу. Описание как функция учебного процесса включает и широкий круг видов учебной деятельности, опирающихся на мыслительные операции наблюдения, сравнения, анализа и синтеза.

Функция объяснения заключается в раскрытии сущности объекта изучения, требует от учащихся его предварительного описания и проявляется в установлении и обосновании закономерных связей и отношений, формулировании утверждений, демонстрации доказательств путем доводов и аргументов, логических выводов, выполнения различных заданий на основе известных правил, предписаний, схем, алгоритмов.

Освоение учащимися процедуры объяснения свидетельствует о том, что они умеют применять ранее усвоенные знания, пользоваться разными источниками знаний и применять их содержание для решения познавательных и учебных задач, оформления результатов работы -- владеют и оперируют программным учебным материалом в знакомой ситуации.

Сформированность преобразовательной функции проявляется во владении и оперировании учащимися усвоенным учебным материалом как на основе заданных условий, ориентиров, известных правил и предписаний, так и в самостоятельном конструировании новых способов решения учебных задач, видоизменении объекта изучения, построении алгоритмов для выполнения заданий, получении практических результатов, связанных с конкретной ситуацией, степень знакомства с которой может быть различной.

Основными показателями соответствия результатов учебной деятельности учащихся установленным уровням усвоения учебного материала выступают мыслительные, словесно-логические, знаковые и предметные действия и операции по распознаванию, описанию, объяснению и преобразованию реальных и идеальных объектов изучения.

При этом распознавание, воспроизведение программного учебного материала, владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях характеризуются полнотой, осознанностью, системностью, прочностью, мобильностью знаний, а также степенью познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задач.

Установленные уровни характеризуют степень усвоения знаний, развития умственных и практических действий, общеучебных, специальных предметных и других умений, познавательной самостоятельности учащихся.

На каждом из уровней осуществляется градация отметок по два балла по возрастающей от 1 до 10 баллов в виде 10-балльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся (табл.1).

На основании представленной 10-балльной шкалы оценки результатов учебной деятельности учащихся устанавливаются соответствующие нормы оценки по всем предметам.[14, с.93-94]

Таблица 1

Десятибалльная шкала оценки результатов учебной деятельности учащихся

Баллы

Показатели оценки

1

Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий и т.д.)

2

Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде, и осуществление соответствующих практических действий

3

Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения), осуществление умственных и практических действий по образцу

4

Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (определений, описание в устной или письменной формах объектов изучения с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения), осуществление умственных и практических действий по образцу

5

Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала (описание объектов изучения с указанием общих и отличительных существенных признаков без их объяснения), осуществление умственных и практических действий по известным правилам или образцу

6

Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения), применение знаний в знакомой ситуации по образцу путем выполнения устных, письменных или практических упражнений, задач, заданий

7

Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений задач и заданий по образцу, на основе предписаний)

8

Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий)

9

Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способа решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий)

10

Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий)

1.7 Контрольно-оценочная деятельность при безотметочном

обучении

Контроль и оценка результатов учебной деятельности млад-ших школьников является существенной составляющей процес-са обучения и одной из важных задач педагогической деятельно-сти учителя.

Система контроля и оценки учебной работы школьника не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвое-ния знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную зада-чу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.[15, с. 113].

Основными отрицательными «эффектами» отметки для де-тей 6-7 лет являются:

§ искажение отношений между учениками, учителями, родите-лями;

§ повышение чувства школьной тревожности и возникновение неврозов;

§ невозможность отслеживания динамики школьных успехов учеников.

С помощью отметки закладывается основа ложной самооцен-ки ученика. Одни дети перестают думать о содержании обуче-ния, а начинают в первую очередь «зарабатывать» хорошие от-метки, другие не хотят ничего учить, считая, что они не нравятся учителю, и как бы ни отвечали, все равно не получат высокий балл. Для слабых учеников отметка психологически травматич-на, потому что фиксирует их неуспешность в классе и создает дополнительные сложности в отношениях с родителями. Для сильных учеников забота о том, чтобы поддержать свой статус «отличника», становится главной целью.

Объективность самооценки имеет большое значение в жизни человека. Люди с неадекватной самооценкой, как с завышенной, так и с заниженной, чаще всего не достигают успеха в жизни. При заниженной самооценке учащийся думает о себе как о не-способном, неудачнике. Это позиция героя известного мульт-фильма Иа-Иа: «Хуже меня не бывает: я самый уродливый, са-мый глупый, самый робкий, самый неловкий, самый невезу-чий...!» [18, с. 14]. При завышенной оценке своих результатов учащийся считает, что он всего достиг и ему незачем прилагать усилия. Это позиция другого героя - Карлсона: «Я - самый луч-ший в мире: самый красивый, самый умный, самый храбрый, са-мый ловкий, самый везучий..!» [18, с. 14].

Когда человек говорит: «Это я могу сделать!», он говорит сра-зу о нескольких вещах. Во-первых, он пытается сообщить о том, что он уверен в своих силах, в своих возможностях. Во-вторых, что он компетентен в деле за которое берется и готов отвечать за него. В первом случае говорится об общей самооценке, т. е. о са-моуважении, самопринятии, во втором - о конкретной самооцен-ке, которая зависит полностью от полноты самопринятия.

Только человек с адекватной самооценкой может конструк-тивно относиться к своим успехам или неудачам, а не искать ви-новного в допущенных промахах.

Два первых года обучения в начальной школе позволяют за-ложить основу для дальнейшего формирования адекватной са-мооценки ребенка.

На первом и втором годах обучения система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без ис-пользования отметки как формы количественного выражения оценочной деятельности.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

* критериальность, т.е. контроль и оценка строятся на кри-териальной, выработанной совместно с учащимися основе. Час-то ребенок в школьной жизни сталкивается с тем, что ему не ясно, какая именно его работа (или ее часть) оценена и по каким критериям. Это происходит потому, что функция контроля и оценки обычно находится в руках взрослого. Чтобы изменить данную ситуацию, необходимо добиваться, чтобы все дети зна-ли: за что и какую оценку можно получить при выполнении оп-ределенной работы. На первоначальном этапе обучения нельзя вводить оценку за всю работу, т.к. ребенку трудно удержать в памяти все требования к решаемой задаче. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;

приоритет самооценки. Самооценка ребенка должна пред-шествовать оценке взрослого. Это позволит ученику увидеть, что любая выполняемая работа прежде всего делается для него самого, а не для кого-то. При отметочной системе, когда конт-рольно-оценочная деятельность всецело принадлежит учителю, этого не происходит. Что бы ни сделал ребенок, его оценивает педагог;

непрерывность. В школьной практике отметка чаще всего фиксирует конечный результат, а не продвижение к нему. При безотметочном обучении имеется возможность отслеживать весь процесс, всякое вложение сил и энергии в достижение результа-та. Согласно принципу «природосообразности» в обучении, ре-бенок, как и любой другой человек, получает право на ошибку, которую он может обнаружить, исправить и это будет являться не недочетом, а прогрессом в обучении. Если я сам нашел у себя ошибку, исправил ее, то есть большая вероятность того, что в подобном случае она не повторится. При отметочной системе можно увидеть следующую картину: ошибки исправил учитель, провел с детьми работу над ошибками, а в следующей работе в этих же словах многие ученики допускают аналогичные ошибки;

гибкость и вариативность инструментария оценки. При организации контрольно-оценочной деятельности используются различные оценочные шкалы («волшебные линеечки», балльная система (0,1,2 и др.), знаки «+», «-» и др.), которые позволяют наиболее объективно оценить любую выполненную работу сна-чала самим учеником, а затем и взрослым;

сочетание качественной и количественной составляющих оценки. Данные составляющие позволяют наиболее объективно и полно увидеть динамику развития учащегося на протяжении года, от класса к классу. Качественная составляющая поможет отразить такие важные человеческие характеристики как коммуникативность, умение работать в группе, индивидуальный стиль мышления, уровень прилагаемых усилий для выполнения задания.

* естественность процесса контроля и оценки. При безотме-точном обучении контроль и оценка осуществляются в естест-венных условиях, что позволяет избежать многих негативных явлений школьной жизни. При отметочной системе любой кон-троль вызывает у учащихся чувство напряжения, тревоги, а во многих случаях и страха, что негативно сказывается как на пси-хофизическом здоровье детей, так и на результатах выполнен-ной работы. Во многих случаях наблюдается следующая карти-на: во время индивидуальной работы на уроке, при устных отве-тах, при выполнении домашних заданий ученик не допускает ошибки на изученное правило, алгоритм действия, способ рабо-ты и получает высокую отметку, но как только проводится конт-рольная работа, показатели у данного ученика резко падают. В результате отметка за контрольную работу «6» или «7». Одной из причин такого результата является боязнь допустить ошибку, исправление. При безотметочном обучении ребенок не боится допустить ошибку или исправление, у него снижается чувство школьной тревожности. Ошибка, которую ученик нашел и ис-правил при самоконтроле, является «плюсом» в его работе, а не недостатком. Он сам нашел ошибки в своей работе, что означает наличие у него навыка самоконтроля.

Отказ от выставления отметок в баллах обусловлен необхо-димостью учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста, который пока еще не умеет объ-ективно оценивать результаты своей деятельности, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку, неадекват-но воспринимает оценку взрослого. Замена отметок звездочка-ми, флажками, другими внешними атрибутами недопустима, так как при этом функции отметки берет на себя этот предметный знак, и отношение ребенка к нему идентично отношению к обычной отметке. Тем более, что дети легко соотносят различ-ные «отметкозаменители» с существующими нормами 10-балль-ной системы оценки результатов учебной деятельности и делают соответствующие выводы: «Я - хороший, а ты - плохой, потому что я получил за неделю восемь солнышек с десятью лучиками, а ты ни одного». Ребенок, получивший ромашку, у которой нет ни одного лепестка, почувствует себя обделенным, и в дальней-шем у него будет усиливаться чувство школьной тревожности, что в значительной мере скажется на здоровье. В той же самой мере это относится и к записям в рабочих тетрадях: «Молодец! Умница!» и т. д. Дети «коллекционируют» такие записи и не всегда понимают, за что их похвалили. Шести-семилетние дети не могут развести понятия «оценка за работу» и «личное отно-шение к человеку». Другими словами, для таких детей слабо дифференцированы как количественная, так и качественная сто-рона суждения взрослых.

Отсутствие отметок ни в коем случае не означает полный отказ от системы контроля и оценки. Напротив, отметка заменяется развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудни-чеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятель-ности. Ребенок нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. «Я говорю ребенку «Спасибо!», если он проявляет инте-рес к знаниям, проблески самостоятельности и вдумчивости, храбрости и упорства. Ведь тем самым он становится моим по-мощником в своем воспитании и обучении. Надо поощрять любое старание ребенка, его попытки подняться еще на одну ступеньку своего развития, становления, и я не нахожу лучшего педагоги-ческого способа, чем выражать свою радость и благодарность, свое дружеское отношение к нему» [1, с. 69].

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать