· потребность в свободе;
· нравственно-эстетическая потребность;
· потребность смысла жизни.
Если перечисленные потребности актуализируются и активируются в ходе учебной деятельности, то у детей повышается внутренняя мотивация (собственное развитие в процессе учения, действие вместе с другими и для других, познание нового). Возникает интерес - тенденция, заключающаяся в направленности или сосредоточенности на процессе.
К сожалению, сегодня высокий уровень развития познавательной потребности, а следовательно, и познавательной мотивации, свойственен не очень большому количеству учащихся. По данным психологов (6,8), практически у 66% восьмиклассников не сформирована даже развитая любознательность. До 38% учащихся не имеют сколько-нибудь выраженных познавательных интересов. В мотивационной сфере преобладает внешняя мотивация, связанная не с процессом познания, а с его формальным следствием - оценкой. Уровень развития познавательной потребности у учащихся 9-ых классов почти не отличается от такового у восьмиклассников. У учащихся 10-ых классов устойчиво наблюдается интенсивное развитие потребностно-мотивационной сферы. Учебные интересы приобретают большее постоянство, конкретность, личностный характер: значительное число учащихся переходит о любознательности к целенаправленной деятельности, которая стимулируется конкретной целью. Однако на уровень развития познавательного интереса, при котором все основные учебные и внеучебные интересы связаны с определенной личностной целью, в среднем, выходит не более 13% учеников 11-го класса.
СХЕМА 2.
Возрастная динамика развития мотивов и содержания общения
Возраст | 10,5 - 11 лет 11,5 - 12 лет 12,5 - 13 лет 14 - 15 лет | |
Класс | 5 6 7 8 9 | |
Приоритетная сфера общения Доминирующий мотив общения Преимущественное содержание общения | «КРИЗИС 13 ЛЕТ» ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД Наиболее важная сфера общения - ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ Усиление процессов САМОСОЗНАНИЯ себя как ЛИЧНОСТИ СТЕПЕНЬ ПОНИМАНИЯ ПОДРОСТКА ВЗРОСЛЫМИ УМЕНЬШАЕТСЯ |
СХЕМА 2 составлена на основе обобщения данных психологических исследований. Несмотря на ограниченность и упрощенность, ее содержание способствует выделению некоторых ориентиров при построении межличностных отношений в системе «учитель-ученик» в предметном обучении, что немаловажно для осуществления идеи гуманизации обучения и повышения его эффективности.
Подчеркнем: для всего возрастного периода от 10 до 15 лет наиболее важной областью является общение со сверстниками. В числе конструктивных моментов (на которые и следует опираться при общении с подростками) выделяют потребность в самоутверждении и самовыражении.
Учет динамики развития у учащихся саморегуляции важен для решения практических проблем предметного обучения. У восьмиклассников, на фоне относительно высокой потребности в саморегуляции, еще недостаточна ее устойчивость: планируя что-либо, они часто не доводят дело до конца. Учащиеся 9-го класса характеризуются значительно более содержательным и глубоким самоанализом. Для них характерно стремление разобраться в себе. Их цели самовоспитания становятся более конкретными.
Таким образом, посткризисный период характеризуется усилением процесса самоосознания подростком себя как личности. Данная тенденция находит отражение в изменении доминирующего мотива общения со сверстниками (см. СХЕМА 2).
Итак, основу достижения осознанности учения составляет мотивация соответствующей деятельности, в нашем случае - мотивация изучения химии.
В мотивах утверждается и закрепляется то, что представляет ценность для личности, поэтому мотивационная сфера признается стержневой в ее структуре. Реальная учебная деятельность всегда полимотивированна.
В структуре мотивационной сферы принято выделять потребности, мотивы, цели и интересы (см. СХЕМА 1). Применительно к целям методики обучения большой интерес представляет потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность. Если последняя не сформирована в предшествующем личностном опыте ученика и обучении, и учитель не имеет возможности на нее опереться, он вынужден ставить перед учащимся готовые цели, что и является источникам многих проблем обучения и отнюдь не способствует развитию мотивационной сферы учащегося. Одна из проблем обучения - так называемое «обучение без вопросов», характеризующееся, в частности, неприятием учащимся навязываемых целей учебной деятельности, что порождает упрямство, конфликтность, нигилизм, т.е. отсутствие потребностей. В изучении химии. Итак - мотивация выполняет функции побуждения поведения, его направления и организации, обеспечения ему личностного смысла и значимости.
Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения. Ведущую роль в стимулирующих методах играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка способно сформировать у него позитивное отношение к процессу обучения и потребность в познании нового, интересного.
Все методы стимулирования можно условно разделить на 3 большие группы:
1) методы эмоционального стимулирования;
2) методы развития познавательного интереса;
3) методы формирования ответственности и обязательности.
Охарактеризуем каждую из этих подгрупп методов стимулирования и формирования мотивации к учебной деятельности по химии в отношении школьников с плоховыраженными познавательными потребностями.
1. Методы эмоционального стимулирования.
Важнейшая задача учителя - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам, методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, делает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в учении; поощрение в обучении; использование игровых форм организации учебной деятельности; постановка системы перспектив.
Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. На мой взгляд, этот метод является одним из наиболее действенных средств стимулирования интереса к изучению химии.
Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Одним из приемов создания ситуаций успеха может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании (учащиеся с плоховыраженными познавательными потребностями), смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и сложные упражнения.
Пример 1 (самостоятельная работа по теме «Кислород. Оксиды. Горение»):
1. Запишите формулы следующих веществ: вода, оксид серы (VI), оксид кремния (IV), оксид алюминия.
2. Составьте уравнения реакций горения: а) магния; б) серы; в) метана (СН4).
3. Решите задачу: вычислите массу кислорода, которую можно получить из 45 г воды.
Другим приемом, способствующим созданию ситуации успеха, служит дифференцированная помощь школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, учащиеся с низким интеллектом могут получить карточки-консультации, примеры-аналоги, планы предстоящего ответа и другие материалы, позволяющие им справиться с представленным заданием. Далее можно предложить учащемуся выполнить упражнение, аналогичное первому, но уже самостоятельно.
Пример 2:
В качестве помощи слабоуспевающим учащимся для решения задачи в сам. работе (см. Пример 1) можно предложить карточку с алгоритмом решения:
1) составить уравнение химической реакции;
2) Что дано - записать над формулами веществ;
3) Под формулам записать: а) количество вещества, определяется по коэффициентам уравнения; б) молярную массу или молярный объем (для газов при н. у.); в) массу вещества или объем газа;
4) составить пропорцию;
5) решить пропорцию;
6) записать ответ.
Ситуация неуспеха достаточно часто ведет к неадекватности поведения. Наиболее нежелательным ее проявлением является «выученная беспомощность», характеризующаяся тем, что учащийся заранее уверен в своем неуспехе. Нередко это становится серьезным психологическим барьером для достижения успеха в учении. В старших классах мы часто сталкиваемся с эти явлением у учащихся с плоховыраженными познавательными потребностями, что заставляет подчеркнуть значимость первого этапа обучения химии: ученик, даже имеющий солидный отрицательный опыт учения, должен поверить в свои силы. Для этого важно, невзирая на недостаток учебного времени, применяя современные технологии обучения, например модульное обучение, добить прочного формирования у учащихся базовых предметных умений: определения качественного и количественного состава вещества по его формуле, составления формул по валентности, расстановки коэффициентов в уравнениях реакций, определения относительных молекулярных и молярных масс и т.п. Работа по формированию перечисленных и подобных им умений создает прекрасные возможности для осознания учащимися собственной способности к успешному учению. А это, в свою очередь, является необходимой отправной точкой для развития внутренней мотивации учения и формирования адекватной самооценки.
Поощрение в обучении. Очень важно вовремя похвалить ученика за проявление познавательного интереса, за какие-либо успехи в овладении знаниями и умениями во время изучения химии.
Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. В этом методе при изучении химии могут быть использованы игровые оболочки готового учебного материала.
Пример 3 (элемент игрового задания в теме «Соединения водорода»):
Кроссворд.
По вертикали: Планета, на которой идут дожди из концентрированной серной кислоты.
По горизонтали:
1. Место, где оксиды серы выходят на поверхность.
2. Раствор кремниевой кислоты.
3. Кислота, содержащаяся в желудке человека.
4. Газ без запаха, которому специально придают «пахучесть».
5. Явление природы, приводящее к появлению азотной кислоты.
6. Используется для приведения в чувство при потере сознания.
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 |
Постановка перспектив. Этот метод был хорошо разработан еще А.С. Макаренко. Именно он предлагал строить жизнь детей в детском коллективе на основе системы «перспективных линий». Он считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трех уровней: ближней (рассчитанной на время выполнения одного задания, урока или учебного дня), средней (на неделю, четверть или год) и дальней (на несколько лет, на всю жизнь). Причем на каждом из этих уровней можно поставить еще несколько перспектив. К примеру, на среднем уровне могут существовать такие разнонаправленные перспективы, как подготовка к школьному КВНу, исправление плохих отметок к родительскому собранию, подготовка к четвертной контрольной работе и т.д.
2. Методы развития познавательного интереса.
Основными методами развития познавательного интереса у детей с плоховыраженными познавательными потребностями являются формирования готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием.
Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» - учитель раздает учащимся по листу бумаги и просит написать в течение 3 минут все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания они подсчитают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать еще.
Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета - это проведение в ходе урока игры, включающей в себя выполнение запланированных учебных действий.
Пример 4: Фронтальный опрос в 8-ом классе по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома» можно провести в виде «блиц-опроса», который реально выполняет те же задачи (актуализация знаний, активизация познавательной деятельности учащихся), но, и в то же время, более азартен и привлекателен для школьников. Класс нужно поделить на команды (1 ряд - 1 команда) и выбрать в каждой команде капитана. Каждой из команд учитель задает вопросы в течение 1 минуты (время засекает помощник учителя, выбранный из учеников). Если команда не знает ответа, то капитан говорит: «Дальше», тогда ответ дает учитель.
Примерные вопросы для одной из команд:
1) Эталон массы атомов и молекул. (а.е.м.)
2) Мельчайшая химически неделимая частица. (атом)
3) Определенный вид атомов с одинаковым зарядом ядра. (хим. элемент)
4) Разновидности атомов одного и того же элемента, имеющие разное число нейтронов. (изотопы)
5) То, что сейчас называют молекулами, М.В. Ломоносов называл... (корпускулы)
6) Изотоп водорода с двумя нейтронами. (тритий)
7) Чему равен заряд ядра? (порядковому номеру и числу протонов)
8) Число валентных электронов в атоме для элементов главных подгрупп равно... (номеру группы)
9) Орбиталь, имеющая гантелеобразную форму. (р-орбиталь)
10) Как заряжено ядро? (положительно)
11) Сколько d-орбиталей может быть на одном подуровне? (5)
12) Чему равно число электронов? (числу протонов)
Метод стимулирования занимательным содержанием. Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного ученого материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.
Одним из приемов, входящих в этот метод, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, при объяснении в 8-ом классе темы «Катализаторы» можно продемонстрировать опыт горения сахара при добавлении к нему табачного пепла. Вызванный к этому опыту интерес объясняется еще и тем, что его легко провести в домашних условиях.
Пример 5: Сахароза в обычных условиях не горит: если поднести к куску сахара зажженную спичку, он будет плавиться, но не гореть. Если же на кусок сахара насыпать совсем немного табачного пепла и снова поднести огонь, сахар загорится синевато-желтым пламенем с небольшим потрескиванием. Суть изменений в поведении сахара состоит в том, что зола табака, содержащая карбонаты щелочных металлов, служит катализатором горения этого вещества. Считается, что главную роль здесь играет карбонат лития.
Занимательность может быть построена и на создании ситуации эмоционального переживания через вызывание чувства удивления необычностью приводимого факта, парадоксальностью опыта, демонстрированного на уроке, грандиозностью цифр. Например, в процессе изучения достаточно сложной и неинтересной для 8-го класса темы «Моль - единица количества вещества» учащимся можно предложить для решения следующую задачу:
Пример 6: Что больше, число Авогадро или площадь поверхности планеты Земля, выраженная в кв. мм? (Площадь поверхности Земли равна кв. км.)
Площадь поверхности Земли в пересчете на кв. мм равна , а это число меньше числа Авогадро. Такое сравнение дает детям представление об огромном значении числа Авогадро.
3. Методы формирования ответственности и обязательности.
Методы и приемы формирования ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников. Для воспитания и обучения учащихся с плоховыраженными познавательными потребностями наиболее эффективным, с моей стороны, является метод формирования понимания личностной значимости учения. Данный метод заключается в формировании у учащегося осознания важности успешного обучения по химии для его настоящей и будущей жизни.
Условиями, обеспечивающими осознание учащимися значимости приобретаемых ими на уроках химии знаний, являются:
1. Акцентирование внимания учащихся на содержании и функциях применяемых в учении логических операций.
2. Раскрытие химического языка, средств химической символики и графики в многообразии их функций; работа с научными терминами как неотъемлемым компонентом научных знаний и общей образованности человека.
3. Включение учащихся с первых уроков химии в исследовательскую деятельность, в том числе экспериментальную. Причем такую, содержание и формы организации которой определяются на основе учета личностных особенностей учащихся.
4. Применение знаний по химии (особенно на межпредметной основе) для объяснения явлений, наблюдаемых в повседневном личном жизненном опыте учащихся.