Достижение уровня образовательного стандарта при обучении химии учащихся с плохо выраженными познавательными потребностями
p align="left">5. Постоянная работа по обеспечению внутри- и межпредметной интеграции знаний, межпредметному их переносу при решении комплексных проблем.

6. Применение предметных химических знаний в нестандартных условиях для решения проблем из весьма далеких сфер жизни (истории, археологии, искусства и т.п.).

7. Акцентирование перспектив развития личностной целостной системы знаний и ее значения в определении собственной жизненной стратегии.

8. Формирование у учащихся основ методологических знаний.

§4. Конкретные приемы развития у учащихся мотивации учения

Рассмотрим конкретные приемы создания перечисленных условий, обеспечивающих развитие у учащихся мотивации учения, сохраняя указанный выше порядок и нумерацию.

1. Очень важно, чтобы в изучении химии как учебного предмета учащиеся усматривали не только ознакомление с основами определенной науки. Они непременно должны видеть в этой работе еще и особый тренинг, развивающий у них наблюдательность, память, умения критически мыслить, анализировать ситуацию в контексте имеющихся знаний, делать выводы, заключения, проецировать формируемые учебные знания на собственную жизнь. Весьма важным следствием специфики содержания обучения является возможность развития абстрактного, пространственного мышления.

2. Велика роль химической символики и графики в процессе обучения химии. Необходимость оперирования при изучении уже первых тем учебного курса абстрактными заместителями (химическими знаками, формулами) реальных, чувственно не воспринимаемых объектов микромира (атомов, молекул и т.п.) требует специального обучения учащихся пользованию элементарными плоскостными моделями объектов. Полученные навыки значительно облегчат процесс достижения уровня образовательного стандарта при обучении химии. Ведь значительная часть учащихся не понимает смысла простейших средств наглядности, не умеет объяснить их содержание и уж тем более не может активно использовать, соотнося конкретную модель с определенной химической теорией, в рамках которой она применяется в школьном курсе.

Для формирования навыка продуктивного использования химических плоскостных абстрактных моделей можно применить ряд методических приемов:

А) многократное использование самодельного динамического пособия, состоящего из плоскостных моделей атомов химических элементов. Из фрагментов этого пособия учащиеся на магнитной доске по заданию учителя самостоятельно собирают модели простых, сложных веществ, схемы химических и физических явлений и т.п.

Б) регулярная организация фронтальных тренировочных диалогов с применением раздаточного дидактического материала. Суть его сводится к тому, что каждый учащийся получает тренировочную карточку матричного характера, которая содержит 4-6 вариантов однотипных, варьирующих наборов химических формул, уравнений реакций, плоскостных моделей и т.п. При этом на каждой каточке указано, с каким из вариантов должен работать ее владелец. Учитель формулирует всему классу общее задание для устной (письменной) фронтальной работы и предлагает одному из учащихся начать ответ. Поскольку розданные карточки одинаковые, все учащиеся должны следить за правильностью ответа, поднимать руку в тех случаях, когда они могут внести добавления или исправления и быть готовыми в любой момент продолжить ответ с любого места. После двух-трех тренировок учащиеся легко осваивают этот прием работы, и он оказывается исключительно эффективным, поскольку обеспечивает быструю мобилизацию внимания всех присутствующих в классе учащихся, предоставляет им условия для постоянной самопроверки и, что особенно ценно, обеспечивает возможность получения инициативы при вступлении в общий диалог.

Пример 1:

Дидактический материал.

1) Объясните содержание всех записей, содержащихся в Вашем варианте.

2) Найдите описания состава атомов изотопов химических элементов, определите порядковые номера последних в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

3) Найдите в содержании всех вариантов записи, с разных позиций описывающие одни и те же химические объекты.

4) Вам известно несколько способов графического описания строения электронных оболочек атомов (электронные, электронно-графические формулы, схемы электронных конфигураций). По имеющемуся в Вашем варианте одному из способов описания определите порядковый номер элемента опишите строение электронной оболочки его атомов всеми возможными способами. (Задание выполняется письменно.)

5) Сравните схемы образования химической связи разных типов. Какие особенности графического оформления этих схем вы выделите и как их объясните?

6) Проанализируйте: к каким группам элементов периодической системы принадлежат приведенные в карточке общие формулы химических соединений. Конкретизируйте их.

В) систематическое проведение химических диктантов, включающих задания на декодирование предъявляемых учащимся моделей химических объектов.

3. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе химического эксперимента.

Многие традиционно выполняющиеся лабораторные и демонстрационные опыты в методической программе развития мотивации должны быть преобразованы в исследовательские, т.е. предполагающие специальную организацию деятельности учащихся по определению цели опытно-экспериментальной работы, планированию ее состава и прогнозированию ожидаемого результата. Только в этом случае все действия учащихся будут осмысленны и личностно значимы, а не просто репродуктивны.

Пример 2:

Тема урока: «Чистые вещества и смеси»

На данном уроке обычно выполняются лабораторные опыты приготовления смеси из порошков железа и серы и сравнительного изучения свойств смеси и смешиваемых веществ.

Предлагаем следующую их интерпретацию. Задание учащимся к выполнению опыта: «В вашем распоряжении имеются: вода, порошки железа и серы, химический стакан, магнит, лист бумаги и шпатели. Подумайте, посредством каких простейших опытов можно найти ответ на вопрос: изменяются ли свойства веществ после их смешивания? Предложите план действий, которые приведут к нахождению ответа».

Организуя таким образом исследовательскую деятельность учащихся, мы способствуем развитию их познавательного интереса, а также, что особенно важно, достижению поставленной нами цели - получению химических знаний и умений и применению их на практике.

4. Применение сформированных предметных знаний для объяснения явлений окружающей жизни важно по многим причинам. Оно может быть организовано разными способами: от простейшего включения в содержание уроков соответствующих вопросов для учащихся и творческих домашних заданий до организации обсуждения широких комплексных проблем.

Пример 3:

Приведем примеры вопросов:

· Почему нарезанное на дольки яблоко быстро темнеет на воздухе?

· Какие продукты следует включить в рацион больного, если вследствие болезни произошло резкое снижение содержания гемоглобина в крови?

· Пользуясь спиртовым раствором йода, вы посадили пятно на одежду. Как избавиться от него химическим способом? Можете ли вы предложить конкретные вещества для обесцвечивания пятна? Использование каких из них возможно в домашних условиях?

Пример 4:

Приведем пример творческого домашнего задания, предполагающего организацию самостоятельной работы учащихся 8-ых классов с последующим обсуждением полученных результатов на уроке химии.

1) По дороге домой пронаблюдайте результаты химических явлений в живой и неживой природе. Возможно вам удастся наблюдать явления в процессе их протекания. Вечером напишите маленькое сочинение на тему: «Химические явления за окном».

Систематическое обращение к подобным заданиям и вопросам позволяет развивать у учащихся понимание того, что с химическими проблемами мы сталкиваемся постоянно. Более того, современная жизнь требует от каждого определенной культуры потребления, а также знания простых, но весьма важных вещей (именно поэтому при обучении детей с плоховыраженными познавательными потребностями такие задания наиболее эффективны).

Необходимо знать, что:

А) длительное использование пластмассовой посуды вредно для здоровья;

Б) применение некачественной косметики опасно;

В) использование хлорофоса для опрыскивания ягодных кустарников или сухой мочевины для подкормки клубники, особенно в засушливую погоду (в последнем случае могут образоваться цианиды), может явиться причиной серьезного отравления;

Г) нахождение в закрытом гараже при работающем двигателе автомобиля чревато опасностью отравления угарным газом и т.д.

Еще раз подчеркнем: обращение к жизненному контексту применения предметных знаний должно быть систематическим, а также сочетаться с не столь частными, но более подробными обсуждениями отдельных комплексных проблем на основе реализации внутри и межпредметных связей. Последнее должно обеспечивать не только понимание значимости основ приобретаемых знаний для каждого человека, но и формировать личностную, гражданскую позицию.

5-6. Многолетняя практика показала, что огромный интерес у учащихся вызывает обсуждение проблем применения химических знаний для рассмотрения нестандартных ситуаций, например, принадлежащих к области связей химии и многочисленных видов искусства. Самым простым методическим приемом является использование познавательных задач, построенных на основе историко-искусствоведческой информации и требующих для решения применения предметных знаний по химии.

Пример 5:

Каменная кладка древнейшей в России крепости в Старой Ладоге скреплена известковым раствором, к которому была примешана крупнонарубленная солома. Как вы думаете, зачем древние мастера ее использовали?

Ответ: Во влажном, холодном климате вода будет не только скапливаться во всех щелях стены, но и постоянно замерзать. Лед имеет больший объем. Поэтому, чтобы уберечь стены от быстрого разрушения, древние умельцы позаботились об образовании естественных полостей, которые создавались соломинками.

7. Организация дискуссий по проблемам, перечисленным в пунктах 5-6 настоящего изложения, содействует раскрытию значения приобретаемых учащимися знаний по химии в их целостном образовании.

8. Реализации той же идеи содействует и целенаправленное развитие у учащихся в процессе изучения химии методологических знаний. Бесспорно, это сложная задача. Специфика учебного предмета химии обеспечивает весьма широкие возможности для ознакомления учащегося с реальной ролью теории в науке, значением закона, гипотезы, функциями теоретических знаний (объяснительной и прогнозирующей).

§ 5. Способы контроля достижения уровня образовательного стандарта по химии

Полноценность общего среднего химического образования с точки зрения соответствия его содержания целям образования, содержанию базовой науки и времени, отводимому на изучение химии Базисным учебным планом, призваны обеспечить «Обязательные минимумы содержания по химии для основной и средней (полной) общеобразовательной школы».

Напомним, что в этих документах определен минимально необходимый, обязательный для усвоения на определенной ступени школы объем содержания, включающий знания: о веществе, химической реакции, об использовании веществ и химических превращений, о возникающих при этом экологических проблемах и путях их решения, представления о развитии химических знаний, объективной необходимости такого развития. Степень владения этим содержанием задают «Требования к уровню подготовки выпускников».

Требования к уровню подготовки по химии предполагают, что по итогам освоения обязательного минимума содержания выпускники общеобразовательной школы должны овладеть интеллектуальными и практическими умениями, как общими для всех предметов, так и специфическими, характерными для учебного предмета химия. Требования фактически представляют собой основу для разработки заданий, посредством которых адекватно оценивается достижение каждым учащимся обязательного уровня подготовки по химии.

Требования к уровню подготовки выпускников проверяются при помощи измерителей - системы заданий и проверочных работ. Принцип конструирования как отдельных заданий, так и всей системы состоит в следующем: содержание задания и характер учебной деятельности, которую осуществляет обучающийся при его выполнении, должны находиться в строгом соответствии с требованиями.

В практике преподавания химии применяются задания двух типов: 1) задания с выбором ответа; 2) задания со свободным ответом. Для обеспечения полноты и объективности проверки выполнения выпускниками обязательных требований считается целесообразным разумное сочетание заданий обоих типов.

Число элементов содержания, заложенных в различных требованиях, далеко не одинаково. В связи с этим будут существенно различаться и задания-измерители. Так, некоторые из них будут направлены на проверку лишь одного требования, относящегося, например, к понятию «вещество». Другие задания проверяют выполнение сразу нескольких требований. Вследствие специфики предмета химии большинство измерителей содержат именно такие задания.

Требования, имеющие прикладной характер, предусматривают выполнение учащимися практических заданий. Это относится, в частности, к таким требованиям, как умение составлять план работы, выбирать необходимые вещества и оборудование, соблюдать правила нагревания веществ, пояснять свои действия при проведении опыта, объяснять его результаты и т.д.

Предлагаемая система заданий ориентирована на использование различных видов контроля в течение всего процесса обучения. Для итоговой оценки достижений выпускников используются контрольные работы, которые предполагают проверку выполнения основных требований по каждому содержательному блоку курса.

Образец итоговой работы:

Контрольная работа дается в четырех равноценных вариантах, которые содержат задания (1-5) со свободным ответом, и рассчитана на один урок. Система этих заданий предусматривает выполнение обучающимися следующих обязательных требований:

· записывать формулы веществ по их названиям;

· устанавливать принадлежность веществ к определенному классу;

· определять вид химической связи в молекулах простых веществ и типичных соединениях (щелочной металл-галоген, водород-неметалл);

· определять тип химической реакции: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; б) по изменению степеней окисления химических элементов;

· определять продукты химической реакции по формулам исходных веществ и наоборот - исходные вещества по формулам продуктов реакции;

· описывать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и строению их атомов; составлять схемы строения атомов химических элементов с указанием числа электронов в электронных слоях;

· составлять: а) уравнения химических реакций разных типов; б) уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; в) полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена;

· вычислять количество вещества (массу) по количеству вещества (массе) одного из вступивших в реакцию или полученных веществ.

Общее количество проверяемых элементов знаний во всех вариантах одинаково - 29. Ориентировочные нормы оценок: 25-29 элементов - «5»; 20-24 - «4»; 16-19 - «3»; 15 и менее элементов - «2». Вместе с тем учитель вправе корректировать предлагаемые нормы в соответствие с конкретными условиями.

Пример одного из вариантов итоговой работы (8 кл.):

1. Из приведенного списка веществ выпишите те, которые вступают в реакцию с раствором серной кислоты:

а) гидроксид кальция;

б) серебро;

в) хлорид бария;

г) магний;

д) оксид углерода (IV).

Составьте уравнения возможных реакций.

Подчеркните уравнение реакции нейтрализации. Запишите его в сокращенном ионном виде.

2. Закончите уравнения приведенных ниже реакций:

а) 2HNO3+CaCO3=...

б) Pb(NO3)2+Zn=...

в)...=CuCl2+2H2O

г)...=CaO+CO2

Назовите тип каждой их этих реакций. Для окислительно-восстановительной реакции назовите окислитель и поясните, какова его роль в данной реакции.

3. Распределение электронов по электронным слоям в атоме химического элемента 2,8,2. Назовите этот элемент, напишите формулу его высшего оксида, укажите характер его свойств.

4. Напишите формулы следующих веществ: хлорида натрия; метана, водорода. Укажите вид химической связи в каждом случае.

5. По уравнению реакции CaO+2HCl=CaCl2+H2O рассчитайте, какое количество вещества оксида кальция может прореагировать с соляной кислотой, содержащей 7,3 г хлороводорода?

Заключение

В каждом классе есть ученики, у которых слабо выражены познавательные потребности и которым хорошо учиться не только не удается, но и не хочется. В связи со сложностью и абстрактностью содержания традиционного школьного курса химии, учителю химии очень часто приходится видеть учащихся, неуспевающих по химии в силу того, что они просто не хотят ее изучать. В процессе обучения школьников с низким уровнем мотивации учителю нужно «иметь на вооружении» специфические приемы и методы педагогической работы.

После того как учитель будет иметь объективные факты, говорящие об отрицательном или нейтральном уровне учебной мотивации школьника, встает вопрос о причинах этого. Прежде чем говорить о них, отметим, что учитель должен обеспечить гуманные, доброжелательные отношения с учеником. Полученные данные об ученике не должны быть предметом обсуждения в классе. Ученику нельзя ставить в упрек его низкий уровень учебной мотивации. Надо установить причины такого положения вещей. Как показали исследования, довольно часто причиной является неумение учиться. Это, в свою очередь, приводит школьника к плохому пониманию изучаемого материала, слабым успехам, неудовлетворенности результатом и в итоге - к низкой самооценке. Не менее важной причиной неуспеваемости учащихся по химии является усиленная теоретизация учебного предмета и соответствующая сложность материала, а также нехватка времени для его рассмотрения, усвоения и закрепления.

Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания и умения, то необходимо проверить и те и другие. Учитель должен осуществлять личностно-ориентированный подход. При этом обучение должно быть ориентировано на индивидуальность каждого ученика, с включением учителя в процесс выполнения действий, заданий с занимательным сюжетом. Весь процесс обучения необходимо планировать, учитывая психологические особенности учащихся данного возрастного периода. И никогда нельзя забывать, что содержание обучения должно быть достаточно сложным, чтобы вызвать интеллектуальное развитие, но оно, в то же время, должно быть и доступным для усвоения, соответствуя реальной подготовленности учеников.

Таким образом, для достижения уровня образовательного стандарта при обучении химии учащихся с плоховыраженными познавательными потребностями учителю необходимо изучить их возрастные особенности развития, потребности и интересы, уровень развития интеллектуальной сферы и с учетом полученных данных построить процесс обучения.

Список литературы

1. Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии в 8-9 кл. Часть 1. -М.: Школьная Пресса, 2002.

2. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. - М.: Дрофа, 2004.

3. Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии. - М.; Просвещение, 1988.

4. Ковалевская Н.Б. Химия. 8 класс. В таблицах и схемах. - М.: «Издат-Школа 21 век», 2003.

5. Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. - М.: Просвещение, 1989.

6. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования - С.-Пб.: ЛОИРО, 1999.

7. Настольная книга учителя химии / Авт.-сост. Н.Н. Гара, Р.Г. Иванова, А.А. Каверина. - М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2003.

8. Особенности обучения и психологического развития школьников 13-17 лет. Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова, - М.: Педагогика, 1988.

9. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по химии / Сост. А.А. Каверина. - М.: Дрофа, 2001.

10. Педагогика: пед. теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. - М.: Изд. центр «Академия», 1999.

11. Педагогика. Уч. Пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

12. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной, - М.: Просвещение, 1991.

13. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2002.

14. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». - Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

15. Титова И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход. - СПб.: КАРО, 2002.

16. Химия. 8 класс: Поурочные планы (по учебнику Л.С. Гузея и др.). 1 полугодие/Авт.-сост. С.Ю. Дибленко. - Волгоград: Учитель, 2004.

17. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать