Естествознание как средство эстетического воспитания в младших классах
p align="left">Общение с искусством имеет огромное значение в психическом становлении личности, в развитии ее общечеловеческих задатков и личностных качеств. Получая от художественных произведений огромное количество впечатлений, ребенок перерабатывает их и реализует в своей творческой деятельности. Искусство и детская художественная самодеятельность, обогащающие опыт жизненных отношений детей, являются средством их самовыражения и самоутверждения. Искусство выполняет важную функцию развития способности детей к художественному творчеству, которое широко используется ими в учебе, труде, игровой деятельности.

Эстетическое сознание в педагогическом процессе выполняет и функцию организационно-педагогическую. Отражая обновление жизни общества во всей ее противоречивости, искусство помогает педагогам успешно решать идейно-организационные вопросы. Облегчая детям понимание сложных общественных отношений, оно готовит почву для восприятия и принятия ими общественных требований. Возвышая благородное и героическое, оно побуждает школьников к организованности и дисциплине в труде. Высмеивая пороки, бюрократизм, оно мобилизует общественное мнение детского коллектива на борьбу со злом. Во время труда и отдыха, в туристическом походе и на привале звучит песня, снимающая напряжение, объединяющая всех, рождающая общее чувство и единую волю. Искусство заполняет свободное время школьников, наполняет его социально ценным содержанием, удовлетворяет интересы и потребности ребят, способствует их разностороннему развитию.

Искусство является важным средством, снимающим у детей напряжение от учебы, труда, спорта. Увлекая школьника, сосредоточивая его внимание на новых и ярких впечатлениях, пробуждая эстетическое чувство, удовлетворяя духовные потребности, искусство переносит его в мир переживаний и эмоциональных состояний, переключающих психическую деятельность в новое русло, создающих разрядку. Сменой количества и качества духовных впечатлений искусство осуществляет своеобразную психотерапию, выполняет психогигиеническую функцию.

2.2 Сущность, задачи, система эстетического воспитания

Эстетическое воспитание -- целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить, «по законам красоты». Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие -- организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляются с .помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся. Художественное воспитание -- целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности. Художественное образование -- процесс освоения школьниками совокупности искусствоведческих знаний, умении, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству. Художественно-творческое развитие есть целенаправленнее формирование способностей и дарований детей в различных областях искусства.

В теории эстетического воспитания утверждается положение о ведущей роли организованного педагогического воздействия по отношению к спонтанному развитию детей в их эстетическом становлении. Только целенаправленное вовлечение школьников в разнообразную творческую художественную деятельность способно оптимально развить их природные силы, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства и красоты действительности.

Другое теоретическое исходное положение теории эстетического воспитания состоит в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного.

Третье теоретико-методическое положение заключается в необходимости гармоничного решения комплекса задач в процессе преподавания искусства детям: художественно-эстетического и идейно-нравственного воспитания; обучения умениям и навыкам, обеспечивающим возможность вовлечения учащихся в активную художественно-творческую деятельность; развития физических и духовных сущностных сил и творческих способностей. Цель эстетического воспитания -- формирование у школьников нравственно-эстетического гуманистического идеала всестороннего развития личности, умения видеть, чувствовать, понимать и творить красоту. Ее достижение обеспечивает художественно-эстетическое развитие детей, становление их подлинно художественного вкуса, продуктивного образного мышления. В художественном образе как форме мышления сосредоточивается богатая информация о природе, обществе, общественных отношениях, общественном сознании. С помощью художественных образов человек мыслит, приходит к новым обобщениям и заключениям, хранит идейно богатую информацию.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания. Пренебрежение целенаправленным эстетическим развитием детей оставляет их глухими к подлинным духовным художественно-эстетическим ценностям. Поток художественно-эстетической, а вместе с ней и антихудожественной информации захлестывает необразованных молодых людей. Они доказываются неспособными разобраться в качестве этой информации, дать ей критический анализ и правильную оценку. Одновременно обнаруживается несоответствие между необходимостью осуществления всеобщего эстетического воспитания и слабостью материальных и кадровых возможностей школы.

Противоречия, и несоответствия снимаются в результате всесторонней организации и осуществления системы эстетического воспитания. Основными механизмами, приводящими в действие эту систему, являются развитое эстетическое восприятие и познание художественно-эстетических явлений; духовное общение на основе произведений искусства; художественно-творческая деятельность, развивающая способности детей и формирующая у них художественное видение мира.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении. Везде и всегда сопровождает их красота и безобразное, трагическое и комическое. Из этого следует, что не может быть всесторонне, гармонично развитого человека без эстетической грамоты, идеалов, эстетического развития и художественной образованности, без умения в работе доводить качество продукции до эстетического совершенства. Поэтому всеобщность и обязательность эстетического воспитания и развития буквально всех детей являются важнейшим условием формирования социально активной личности в детском возрасте, ее подготовки к духовной жизни и труду.

Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания. В эстетическом воспитании школьников различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуют на ребенка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства и музыки. Эстетическое воспитание осуществляется комплексно также за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики отношений и быта.

Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников. Демократизация общества -- источник красоты и нравственности-. Эстетические явления подлинно человеческой жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности. Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством че-, рез средства массовой информации. На уроках по предметам эстетического цикла учащиеся усваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретают первоначальные навыки художественно-творческой деятельности. Урок искусства в школе дает направление, определяет основные линии идейно-художественного воспитания и творческого развития ребенка. Параллельно с классными занятиями дети получают художественную информацию из средств массовой коммуникации; имеют широкие возможности для творческой самодеятельности и самовыражения. Эффективное, использование всех источников и спонтанных интересов школьников в целях их эстетического воспитания возможно тогда, когда программы внеклассной работы, формы и методы их свободно избранной художественной деятельности тесно смыкаются по целям и содержанию с программами урочных занятий.

Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей. Художественно-эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления. В процессе занятий искусством ребята приводят в движение все умственные силы и применяют образующиеся и крепнущие способности в учебной, трудовой, игровой и любой другой деятельности. В свою очередь способности, приобретаемые учащимися в общественно полезной, умственной, физической работе, широко используются в области художественно-эстетической.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, очерков, рецензий знакомит детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, ре.; самовыражения детей. Это достигается, когда художественная самодеятельность является не репродуктивной, не подражающей западным образцам, а тесно связанной с активным художественным творчеством на народной основе.

Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношении, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость. Для ребенка все имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность костюма, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда и характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в созидании которой ребенок принимает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным ее защитником и пропагандистом. Поддержание красоты во всем, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического воспитания, но и воспитания в целом.

Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

Важную роль в системе эстетического воспитания играет труд. Производство, особенно в условиях радикальной экономической реформы, не может игнорировать растущие эстетические потребности и вкусы людей. Не отвечающие эстетическим требованиям товары морально-эстетически устаревают еще в процессе производства, залеживаются в магазинах, на складах, превращаются в недвижимый, омертвленный капитал, лишающий предприятие возможности существовать на основе хозрасчета и самофинансирования. Затоваривание связано также и с тем, что некоторые оригинально исполненные изделия прикладного искусства -- керамические вазы, женские украшения, ковры, посуда -- не привлекают внимания покупателей из-за обедненности их собственных художественных представлений и воображения. Органическая взаимосвязь труда и красоты, производства и потребления требует вовлечения школьников в труд, отвечающий современным эстетическим критериям. В таком труде осуществляется художественно-эстетическое воспитание будущего участника рыночного производства -- потребителя товаров и духовно-эстетически развитого члена общества.

Большое место в эстетическом воспитании школьников занимает красота природы. Заинтересованное отношение к ней появляется у детей, когда они обретают способность любоваться и очаровываются ее красотой. В процессе эстетического переживания ребята самозабвенно и глубоко отдаются этому удивительному состоянию восторга и благоговейного умиления.

Эстетическое, духовное отношение школьников к природе рождает и развивает у них нравственное отношение к ней. Дети постепенно приходят к пониманию того, что доброе отношение к природе заключается в сохранении приумножении ее богатства и красоты. Нанесение природе ущерба, загрязнение окружающей среды, расхищение ее богатств есть величайшее зло. Природа способствует пробуждению у ребенка высокой нравственности, связывая в его сознании образ Родины с неповторимой красотой родной земли. Так, эстетическое отношение к природе развивает в детях нравственность, а нравственное отношение к ней обогащает их духовный мир.

2.3 Эстетическое воспитание на уроках природоведения

«Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить о ней»,-- так писал более ста лет тому назад Л. Н. Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем та, среди которой живем мы. Реки тогда спокойно несли в океан свою прозрачную, чистую воду, леса стояли дремучие, а в голубом небе ничто не нарушало тишины. Совсем недавно мы поняли, что всего этого -- чистых рек и озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и птиц -- становится все меньше и меньше.

Этот прекрасный мир ощущает на себе и добрую руку человека, ведомого разумом, и руку неразумного глупца; словом, и тех, кто улучшает мир живого, и тех, кто подавляет этот мир, подталкивает саму жизнь в тупик. Великое сообщество людей, которых на планете теперь более 5 миллиардов, предстает сегодня и как сила созидающая, и как сила разрушительная, в постоянном борении Добра и Зла.

Современные проблемы взаимодействия общества и природы поставили ряд новых задач перед школой и педагогикой. Причины экологического кризиса нужно искать не только в сфере экономики, но и в сознании людей. И чтобы избавиться от угрозы грядущей мировой катастрофы, необходимо изменить отношение людей к другим людям, к самим себе.

Сегодня преступно уже не только уничтожение природы, но и бездействие перед надвигающейся катастрофой. Ученые утверждают: чтобы довести земную цивилизацию до краха, вовсе не обязательно затевать войну; вполне достаточно просто жить так, как живем сейчас.

Одна из задач современной школы -- сотворение человека, великодушного к людям и природе, способного любовью и своей положительной деятельностью сберечь мир, который уже не может уцелеть сам по себе, без нашей помощи и любви.

Приобщение ребенка к основам экологических знаний, экологической культуры в целом только тогда даст результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к их освоению, к пониманию системы взаимосвязей, существующих в мире природы.

Экологическая культура человека предполагает и усвоение научных знаний о природе. Чтобы они были прочными, важно в ребенке пробудить интерес к познанию окружающего мира, желание видеть в обыденном чудесное, в привычном -- необычное. М. Пришвин писал: «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав -- невозможно не полюбить».

Творческое отношение к природе требует знания ее. Трудно охранять животных и растения, не имея представления о них, не зная ничего об их образе жизни. Увеличение объема времени на изучение курса позволяет конкретно и более глубоко познакомить детей с большим количеством растений, животных, дать историко-культурные сведения о них, проникнуть в чудесные тайны их жизни. Для этого совершаются экскурсии в мир народных примет, легенд, наблюдений. И если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью.

Накопление, систематизация знаний и сами по себе важны, но, что гораздо существеннее, они верный мост к воспитанию человеком своей души, к деятельностной сопричастности ко всему живому во Вселенной. Чтобы занятия приобрели экологическую направленность, учитель придерживается взгляда на природу как экологическую целостность, сам стремится проникнуть в суть взаимодействия природы и человека, увидеть в системе конкретных знаний отражение ведущих закономерностей живой природы: многообразие видов, их приспособленность к среде обитания, изменение в процессе роста и развития, жизнь в сообществах, назначение в природе.

Важный метод познания мира - непосредственное наблюдение окружающих предметов и явлений природы, которому в программе курса отводится особое место. «Нужно,-- писал Я. Каменский,-- учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, т.е. знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».

Величайшим злом, по словам Л. Н. Толстого, является усвоение детьми непонятных и непроверенных фактов и обобщений. Надо пользоваться всякой возможностью, чтобы дети на основе личного опыта самостоятельно приобретали доступные им знания. Они должны складываться на основе живого, непосредственного наблюдения. Именно такие знания лежат в основе приобщения ребенка к миру естествознания. Целенаправленные наблюдения способствуют развитию любознательности, самостоятельности, накоплению чувственного опыта и его осмыслению.

Они проводятся систематически в течение всего учебного года. При этом появляется возможность избежать формального знания, не опирающегося на чувственную основу.

Вот некоторые темы заданий для наблюдений: «Смотрю и вижу», «Твое маленькое открытие», «Постарайся увидеть сам» «Кто первый заметит», «О том, что не сразу увидишь». Почти в каждой теме дети делают самостоятельные открытия, получая задание для наблюдения до урока, во время и после него. Важно, чтобы при этом сочетались научность и доступность, увлекательность, занимательность, эмоциональность, т. е. чтобы наблюдения были одной из основ рационально-образного познания природы. Необходимо учить детей не просто видеть и слышать, а учить их понимать и чувствовать сердцем родную природу.

Гуманитарная направленность программы отводит особое место на уроках литературе и искусству. Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру. Ведь образная яркая речь повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию. Неповторима и незаменима роль искусства как одной из форм художественного познания мира, организующей сферу чувств, восприятия.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать