Естествознание как средство эстетического воспитания в младших классах

Естествознание как средство эстетического воспитания в младших классах

2

План

Введение 3

1. Современные подходы к уроку естествознания в младших классах 5

2. Эстетическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе 12

2.1 Сущность и функции эстетического сознания 12

2.2 Сущность, задачи, система эстетического воспитания 16

2.3 Эстетическое воспитание на уроках природоведения 22

3. Анализ урока по природоведению 31

Заключение 43

Литература 44

Введение

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно - эстетического развития личности. Однако на практике в современной начальной школе (в том числе и национальной) все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Основными задачами национальной школы на современном этапе являются формирование духовной сферы личности обучаемых, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с учетом общечеловеческого, конкретно - исторического и национального. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания. В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания в школе, в частности, реализации воспитывающей функции обучения. На наш взгляд, именно интегративный подход позволяет в определенной мере решить проблему обучения и воспитания учащихся начальной национальной школы.

Высоким потенциалом эстетического воспитания обладают уроки по естествознанию, в ходе которых учащиеся соприкасаются с красотой природы, учатся понимать и хранить.

Цель работы: раскрыть возможности естествознания как средство эстетического воспитания в младших классах

Задачи работы:

Охарактеризовать урок естествознания в современной начальной школе

Выявить основные цели, задачи и средства эстетического воспитания.

Проанализировать возможности эстетического воспитания в ходе изучения курса естествознания.

Провести анализ урока по естествознанию, включающего в себя элементы эстетического воспитания.

1. Современные подходы к уроку естествознания в младших классах

Основными признаками современного урока можно назвать следующие:

1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.

2. Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологии и педагогики.

3. Наличие многоплановых целей.

4. Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.

5. Деятельностный подход в обучении.

6. Изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебном процессе.

7. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.

8. Оптимизация содержания обучения.

9. Комплексный подход к организации учебного процесса.

10. Совершенная структура урока.

11. Соотношение рационального и эмоционального на уроке.

12. Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих).

13. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.

14. Оперативная обратная связь.

15. Высокий, но посильный темп урока.

16. Эмоциональный подъем на уроке.

17. Наличие НОТ учителя и учащихся.

18. Наличие благоприятного психологического микроклимата.

Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий [6, 48 - 53]. Не останавливаясь подробно на этих подходах, обратим лишь внимание на некоторые вопросы, возникающие при рассмотрении той или иной классификации. Так, в одной из классификаций предлагаются наряду с другими такие типы уроков, как урок самостоятельной работы, урок ТСО (технические средства обучения), урок практической работы. В этой связи возникает вопрос: самостоятельная работа может иметь разные цели и содержание и, соответственно, может быть связана с изучением нового материала, его закреплением, его обобщением и систематизацией, контролем качества состояния образовательной подготовки учащихся, но тогда не теряется ли качественная специфика урока данного типа? Аналогичный вопрос возникает и по поводу урока ТСО и урока практической работы.

Представляется, что необходима такая классификация учебных занятий, которая реально бы отражала образовательные цели и обеспечивала оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы.

На наш взгляд, типологию учебных занятий можно построить исходя из известной всем структуры процесса усвоения учащимися знаний.

Напомним содержание каждого звена усвоения и определим задачи учителя, решение которых обеспечивает эффективность учебного процесса.

Восприятие -- предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств.

Восприятие предполагает сосредоточенность внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии важное значение имеет субъектный опыт школьников.

Педагогические задачи учителя:

-- актуализировать субъектный опыт учащихся;

-- новый материал давать законченными в смысловом отношении частями, блоками;

-- в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное (выделить главное);

-- повторить содержание основного блока.

Осмысление -- предполагает понимание учащимися изучаемого содержания учебного материала.

В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.

Педагогические задачи учителя:

-- проанализировать с учащимися воспринятое;

-- выделить алгоритм -- строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого;

-- дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно, с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;

-- содействовать развитию у школьников умения анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;

-- осуществить рефлексию познавательных действий школьников.

Запоминание -- предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.

Известно, что можно понять то или иное явление, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание.

-- выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации.

Применение -- предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.

Педагогические задачи учителя:

-- определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;

-- обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий.

-- использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.

Обобщение и систематизация -- предполагает сведение изученного в единую систему.

Педагогические задачи учителя:

-- связать полученные ранее знания с новым учебным материалом;

-- обеспечить формулирование учащимися философских выводов;

-- использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;

Изучение логики различных типов учебных занятий позволяет утверждать, что все формы организации обучения, такие как лекция, консультация, зачет и т.п., а также так называемые нетрадиционные формы проведения (путешествие, концерт, литературная гостиная и др.), могут быть отнесены к тому или иному типу учебного занятия в зависимости от их образовательных целей (См. Приложение 1 табл. 1). Поэтому, указывая тип учебного занятия, следует определить и форму его проведения.

Данные таблицы позволяют говорить о большом разнообразии форм организации образовательного процесса. В то же время каждая из названных форм в зависимости от предметных образовательных целей может быть отнесена к тому или иному выделенному нами типу учебного занятия. Так, если в качестве формы проведения учебного занятия первого типа избрана лекция, то ее логика соответствует логике учебного занятия данного типа. В случае же, если лекция проводится с целью обобщения и систематизации знаний школьников, ее логика совпадает с логикой учебного занятия по обобщению и систематизации.

В результате рассмотрения типологии учебных занятий и логики каждого типа закономерно возникает вопрос: почему в этой типологии отсутствует комбинированное учебное занятие?

На наш взгляд, каждый из представленных типов учебного занятия в своей основе является комбинированным, так как состоит из системы этапов. С другой стороны, безусловно, допускается комбинация, предполагающая соединение по образовательным целям двух или трех типов учебных занятий. В этой ситуации значимым является правильное с точки зрения дидактики соединение логики этих занятий. Иначе учебное занятие будет представлять собой всего лишь эклектическое соединение различных этапов урока, слабо связанных с его целями.

Урок как форма организации учебной работы существует с XVII века, т. е. более 450 лет. Не удивительно, что многим кажется, будто урок существовал всегда.

Что же такое «хороший урок»? И что собой представляет вообще современный урок естествознания? Каковы проблемы и особенности построения уроков естествознания в начальной школе? Каким быть уроку естествознания в современной адаптивной школе? Как сделать его уроком самостоятельности и творчества?

В настоящее время школа повернулась к личности ученика, пытается создать условия для становления ее как субъекта собственной жизни.

Попробуем проанализировать проблемы современного урока естествознания в начальной школе.

Современные уроки естествознания. Их особенности:

1. Первая проблема -- формирование элементарной экологической культуры, осознания взаимодействий в системе «человек -- природа -- общество» и значения природы как условия жизни людей.

2. Реализация принципов научности и экологизации, а также краеведческого аспекта через региональный компонент.

3. Решение проблемы развития детей на уроках естествознания, которая заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке. Моделирование объектов природы на деятельностной основе.

4. Использование воспитательного потенциала урока и в частности мировоззрения -- воспитание человека культуры, становление идей и основ экокультуры.

5. Проблема практической направленности обучения (проведение опытов, практических и лабораторных работ, наблюдений, экспериментов и экскурсионных занятий).

Выделим особо ценные черты уроков естествознания.

1. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке, способствующей развитию важнейших психических процессов мышления, внимания, памяти, воображения, речи.

2. Использование творческих методов обучения (частично-поисковый, эвристический, проблемный).

3. Построение уроков естествознания на деятельностной основе, с использованием современных методов педагогического мастерства: моделирование учебного материала, активные формы обучения, личностно-ориентированный подход.

4. Активация личностных функций ребенка (мотивация, рефлексия, самоопределение, самоанализ и самооценка).

5. Реализация принципов научности и экологизации образования.

6. Формирование у учащихся единого ценностно-окрашенного образа мира как дома, собственного и общего для всех людей, для всего живого.

7. Использование различных источников знаний с опорой на наглядность (схемы, рисунки, таблицы, модели и т. д.).

8. Ярко выраженный развивающий характер, практическая направленность.

При этом урок должен быть здоровьесберегающим, развивающим валеологические умения детей.

Таким образом, цель уроков естествознания -- воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

2. Эстетическое воспитание школьников в целостном учебно-воспитательном процессе

2.1 Сущность и функции эстетического сознания

В материальном мире постоянно совершается развитие вещей и явлении реального мира, взаимодействие и изменение соотношения их содержания и формы проявления. В.И. Ленин подчеркивал, что содержание всегда формовано, а форма -- содержательна. Материя в своем формообразовании проходит стадии: гармонического единства и целостности формы и содержания; их противоречия, несоответствия друг другу, постепенного разрушения, изживания содержания и распада формы. Человек отражает реальную действительность, единство и противоположность содержания и формы не только рационально, с помощью обобщений и понятий, но и эмоционально, путем создания художественных образов. Его эстетическое отношение характеризуется категориями прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного. Эстетика как наука рассматривает сущность и закономерности развития эстетических явлений в природе, общественной жизни и человеческой деятельности.

Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие -- исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру. От его полноты и яркости зависят сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства. На этой основе осуществляется полноценное освоение и присвоение художественно-эстетических явлений. Целенаправленное формирование эстетического восприятия у школьников требует развития у них способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, а также музыкального слуха, умения различать стили, тональности, оттенки звука, мыслить художественными образами. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства.

Эстетическое чувство -- это субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства. возникшие в единстве с идейным осмыслением эстетического события, порождают эстетические переживания: состояния потрясения, просветления, очищения, страдания, безысходности, радости и восторга, Сострадания. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей. Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний.

Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал -- социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.

Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает художественно-эстетический вкус, способность человека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности и искусства с позиций художественно-эстетического идеала Художественно-эстетический вкус -- это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его. На этой основе развивается способность эстетического суждения -- доказательной, аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы. Эстетическое сознание человека формируется в процессе его непосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством, а также в активной творческой деятельности.

Ведущая функция эстетического сознания заключается в раскрытии мира реально существующей красоты: эстетической сущности искусства, общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений, труда, природы. Любовь к Родине невозможна без понимания и чувствования ее красоты. Трудового творчества, любви к труду не бывает без переживания чувства прекрасного. Самоотверженная борьба за убеждения немыслима без непоколебимой веры в их чистоту и направленность на достижение прекрасной жизни. Точно так же нет ненависти к предателям без отвращения к безобразному в их морали. образе жизни и злодеяниях. Нет стремления к самосовершенствованию, к борьбе с пороками в себе без переживания чувства отвращения по отношению к поступкам, противоречащим нравственным принципам.

Эстетическое общественное сознание, выражающееся в форме искусства, оказывает огромное воздействие на субъективный мир личности, порождает многообразные и сложные переживания. Эстетические чувства, потребности и идеалы стимулируют общественно полезную деятельность, укрепляют веру в убеждения, побуждают к борьбе с тем, что мешает их претворению в жизнь. В этом и состоит главная воспитательная функция искусства. Искусство как форма общественного эстетического сознания является ярким и неповторимым источником познания образа жизни, колорита, духовного содержания любой эпохи. Изучение истории с помощью искусства всегда является глубоким и основательным, так как приводит в движение всю систему эмоционально насыщенного конкретно-образного мышления. В этом проявляется познавательная, общеобразовательная функция искусства.

Чтобы постичь и присвоить духовный мир, заключенный в произведении искусства, переосмыслить, пережить и перестрадать то, о чем думал, что пережил и воплотил в образах художник, необходимо обладать большим идейным кругозором, культурой чувств, остротой восприятия. Для этого важно с раннего детства вводить детей в мир подлинного, большого искусства, развивать и образовывать их эстетическое сознание на выдающихся образцах отечественного и мирового художественного творчества. В осуществлении художественно-эстетического просвещения подрастающих и взрослых поколений -- важнейшая функция искусства.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать